Статья "Групповые занятия на уроках математики"
Групповые занятия на уроках математики
На современном этапе в России реализуется Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) нового поколения. Его особенностью является системно-деятельностный подход, ставится главная задача - творческое развитие личности учащихся, нацеленное на реальные виды деятельности и конкретные результаты. Одной из основных форм учебно-воспитательной работы при реализации ФГОС нового поколения является групповая работа учащихся.
Важны для применения такие формы деятельности на уроках, которые дают больше возможности для работы с учениками различных уровней развития, не ущемляя их личности, не нанося морального вреда, развивая творческие возможности и сохраняя его желание учиться.
Групповая работа – это полноценная самостоятельная форма организации обучения и воспитания. Уникальность групповой работы поддерживается такими ее признаками, как непосредственное взаимодействие между учащимися и опосредованное руководство деятельностью ученика со стороны учителя. Учитель руководит процессом работы: предъявляет задание, инструкцию по его выполнению, оценивает результаты работы групп. Деятельность и руководство каждого ученика каждого ученика осуществляется членами внутри группы.
Для мировой педагогики нового столетия характерен переход к таким моделям обучения, которые ставят ученика в активную позицию. Учебный процесс строится как поисковая, исследовательская деятельность, в ходе которой происходит обмен мнениями, разворачиваются дискуссии. Переход классно-урочной системы от фронтальной к индивидуальным и групповым формам работы – это требование времени, а не дань моде. И в этой связи представляется не совсем оправданным то скромное место, которое пока еще занимает в школе групповая работа.
Введение данной формы работы вызвано рядом причин:
а) стремление учителей к новациям;
б) ощущение недостаточности общения учащихся на уроке при фронтальной работе и дома (малодетные семьи, занятость родителей на работе, уменьшение общения со сверстниками из-за увлечения компьютером);
в) слабо выражены навыки сотрудничества и взаимопомощи, которые могли бы создать благоприятную эмоциональную атмосферу, развить интерес к знаниям.
Сущность обучения в группах состоит в том, что на этих занятиях происходит взаимодействие между педагогом и учащимися и между учащимися.
Принципы работы в группах:
- При работе в группах дети должны знать не только конкретную задачу, но и цель урока;
- Работа может быть организована на определенной части урока, может продолжаться весь урок или охватывать несколько уроков;
- На данном уроке класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, величина групп различна (в основном 4-6 человек или пары), состав групп может меняться в зависимости от содержания и характера предстоящей работы;
- Каждая группа получает определенное задание (одинаковые или дифференцированные), однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная – различных заданий разными группами;
- Задания в группе выполняются таким образом, который позволяет оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
- Состав группы может быть разным, подбираются учащиеся и по принципу одинакового уровня обученности и наоборот для компенсации недостатков друг друга и путем жребия, главное: в группе не должно быть негативно настроенных друг к другу учащихся;
- В итоге работы необходимо дать классу ответный комментарий, дети хотят знать, как они работали, адекватны ли их ответы вашим ожиданиям.
Требования к учителю:
- объяснить цель работы;
- разбить всех на группы;
- раздать подготовленные и размноженные задания с инструкциями;
- контролировать ход работы и результат;
- по мере необходимости оказывать помощь отдельным ученикам.
Преимущества данной формы обучения:
- Приобщение к важным жизненным навыкам (действенное общение, умение слушать, встать на точку зрения другого, разрешать конфликты, работать сообща);
- Улучшение академической успеваемости;
- Воспитание самоуважения;
- В группе учащиеся лучше занимаются, никому не хочется быть хуже других;
- Учащимся более интересно, так как они включаются в деятельность;
- Результат оказывается более высоким, чем результат каждого ученика в отдельности;
- Источником знаний становится каждый член группы, известно: «тот, кто учит других, учится сам»;
- У учащихся меньше возможности «просто отсидеться»;
- Возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и учащихся – консультантов;
- Привлечение учащихся – консультантов исключает предвзятое отношение учителя к ученику.
Из личного опыта работы:
1) Изучение нового материала.
а) Математика. 9 класс. Новое задание из ОГЭ 2019/2020 учебный года. (класс получает домашнее задание: первые 4 вопроса из первого задания, а консультанты – опережающее д/з: пятый вопрос из первого задания).
б) Геометрия. 7 класс. «Теорема о сумме углов треугольника». (5 групп, задания однородные, измеряются транспортиром углы треугольника, при помощи наводящих вопросов выводится доказательство теоремы, в группе учащиеся получают одинаковые отметки).
в) Геометрия. 7 и 8 класс. «Задачи на построение».( работа в парах при помощи циркуля и линейки, задания однородные, отметки в парах одинаковые).
2) Проверка знаний, умений и навыков.
а) Алгебра. 6 класс. «Умножение алгебраических дробей». (5 групп, 5 консультантов, которые работу сделали дома в качестве опережающего д/з, они оказывают помощь, засчитывают верные ответы, сами выставляют отметки в своей группе).
б) Геометрия. 8 класс. «Площадь многоугольника».( дифференцированные задания группам, сформированным по уровню обученности – слабые, средние, сильные ).
3) Обобщение и систематизация знаний.
а) Алгебра. 9 класс. « Функции». ( дифференцированные задания по группам, от каждой группы заслушивается объяснение и руководитель группы оценивает вклад каждого участника группы).
б) Алгебра. 7 класс. «Действия с алгебраическими дробями» ( в каждой группе один отстающий, происходит коллективное обучение этого ученика, группа получает отметки в зависимости от результатов его работы).
4) Отработка ЗУНов. 6 класс. Математический диктант по любой тематике. ( работа в парах, взаимопроверка ).
Данная форма организации работы, то есть работа по группам, конечно не идеальна.Среди трудностей надо отметить:
- учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в учебном материале и избрать нужный путь его изучения;
- при работе в группах учащиеся больше устают, не всегда могут решать конфликтные ситуации не нарушая общей тишины на уроке;
- предварительная работа учителя.
Данную форму работы нельзя считать универсальной и противопостовлять другим формам работы. Они должны взаимно дополнять друг друга. Только в сочетании с фронтальной и индивидуальной формой обучения, работа в группах приносит ожидаемые результаты.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Морева Виктория Леонидовна
→ Публикатор 21.11.2019 0 1064 241 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.