Презентация "Создание проблемных ситуаций на уроках математики в 5 - 9 классах"


Слайд 1
Муниципальное общеобразовательное учреждение Брейтовская средняя общеобразовательная школа Создание проблемных ситуаций на уроках математики в 5-9 классах (из опыта работы) Автор: Бисева О.С, учитель математики Выступление на РМО учителей физики, математики и информатики
Слайд 2
Проблема сама прокладывает путь к новым знаниям и способам действия. М.Марков
Слайд 3
Метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом.
Слайд 4
Схема:  планирование учениками своей деятельности  выбор ими источников информации  освоение новых знаний в процессе самостоятельной деятельности с этими источниками  самоанализ школьниками результатов работы. Учитель – организатор деятельности детей.
Слайд 5
Этапы урока: 1. Самоопределение к деятельности (орг. момент). 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. 3. Создание проблемной ситуации, постановка учебной задачи. 4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания). 5. Первичное закрепление во внешней речи. 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 7. Включение в систему знаний и повторение. 8. Рефлексия деятельности (итог урока)
Слайд 6
Проблемная ситуация в обучении – это спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у обучающихся к обсуждаемой теме. Цель: * осознание и разрешение этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя; * овладение обучающимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.
Слайд 7
Приёмы создания проблемных ситуаций: проблемная ситуация «с удивлением»; проблемная ситуация «с затруднением»; побуждающий диалог; подводящий диалог; сообщение темы урока с использованием приёма «яркое пятно» ;  демонстрация непонятных явлений;  приём – апелляция к жизненному опыту детей.     
Слайд 8
Создание проблемной ситуации «С затруднением» Алгебра, 7 класс, тема « График функции у = | х |» Анализ Учитель Ученики задание на известный материал – Постройте графики функций: задание на новый материал – Постройте график функции: y = |x| Испытывают затруднение побуждение к осознанию – Смогли выполнить задание? – В чем затруднение? – Нет, не смогли – Таких графиков мы не строили (Осознание противоречия) побуждение к проблеме – Сформулируйте тему урока? – График функции y = |x| «открытие» новых знаний Консультирует, направляет Работают над освоением новых знаний Успешно выполняют задание y = x, y = x2 (Проблемная ситуация)
Слайд 9
Создание проблемных ситуаций через решение задач, связанных с жизнью: 5 кл. Тема «Периметр прямоугольника» Семья Кости летом переехала в новый дом. Им отвели земельный участок прямоугольной формы. Папа решил поставить изгородь. Он попросил Костю сосчитать сколько потребуется штакетника, для изгороди, если на 1 погонный м. изгороди требуется 10 штук? Сколько денег потратит семья, если каждый десяток стоит 100 рублей. Проблемная ситуация: нужно найти длину изгороди (периметр прямоугольника).
Слайд 10
Создание проблемных ситуаций через решение задач, связанных с жизнью: 6 классе «Решение и задач по теме «Деление многозначных чисел на однозначное» Учитель Ученики Задача№1. Групповая работа. В школе учатся 113 человек. Для благоустройства пришколь- Учащиеся решают задачу. ной территории каждый ученик весной должен будет посадить Обсуждают ответ на вопрос. по 2саженца. В школу привезли 226 саженцев берез. Хватит ли -возникновение проблемной саженцев на всех учащихся школы? ситуации. Задача для 2 группы. Задача№2. В школе учатся 113 человек. Для озеленения клумб закупили рассаду цветов в количестве 336 штук. Каждый Ищут выход из сложившейся ученик должен посадить по 3 ситуации. кустика рассады. Хватит ли - выдвижение гипотез. рассады на всех учеников? Как можно исправить ситуацию? Что нужно сделать для этого?
Слайд 11
Создание проблемной ситуации через противоречие между житейским представлением и научным фактом. Математика 5 класс, тема «Решение текстовых задач на проценты» Анализ вопрос «на ошибку» предъявление научного факта расчетами побуждение к осознанию постановка проблемы Учитель Ученики – Предположим, цена шоколада – Цена товара не была А. Затем цена повысилась на изменилась. 10%, а к Новому году снизилась ( Житейское представление) на 10%. Изменилась ли цена товара? – Считаем. Цена товара была 100 руб. После повышения на 10% стала 110 руб. А после понижения на 10% стала? – Что вы сказали сначала? – А что оказывается на самом деле? – Значит, каких задач мы еще не умеем решать? В чём проблема? На какой вопрос мы будем сегодня искать ответ? 99 рублей! (Проблемная ситуация) – Цена не изменится – Цена уменьшилась (Осознание противоречия) –Мы не умеем применять знания на вычисление процентов при решении задач. (формулируют тему урока)
Слайд 12
Использование приема «подводящий диалог». Геометрия, 8 класс, тема «Подобные треугольники» Учитель Ученики  У вас на партах по три треугольника. Рассмотрите их.  Уберите лишний треугольник.  Рассматривают треугольники.  Почему вы так сделали?  Что значит похожи? Какие элементы определяют основные свойства треугольника?  Что можно сказать об углах треугольников 1 и 2? А сторонах? Давайте их измерим.  Треугольники 1 и 2 похожи.  Значит, что можно сказать о треугольниках 1 и 2?  Подберите синоним к слову «похожи»?  Значит, тема урока сегодня?  Убирают треугольник 3.  Стороны и углы  Углы равны, т.к при наложении совпали.  Стороны треугольника 1 в 2 раза больше сторон треугольника 2 .  У них углы равны, а стороны пропорциональны.  Подобны  Подобные треугольники. (формулируют тему)
Слайд 13
Создание проблемных ситуаций через умышленно допущенные учителем ошибки: 7 кл. Тема «Формулы сокращённого умножения» Запись учеников Запись учителя а) (2-а)(2+а) = 4 + 2а – 2а – а2 = 4 - а2 а) (2-а)(2+а) = 4 - а2 б) (5с-6)(5с+6)= 25с2 + 30с – 30с - 36 =25с2 - 36 б) (5с-6)(5с+6)= 25с2 - 36 Запись учеников Запись учителя а) (2-а)(2+а) = 4 + 2а – 2а – а2 = 4 - а2 а) (2-а)(2+а) = 4 - а2 в) (8+ 3у)(8 – 3у)= 24у- 36+24у в) (8+ 3у)(825с–2 3у)= 64 - 9у2; б) (5с-6)(5с+6)= 25с2 +64 30с–– 30с =25с2 -–36 б) (5с-6)(5с+6)= - 36 2 3у)(8 – 3у)= 64 – 24у +24у – 9у2 = 64 в) (8+ 3у)(8 – 3у)= 64 - 9у2; 9у2 = 64 - в)9у(8+ ; 2 9у ;
Слайд 14
Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов нового поколения. Наша задача – вырастить ученика, который может увидеть проблему и решить ее.
Слайд 15
Эффективным приёмом реализации данного подхода является создание проблемных ситуаций.
Слайд 16
о б и с ! а е Сп мани и н в за

Полный текст материала Презентация "Создание проблемных ситуаций на уроках математики в 5 - 9 классах" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бисева Ольга Сергеевна  Публикатор
10.02.2020 0 2262 93

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК