Статья "Приемы смыслового чтения на уроках математики"


(слайд 1)

 

Формирование навыков смыслового чтения

на уроках математики и во внеурочной деятельности.

 

(слайд 2)

Эти добрые люди и не подозревают, каких

трудов и времени стоит научиться читать. Я

сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать,

чтобы вполне достиг цели.

И. Гете

 

Современная эпоха глобализации и информатизации обнажила многие проблемы современного образования. Среди них особо выделилась проблема смыслового чтения.

 

(слайд 3)

 

Сейчас происходит информационный взрыв и вместе с тем информационный кризис. Проявляются противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками информации. Залог успеха - в умении извлекать информацию из разных источников, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать. Поэтому проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования.

В Федеральном государственном образовательном стандарте, отражающем социальный заказ нашего общества , в качестве обязательного компонента вошло «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров», что в современном информационном обществе носит метапредметный характер.

Смысловое чтение – это вид чтения, которое нацелено на понимание читающих смыслового содержания текста.

 

(слайд 4 – только на слайде)

 

Составляющие смыслового чтения включены в структуру всех универсальных учебных действий, которые представлены на слайде.

 

  • в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;

  • в регулятивные УУД – принятие обучающимися учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

  • в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря;

  • в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

 

Т.к. чтение в современном информационном обществе носит метапредметный характер, то это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения. В частности, данная работа должна проводиться и на уроках математики, казалось бы, на таком предмете, который меньше всего связан с чтением.

 

Чтобы погрузиться в проблему смыслового чтения, предлагаю вам текст задачи из ЕГЭ по математике профильного уровня.

 

(слайд 5 - только на слайде)

 

Вася увлекается роботехникой и хочет получить на Новый год в подарок Lego Mindstorms. В Интернет магазине такой набор стоит 19000 руб. и магазин гарантирует, что до Нового года цены не изменятся. В начале года американский дедушка, зная об увлечениях внука, прислал Васе в подарок 200 долларов. По совету пап Вася отнес их в «Самый надежный банк» и положил на валютный депозит под 2% годовых.

Русская бабушка, которая тоже очень любит Васю, подарила ему в начале года 6000 руб. Вася также отнес их в «Самый надежный банк» и положил на рублевый депозит под 10% годовых. Хватит ли Васе денег на подарок, если в конце года курс доллара составит 62,5 руб за доллар?

 

Очень часто, обучающиеся даже не приступают к задачам подобного рода, т.к. их пугает объемный текст, многие не дочитывают задачу до конца.

 

(слайд 6)

 

А виной проблема, которая остро стоит перед обучающимися и преподавателями: недостаточное понимание смысла читаемого (задач, текстов, заданий) на уроках математики и во внеурочной деятельности.

 

(слайд 7)

 

Причин возникновения проблем при работе с текстом много:

  • своеобразный язык математики, абстрактность теории, сжатость и краткость изложения;

  • широкое применение символики, преобладание дедуктивного метода изложения информации;

  • сложно выделить главное и второстепенное для решения задачи;

  • тесная связь текста с иллюстрациями и чертежами;

  • в текстах учебников математики имеются так называемые «пробелы в тексте» - это ссылки на уже известный материал, формулы или теоремы.

 

В связи с этим перед учителем стоит цель: научить обучающихся работать с текстом задачи или другим математическим текстом для выявления его детального смысла.

 

Начинать эту работу на уровне основного образования следует с 5 класса. Увеличение нагрузки на уроках математика заставляет задуматься над тем, как поддержать у детей интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Один из способов – решение заданий занимательного характера. 

 

(слайд 8,9 - только на слайде)

 

Для этого на уроках и во внеурочное время я провожу «Веселые математические минутки», на которых ребятам предлагаются веселые задачки, казалось бы, с очевидным ответом. Но для того, чтобы правильно ответить на вопрос, ребятам нужно внимательно прочитать текст, осмыслить его и только потом ответить. В ход проведения таких игр лучше вносить соревновательный момент, тогда дети внимательно слушают соперников, более тщательно анализируют представленный текст задачки. Во время такой игры развиваются внимательность, быстрота реакции, ориентация в логическом изложении текста.

 

  • Когда лошадь покупают, какая она бывает? (мокрая или чистая)

  • В комнате было: 12 цыплят, 3 кролика, 5 щенят, 2 кошки, 1 петух и 2 курицы. Сюда зашел хозяин с собакой. Сколько в комнате стало ног? (2, у животных лапы)

  • Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей. (5, щука и угорь - рыбы)

  • Стоит в поле дуб. На дубе 3 сука, на каждом суке по 5 веток, на каждой ветке по 3 яблока. Сколько всего яблок?(на дубе яблоки не растут)

  • На дорожке сидели 6 воробьев, к ним прилетели еще 5 воробье, а потом еще 11. Кот подкрался и схватил 1 воробья. Сколько воробьев осталось на дорожке?(1, остальные улетели)

 

(слайд 10 )

 

Об использовании приемов технологии смыслового чтения на уроках математики я расскажу на примере уроков по теме «Угол. Виды углов.», которая изучается в курсе математики 5 класса на протяжении 5 часов.

 

(слайд 11 – только на слайде )

 

В начале урока, перед решением задач, следует повторить необходимые понятия данной темы. Для этого я использую прием «Дополнение информации» (необходимо заполнить пропуски в тексте определений несколькими словами)

 

(слайд 12 - только на слайде)

Одним из наиболее часто используемых мною приемов смыслового чтения является прием «Верные и неверные утверждения».Значимость этого метода возросла после включения в ОГЭ по математике задания №20 по геометрии, которое предполагает оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения.

 

 

  • . Единицы измерения углов: миллиметры, сантиметры?

  • Единицы измерения углов: миллиграммы, килограммы?

  • Единицы измерения углов: градусы, минуты?

  • Развёрнутый угол имеет градусную меру 100°?

  • Развёрнутый угол имеет градусную меру 90°?

  • Развёрнутый угол равен 180°?

  • Прямой угол равен 160°?

  • Прямой угол равен 90?

  • Острый угол больше прямого?

  • Острый угол равен прямому?

  • Острый угол меньше прямого?

  • Тупой угол меньше прямого?

  • Тупой угол всегда больше прямого и меньше развёрнутого?

  • Угол, меньше 90° называется острым?

  • Угол, больше 90°, но меньший 180°, называется тупым углом?

 

 

(слайд 13 - только на слайде)

 

После решения простейших примеров из рассматриваемой темы, я обычно предлагаю обучающимся разбиться на пары, и каждой паре предлагается составить стихотворение из 5 строк по данной теме (прием «синквейн»), что позволяет детям синтезировать сложную математическую информацию, более глубоко ее осмыслить.

 

 

Математика

Тема (существительное)

Угол

Описание темы (2 прилагательных)

Острый, тупой

Описание действия (3 глагола)

Строим, измеряем, вычисляем

Описание (фраза из 4 слов)

Живет в окружающем мире

Синоним темы (существительное)

Фигура

 

 

 

(слайды 14 – только на слайде)

 

Еще один прием, используемый на уроках, «Найди ошибки в тексте» или «Сколько ошибок в тексте». Книги В.Левшина позволяют это задание сделать увлекательным и интересным.

 

 

 

 

В одном карманчике у меня только чернила и ручки. На другом карманчике написано «Чертежные принадлежности». Прежде всего циркуль – без него не провести ни одной прямой линии. Рядом угольник – в дороге приходиться измерять разные углы, тут без угольника не обойтись.

 

И так у меня разложено всё необходимое. И всё –таки в этот раз я забыл захватить очень нужную вещь – географические карты! Придётся у каждого встречного спрашивать, на какой я улице и в какой стране.

 

Эти и другие приемы технологии смыслового чтения я применяю на различных уроках и на разных их этапах.

 

(Слайд 15-17 – только на слайде)

 

Кроме того, к технологии смыслового чтения я прибегаю и во внеурочное время. Внеурочная деятельность более эффективно, чем урочная, позволяет удовлетворить индивидуальные познавательные потребности обучающихся, организовать деятельность, направленную на развитие конкретного ученика, достижение личностных результатов освоения основной образовательной программы.

 

 

Используя на уроке приемы смыслового чтения, я даю учащимся возможность самостоятельно усвоить новые знания, умения и компетентности, учу правильно организовать усвоение материала. Кроме того, при переходе от одного приема к другому меняется активность разных зон головного мозга. А это позволяет предупреждать утомляемость и приводит к развитию когнитивных способностей.

 

(Слайд 18) Спасибо за внимание.

 


Полный текст материала Статья "Приемы смыслового чтения на уроках математики" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Носкова Людмила Сергеевна  Публикатор
21.02.2020 0 741 64

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Хотите лучше владеть компьютером?
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0