Статья "Технология группового обучения на уроках математики"


Технология группового обучения на уроках математики.

Сегодня одна из важнейших задач общеобразовательной школы состоит уже не в том, чтобы «снабдить» учащихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. Как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу и активизировать их в течение всего урока, чтобы роль преподавателя состояла не в том, как яснее и красочнее, чем в учебнике сообщить необходимую информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главное действующее лицо ученик.  

В школе я работаю седмой год. Когда я пришла в школу как преподаватель, не имеющий опыта и навыков работы с детьми, были небольшие затруднения в организации проведения учебной деятельности. Свои уроки я выстраивала по принципу учителей, которые меня учили в школе. В основном, до сегодняшнего дня, на своих уроках я использовала две организационные формы: фронтальную и индивидуальную. Я считаю, что данные формы работы не позволяет в полном объеме использовать потенциал каждого ребенка. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно. Все это побуждает меня к поиску педагогических технологий и использование их в своей практике. Введение новых технологий вносит радикальные изменения в систему образования: ранее ее центром являлся преподаватель, а теперь – учащийся. Это дает возможность каждому ученику обучаться в подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям. 

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее приемлемым с моей точки зрения является групповая технология.  Во-первых, потому, что в условиях классно урочной системы этот тип занятий наиболее легко вписывается в учебный процесс. Во-вторых, групповая технология обеспечивает не только успешное усвоение материала всеми учащимися, но и интеллектуальное, нравственное развитие учащихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим. В условиях такого обучения комфортно чувствуют себя сильные и слабые ученики. 
Как показывает практика целесообразно, чтобы в составе группы были учащиеся всех уровней подготовки. При этом не менее половины должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой. Также одно из самых главных условий для создания рабочей обстановки в группе – это личностные взаимоотношения между учащимися. В ходе работы членам группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу. Результаты совместной работы учащихся в группах, как правило, всегда значительно выше по сравнению с выполнением того же задания каждым учащимся индивидуально. Члены группы помогают друг другу, несут коллективную ответственность в результатах отдельных членов группы. Наряду с помощью учителя каждый получают помощь и со стороны сильных учеников в своей группе, а также из других групп. Причем, помогающий ученик получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. 
При оценке деятельности каждого учащегося в группе нами используется оценочный лист, в котором ответственный за это ученик в каждой группе выставляет оценку за проделанную работу всем участникам группы (по 5- бальной шкале).

Ф.И.

 

Вид работы

Оценка в баллах

1

Предлагал решение

 

2

Нашел решение

 

3

Активно работал в группе

 

4

Пассивно работал в группе

 

5

Итого за работу в группе

 


Пример. Математика, 5-й класс. Тема: «Решение задач.». 

Этап урока : Закрепление изученного материала.
Все ученики делятся на группы. В каждой группе по 4 - 5 человек, из которых один «сильный», один «слабый», остальные со средним уровнем подготовленности. 
Для всех групп задание дается одинаковое: предлагается решить 5 задач разного уровня сложности. Первое - простое, а пятое - самое сложное:  Все учащиеся работают коллективно. Ответившая группа получает усложненный вариант задания, а учителем проверяются ответы следующей группы. 

Примерные задания для групп:
1) В троллейбусном парке 240 троллейбусов, из которых выехали на свои маршруты. Сколько троллейбусов выехало из парка?
2) В автопарке имеется 136 автомобилей, из них   составляют грузовые, а остальные – легковые автомобили. Сколько в автопарке легковых автомобилей?
3) Длина прямоугольного параллелепипеда равна 40 см, ширина составляет длины, а высота - ширины. Вычислите объём параллелепипеда.
4) Ширина прямоугольника равна 60 см, что составляет , его длины. Вычислите периметр и площадь прямоугольника.
5) Одно из слагаемых равно 36, и оно составляет   суммы. Найдите второе слагаемое.
Групповая форма несет в себе ряд недостатков – это трудности комплектования групп и организации работы в них; включение сразу всех учеников в работу, рабочий шум на уроке. Несмотря на отмеченные трудности, проведенная работа показывает, что применение групповой работы при обучении математике эффективно. Групповая работа способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Также при совместной работе учащиеся приучаются сотрудничать друг с другом при выполнении общего дела, формируются положительные нравственные качества личности.


Полный текст материала Статья "Технология группового обучения на уроках математики" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гончарук Елена Сергеевна  Публикатор
27.02.2021 0 877 152

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК