Статья "Проектная технология как фактор повышения качества образовательного процесса"


Городская научно- методическая конференция педагогов

«Инновации и традиции в современном образовании»

Секция: Проектная и исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве

Название: «Проектная технология как фактор повышения качества образовательного процесса»

Малькова Елена Юрьевна

МОУ «СОШ №45» г. Саратов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Плохой учитель преподносит истину,

хороший учит ее находить.

А. Дистервег

 

 

 

 

Проектное обучение на уроках математики.

Актуальность

Происходящие изменения в современном обществе требуют применения новых педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – самоопределения, профессиональной деятельности и повседневной жизни. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

В современном российском образовании ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования». Формирование ключевых компетентностей, к которым относится проектная компетенция, должно стать одним из результатов общего среднего образования, а проектирование и проектная деятельность – новым его содержанием. Учителю приходится задумываться над новыми методами обучения, использовать новые технологии преподавания, которые развивают мотивацию школьников к учебно-познавательной деятельности, повышают их интеллектуальный уровень, раскрывают творческие способности. Поэтому сегодня актуален вопрос: «Какие технологии выбрать?»

Пройдя подготовку по программе Intel «Обучение для будущего», а также обучение на семинаре-тренинге по программе «Метод проектов», который организовал СарИПиКРО, я, тем не менее, не совсем ясно представляла себе, как на уроках математики можно с успехом использовать данную технологию. Понятно было одно: процесс, обучения по методу проектов — процесс двусторонний; для успеха обучения требуется не только высокое качество работы учителя, но и активная исследовательская деятельность учащихся, их желание овладеть передаваемыми учителем знаниями, их неугасающий интерес к обучению. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе и новые, которые еще предстоит приобрести, и получить в итоге реальный, ощутимый результат.

  Опыт моей педагогической деятельности обозначил следующую проблему. Востребованными качествами выпускника на сегодняшний день являются: публичное представление результатов исследований, способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения, оценивать и анализировать, делать свой выбор. При этом на уроках математики учитель преподает учащимся систему знаний, умений и навыков, сложившихся в прошлом веке. Основной вид деятельности на уроках математики (в условиях классно – урочной системы) – решение задач, что делает проблематичным применение проектно – исследовательской деятельности. Сегодня овладение определенным объемом навыков перестает быть самоцелью и превращается в процесс воспитания, развития и образования личности. Проектная и исследовательская деятельность обучающихся позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, поэтому я определила следующие задачи для успешного математического обучения школьников:

  • дать представление о структуре проектной, исследовательской деятельности; о способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;

  • учить овладевать способами деятельности: учебно – познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;

  • способствовать освоению ключевых компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;

  • формировать умения публичной защиты работы.

Актуальность проблемы обусловлена также ее методологической значимостью, так, знания и умения, необходимые для организации учебно – исследовательской деятельности, которые станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в профильной школе, а также для организации научно-исследовательской деятельности при обучении в вузах, колледжах, техникумах.

На мой взгляд, формированию надпредметных навыков, или как сейчас принято говорить компетенций, способствует проектная деятельность, которая стала предметом педагогического исследования и полем инновационной образовательной практики. У ученика появляется возможность расширения и совершенствования своих интеллектуальных знаний, овладения элементами проектной деятельности, проектных умений.

Проектной деятельностью занимаются давно. Однако проекты в своем большинстве, создавались в гуманитарных и естественно - научных областях знаний.

В своей педагогической практике я применяю методы проектов достаточно давно (с 2007г.). Под моим руководством ученики 7 класса сделали презентацию «Прямоугольная система координат на плоскости» по теме «Координатная плоскость», казалось, вообще ничего нового для учащихся 7 класса представить невозможно. Результат превзошел все мои ожидания — дети увлеклись, загорелись, и когда я спросила, хотели бы они сами попробовать создать что-то подобное, то по выражению их лиц я поняла, что этот вопрос их заинтересовал. На следующий учебный год этими учениками подготовлено уже 3 проекта, среди которых и информационно-исследовательский, и практико-ориентированный и обзорный. Темы проектов следующие:

        «Параллельные прямые»

(Вердиян А., Столяров Е., Филиппов П.)  

        «Симметрия»

(Фролов Т., Гудкова Э., Кричевская Л., Лопаткина Р.)

        «Треугольник и окружность»

(Вердиян А., Столяров Е., Филиппов П.)

Поскольку эти проекты готовились в течение всего учебного года, то они сыграли неоценимую роль во время итогового повторения изученного материала на уроках математики. Защита проектов, как обобщение знаний и умений по изученным темам, оказалась очень важным моментом для участников. Это продемонстрировало эффективность выбранной технологии именно для такого типа уроков. Детей воодушевляли рождённые ими идеи и созданные на их основе реальные проекты.

В 2010 году, когда учебный кабинет был доукомплектован интерактивной доской, метод проектов получил новые технические возможности, назрела необходимость показать ее применение на уроках математики. Так появились новые проекты:

  • «Диаграммы»

(Кремлев А.)

 Защита проекта проходила в рамках школьного месячника «Здоровья». Продуктом данного проекта является представление различных статистических данных в диаграммах. Например: распределение количества уроков в шестых классах по дням недели, успеваемость в классе, время, затрачиваемое на выполнение домашней работы, и другие.

 Хочется отметить, что данная деятельность приносит свои положительные результаты. Однозначно можно сказать о повышении мотивации к изучению математики. Дети видят связь между различными предметами, решают жизненные задачи.

 В старших классах, изучая такие сложные темы, как «Производная» ребята все чаще задавали вопрос: «А где это может пригодитьсяТолько в рамках урока показать это не было возможности из-за насыщенности программы. Возникла идея продемонстрировать практическое значение темы через проектную деятельность, где ребята смогут применить математические знания в решении исследовательских, творческих и практических задач. Где они узнают, в чем заключается механический смысл производной – как найти скорость и скорость скорости (ускорение), что производная используется также при нахождении таких физических характеристик, как: сила, импульс, кинетическая энергия, мощность, линейная плотность. С помощью дифференциала можно найти заряд, работу, массу тонкого стержня, теплоту. Изучение столь важной и интересной темы должно быть глубоким и всесторонним.

Так в работе над проектом «Производная» (Полковой К., Дащан А.) учащимся 10 класса пришлось не только собирать материал из различных источников, получать методическую помощь научного руководителя проекта- учителя- предметника, задействовать интернет- ресурсы, но и работать со справочной литературой, анализировать различные учебники, авторы которых по-разному осуществляют подходы к теме «Производная».

Настоящий проект направлен на поиск новых идей в преподавании математики в 10-м классе по теме «Производная».

Проект предполагает творческое освоение ребятами ряда учебных тем, а именно: понятия приращения, непрерывности функции, предельного перехода, производной, правил дифференцирования, применения производной в физике, технике, для приближенных вычислений, а также применение производной к исследованию функций, а также направлен на

перспективное практическое использование этого проекта при подготовке к ЕГЭ уже в 11 классе.

Огромные возможности в реализации новых технологий дает внедрение в учебную деятельность интерактивного оборудования. Я считаю, только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в дальнейшем он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.
В своей работе я использую групповые и индивидуальные, монопредметные и межпредметные, информационные и практико-ориентированные проекты.

Действительно, проект – это «пять П».

1. Наличие проблемы. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Нет проблемы – нет деятельности. Проект может быть связан с изучением каких-либо тем по математике, которые изучается не глубоко в школьной программе или с приложениями математики в науке и практике. Например, мои обучающиеся, которые сейчас в 11 классе, с интересом работали над проектами «Уравнения высших степеней», «Способы отбора корней в тригонометрических уравнениях». Тема тригонометрические уравнения изучается в 10 – ом классе, а отбор корней всегда вызывает у ребят затруднения, тема «Уравнения высших степеней» выходит за рамки школьной программы поэтому при подготовке к ЕГЭ систематизация знаний по тематике этих вопросов очень актуальна. Хочется отметить, что при изучении математики на базовом уровне в данном классе, проектная технология помогла учащимся, имеющим повышенную мотивацию к обучению, освоить способы решения заданий второй части ЕГЭ

2.Обязательное планирование действий. В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план совместных действий ученика и учителя. Создаётся банк идей и предложений. На протяжении всей работы учитель помогает в постановке цели, корректирует работу, но ни в коем случае не навязывает ученику своё видение решения задачи.

3.Поиск информации - обязательное условие каждого проекта. Большую поддержку в этом оказывают Интернет ресурсы, библиотеки и различные виды опросов. Найденная информация, обрабатывается, осмысливается. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель корректирует последовательность технологических операций в каждой работе.

4. Результат работы – продукт. Учащиеся, выбрав посильные технологии для создания своей работы на компьютере, уточняют, анализируют собранную информацию, формулируют выводы. Учитель выступает в роли научного консультанта. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая − конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).
В зависимости от места, где применяется метод, могут быть и разные продукты. Например, продуктом самостоятельной деятельности учащихся на уроке, может быть опорный конспект, памятка по методам решения задач, сборник ключевых задач по изучаемой теме и др. Ученики 5-6 классов сочиняют сказку или детективную историю по изучаемой теме.
Прикладной проект может быть связан с применением математического аппарата в повседневной жизни.
Результатами работы над проектами во внеурочной деятельности становятся рефераты, эссе, электронные пособия, математические модели, мультимедийные продукты и т. д.

5. Презентация результатов - представление готового продукта, иными словами, презентация продукта и защиты самого проекта, которую я провожу в форме конкурса, выставки, презентации.

При защите учащиеся демонстрируют и комментируют глубину разработки поставленной проблемы, её актуальность, объясняют полученный результат, развивая при этом свои ораторские способности. Оценивается каждый проект всеми участниками занятий. Учащиеся с интересом смотрят работы других и с помощью учителя учатся оценивать их.

В заключение я провожу рефлексию. Предлагаю следующие вопросы для обсуждения: Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом? Что в работе над проектом было наиболее интересным? Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали? Какие можете сделать себе замечания и предложения на будущее? Благодарю учеников и обязательно их награждаю, вручая диплом разработчика проекта, научного исследователя, лучшего дизайнера и т.д. Каждому из участников проекта ставлю отметку по математике за данную тему. Как правило, этой отметкой является "пять". Положительные эмоции и успех учеников рождают желание работать дальше.
Приобщение учащихся к проектной деятельности с использованием компьютерно-информационных технологий позволяет наиболее полно определять и развивать интеллектуальные и творческие способности.
Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится учение, а учитель выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.
Основная задача школы состоит не только в том, чтобы дать учащимся глубокие знания, но в том, чтобы научить их самостоятельно решать возникающие вокруг него проблемы и, главное, чтобы учение стало для ребят увлекательным, радостным и интересным делом.

Во время подготовки проектов к защите обучающиеся делали свои работы глубже, используя не только дополнительную литературу и возможности Интернета, но и современные компьютерные программы.

        Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что уроки с использованием новых технологий, а именно пректно – исследовательской, школьникам очень нравятся, на них ученики учатся не только применять умения и навыки, полученные на уроках математики, но и сами активно включаются в познавательную деятельность, знакомятся с реалиями современной жизни, учатся активизировать свое творчество и индивидуальность, учатся применять математические знания на практике.

              Для учителя результат такой работы также немаловажен: его ученики самостоятельно добывают новые знания, учатся анализу нестандартных ситуаций, систематизируют поиск решений, закрепляют полученные знания, развивают себя и учатся конструктивной коммуникации. На таких уроках происходит единение учителя и учеников.

Литература:

1.Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии М.:Сентябрь, 1996.

2.Савенков А. Проект, проектирование и «проектное обучение» в современном образовании. Математика. Дрофа. 2008.

3.Антонова Е. Метод проектов в обучении математике. Дрофа. 2008.

4.Бахтиярова Е.М. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении //Школьные технологии, 2001, №2.

5.Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании.

6.Борзенко В. И., Обухов А. С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 80-88.

7.Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.

8.Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. — М.: Сентябрь, 1998.

 

 

 

Ресурсы интернета:

 

1.http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm

2.http://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/obobshchenie-innovatsionnogo-pedagogicheskogo-opyta-raboty.

3.http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/proektnaya-deyatelnost-na-urokakh-matematiki

4.http://festival.1september.ru


Полный текст материала Статья "Проектная технология как фактор повышения качества образовательного процесса" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Малькова Елена Юрьевна  Публикатор
03.06.2021 0 804 172

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК