Статья "Реализация компетентностного подхода на современном уроке математики в 5-6 классах"
Доклад на тему: «Реализация компетентностного подхода на современном уроке математики в 5-6 классах»
Аннотация
Дадим определение компетентностного подхода – это подход, который акцентирует внимание на результате образования, причѐм в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. В преподавании математики — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:
-
Смысл образования заключается в развитие у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт обучающегося.
-
Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.
-
Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучающихся опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.
-
Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определенном этапе обучения.
По отечественной концепции А.В.Хуторского выделяют семь ключевых компетенций ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, компетенция личного самосовершенствования.
Все данные компетенции можно легко реализовать на уроках математики.
Например для реализации ценностно-смысловой компетенции подходит проведение предметных олимпиад, конкурсов (например, «РЕБУС», ,«Умный Мамонтёнок», «Кенгуру», «Потомки Пифагора»), которые включают в себя нестандартные задания, требующие применения учеником предметной логики, а не материала школьного курса.
А для реализации общекультурной компетенции необходимо, использовать задачи со скрытой информационной частью. Задачи с неявной информативной частью не сложны в работе и данный прием вполне применим в школе. Важно только при подведении итогов урока акцентировать внимание учеников не только на математических составляющих урока, но и на общекультурных.
Становлению учебно-познавательной компетенции способствуют различные практические приёмы организации работы учеников.
Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и, прежде всего в учении[2].
И здесь на помощь приходят игровые моменты, игровые формы обучения. Математические игры – технология, позволяющая как никакая другая развивать ключевые компетенции школьников, готовя его к серьезной исследовательской деятельности и обучению в профильной школе. Игры ставят ученика в условия поиска, побуждают интерес к победе, а отсюда - стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. Это могут быть игры «Поле чудес», «Угадай слово», «Математический бой», «Буквоград», «Блиц-турнир», «Математик-Бизнесмен».
Одним из способов реализации данной компетенции является проведение проверочных работ в форме теста. Можно применить следующие разновидности тестов:
-
выборочные, где необходимо выбрать один правильный ответ из предложенных;
-
тест–слияние, в котором требуется установить соответствие между элементами двух множеств;
-
тест – дополнение, в котором необходимо продолжить формулировку теоремы, свойства;
-
ранжирование, где нужно определить правильную последовательность действий;
Целесообразность данной работы с точки зрения компетентностного подхода заключается в том, что в ходе работы ученики приобретают общеучебные умения и навыки. Причем именно умение решать тесты будет для детей очень полезно в будущем, так как им предстоит сдавать ОГЭ и ЕГЭ.
Учебно-познавательная компетенция имеет практическую направленность в творчестве учащихся, в исследовательской деятельности. Во внеурочное время организуется работа по созданию учебных проектов по предмету. Овладению учебно-познавательной компетенцией способствует и практическая работа на уроке.
На этапах планирования, практической деятельности учащихся и осуществления контроля возможно применение групповой деятельности, которая, при правильной организации, позволит формировать коммуникативные компетенции.
Информационная компетенция подразумевает использование учеником различных информационных ресурсов: справочной литературы, учебников других авторов или других предметных областей, статьи из газет, интернет ресурсы и т.д. Обращение к примерам из жизни дает мне возможность формировать у учащихся информационную компетенцию, например:
5-й класс. Тема: «Диаграммы». В диаграммах отражаем работу нашей школы: успеваемость в классе и школе; количественный состав в различных классах; возраст школьников.
Очень полезно проведение уроков-семинаров и уроков-конференций, при подготовке к которым учащиеся самостоятельно готовят свои доклады, они не только находят нужную информацию, но и преобразуют ее.
Важнейшим видом учебной деятельности, в процессе которой школьниками усваивается математическая теория, развиваются их творческие способности и самостоятельность мышления, формируются и развиваются навыки, умения, компетенции является задача. Поэтому знания, умения и компетенции на уроках математики необходимо формировать через специальные задачи [3].
Особый интерес вызывают у детей задания с практическим содержанием, представляющие собой реальные жизненные ситуации. Примерами таких задач могут служить задания из части В тренировочных тестов для подготовки к ЕГЭ. Такие задачи, желательно включать начиная с 5 класса. Например:
В1: Почтовая марка стоит 2 руб. 40 копеек. Какое наибольшее число этих марок можно купить на 80 рублей?
В1: Морская миля равна 1852 м. Скорость корабля составляет 15 морских миль в час. Чему равна скорость корабля в км/ч? [5].
Благодаря таким задачам, школьники видят, что математика находит применение в любой области деятельности, и это, в свою очередь, повышает интерес к предмету.
Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам ученик. [4].
Человек, не способный оценить свои знания и умения в той или иной области, а также проконтролировать собственную деятельность не может считаться компетентным в данной области. Поэтому Важнейшей задачей при использовании в школе компетентностного подхода становится обучение учащихся самоконтролю: умению своевременно подмечать и устранять ошибки, предвидеть возможные трудности в решении возникших проблем, оценивать и обобщать положительные стороны своей учебной работы. К заданиям, формирующим эти умения, можно отнести задания типа «найдите ошибку»; «придумайте ошибку»; задания с примерной оценкой искомых результатов; задания на проверку полученных результатов различными способами; игры с жесткими правилами: «домино», «лото», «лабиринт», «зашифрованное слово».
Достаточно продуктивной формой работы по формированию и развитию самоконтроля и самооценки учащихся являются диагностические карты (карты контроля и оценки знаний и умений).
Социально-трудовая компетенция может быть реализована следующим образом. Если постоянно проводить работу по усовершенствованию устного счёта у детей, то у них не возникнут проблемы такого плана, как вычислить сумму покупок в магазине до того момента как подойти к кассе, что относится к социально-трудовой сфере.
Компетентностный подход необходимо реализовать на уроках математики. Считаю, что каждому учителю необходимо самому определить свою стратегию формирования ключевых компетенций. Когда есть стратегия, легче обеспечить практику, которая включает все то, что просто необходимо в ближайшие уроки: насытить задачи жизненным материалом, включить игровые ситуации, поощрения, соревнования, различные формы сотрудничества.
Список литературы:
-
Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы // Народное образование. – 2003. – № 6. – С. 55-61.
-
Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании [Текст] / Д.А. Иванов. – М. :Чистые пруды. – 2007. – 32 с.
-
Епишева О. Б. Интеграция инновационных подходов к обучению в математическом образовании: вопросы теории и практики: Коллективная монография / Под ред. О. Б. Епишевой. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2008. – 200 с.
-
Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». – 2002. – 23 апреля.
-
Математика. Всё для ЕГЭ 2012. Книга 1 / Д.А. Мальцев, А.А. Мальцев, Л.И. Мальцева. — Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А.; М.: НИИ школьных технологий, 2011. — 272 с.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гилетина Ирина Евгеньевна
→ Публикатор 10.10.2021 0 617 163 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.