Статья "Подготовка школьников к исследованию PISA-2022 на уроках математики"


Карташова Наталья Александровна

МАОУ Исетская СОШ №1

Учитель математики

Подготовка школьников к исследованию PISA-2022 на уроках математики

Аннотация. В статье затрагивается актуальная тема подготовки школьников к международному исследованию PISA, описывается как происходит переход решения математической задачи в жизненную и наоборот, приводятся имеющиеся контексты и виды математических содержаний задач, предложенные в исследовании PISA. Описаны способы подготовки учащихся, формы работы учителя, приведены примеры источников подготовки к исследованию.

Ключевые слова: математическая грамотность, исследование PISA, задача, образование, урок.

Математическая грамотность – важный аспект образования современного школьника, поскольку она позволяет решать некоторые жизненные задачи на языке математики. Происходит взаимодействие двух миров: имеется некоторая проблема в контексте – ее формулируют как математическую проблему – получают некоторый математический результат – затем его интерпретируют снова в контексте жизненной задачи – оценивают результат, возвращаясь к проблеме и снова по цепочке. Связывает все эти этапы умение думать, рассуждать, формулировать, применять и интерпретировать.

На данный момент в исследовании PISA выделяется четыре разного рода контекста задач: личная жизнь, образование/профессиональная деятельность, общественная жизнь, научная деятельность и четыре основных видов математических содержаний: пространство и форма, изменение и зависимости, количество, неопределенность и данные [PISA]. Задачи данного типа подразумевают исследование свойств нестандартных или незнакомых фигур, изучение разных зависимостей, анализ изменений предмета в зависимости от внешних факторов, использование элементов математической статистики и теории вероятности. Все эти темы так или иначе рассматриваются в школьном курсе математики, однако не всякий ученик сможет найти им применение в жизни. Поэтому сейчас фокус обучения стоит ставить не на том, как учитель вводит новый материал на уроке, а на стимулировании учащихся к добыванию новых знаний самостоятельно. Только так, путем самостоятельного труда, можно достичь понимания, где математика нужна в жизни.

Формировать теоретическую базу знаний нужно обязательно, ведь без нее не будет фундамента и результата в области применения. Учителям-предметникам стоит пересмотреть свою методику работы с большим включением в урок обучающихся по добыванию новых знаний, поставив себя на место консультанта, человека, который будет корректировать понимание новых понятий и направлять учащихся в нужное русло. Безусловно, скажете вы, есть темы, разобраться в которых самостоятельно ученикам основной школы будет проблематично, поэтому на таких уроках стоит развивать умение слушать, аргументировать свою точку зрения, анализировать и делать выводы. Стоит внести корректировку в свои рабочие программы, пересмотреть этапы урока, уделить внимание задачам жизненного уровня и помнить о системности формируемых математических знаний. Возможно, стоит останавливаться на некоторых задач более детально, путем их модернизации – изменяя ее вопрос, дополняя условие, давая возможность решить задачу разными способами, разбивая ее на значимые и незначимые части, достающие и недостающие данные, давая заранее ученикам верное и неверное решение, возможность самостоятельного составления задачи, определения обратной к ней и т.д. Отрабатывать решение задач по темам, предложенным исследованием PISA можно как на уроках, так и во внеурочное время – на кружках, на дополнительных занятиях и даже дома. Самое важное, чему стоить учить школьников на уроках – это научиться видеть математическую природу проблему, сформированной в контексте реального мира и формулировать ее на языке математики.

Где же учителю брать материалы для подготовки школьников к исследованию PISA в 2022 году? Существует несколько вариантов. Рассмотрим их.

  • Сайт института стратегии и развития образования Российской Академии образования [Сайт], где во вкладке «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» можно найти характеристику заданий и систему оценивания для разных классов (рисунок 1).

 

Рис. 1. Скриншот сайта «Института стратегии развития образования Российской Академии Образования»

  • Издательство «Просвещение» в 2021 году выпустило серию книг «Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий» [Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий…] (рисунок 2). Пособия содержат стартовые, обучающие и итоговые задания для самостоятельного или коллективного решения, к заданиям приводятся комментарии, предполагаемые ответы и критерии решения задач.

 

Рис. 2. Скриншот сборника по математической грамотности

  • Задания по математической грамотности или новые мнения на этот счет можно также найти в обычных журналах по математике. Так, например, в журнале «Математика» в №6 от 2021г. есть статья «Преемственность в формировании функциональной математической грамотности», а в №2 от 2020г. – «Используемые открытые задания PISA» [Математика] (рисунок 3).

 

Рис. 3. Скриншот обложек журнала «Математика»

  • Н екоторые задачи нечасто можно встретить и в обычных школьных учебниках (рисунок 4)

 

 

 

 

Рис. 4. Скриншот заданий из учебника «Алгебра» 9 кл. под ред. Г.В. Дорофеева

  • В свободном доступе находятся сборники прошлых лет. Например, прошлогодние задания можно посмотреть в сборнике «PISA: математическая грамотность (спецификация и образцы заданий)», выпущенного в 2020 году [PISA] (рисунок 5).

Рис. 5. Скриншот обложки сборника заданий «PISA: математическая грамотность (спецификация и образцы заданий)»

  • Ознакомиться с различными приемами работы можно изучая статьи, документы – методички, созданные нашими коллегами. Например:  [Региональное сетевое методическое объединение].

Таким образом, возможность развития математической грамотности, уровень которой проверяется результатами исследования PISA, есть и при изучении математики. Заинтересованный в хороших результатах своих учащихся учитель может на уроках математики ставить перед школьниками задачи, решение которых подразумевает применение знаний из других областей. Такой учитель всегда учит анализировать ответ к задаче: возможет ли такой результат в реальности. Такой педагог старается всячески модернизировать условие задачи, перевести ее в жизнь, и никогда не старается «натаскать» школьников на определенную схему решения. Главное в XXI веке – научить школьника думать и рассуждать.

Список используемой литературы:

  1. PISA: Математическая грамотность. Минск: РИКЗ, 2020. 252с.

  2. Алгебра. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др]; под ред. Г.В. Дорофеева. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010. 304 с.

  3. Математика №2. Москва, 2020. 

  4. Математика №6. Москва, 2021. URL: https://raum.math.ru/node/179 (дата обращения 04.01.2022).

  5. Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. В 2-х частях. Часть 1. / Рослова Л.О., Ковалева Г.С., Краснянская К.А. [и др.]. М: Просвещение, 2021. 79 с.

  6. Региональное сетевое методическое объединение: [сайт]. Кострома. 2020. 

Сайт института стратегии и развития образования Российской Академии


Полный текст материала Статья "Подготовка школьников к исследованию PISA-2022 на уроках математики" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Карташова Наталья Александровна  Публикатор
13.12.2022 0 961 48

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК