Конспект урока математики "Вероятность событий"; 6 класс
Урок по теме «Вероятность события»
Чурустаева Сахайа Юрьевна, учитель математики первой категории
Предмет– математика. Класс - 6 «а».
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока:
- развивать воображение, внимание, логическое мышление, а также культуру речи через математически грамотные высказывания;
- способствовать воспитанию таких качеств личности, как взаимопомощь, ответственность, трудолюбие, честность, дружба;
-помочь ребёнку в формировании вероятностного мышления.
Задачи урока:
-
личностные
1. формирование ответственного отношения к учению, готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
2. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
3. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
4. освоение правил поведения в группах;
5. формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
6. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской видов деятельности;
-
предметные
1. развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
2. формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях; развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений;
3. развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости компьютера;
4. формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств.
-
метапредметные
1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
3. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
4. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
5. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
Формирование УУД:
-
Познавательные УУД
формирования у учащихся функциональной грамотности – умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты.
-
Регулятивные УУД
Принимать и сохранять учебную задачу; адекватно оценивать свои достижения.
-
Коммуникативные УУД
Участвовать в диалоге, выполняя принятые правила речевого поведения; уметь строить свои монологические и диалогические высказывания с учетом конкретных речевых задач.
Технологическая карта урока по теме: «Вероятность события»
Этап урока |
Содержание учебного материала |
Методы и приёмы работы |
ФОУД (формы организации учебной деятельности) |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД (формирование универсальных учебных действий) |
(2 мин) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. .
|
Включение учащихся в учебную деятельность. |
Словесный метод |
фронтальная работа |
Проверяет готовность учащихся к уроку. Создает положительный настрой.
- Здравствуйте, ребята! Я рада Вас видеть. Сегодня у нас не совсем обычный урок. Как вы думаете, почему? - Мы сегодня будем изучать понятие, с которым мы часто встречаемся в жизни, но первый раз сегодня познакомимся с ним с точки зрения математики. - Сегодня вы откроете много нового для себя.
|
Настраиваются на работу, получают позитивный заряд, концентрируют внимание.
|
(Коммуникативные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
(Познавательные УУД) Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя.
(Регулятивные УУД) Умение слушать и понимать речь других. |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (8 мин) Цели: - организовать актуализацию понятия случайного события; - организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения
|
Актуализация знаний; выполнение учащимися пробного учебного действия; фиксирование индивидуальных затруднений
Слайд 1
Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4
|
Просмотр слайда, беседа. Ответы на вопросы. |
Беседа в ходе фронтальной работы.
|
Задаёт вопросы. Организует диалог, побуждающий к формированию цели и задач урока. - В жизни многое, несмотря на то, что мы часто все планируем заранее, зависит от случая. Причем мир случайностей начинается за порогом дома. Посмотрите в окно. Как вы думаете пойдет ли через 10 минут снег? (мнения детей могут быть разные). - Какой можно сделать вывод? Или, иными словами: такое событие, как снег в данных условиях через 10 минут может произойти, а может и не произойти, т.е. дело случая – случайное событие.
- Сейчас мы будем оценивать следующие события: А – красное яблоко В – Зеленое яблоко С – желтое яблоко Д – яблоко. - Как вы думаете, что значит случайное событие? (Случайным называется событие, которое может произойти или не произойти в результате испытания.) /на доске определение случайного события/ - Приведите примеры случайных событий.
-Буратино по совету лисы Алисы и кота Базилио решил зарыть свои золотые монеты на поле Чудес, чтобы из них появилось денежное дерево. Какой будет вероятность того, что из посаженных монет вырастет дерево? -Это какое событие?
После ночи наступит утро. -Это какое событие?
Итак, все события мы разбили на 3 группы: достоверные, случайные, невозможные. Как вы думаете, достоверное событие может быть случайным? (нет)
1) Охарактеризуйте событие, о котором идет речь, как достоверное, невозможное или случайное.
- Снова беру пакет. Складывает туда яблоки: 6 красных и 4 зеленых. Опускаю руку в пакет и спрашиваю: как вы думаете, у какого события больше шансов произойти: А или В? (У события А шансов произойти больше, так как красных яблок в пакете больше) - Математики говорят в таком случае, что событие А достаточно вероятно, а событие В – моловероятно. - Уравняем количество яблок в пакете. (убрала 2 красных). А теперь какое событие более вероятно? (шансы одинаковые) - т. е. события равновероятные. - Приведите примеры равновероятных событий. - Подбрасываем монету, что может выпасть: орел или решка. Равновероятные события. - Возьмем игральную кость. При подбрасывании кости может выпасть 1, 2, 3, 4, 5,6 – равновероятные события. - Так, с понятием «событие», мы разобрались, а теперь рассмотрим понятие «вероятность» - Как понимаете словосочетание вероятность события? (вероятно, маловероятно, невероятно, возможно, можно утверждать со 100% вероятностью) - Заменим поочередно слова «Можно утверждать со 100% - ой вероятностью» словами вероятно, маловероятно, невероятно, возможно. Что изменяется? (изменяется смысл. Появляется уверенность или неуверенность) - На что указывают такие словосочетания? Что они выражают? (Степень уверенности: большую или меньшую). - Сравните свои определения с определением, данным математиком 17 века Б. Паскалем: «Вероятность есть степень возможности уверенности события». |
Отвечают на поставленные вопросы
Снег через 10 минут может пойти, а может не пойти
Землетрясения, урага- ны, болезни, случайная встреча, случайная находка или ошибка.
Невозможное событие
Достоверное событие
Заполняют таблицу. Самопроверка с эталона
Пытаются дать понятие вероятность события. Обсуждают в парах.
|
(Регулятивные УУД) Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.
(Познавательные УУД) Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.
(Коммуникативное УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
|
III. Целеполагание 2 мин |
Постановка цели урока.. |
Словесный метод |
Фронтальная работа |
О чем мы сегодня будем говорить? Нам встретился новый тип задач. Какова будет цель нашего занятия на протяжении урока? Что мы получим в качестве результата нашей с вами работы в конце урока?
|
-О случайных событиях и вероятности случайных событий. -научиться решать задачи на нахождение вероятности событий -научимся решать задачи на нахождение вероятности событий. |
|
IV. Объяснение нового материала (3 мин) |
Составление плана действий
|
Просмотр слайда, беседа. Чтение правил, ответы на вопросы. |
Фронтальная работа |
- Давайте рассмотрим предложение «Можно со 100%-ой вероятность утверждать, что математика – интересная наука» - К какому событию можно отнести это предложение? - И в самом предложении говорится, что его вероятность – 100%, а если выразить числом? - Запишем это на языке математики: Р (Д) = 1. - А давайте подумаем, каким числом можно выразить невозможное событие? - Запишите на доске: Р(Н) =0. - Хорошо, а как выразить числом вероятность случайного события? Вернемся к пакету с яблоками. Вспоминаем, сколько у нам в пакете яблок? (8) 4 красных и 4 зеленых. – события равновероятные (50% на 50%). Р(А) = ½, Р (В)= ½. - А как еще можно получить ½? 4/8, где 4- благоприятные исходы, 8 все исходы. - А сейчас я обратно положу 2 яблока. Тогда в пакете сколько яблок? (10). Как вы думаете какова вероятность, что я вытащу сейчас зеленое яблоко. (4/10=2/5 - Какой можно сделать вывод? (Чтобы найти вероятность события, нужно число благоприятных исходов разделить на число всех исходов) - Формула вычисления вероятности. Итак, от чего зависит вероятность? (от числа благоприятных исходов и от числа всех исходов.)
-Давайте найдем определение вероятности из учебника. Следовательно, для нахождения вероятности события необходимо:
Вероятность события обозначается буквой Р= .
|
достоверное
(1)
(0) |
|
V. Первичное закрепление (7 мин) Цель: - организовать усвоение учениками нового способа действий
Физкультминутка (2 мин) |
Знакомство и фиксирование определений. |
Просмотр слайда, беседа. Чтение правил, ответы на вопросы. |
фронтальная работа |
Закрепим навык вычисления вероятности случайного события, выполнив и разобрав Пример 1 и 2 из учебника
Раз – подняться на носочки и улыбнуться. Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – за парту тихо сесть. |
- решают задачи
|
(Познавательные УУД) Воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. (Регулятивные УУД) Принимать и сохранять учебную задачу; адекватно оценивать свои достижения. (Коммуникативные УУД) Участвовать в диалоге, выполняя принятые правила речевого поведения. |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (7 мин) Цели: -организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать самопроверку по эталону, самооценку; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. |
Выполнение самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. |
Самостоятельная работа |
Индивидуальная работа |
Задания самостоятельной работы Решить следующие задачи: 1. В фирме такси в данный момент свободно 15 машин: 2 красных, 9 желтых и 4 зеленых. По вызову выехала одна из машин, случайно оказавшихся ближе всего к заказчице. Найдите вероятность того, что к ней приедет желтое такси. 2. Найти вероятность того, что число выпавших при броске игральной кости очков нечетно. 3. В коробке 25 шаров. Из них 7 белых, 9 черных, остальные цветов радуги. Какова вероятность вытащить шар цвета радуги? 4. В доме пустует 22 квартиры, из которых 4 находятся на первом этаже, а 7 – на последнем. Эти квартиры распределяются по жребию. Какова вероятность того, что жильцу не достанется квартира, расположенная на первом или на последнем этаже? |
Учатся применять знания о нахождении вероятности в процессе индивидуальной работы. Взаимопроверка результатов работы осуществляется учащимися по критериям, записанных на экране |
(Регулятивные УУД) Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
(Коммуникативное УУД) Уметь выполнять работу по предложенному плану.
(Личностные УУД) Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока; -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. |
Обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке. Обсуждение домашнего задания. |
|
фронтальная работа |
Домашнее задание Прочитать теорию стр.36, №169, №176
Итог урока. Рефлексия.
- Сегодня вы научились решать задачи на нахождение вероятности, познакомились с новыми понятиями. В жизни часто приходиться поступать так, чтобы шансы на успех были наибольшими, случайное событие нельзя предугадать, но можно найти его вероятность. Мне бы хотелось, чтобы в незнакомых ситуациях, вы реально оценивали свои шансы и возможности! На уроке были ответственными, трудолюбивыми, внимательными. Спасибо всем за урок!
|
Записывают домашнее задание. Проводят самооценку результатов своей деятельности и деятельности всего класса. |
(Познавательные УУД) Формировать у учащихся функциональную грамотность – умение воспринимать и критически анализировать информацию. (Регулятивные УУД) Принимать и сохранять учебную задачу; адекватно оценивать свои достижения. (Коммуникативные УУД) Участвовать в диалоге, выполняя принятые правила речевого поведения. |
Дополнительные материалы к уроку:
№1. В чемпионате по гимнастике участвуют 20 спортсменок: 8 из России, 7 из США, остальные – из Китая. Порядок, в котором выступают гимнастки, определяется жребием. Найдите вероятность того, что спортсменка, выступающая последней, окажется из Китая.
Благоприятных исходов – 20-8-7=5
Всего исходов – 20
Р= 5/20=1/4=0,25
№2. На чемпионате по пряжкам в воду выступают 50 спортсменов, среди них 7 прыгунов из Италии и 10 прыгунов из Канады. Порядок выступлений определяется жеребьёвкой. Найдите вероятность того, что двадцать вторым будет выступать прыгун из Италии.
(обратить внимание, что «двадцать вторым» - лишнее условие, которое не влияет на ход решения)
Благоприятных исходов – 7
Всего исходов – 50
Р=7/50=14/100=0,14
№3. На семинар приехали 4 учёных из Норвегии, 2 из Испании и 6 из Италии. Порядок докладов определяется жеребьёвкой. Найдите вероятность того, что одиннадцатым окажется доклад учёного из Италии. (самостоятельно)
Благоприятных исходов – 6
Всего исходов – 4+2+6 =12
Р=6/12=1/2=0,5
№4. В среднем на 150 карманных фонариков приходится двадцать четыре неисправных. Найдите вероятность купить работающий фонарик.
Благоприятных исходов – 150-24=126
Всего исходов -150
Р=126/150=42/50=84/100=0,84
№5. В каждой партии из 500 лампочек в среднем 7 бракованных. Найдите вероятность того, что наугад взятая лампочка из партии будет исправной.
Благоприятных исходов – 500-7= 493
Всего исходов – 500
Р=493/500=986/1000=0,986
№6. В случайном эксперименте монету бросают дважды. Найдите вероятность того, что орел выпадет оба раза.
О-О
О-Р
Р-О
Р-Р
Благоприятных исходов – 1
Всего исходов – 4
Р=1/4-0,25
№7. Брошена игральная кость. Найдите вероятность того, что выпадет нечетное число очков.
Нечетное – 1,3,5
Благоприятных исходов – 3
Всего исходов – 6
Р= 3/6=1/2=0,5
ФИО_________________________________________
1. Какие из следующих событий – случайные, достоверные, невозможные.
-
Черепаха научится говорить.
-
Вода в чайнике, стоящем на горячей плите закипит
-
День рождения вашего друга – 30 февраля
-
Вы выиграете, участвуя в лотерее
-
Вы не выиграете, участвуя в беспроигрышной лотерее
-
После четверга будет пятница
-
Летом у школьников будут каникулы
-
При включении света, лампочка перегорит
-
Вы выходите на улицу, а вам навстречу идёт слон
-
Завтра пойдёт снег
Событие |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Случайное |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Достоверное |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Невозможное |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа
1. В фирме такси в данный момент свободно 15 машин: 2 красных, 9 желтых и 4 зеленых. По вызову выехала одна из машин, случайно оказавшихся ближе всего к заказчице. Найдите вероятность того, что к ней приедет желтое такси.
2. Найти вероятность того, что число выпавших при броске игральной кости очков нечетно.
3. В коробке 25 шаров. Из них 7 белых, 9 черных, остальные цветов радуги. Какова вероятность вытащить шар цвета радуги?
4. В доме пустует 22 квартиры, из которых 4 находятся на первом этаже, а 7 – на последнем. Эти квартиры распределяются по жребию. Какова вероятность того, что жильцу не достанется квартира, расположенная на первом или на последнем этаже?
Критерий оценивания:
«5» - решены 3-4 задачи
«4» - решены 2 задачи
«3» - решена 1 задача
На странице приведен фрагмент.
Автор: Чурустаева Сахайа Юрьевна
→ Публикатор 11.03.2023 0 696 48 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы