Конспект урока математики "Решение квадратных уравнений"
Конспект урока по теме: "Решение квадратных уравнений"
Эпиграф к уроку:
“Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая делать его немного занимательным”.
Цели урока:
умственное развитие учащихся;
развитие познавательной и творческой деятельности;
развитие культуры коллективного умственного труда.
Оборудование к уроку:
тест “Квадратные уравнения”, кодоскоп, песочные часы, таблицы,черный ящик, корень растения, карточки.
План урока
Организационный момент “Настроимся на урок!”
Тест “Квадратные уравнения”.
Работа по группам: а) математика и биология; б) математика и русский язык.
Немного истории: а) квадратные уравнения в Индии; б) квадратные уравнения в Европе.
Викторина “Дальше, дальше…”.
Урок веселой математики.
Итог.
Ход урока
1. Организационный момент “Настроимся на урок!”
Ученикам сообщается тема, задачи и план урока. Обращается внимание на эпиграф.
Учитель: Математику не зря называют “царицей наук”, ей больше, чем какой-либо другой науке, свойственны красота, изящность и точность. Одно из замечательных качеств математики –любознательность. Постараемся доказать это на уроке. Вы уже умеете решать квадратные уравнения. Знание не только надо иметь, но и надо уметь их показать, что вы и сделаете на сегодняшнем уроке, а я вам в этом помогу.
2. Тест “Квадратные уравнения”.
Ученики получают карточки с пленкой. Заполняют пропущенные слова на пленке.
I ВАРИАНТ
Уравнение вида ах2 + вх+ с = 0 где а, в, с – заданные числа, ; х – переменная, называется…
Полное квадратное уравнение не имеет корней, если D =
Уравнение вида х2 + рх + d =0 называется…
Квадратное уравнение имеет два корня, если b2 – 4ас…
Дано уравнение 3х2 – 7х + 4 = 0. Найти D. D=…
II ВАРИАНТ
Если ах2 + вх + с = 0 квадратное уравнение, то а… коэффициент, с…
Уравнение х2 = а, где а < 0, не имеет…
Полное квадратное уравнение имеет единственный корень, если b2 – 4 ас…
Уравнение вида ах2 + с = 0, где а 0, с 0, называют квадратным уравнением.
Дано уравнение х2 – 6х + 8 = 0. Найти D. D =…
Проводится взаимопроверка. Ответы показываем через кодоскоп.
3. Работа по группам.
а) математика и биология (звучит музыка).
Учитель:
Внести черный ящик! Угадайте, что в ящике. Даю три определения этому предмету:
Непроизвольная основа слова.
Число, которое после постановки его в уравнение обращает уравнение в тождество.
Один из основных органов растений. /Корень/
Учитель:
Вы должны определить, какого растения этот корень, решив следующие уравнения по группам.
х2 – 8х + 15 = 0
х2 – 11х + 18 = 0
х2 – 5х – 6 = 0
х2 – 4х + 4 = 0
3х2 + 4х + 20 = 0
5х2 – 3х – 2 = 0
Учитель:
Игра “Математическое лото”. Найти карточку со своим ответом и поместить ее в соответствующую ячейку. “Математическое лото”оформляется на магнитной доске.
Учитель:
Что это за растение?
Ответ:
Роза.
Учитель:
Значит, в черном ящике лежал корень розы, о которой в народе говорят: “Цветы ангельские, а когти дьявольские”. О розе существует интересная легенда: по словам Анакреона, родилась роза из белоснежной пены,покрывающей тело Афродиты, когда богиня любви выходила из моря. Поначалу роза была белой, но от капельки крови богини, уколовшейся о шип, стала алой.
Цветы,
как люди, на добро щедры.
И щедро
нежность людям
Отдавая,
Они цветут,
сердца отогревая,
Как маленькие
теплые костры.
б) Математика и русский язык.
Учитель:
Решите уравнения, корни которых замените буквами. Используя соответствие “число– буква”.
Решив данные номера, вы должны определить, из какого произведения эти строки:
Природа
жаждущих степей
Его в день гнева
породила,
И зелень мертвую ветвей,
И
корни ядом напоила.
№534 /а/
3х2 – 7х + 4 = 0
№540 /а/
8х2 - 14х + 5 = 0
№541 /б/
3х2 – 8х + 5 = 0
№510 /а/
3х2 - 4х = 0
№545 /а/
(х + 4)2 = 3х + 40
Решите данные уравнения разными способами.
Ребята:
Корни этих уравнений соответствуют слову “анчар”.
Учитель:
Кто автор этих стихотворных строк?
Ответ:
Александр Сергеевич Пушкин.
Учитель:
Видите, ребята, все в этом мире взаимосвязано: математика, русский язык и литература, биология. Мы увидели, что слово“корень” встречается на уроках биологии,русского языка и математики.
4. Немного истории.
а) квадратные уравнения в Индии.
Учитель:
По словам математика Лейбница, “кто хочет ограничиться настоящим без знания прошлого, тот никогда его не поймет”.
Задачи на квадратные уравнения встречаются уже в 449 году. В древней Индии были распространены публичные соревнования в решении трудных задач.Часто они были составлены в стихотворной форме.
Стук в дверь. Входит “ученый из Индии” со свитком. В роли ученого может выступать старшеклассник.
Учитель:
Вот одна из задач знаменитого индийского математика XII века Бхаскары.
Ученый:
Здравствуйте, милые ребята! Решите мою задачу про обезьян:
Обезьянок
резвых стая,
Всласть поевши,
развлекалась
Их в квадрате часть
восьмая
На поляне забавляясь.
А
12 по лианам…
Стали прыгать,
повисая.
Сколько было обезьянок,
Ты
скажи мне, в этой стае?
Ученики решают задачу у доски и в тетрадях.
б) квадратные уравнения в Европе.
Учитель:
Формулы решения квадратных уравнений в Европе были впервые написаны в 1202году. Вывод формулы решения квадратного уравнения встречается у французского математика Ф. Виета.
По
праву достойна в стихах быть воспета
О
свойствах корней теорема Виета.
Что
лучше, скажи, постоянства такого,
Умножишь
ты корни – и дробь уж готова.
В
числителе С, в знаменателе А.
А сумма
корней тоже дроби равна.
Хоть с минусом
дробь, что за беда?
В числителе В, в
знаменателе А.
Учитель:
Как читается теорема Виета?
Ответ:
Сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведения корней равно свободному члену.
Учитель:
Напишите на доске формулы.
Пример 1
/устно/: Найти корни уравнения х2 –3х – 4 = 0
Ответ:
х1 = 4, х2 = -1.
Учитель:
Сформулируйте теорему, обратную теореме Виета.
Ответ:
Если числа m и n таковы, что их сумма равна – p, а произведение равно q, то эти числа являются корнями уравнения х2 + px + q = 0.
Учитель: Пример 2.
Составьте квадратное уравнение, если известны его корни: х1 = 5, х2= 6.
Ответ:
х2 – 11х + 30 = 0
Учитель: Пример 3.
Составьте квадратное уравнение, если известны его корни: х1 = -5, х2= 6
Ответ:
х2 – х – 30 = 0
х1 = -6, х2 = 5
Ответ:
х2 + х – 30
х1 = -5, х2 = -6
Ответ:
х2 + 11 + 30 = 0
Пример 3.
№664.
Один из корней уравнения 5х2 – 12х + С = 0 в три раза больше другого. Найдите С.
5. Викторина “Дальше, дальше…”
В течение одной минуты отвечают на вопросы,приведенные ниже:
Уравнение второй степени.
Сколько корней имеет квадратное уравнение, если D больше 0?
Произведение корней приведенного квадратного уравнения равно…?
Когда начнется XXI век?
Равенство с переменной?
От чего зависит количество корней квадратного уравнения?
Очень плохая оценка знаний?
Чему равна сумма корней приведенного квадратного уравнения?
Цифровой знак, обозначающий отсутствие величины?
Как называется квадратное уравнение, у которого первый коэффициент – 1?
Сколько раз в году встает солнце?
уравнения, имеющие один и тот же корень?
Сколько корней имеет квадратное уравнение?
Соперник нолика?
Что значит решить уравнения?
Есть у любого слова, у растения и может быть у уравнения?
6. Урок веселой математики. (Ведут старшеклассники).
Первый ведущий:
Ну, ребята, что у нас по расписанию?
Второй ведущий:
Это в школе бывают по расписанию. А у нас веселый урок. Он бывает по желанию ребят?
Первый ведущий:
Так что у нас по желанию ребят?
Учитель:
Многие ребята просят разучить с ними правило нахождения корня квадратного уравнения.
Второй ведущий:
Мы с удовольствием разучим это правило. Только объясните, пожалуйста, что такое квадратное уравнение. Чем оно отличается от круглого, прямоугольного?
Первый ведущий:
Квадратным уравнением называется уравнение, где неизвестное берется в квадрате, т.е. во второй степени х2 + px + q = 0
Второй ведущий:
Ну и как же отыскать эти корни? Как они выглядят?
Первый ведущий:
Очень просто. Одна девочка сочинила песню про эти корни:
Чтобы
решить уравнение,
Корни его
отыскать,
Нужно немного терпения,
Ручку,
перо и тетрадь.
Минус напишем
сначала,
Рядом с ними пополам,
Плюс
– минус знак радикала,
С детства
знакомого нам.
Второй ведущий: Друзья мои! Я, конечно, в детстве знакомился со знаком радикала. Но сейчас совершенно забыл, что это такое.
Первый ведущий:
Это такой знак, который обозначает, что из числа будут извлекать корень квадратный. Но вернемся к песенке.
Ну
а под корнем, приятель,
Сводится все
к пустяку.
p пополам и квадрате
Минус
несчастное q.
Второй ведущий:
Почему несчастное q?
Первый ведущий:
Потому, что из-за этого q вся путаница. Без него было бы гораздо проще.
Второй ведущий:
Ну и что: если вам какая-то буква или предмет усложняет жизнь, значит, его несчастным называть? Например, если вы никак не можете запомнить теорему Пифагора, вы должны говорить: “квадрат несчастной гипотенузы равен сумме квадратов несчастных катетов”. Так что ли,Нет, нет, и не уговаривайте меня, я на это не пойду.
Первый ведущий:
Согласен. Пусть будет “Минус прекрасное q”.
Второй ведущий:
ну вот, это совсем другое дело. (Вместе поют всю песенку от начала до конца).
7. Итог урока.
Учитель:
Какое уравнение называется квадратным?
Приведите примеры неполного квадратного уравнения.
Чему равен дискриминант, если квадратное уравнение имеет 2 корня?
Квадратное уравнение имеет один корень, если…
Оценка работы учеников на уроке, домашнее задание.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Наталья Робертовна Агафонова
→ Публикатор 22.01.2024 0 353 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.