Сборник "Дидактические игры на уроках математики в 5 - 6 классах"


Дидактические игры на уроках математики в 5 – 6 классах.


Телевидение и электроника стали, неотъемлемой частью современной жизни, захватывая своим влиянием и наших детей.

В настоящее время ребенок живет в машинном мире, где мигают, мерцают, слепят искусственные огни и экраны, переливаются, непрерывно изменяясь, электронные узоры.

На современных школьников обрушивается огромный поток информации. Глобальная компьютеризация оказывает особое влияние на развитие познавательных процессов младшего подростка. С появлением компьютера, в полном объеме изменилась подача информации. Работая за компьютером, ребенок видит на мониторе много мелкой и раздробленной информации и перед ним стоит огромная задача увидеть то, что нужно, среди ненужного. Не умея быстро сконцентрировать свое внимание, запомнить нужное и отсеять второстепенное, не обладая разными видами восприятия, ребенок не может ориентироваться в безбрежном информационном море.

Демократизация и гуманизация российского общества, активизация социальных и экономических отношений привели к появлению новых требований к результатам образования. Традиционные общеобразовательные цели дополняются новыми — формированием высокого уровня компетентности выпускников школ. Одним из основных направлений реализации поставленных целей является расширение познавательно-мотивационной сферы деятельности учащихся, что требует повышения уровня развития познавательного интереса школьников.

Следует отметить тот факт, что в последнее время изменились ценностные ориентации. К ребенку не предъявляют единых требований (мама требует одно, папа другое, педагог иное). Изменение ценностных ориентаций оказывает большое влияние на развитие младшего подростка.

Аспект решения проблемы развития внимания и восприятия младших подростков на занятиях по конкретным дисциплинам, в частности по математике в настоящее время недостаточно исследован.

Поэтому, чтобы добиться необходимого результата в обучении, нужно уделять внимание развитию ученика, оно должно предшествовать содержанию образования.

Практическая значимость заключается в том, что разработанная серия игр может быть использована в учебном процессе.

Развивающая игра – средство развития познавательных процессов, приносящее в жизнь что-то новое.

Развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта. При этом разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, т.е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.

Развивающие игры могут доставить массу удовольствия. Успешное решение трудного задания приносит чувство удовлетворения большинству детей, независимо от того, отличаются ли они особой одаренностью или нет. Главное – мозг учится работать эффективно. Чем больше опыта приобретает учащийся в решении различных заданий, тем легче справляется, тем проще ему анализировать проблемы, возникающие на жизненном пути.

Таким образом, из всего сказанного, следует вывод, что должны быть использованы все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство школьников испытали и осознали притягательные стороны математики, ее возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.

Считаю, что развивающие игры необходимо использовать на уроках математики не только для интереса, но и как средство развития таких познавательных процессов, как внимание и восприятие.





Игры, направленные на развитие внимания и восприятия учащихся 5 – 6 классов.


    1. Игра «Поиск сокровищ».

Ребята, перебирая старинные вещи школьного музея, мы обнаружили письмо, в котором говорилось, что на острове сокровищ была пещера, в которой Флинт спрятал свои сокровища. В пещере находятся два огромных сундука с сокровищами, код от которых знал только старый Бен Ган. Перед смертью Бен Ган решил оставить для потомков письмо, расшифровав которое, можно получить коды от сундуков с сокровищами и стать их обладателем. Давайте каждый из вас попробует это сделать:

Идея игры: каждому ученику выдается карточка с набором букв, в котором нужно найти математические термины, относящиеся к определенной теме.

а) Дидактическая задача: овладеть терминологией по теме «Натуральные числа и шкалы».

Развивающая задача: развитие сосредоточенности, устойчивости и объема внимания.

Правила игры:

  1. работаем индивидуально;

  2. текст смотрим по строчкам;

  3. найденный математический термин подчеркиваем карандашом;

  4. первую букву найденного слова выписываем;

  5. как все выполнили, меняемся работами с соседом;

  6. под выписанными буквами ставим число, порядковый номер буквы в алфавите;

  7. находим сумму получившихся чисел;

  8. называем получившийся код;

  9. работы в конце урока сдаем учителю.

Оборудование: карточки с набором букв, карточки с алфавитом, карандаши, доска, монетки.

1 вариант

Авгкспзрфклассвщмиллионтрадррбьрсмцкбгфмнщсотнипрививкасонединицыниетрросмиллиардснеговеникпразрядтронтысячивказсмеянульсвфмиокрпиктотрубакримопрожникь.

Ответы: класс, миллион, сотни, единицы, миллиард, разряд, тысячи, нуль.

12+ 14+19+6+14+18+20+15=118

2 вариант

Светразрядгрозабормиллиардкосфьрокласснапирогечабусмузыкасоднозначноемохромиамиллионсениктысячифцыпединицыпряникфчзверьнульвгзснщяюхфчсмноыщкплнесотврекпрнкросс.

Ответ: разряд, миллиард, класс, однозначное, миллион, тысячи, единицы, нуль.

18+14+12+16+14+20+6+15=115

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш

14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26

Щ Ь Ы Ъ Э Ю Я

27 28 29 30 31 32 33

Игровые действия: необходимо в предложенном тексте найти и подчеркнуть все встречающиеся математические термины.[9,с.49] Первые буквы встретившихся слов выписать. Перевести данные буквы на математический язык, найти сумму получившихся чисел.

Результат игры: обладателями клада объявляются игроки, получившие верный код. Учитель вручает всем, верно получившим код, игрокам золотую монетку.

При обработке результатов, учитель обращает внимание на то, кто, сколько слов отметил, сколько допущено ошибок, для отслеживания результата при применении данной игры на других уроках.

б) Дидактическая задача: овладеть терминологией по теме «Прямоугольный параллелепипед .Объем прямоугольного параллелепипеда».

Правила игры:

  1. работаем индивидуально;

  2. текст смотрим по строчкам;

  3. найденный математический термин подчеркиваем карандашом;

  4. как все выполнили, меняемся работами с соседом;

  5. каждый, получивший карточку соседа, просматривает найденные им слова;

  6. находим, какое измерение нужно добавить, чтобы вычислить объем параллелепипеда;

  7. называем получившийся код;

  8. работы в конце урока сдаем учителю.

1 вариант

Авгкспзрфпрямоугольниквщграньтрадррбьрсмцкбгфмнщвершинарпрививкасондлинаниетрросвысотаснеговеникпобъемтронпараллелепипедвказсмеяребросвфмиокрпиктотрубакримопрожникь.

Ответы: прямоугольник, грань, вершина, длина, высота, объем, параллелепипед, ребро.

(ширина)

2 вариант

Светпараллелепипедгрозаборреброкосфьроповерхностьнапирогечабусмузыкасширинамохромиадлинасениклитрфцыпвершинапряникфчзверьобъемвгзснщяюхфчсмноыщкплнесотврекпрнкросс.

Ответ: параллелепипед, ребро, поверхность, ширина, длина, литр, вершина, объем.

(высота)

в) Дидактическая задача: овладеть терминологией по теме «Обыкновенные дроби».

Правила игры:

  1. работаем индивидуально;

  2. текст смотрим по строчкам;

  3. найденный математический термин подчеркиваем карандашом;

  4. как все выполнили, меняемся работами с соседом;

  5. каждый, получивший карточку соседа, просматривает найденные им слова, стараясь найти в записи дробь;

  6. записываем цифры, входящие в запись данной дроби;

  7. называем получившийся код;

  8. работы в конце урока сдаем учителю.

1 вариант

Авгкспзрфзнаменательвщнедесятаятрадррбьрсмцкбгфмнщнеправильнаядробьрпрививкасончислительниетрросправильнаяснеговеникпчетвертьтрондробьвказсмеяцелаясвфмиокрпиктотрубакримопрожникь.

Ответы: знаменатель, десятая, неправильная, числитель, правильная, четверть, дробь, целая.

(14)

2 вариант

Светдробьгрозаборцелаячастькосфьрочислительнапирогечабусмузыкасзнаменательмохромианеправильнаясеникполовинафцыпдоляпряникфчзверьсмешанноевгзснщяюхфчсмноыщкплнесоткросс.

Ответ: дробь, целая, числитель, знаменатель, неправильная, половина, доля, смешанное.

(12)

г) Дидактическая задача: овладеть терминологией по теме «Угол. Измерение углов».

Правила игры:

  1. работаем индивидуально;

  2. текст смотрим по строчкам;

  3. найденный математический термин подчеркиваем карандашом;

  4. первую букву найденного слова выписываем;

  5. как все выполнили, меняемся работами с соседом;

  6. под выписанными буквами ставим число, порядковый номер буквы в алфавите;

  7. находим сумму получившихся чисел;

  8. вспоминаем, название угла имеющего такую градусную меру;

  9. называем получившийся код.

1 вариант

Авгкспзрфуголвщсторонатрадррбьрсмцкбгфмнщразвернутыйрпрививкасонтранспортирниетррострыйснеговеникпшкалаьтронбиссектрисавказсмеялучсвфмиокрпиктжникь.

Ответы: угол, сторона, развернутый, транспортир, острый, шкала, биссектриса, луч.

21+19+18+20+16+26+2+13=135

2 вариант

Светлучгрозаборвершинакосфьропрямойнапирогечабусмузыкасградусмохромиатупойсеникмерафцыптранспортирпряникфчзверьразвернутыйвгзснщяюхфчсмноыщкплнесоткросс.

Ответ: луч, вершина, прямой, градус, тупой, мера, транспортир, развернутый.

13+3+17+4+20+14+20+18=109

д) Дидактическая задача: овладеть терминологией по теме «Делимость чисел».

Правила игры:

  1. работаем индивидуально;

  2. текст смотрим по строчкам;

  3. найденный математический термин подчеркиваем карандашом;

  4. первую букву найденного слова выписываем;

  5. как все выполнили, меняемся работами с соседом;

  6. под выписанными буквами ставим число, порядковый номер буквы в алфавите;

  7. находим разность между суммой простых чисел и суммой составных чисел;

  8. называем получившийся код;

  9. работы в конце урока сдаем учителю.

1 вариант

Авгкспзрфделительвщчетноетрадррбьрсмцкбгфмнщпростоерпрививкасоннаименьшеениетррмножительснеговеникпкратноеьтронсоставноевказсмеянечетносвфмиокрпиктжникь.

Ответы: делитель, четно, простое, наименьшее, множитель, кратное, составное, нечетно.

5+17+19=41 25+15+14+12+15=71 71-41=30

2 вариант

Светпростоегрозаборнечетноекосфьросоставноенапирогечабусмузыкаснаибольшиймохромиаразложениесеникчетнофцыпделительпряникфчзверьпростоевгзснщяюхфчсмноыщкплнесоткросс.

Ответ: простое, нечетно, составное, наибольший, разложение, четно, делитель, простое.

19+5+17=41 12+15+15+18+25=75 75-41=34

е) Дидактическая задача: овладеть терминологией по теме «Координаты на плоскости».

Правила игры:

  1. работаем индивидуально;

  2. текст смотрим по строчкам;

  3. найденный математический термин подчеркиваем карандашом;

  4. первую букву найденного слова выписываем;

  5. как все выполнили, меняемся работами с соседом;

  6. находим сумму повторяющихся букв – абсциссу;

  7. находим сумму неповторяющихся букв - ординату;

  8. называем получившийся код;

  9. работы в конце урока сдаем учителю.


1 вариант

Авгкспзрфперпендикулярнаявщплоскостьтрадррбьрсмцкбгфмнщординатарпрививкасондиаграмманиетррпрямаяснеговеникпабсциссаьтронкпараллельнаявказсмеяуголсвфмиокрпиктжникь.

Ответы: перпендикулярная, плоскость, ордината, диаграмма, прямая, абсцисса, параллельная, угол.

(44)

2 вариант

Светпараллельнаягрозаборкоординатаекосфьроабсциссанапирогечабусмузыкасграфикмохромиаточкасеникфцыплоскостьпряникфперпендикулярнаячзверьлучвгзснщяюхфчсмноыщкплнес.

Ответ: параллельная, координата, абсцисса, график, точка, плоскость, перпендикулярная, луч.

(35)

2. Игра «По – порядку, становись!».

Идея игры: каждому варианту вручается карточка с заданием. Всем игрокам нужно преобразовать, приходящееся на его порядковый номер в команде, выражение, а последнему игроку, получив карточку, распределить среди участников команды цифры от 1 до8 в порядке возрастания получившихся ответов.

а) Дидактическая задача: овладеть умениями округлять десятичные дроби.

Развивающая задача: развитие устойчивости и переключения внимания.

Правила игры:

  1. в игре учувствует каждый обучающийся;

  2. каждый игрок, преобразовывает «свое» выражение, дробь и т.д.

( идя по порядку), записав получившийся ответ на карточку;

  1. в каждой команде, среди игроков, распределяются цифры от 1 до 8, по возрастанию полученных ими ответов;

  2. учитель дает команду: «По порядку, становись!»;

  3. участники команды выстраиваются в ряд, друг против друга, согласно полученным цифрам;

  4. каждый игрок показывает карточку со своим ответом;

  5. игроки сверяют свои ответы с ответами противоположной команды, с ответами на доске;

  6. побеждает тот, кто выполнил все верно.

Оборудование: карточки с заданиями, доска с верно записанным ответом.

Округлите до сотых:

2,0567 ≈ 2,0455 ≈

8,7613 ≈ 2,1432 ≈

9,5731 ≈ 5,6783 ≈

1,7164 ≈ 8,7658 ≈

Ответ: 1,72; 2,05; 2,06; 2,14;5,68; 8, 76; 8,77; 9,57.

Игровые действия: необходимо при получении карточки, верно и быстро выполнить нужное задание и передать карточку другому игроку. Из полученных игроками ответов, построить возрастающий ряд. [17, с.25]

Результат игры: открывается доска с верным ответом. Проверяется правильность выполнения задания, каждой командой. Выявляются игроки, допустившие вычислительные ошибки.

б) Дидактическая задача: овладеть умениями складывать и вычитать натуральные числа.

(457 + 705) + 295= 554 + (46 + 1425) =

385 + 548 + 615 = 221 + 427 + 373 =

1237 – 159 = 1275 + (3325 - 2980) =

3000 – 981 = 3189 – (1189 + 1250) =

Ответ: 1021; 1078; 1457; 1548; 1620; 2019; 2025;3250.

в) Дидактическая задача: овладеть умениями умножать и делить натуральные числа.

125 ∙ ( 4 ∙ 80) = 85 ∙ 91 =

(111 ∙ 2) ∙ 35 = (402 ∙ 125) ∙ 8 =

37х = 259 180909 : 9 =

252 : у = 21 а : 35 = 18

Ответ: 7; 12; 630; 7735; 7770; 20101; 40000; 40200.

г) Дидактическая задача: овладеть умениями складывать и вычитать смешанные числа.

3 +

3 - 5 -

Ответ:

д) Дидактическая задача: овладеть умениями складывать и вычитать десятичные дроби.

х + 3,8 = 8 13,5 – а = 1,8

7,8 + 6,9= 11,1 – 2,8 =

у – 6,5 = 12 24, 2 + 0,867 =

1 – 0,999 = 8,1 – 5,46 =

Ответ: 0,001; 2,64; 4,2; 8,3; 11,7; 14,7; 18,5; 25,067.

е) Дидактическая задача: овладеть умениями складывать и вычитать дроби с разными знаменателями.

=

Ответ:

ж) Дидактическая задача: овладеть умениями складывать числа с разными знаками.

1,3 + ( - 1,4) = -15 + (-38) =

-9 + 10,2 = 80 + (-120) =

6,3 + 7,8 = -2,4 + (-3,2) =

0,3 + ( - 1,2) = -21 + 19 =

Ответ: -53; -40; -5,6; -2,7; -2; -0,9; 1,2; 1,5.

з) Дидактическая задача: овладеть умениями умножать положительные и отрицательные числа.

-2,5 ∙ 0,4= 12 ∙ (-0,2) =

-11 ∙ ( -12) = 0,7 ∙ (-8) =

1,2 ∙ ( -14) = 1,6 ∙ (-2,5)=

0,6 ∙ (-0,9) = (-0,2)² =

Ответ: -16,8; -5,6; -4,2; -2,4; -1; -0,008; 0,54; 132.

3. Игра «Математические прятки»

Идея игры: необходимо найти в таблице все числа по порядку [Немов, 1998, с.53], зная последнее.

а) Дидактическая задача: овладеть умениями сравнивать натуральные числа.

Развивающая задача: развитие объема внимания и объема восприятия

Правила игры:

  1. играет каждый за себя;

  2. по команде учителя, находим в таблице самое маленькое число;

  3. находим следующее за ним число и т.д.

  4. каждое найденное число подчеркиваем;

  5. пропущенное число выписываем, справа от таблицы;

  6. выполненное задание сдаем, запомнив выписанные числа.

Игровые действия заключаются в том, чтобы быстро отыскать все числа по порядку и подчеркнуть их, потерянные выписать.

Оборудование. Индивидуальная таблица 6 * 6, с расположенными в ней, в различном порядке числами.

Последняя цифра – 36.

35

17

24

15

13

9

19

28

36

25

10

3

2

11

6

31

20

15

26

14

17

4

29

7

33

1

16

21

34

28

18

22

30

8

27

12


Ответ: 5,32, 23 – потерянные числа

Результат игры: в конце игры учитель просит несколько человек назвать потерянные числа. Называет верный вариант. Фронтально проверяется, сколько человек, верно справилось с заданием.

б) Дидактическая задача: овладеть умениями сравнивать обыкновенные дроби.

Последняя дробь - .

1

Ответ: - потерянные числа.

в) Дидактическая задача: овладеть умениями сравнивать десятичные дроби.

Последняя дробь – 3,6.

1,2

1,6

0,2

1,6

2,2

0,8

0,5

2,3

3,2

3,4

0,4

2,5

1,4

3,0

1,0

2,1

1,7

2,8

1,1

0,5

3,3

2,4

3,6

0,6

2,0

2,7

3,5

0,1

2,9

1,3

0,3

2,4

1,5

0,9

3,1

1,8

Ответ: 0,7; 1,9; 2,6 – потерянные числа.

г) Дидактическая задача: овладеть умениями сравнивать рациональные числа.

Последнее число – 15.

14

2

-12

-15

17

-5

-8

-3

-17

8

1

12

-11

-13

15

-16

5

-14

-2

7

4

1

-8

10

-6

-11

13

-4

18

-7

16

3

-10

9

-1

6

Ответ: -9: 0; 11 – потерянные числа.

4. Игра «Погоня».

Идея игры: учащиеся, получив таблицу, по команде учителя находят определенное количество разных символов, подчеркивая их при этом разными способами.

а) Дидактическая задача: овладеть умениями распознавать разные виды углов.

Развивающая задача: развитие переключения внимания

Правила игры:

  1. по команде учителя, каждый игрок просматривает строки таблицы по порядку;

  2. выбираются три различных символа и отмечаются разными способами, каждым игроком индивидуально;

  3. по команде учителя, отыскивается четыре различных символа, и отмечаются разными способами;

  4. по команде «Стоп!», игра прекращается;

  5. игра проводится в течение 3 минут;

  6. Работы сдаются учителю.

Игровые действия заключаются в быстром нахождении трех символов одновременно, а затем четырех и их пометке разными способами.

Оборудование: таблица 8 * 8, с расставленными в ней символами в различном порядке.


































































Результат игры: проводится фронтальная беседа

- Сколько различных символов, встретили в таблице? ( их 8)

- Что означает каждый символ?

- Какими способами их подчеркивали?

Основной показатель успешности игры, для учителя, – количество допущенных ошибок, количество пропущенных символов.

б) Дидактическая задача: овладеть умениями распознавать подобные слагаемые

ау

1,1

- р

к

12у

ав

0,1с

ад

к

12у

ау

ав

0,1с

1,1

ад

ав

0,1с

1,1

ад

ау

к

12у

ау

к

12у

1,1

ав

ад

0,1с

1,1

12у

ав

ау

0,1с

ад

к

ад

0,1с

1,1

ав

к

12у

ау

к

ау

12у

ад

1,1

0,1с

ав

12у

1,1

ав

0,1с

ау

ад

к


в) Дидактическая задача: овладеть умениями распознавать параллельные и перпендикулярные прямые.


































































5. Игра «Ушки на макушке!»

Идея игры: верно, отреагировать на названное учителем число.

а) Дидактическая задача: овладеть умением в применении признака делимости на 2 и на 5.

Развивающая задача: развитие устойчивости и переключения внимания, распределения внимания.

Правила:

  1. если названное число делится на 2, хлопаем 1 раз.

  2. если названное число делится на 5, топаем 1 раз.

  3. если названное число делится и на 2, и на 5,и хлопаем и топаем одновременно.

  4. участник, допустивший ошибку, выбывает из игры.

Игровые действия состоят в том, чтобы быстро, услышав число, либо хлопнуть либо топнуть.

Оборудование: ряд чисел

15, 20, 4, 10, 25, 8, 14, 30, 48, 102, 105, 45, 60, 2,7,18, 13,3, 5, и т.д.

Результат игры: в конце игры остается самый внимательный. Данному игроку, или нескольким игрокам ставится отметка.

б) Дидактическая задача: овладеть умением в применении признака делимости на 3 и на 9.

15, 9, 18, 3, 6, 21; 24; 27, 30; 33; 36, 39, 0, 12 и т.д.

6. Игра « Сыщик»

Идея игры: отыскать в печатном тексте все числа и записать их математической символикой.

Дидактическая задача: овладеть умением обозначать натуральные числа.

Развивающая задача: развитие распределения и концентрации внимания.

Правила:

  1. каждый игрок выполняет задание самостоятельно.

  2. найденные числа записываются в тетрадь.

  3. кто быстрее выполнит, выходит к доске и записывает свой вариант ответа.

Игровые действия. Ученик, читая текст, выписывает все встречающиеся в нем числа.

Оборудование: карточки с текстами, ручки, тетради

«Миллиард огромное число. Почти тридцать два года потребуется, пока истечет миллиард секунд, а это триста восемьдесят четыре месяца или девять тысяч двести шестнадцать часов. Книга в один миллиард страниц была бы толщиной больше сорока километров. А записать все числа от одного до миллиарда никто не сможет, для этого потребуется триста лет»[19, с.26]

Ответ: 1000000000; 32; 1000000000; 384; 9216; 1000000000; 40; 1; 1000000000;300.

Результат игры: подводя итоги игры отмечаются самые внимательные, те кто не пропустил ни одного числа.

7. Игра «Следопыт»

Идея игры: подсчитать, сколько «следов» оставило определенное число.

Дидактическая задача: формирование понятия «модуль».

Развивающая задача: развитие объема внимания и объема восприятия.

Правила игры:

  1. строго следуем указаниям учителя;

  2. по команде «Начали», выполняем задание;

  3. по команде «Стоп», фиксируем результат, справа от таблицы.

  4. лучшее время выполнения каждого задания, фиксируется на доске.

Ход игры

  1. находим на время, сколько раз встречается в таблице | - 7|?

  2. затем, сколько раз в таблице встречается | 4|?

  3. находим, сколько раз встречается в таблице |0|

  4. находим, сколько раз встречается в таблице значение выражения:

| - 8| - | - 5|?

Игровые действия состоят в том, чтобы четко следовать указаниям учителя и быстро отыскивать количество «следов», оставленных числами.

Оборудование: 100 клеточная таблица с цифрами

4

3

2

8

2

3

6

5

9

1

6

3

0

7

6

9

1

0

9

1

7

4

1

7

5

3

9

2

3

4

6

1

7

6

9

5

8

5

9

0

0

7

6

3

2

6

3

8

2

9

8

0

0

3

2

1

5

4

9

5

7

5

7

6

0

5

9

0

8

5

3

1

0

1

3

4

0

6

5

1

7

2

4

1

0

6

2

3

7

1

6

5

4

4

3

8

8

3

1

3

Ответ: | - 7| - 9 раз; | 4| - 8 раз; |0| - 11 раз; | - 8| - | - 5| - 13 раз.

Результат игры: в конце игры отмечается тот игрок, который показал лучшее время и верно подсчитал количество «следов».

б) Дидактическая задача: формирование понятий «квадрат» и «куб» числа.

8

16

5

6

27

9

17

8

9

16

27

4

9

17

12

8

13

4

27

4

9

5

3

5

16

9

27

6

17

9

3

8

12

27

5

3

12

8

13

27

8

16

3

6

12

8

5

17

3

6

17

3

12

5

17

13

16

4

17

12

9

27

17

6

8

9

3

12

3

16

6

8

5

4

3

6

4

27

13

8

27

9

12

5

8

4

9

12

4

9

4

6

16

9

5

17

12

6

17

6

Ход игры

1) находим на время, сколько раз встречается в таблице квадрат числа 4? (7)

2) затем, сколько раз в таблице встречается куб числа 3? (9)

3) находим, сколько раз встречается в таблице 2³?(11)

4) находим, сколько раз встречается в таблице значение выражения: 5² - 2³? (10)

5) находим, сколько раз встречается в таблице квадрат числа 3?(12)

8. Игра «Внимательный радист »

Идея игры: закодировать десятичную дробь.

Дидактическая задача: совершенствовать навык десятичной записи дробных чисел.

Развивающая задача: развитие устойчивости и сосредоточенности внимания. Развитие слухового восприятия, осмысленности восприятия.

Правила игры:

1) между обучающимися распределяются цифра от 0 до 9 и запятая.

( если учащихся много в классе создать две команды)

2) учитель называет десятичную дробь, участники игры внимательно слушают;

3) тот игрок, чья цифра стоит первой в записи данной дроби, делает 1 хлопок;

4) следующим делает 2 хлопка тот игрок, за которым закреплена вторая цифра, стоящая в записи данной дроби и т.д.;

5) игрок, за которым закреплена запятая, произносит фразу «Я здесь!», тогда когда записана целая часть данной дроби;

6)если допущена ошибка, первой группой игроков, право записать данную дробь предоставляется второй группе игроков.

Игровые действия заключаются безошибочном кодировании, с помощью хлопков, десятичной дроби, названной учителем.

Оборудование: ряд десятичных дробей – 12,04; 654, 123; 0,9; 72, 508; 4,9; 71, 34; 0,876; и.т.д.

Результат игры: в конце игры отмечается тот участник, или группа участников, верно кодировавшие десятичные дроби

9. Игра «Зоркий глаз».

Идея игры: определить длину отрезка противоположной команды.

Дидактическая задача: совершенствовать навык измерения отрезков.

Развивающая задача: развитие восприятия величины предмета, константности восприятия.

Правила игры:

  1. выбираем по три участника из каждой команды;

  2. каждый выбранный игрок строит по одному отрезку на доске;

  3. каждая команда, предварительно посовещавшись, определяет длину построенных противоположной командой отрезков;

  4. за полное совпадение команда получает 5 баллов, за небольшое отклонение 2 балла;

  5. правильность ответа учитель проверяет с помощью линейки;

Игровые действия: необходимо определить, более точно, величину отрезков, построенных противоположной командой.[6, с.41]

Оборудование: линейка, мел.

Результат игры: суммируется общее количество очков по трем заданиям каждой команды и выявляется победитель.

10. Игра «Закройщик».

Идея игры: на глаз определить длины сторон фигуры и найти ее площадь.

Дидактическая задача: совершенствовать навык вычисления площади прямоугольника и квадрата.

Развивающая задача: развитие глазомера и константности восприятия, восприятия формы.

Правила игры:

  1. внимательно посмотрите на данные фигуры;

  2. определите на глаз длину сторон данных фигур;

  3. по два человека от каждой команды выходят к доске, и зарисовывают фигуры в полную величину ( один – первую, другой – вторую);

  4. затем выходят к доске два других участника от каждой команды и записывают под каждой фигурой формулу для нахождения площади построенных фигур;

  5. после чего, выходят по два человека от команды и вычислят площади построенных фигур;

  6. учитель называет верные длины сторон показанных фигур.

Игровые действия: определив на глаз величину сторон фигуры, построить ее в полную величину. Измерив стороны построенной фигуры, вычислить площадь.

 

 

 

 



 



 



 

 

 

Оборудование:

 

 

 

 

 



 

 



 

 

 

 


 

 









Результат игры: После того, как последние участники каждой из команд определили площади построенных фигур, учитель называет точную длину сторон каждой фигуры.

За почти точное воспроизведение начисляется 5 баллов.

Если стороны были увеличены или уменьшены почти вдвое – баллы не начисляются.

Если небольшая разница, то команда получает 3 балла.

За каждую верно записанную формулу – 1 балл.

За верное вычисление площади – по 2 балла.

Вместе с учащимися определяется та команда, которая ближе к реальной величине фигуры и данная команда отмечается за свой хорошо развитый глазомер. А так же отмечается та команда, которая верно вычислила площади данных фигур.

11. Игра «Дольщик».

Идея игры: разделить данную фигуру, на определенное количество частей, не сгибая.

Дидактическая задача: совершенствовать навык складывать и вычитать смешанные числа.

Развивающая задача: развитие глазомера и целостности восприятия.

Правила игры:

1) все участники каждой из команд получают определенную фигуру;

2) не сгибая, делит ее на 8 частей, отмечая ручкой;

Игровые действия: разделить полученную фигуру, не сгибая листа. На нужное количество частей.

Оборудование: фигуры квадрата, прямоугольника, круга, ромба для трех команд.

Результат игры: после выполнения задания, каждый участник игры делит свою фигуру с помощью сгибания. Тот, у кого отметки ручкой и места сгибов совпадают. Приносит команде – 5 баллов. Если участник ошибся один раз, то от общего количества баллов команды вычитаем 1/8, если две ошибки – 2/8 и т.д. Баллы, набранные каждым игроком команды, суммируются. Побеждает та команда, которая набрала большее количество очков.

12. Игра «Шерлок Холмс».

Идея игры: восстановить все фрагменты мозаики

а) Дидактическая задача: совершенствовать навык делить натуральные числа.

Развивающая задача: развитие объема внимания и объема восприятия, сосредоточения внимания, целостности восприятия.

Правила игры:

1) Решаем предложенное задание;

2) Полученный ответ находим в таблице, и раскрашиваем его столько раз, сколько он встретится;

3) Переходим к следующему заданию и делаем все тоже самое и т.д.;

4) Время игры – 10 минут.

Игровые действия состоят в том, чтобы выполнить задание, найти полученный ответ в предложенной таблице и раскрасить его.[8,с.30-32]

Оборудование: таблица с зашифрованным фрагментом мозаики, карточки с заданиями.

Задания

    1. Найдите частное 72 и 6.

    2. Чему равен делитель в частном ( 481 – 49) : ( 18 + 36) ?

    3. Во сколько раз 11 меньше 121?

    4. Решите уравнение: у : 5 = 125.

    5. Решите уравнение: 927 : х = 9.

    6. Найдите значение выражения 72 + 128 : 8.

    7. Найдите значение выражения: 7200 : ( а – 64) при а = 100.

Ответы

Задание

1

2

3

4

5

6

7

Ответ

12

54

11

625

103

88

200


Результат игры: в игре побеждает тот участник, который верно выполнил все задания и раскрасив ответы получил верный фрагмент мозаики. Чтобы быстро проверить, показывается верный фрагмент мозаики, заранее приготовленный учителем.

б) Дидактическая задача: совершенствовать навыки работы по теме б) Дидактическая задача: совершенствовать навыки работы по теме «Проценты».

Задания

    1. Выразите в виде десятичной дроби:

а) 35% б) 480%.

    1. Вычислите:

а) 12% от числа 7,5 б) 0,3% от числа 400.

    1. Найдите число:

а) 45% которого равны 10,8 б) 250% которого равны 720.

4. Сколько процентов число 36 составляет от числа 75?

Ответы

Задание

1,а

1,б

2,а

2,б

3,а

3,б

4

Ответ

0,35

4,8

0,9

1,2

24

288

48


13. Игра «Космическое путешествие».

Идея игры: «сконструировать» рисунок созвездия.

Дидактическая задача: совершенствование навыка решения уравнений.

Развивающая задача: развитие обобщенности и осмысленности восприятия, устойчивости и концентрации внимания.

Правила игры:

1) Команда № 1 находит на фрагменте звездного неба, созвездие Кассиопея.

2) Команда № 2 находит на фрагменте звездного неба, созвездие Цефей.

3) Каждый участник команды ( по вариантам) выполняет задание;

4) Соединяет последовательно звезды, которым соответствуют найденные ответы;

5) Верно выполненное задание игрока приносит команде 1 балл.

6) Время игры – 10 минут.

Игровые действия: выполнив задание нужно найти ответ на фрагменте карты звездного неба, а затем последовательно их соединить.[18,с.34]

Оборудование: фрагменты карт звездного неба, карточки с заданиями, карточки с верными ответами.

Задания:

Решите уравнения:

1) 10 – 3х = 1 1) 60 – с = 18

2) 14 + 5х = 4х + 3 2) 5а + 3 = 8а – 15

3) 0,8у + 1,4 = 0,4у – 2,6 3) 0,18х – 3,54 = 0,19х – 2,89

4) 4)

Восстановите правую часть уравнения по его сохранившемуся решению:

5) - = … 5) - = …

х = 10 х = 7,5

Ответы:

Команда № 1

Задания

1

2

3

4

5

Ответы

3

- 11

- 10

17

- 4

Команда № 2

Задания

1

2

3

4

5

Ответы

42

6

- 65

3

- 4

Результат игры: по истечении времени демонстрируются верные ответы и получившееся созвездие. Подсчитываются баллы, заработанные каждой из команд. Если выполнено более половины заданий, игроку присуждается 0,5 балла. Если игрок выполнил менее половины заданий, баллов не дается. Выявляется команда победитель.

14. Игра «Заколдованное послание».

Идея игры: дорисовать изображение животного.[43,с.29]

Дидактическая задача: совершенствование навыка работы на координатной плоскости

Развивающая задача: развитие обобщенности и осмысленности восприятия.

Секретарем школы по почте было получено странное, заколдованное послание. В послании сказано, что Каменная Княжна заколдовала милых и безобидных животных, превратились они в мелкие раздробленные камешки. Оживить этих животных можно следуя указаниям:

Правила игры:

1) Каждый участник команды, получает карточку с заданиями;

2) Игроки команды № 1 соединяют отмеченные точки по порядку, следуя слева направо;

3) Игроки команды № 2 , соединяют отмеченные точки по порядку, следуя справа налево;

4) Каждый игрок, отмечает указанные в задании точки на данной координатной плоскости;

5) Соединяем отмеченные точки последовательно;

6) Время игры 10 минут;

7) Учитель показывает заколдованных животных;

7) Тот, кому удалось расколдовать животное, приносит команде 1 балл.

Игровые действия: соединив заданные точки и отметив указанные точки с определенными координатами, получить изображение заколдованного животного.

Оборудование: координатные плоскости, карточки с заданиями, изображения животных.


Задание команде № 1.

Дострой фигуру животного по заданным координатам точек:

( -4; -6), (-3; -5),( -1; -5), (-3; -4), (-3; -3),(-1; -1), (-1;0),(-3;0),(-3;-1), ( -4; -1), (-4; 0), (-3; 1), (-1; 1), (-1; -2), (-3; 3), (-1; 4).

Глаз: (-1;3)

Задание команде № 2.

Дострой фигуру животного по заданным координатам точек:

( 3; 4), (5; 4),( 6; 5), (6; 4), (7; 5),(7; 4), (8;2),(8;1),(4;-1), ( 4; -2), (7; -2), (7; -3), (5; -3), (5; -4), (1; -4), (1; -5).

Глаз: (6;2).[39, с.71]

Результат игры: по истечении времени правильность выполнения проверяется при демонстрации изображения животного. Подсчитывается покомандное количество баллов. Выявляется команда победитель.



.







Рекомендации по применению разработанной серии игр на уроках математики в 5-6 классах.


Следует отметить тот факт, что игровая деятельность способствует созданию познавательного мотива, активизирует мыслительную деятельность учащихся, усиливает их внимание к содержанию изучаемого материала, повышает работоспособность, а так же чувство ответственности за успехи в обучении всего коллектива и за свои лично. Вместе с тем процесс игры, ее результаты заставляют задуматься некоторых учащихся о пробелах в знаниях и путях их ликвидации.

Необходимо отметить следующие моменты при применении данной серии развивающих игр на уроках математики:

- игры, способствующие развитию внимания младших подростков, должны быть направлены на развитие произвольного, концентрированного и устойчивого внимания, а так же на развитие переключения и распределения внимания.

Важно помнить, что выполнение однообразных действий учащимися данного возраста, составляет 8 – 10 минут, поэтому продолжительность игр не должна превышать данного интервала времени. Если увеличить временной промежуток игры, то произойдет снижение темпа выполнения работы и увеличиться количество допущенных ошибок.

Для развития основных свойств внимания можно использовать следующие игры:

а) «Поиск сокровищ», на уроках обобщения и систематизации знаний, при изучении следующих тем: «Натуральные числа и шкалы», «Прямоугольный параллелепипед. Объем прямоугольного параллелепипеда», «Обыкновенные дроби», «Измерение углов», «Делимость чисел», «Координаты на плоскости».

б) «По – порядку становись!», на уроках закрепления, при изучении тем: «Сложение и вычитание натуральных чисел», «Сложение и вычитание смешанных чисел», «Округление десятичных дробей», «Сложение и вычитание десятичных дробей», «Сложение и вычитание дробей с разными знаками», «Сложение чисел с разными знаками», «Умножение положительных и отрицательных чисел».

в) «Погоня»на комбинированных уроках, при изучении тем: «Угол», «Подобные слагаемые», « Параллельные прямые», «Перпендикулярные прямые».

г) «Ушки на макушке!» на уроке изучения нового материала, при изучении темы: «Признаки делимости».

д) «Сыщик» на уроке изучения нового материала при изучении темы: «Обозначение натуральных чисел».

е) «Внимательный радист» на уроке обобщения и систематизации знаний по теме: «Десятичная запись дробных чисел».

ж) «Математические прятки» на уроках изучения нового материала при изучении тем: «Сравнение натуральных чисел», «Сравнение обыкновенных дробей», «Сравнение десятичных дробей», «Сравнение рациональных чисел».

з) «Шерлок Холмс» на уроках повторения и обобщения знаний по темам: «Проценты», «Деление натуральных чисел».

- игры, способствующие развитию восприятия младших подростков, должны быть направлены на развитие всех его свойств. Следует отметить, что необходимым условием восприятия является выделение предмета из общего фона, при этом каждая часть воспринимаемого объекта зависит от того, в каком окружении она дана.

Для развития основных свойств восприятия на уроках математики можно использовать такие игры:

а) «Зоркий глаз» на уроке изучения нового материала, при изучении темы: «Измерение отрезков».

б) «Закройщик» на уроках обобщения и систематизации знаний по теме: «Площадь прямоугольника и квадрата».

в) «Следопыт» на уроках закрепления при изучении тем: «Модуль», «Квадрат и куб числа».

г) «Дольщик» на уроке повторения и обобщения знаний по теме: «сложе сложение и вычитание смешанных чисел».

д) «Космическое путешествие» на уроке проверки знаний при изучении темы «Решение уравнений».

е) «Заколдованное послание» на уроке повторения и обобщения знаний по теме: «Координатная плоскость».

«Обучение математике невозможно без широкого применения игр. Правильно подобранные и хорошо организованные игры помогают выработать у школьников необходимые в жизни и учебе навыки и качества; способствуют развитию у детей памяти, внимания, мышления и творческого воображения; воспитывают у них наблюдательность и привычку к самопроверке; учат детей подчинять свои действия поставленной задаче и доводить начатую работу до конца.»

«Использование игр на уроках математики помогает добиться того, чтобы каждый ученик работал активно и увлеченно, и может стать отправной точкой для возникновения и развития у детей любознательности и глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются склонности и интересы к тому или иному предмету. Именно в этот период посредством игровых ситуаций учитель может раскрыть притягательные стороны математики.»




Полный текст материала Сборник "Дидактические игры на уроках математики в 5 - 6 классах" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Левченко Елена Викторовна  elena8521
27.03.2024 0 114 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК