Конспект занятия элективного курса "Иррациональные уравнения и приемы преобразования уравнений"; 11 класс
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА В 11 КЛАССЕ
Занятие 1
Тема: Иррациональные уравнения и приемы преобразования уравнений. Методы решения иррациональных уравнений.
Тип занятия: Обобщение и систематизация знаний.
Формы работы: Фронтальная беседа, комментирование решений.
Цели занятия:
Образовательная: оперирование основными понятиями, изучаемой темы; закрепление навыков решения иррациональных уравнений разными методами; выработка умений по применения различных приемов преобразования уравнений;
Развивающая: способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы;
Воспитательная: обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету.
Задачи занятия:
- создать организационные и содержательные условия для успешного усвоения приемов преобразования и методов решения иррациональных уравнений;
- побуждение учащихся к самостоятельной деятельности;
- тренировать навык решения иррациональных уравнений тем или иным методом.
Оборудование: мел, доска, интерактивная доска, пк.
Технологическая карта урока
ПРИЛОЖЕНИЕ
Опорный дидактический материал
-
Приемы преобразования уравнения:
-
Методы решения иррациональных уравнений:
-
Избавление от корня, приведение к рациональному уравнению:
- «освобождение» от радикалов по формуле
Пример. Решить уравнение .
Решение. Возведем обе части этого уравнения в квадрат и получим , откуда следует, что или .
Проверка. : . Это неверное числовое равенство, значит, число не является корнем данного уравнения.
: . Это верное числовое равенство, значит, число является корнем данного уравнения.
-
Метод сведения к эквивалентной системе уравнения.
Аккуратное возведение в четную степень уравнения вида состоит в переходе к равносильной ему системе:
Неравенство в этой системе выражает условие, при котором уравнение можно возводить в четную степень, отсекает посторонние решения и позволяет обходиться без проверки [4].
-
Метод уединения радикала
При решении иррациональных уравнений полезно перед возведением обеих частей уравнения в некоторую степень «уединить радикал», то есть представить уравнение в виде . Тогда после возведения обеих частей уравнения в n-ую степень радикал справа исчезнет [1].
-
Метод к сведению к эквивалентным системам рациональных уравнений
Уравнения вида удается решить при помощи введения двух вспомогательных неизвестных: и , где и последующего перехода к эквивалентной системе рациональных уравнений [4].
-
Метод введения новой переменной (замена переменных)
Пример. Решить уравнение .
Решение. Положив , получим существенно более простое иррациональное уравнение . Возведем обе части уравнения в квадрат: .
Далее последовательно получаем:
;
;
;
;
, .
Проверка найденных значений их подстановкой в уравнение показывает, что – корень уравнения, а – посторонний корень.
Возвращаясь к исходной переменной x, получаем уравнение , то есть квадратное уравнение , решив которое находим два корня: , . Оба корня, как показывает проверка, удовлетворяют исходному уравнению. Ответ: , .
Замена особенно полезна, если в результате достигается новое качество, например, иррациональное уравнение превращается в квадратное.
-
Умножение обоих частей уравнения на функцию.
Пример. Решить уравнение . [9]
Решение. Умножим обе части уравнения на функцию . После преобразований получим уравнение
. Оно имеет два корня: . Проверка показывает, что – посторонний корень (нетрудно видеть, – корень функции ). Таким образом, уравнение имеет единственный корень . Ответ: .
7. Решение иррациональных уравнений с использованием свойств, входящих в них функций.
(1)Использование монотонности: Если уравнение имеет вид где возрастает (убывает), или где и «встречно монотонны», т.е. возрастает, а убывает и наоборот, то такое уравнение имеет не более одного корня. Если удается заметить это или привести уравнение к такому виду и при этом нетрудно угадать корень, то он и будет решением данного уравнения.
(2) Использование ОДЗ: Иногда знание ОДЗ позволяет доказать, что уравнение не имеет решений, а иногда позволяет найти решения уравнения непосредственной подстановкой чисел из ОДЗ.
(3) Использование графиков функции: При решении уравнения иногда полезно изобразить график функций обоих частей в одной системе координат. Эскиз графика лишь помогает найти решение, но писать, что из графика следует ответ, нельзя, ответ еще надо обосновать [3].
3. Самостоятельная работа
Список использованной литературы.
-
Виленкин Н. Я. и др. Алгебра и математический анализ для 11 класса [Текст]: учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики / Н. Я. Виленкин – М.: Просвещение, 1998. – 288 с.
-
Григорьев А. М. Иррациональные уравнения [Текст] / А. М. Григорьев // Квант. – 1972. – №1. – С. 46-49.
-
Егоров А. Иррациональные уравнения [Текст] / А Егоров // Математика. Первое сентября – 2002. – №5. – С. 9-13.
-
Шувалова Э. З. Повторим математику [Текст]: учебное пособие для поступающих в вузы / Э. З. Шувалова – М.: Высшая школа, 1974. – 519 с.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лобанова Ксения Алексеевна
→ Публикатор 05.04.2024 0 223 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.