Конспект занятия элективного курса "Решение иррациональных уравнений, содержащих модуль"; 11 класс
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА В 11 КЛАССЕ
Занятие 2
Тема: Решение иррациональных уравнений, содержащих модуль.
Тип занятия: Применение знаний, умений и навыков.
Формы работы: Мозговой штурм, групповая работа.
Цели занятия:
Образовательная: оперирование основными понятиями, изучаемой темы; закрепление навыков решения иррациональных уравнений, содержащие модуль;
Развивающая: содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных условиях.
Воспитательная: обеспечить высокую творческую активность при выполнении поставленной задачи.
Задачи занятия:
- вспомнить теоретические аспекты по решению уравнений с модулем;
- активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся;
- совершенствовать вычислительные навыки;
Оборудование: мел, доска, интерактивная доска, пк, карточки.
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
Организационный момент |
Приветствие. Настраивает учащихся на работу «Недостаточно лишь понять задачу, необходимо желание решить ее». Сегодня вы делись на группы. Учащимся сообщается форма урока. |
Настраиваются на работу. Делятся на группы. |
Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и учащимися. |
Проверка домашнего задания |
Проверяют представленное решение. |
Выходят к доске и показывают свое решение остальным. |
Регулятивные: умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки |
Актуализация знаний |
Посмотрите на данное уравнение: Что вы можете о нем сказать? Давайте вспомним, чем мы руководствуемся при решении подобных уравнений? Какое определение модуля? Решите данное уравнение. Для ознакомления с другими способами решения уравнений с модулем приведено в карточке 1 (Приложение). |
- Это уравнение содержит знак модуля. - Обращаемся к определению модуля. - - Если модуль числа равен 3, то само число равно 3 или -3, получаем систему: Первое не имеет решений, а второе имеет два корня ±1. |
Личностные: планирование учебной деятельности. Регулятивные: целеполагание. Познавательные: структурирование знаний, выделять главное, систематизировать, знания, самопроверка имеющихся знаний |
Этап мозгового штурма: выделение групп однотипных уравнений; формулирование отличительных признаков.
|
Вам представлены уравнения:
Работая в группе за 3 мин необходимо уравнения поделить на 3 группы, объединенных какой-то особенностью (учащиеся используют на столах карточки (приложение) с уравнениями и раскладывают их в столбик). Учитель наблюдает за работой групп и одной из них предлагает на магнитной доске перевесить карточки с уравнениями по столбикам (А, Б, В.) в соответствии с полученной этой группой классификацией. Затем результат обсуждается и корректируется другими группами. Далее творческими группами для каждого столбика уравнений формулируется “отличительный признак” и выделяется “типовое” уравнение, которое еще не рассматривалось на уроках и будет решаться. Всё это фиксируется в списках уравнений, имеющихся у каждого ученика.
|
Раскладывают карточки в столбики: 1, 2, 7, 9 - иррациональные уравнения 3, 5 – уравнения с модулем 4, 6, 8, 10 - иррациональные уравнения, содержащие модуль. Каждая группа выбирает себе 1 уравнение из 3 группы.
|
Познавательные: уметь добывать новые знания, находить ответы на вопрос, используя жизненный опыт и информацию, выделение классификации. Коммуникационные: умение оформлять свои мысли. |
Этап учебного мозгового штурма: генерирование идей об оптимальном методе решения уравнений одной группы. |
Необходимо для каждого представленного уравнения найти оптимальный метод решения. Какой метод применим для данного типа уравнения? Далее МШ идёт по следующему алгоритму: Выбор учащимися одного из типов уравнений; 3-5 минутный мозговой штурм в группах (при этом уравнения не решаются до конца, а только генерируются “идеи” решения); Выдвижение и обсуждение идей; “Реализация” идеи – решение у доски (возможно, представителями разных групп одновременно, если идеи решения отличаются); запись решений в тетрадях; Анализ решения, коррекция. Определение преимуществ и недостатков метода, его “тонких мест”, требований к оформлению. Запись решения в тетрадях. На этом этапе МШ учителю нужно, не торопя учащихся, не отвергая ни одной идеи, не навязывая им свои методы, а лишь подсказывая направления поиска, поддерживать атмосферу “изобретательства”. При этом каждый “шаг” на пути поиска поощряется, а ошибки – анализируются, но не наказываются. |
Каждая группа определяет рациональный метод ля решения своего уравнения. 4- через определение модуля 6- через замену 8- через перебор промежутков Решение уравнений представлено в приложение. |
Регулятивные: умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки. Познавательные: поиск рационального метода решения, выдвигать идеи. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли. |
Этап учебного мозгового штурма. Анализ идей; коррекция; выводы. |
Корректирует выводы и обобщает. |
Формулируют полученные методы решения (только для рассмотренных типов), выводы можно записать в тетрадях |
Познавательные: обобщение и систематизация знаний; самостоятельное выделение познавательной цели. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой формулировать и выражать свои мысли. |
Домашнее задание |
Предлагается дома решить 10 уравнение. На следующем занятие работа с иррациональными уравнениями с модулем будет продолжена. |
Записывают задание. |
Регулятивные: осознание знание и незнания материала. Личностные: самооценка своей работы. Коммуникативное: умение полно выражать свои мысли.
|
Подведение итогов |
На этом этапе необходимо коротко проанализировать работу каждой группы – активность, слаженность, корректность, умение преподносить свои идеи и принимать чужие. Обязательно надо отметить лучших “генераторов идей”. |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ
Карточки с уравнениями для работы в группах
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Решение уравнений
Имеет решение, если правая часть неотрицательна: . При x ≤ -1 подкоренное выражение отрицательно. Таким образом, x≥7 → =x-3. Получаем равносильное уравнение . Возведем обе части в квадрат: х2-19х+83=0, корни которого . Ответ:
Введем подстановку , исходя из того, что , получаем .
Так как , то .
Исходное уравнение примет вид .
Так как и , то получаем ; ;
нам подходит . Возвращаясь к переменной х? получаем ; ; .
Ответ: {-6, -8, -5, -9}
Возведем обе части в квадрат . Заметим, что
+6
+6
+6
+6
Раскрываем знак модуля:
x-7≥0 x≥7
+6x-42
По Виета (x-12)(x-4)=0 x=12, x=4 При x≥7 нам подходит х=12
|
x-7<0 x<7
-6x+42
D=162 X1= =22 X2= =6 При x<7 нам подходит х=6
|
Ответ: 6, 12.
Список использованной литературы.
Азаров А.И., Барвенов С.А. Математика для старшеклассников: Методы решения алгебраических уравнений, неравенств и систем: Пособие для учащихся и учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования. Мн.: Аверсэв,2004.
Шахмейстер А.Х. Иррациональные уравнения и неравенства. – 4-е издание – СПб. : «Петроглиф»,: «Виктория плюс» : М. : Издательство МЦНМО. - 2011. – 216 с.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лобанова Ксения Алексеевна
→ Публикатор 05.04.2024 0 207 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.