Конспект занятия элективного курса "Решение иррациональных уравнений с параметром"; 11 класс
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА В 11 КЛАССЕ
Тема: Решение иррациональных уравнений с параметром.
Тип занятия: Изучение нового материала.
Формы работы: Мини-исследование.
Цели занятия:
Образовательная: научиться решать иррациональные уравнения с параметром; применение новых знаний при решении задач.
Развивающая: отрабатывать навыки исследовательской деятельности (анализировать, сравнивать, обобщать).
Воспитательная: формирование навыка умственного труда; формирование навыка групповой работы.
Задачи занятия:
- установить возможные способы решения иррациональных уравнений с параметром;
- проанализировать решение уравнений и сделать выводы ( выявить плюсы или минусы);
- совершенствовать вычислительные навыки;
Оборудование: мел, доска, интерактивная доска.
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
||||||
Организационный момент |
Проверяет готовность учащихся к занятию. Создает эмоциональный настрой на работу: «Правильному применению методов можно научиться, только применяя их на разнообразных примерах». Г. Цейтен. Сообщает о необходимости поделиться на 3 группы. |
Готовятся к занятию. Высказывают свои мысли на приведенную цитату. |
Личностные: самоопределение к действию. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и учащимися. |
||||||
Постановка цели и задачи урока |
Обратите внимание н данное уравнение . Что вы можете о нем рассказать. Наводит учащихся на формулирование темы, постановку цели занятия и задач.. |
- это иррациональное уравнение -есть параметр а. Формулирует тему урока, ставят цели и формулируют задачи |
Регулятивные: формирование мотивации к учению. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. |
||||||
Актуализация знаний |
Что из себя представляет уравнение с параметром? Как записать уравнения в общем виде:
?
|
- Уравнение, которое кроме неизвестной величины содержит также другую дополнительную величину, которая может принимать различные значения из некоторой области. - . |
Личностные: планирование учебной деятельности. Регулятивные: целеполагание; использование имеющихся знаний и опыта. Познавательные: структурирование знаний, выделять главное, систематизировать, знания, самопроверка имеющихся знаний |
||||||
Изучение нового материала |
Сегодня мы с вами рассмотрим иррациональные уравнения с параметром, наша задача рассмотреть различные способы решения, проанализировать каждый способ, составить алгоритм решения. Каждая группа получает свой метод (были знакомы еще раньше с этими методами). Аналитический метод Это способ прямого решения, повторяющий стандартные процедуры нахождения ответа в задачах без параметра. Решить уравнение Выполнив вычисление, проанализируйте решение и сделайте выводы. Графический метод Для каждого значения параметра а, определить число решений:
Выполнив вычисление, проанализируйте решение и сделайте выводы. Метод «коридоров» При каких значениях параметра а уравнение: имеет два корня? Выполнив вычисление, проанализируйте решение и сделайте выводы.
|
Внимательно слушают учителя. Выполняют решение методом избавления от радикала (возведение в квадрат).
D=2a-1→a=0,5 При a>0,5 x1,2=0,5(1± ) При a=0,5 x=0,5 При x<0,5 уравнение не имеет решения Проверка: - при подстановке х=0,5 в уравнение (1), получаем неверное равенство, значит х=0,5 не является решением уравнения; - при подстановки х1 в уравнение (1) мы получаем, что левая часть принимает отрицательное значение, следовательно не подходит; - при подстановки х2 в уравнение (1) имеет истинное равенство при , условие выполнимо при а≥1, следовательно х2 корень уравнения при а≥1 Данный метод не наглядный, трудоемкий и надо проводить много исследований полученных промежутков. Построим график функции . Пусть х≥0, тогда у= .
– окружность с центром (1;0) и радиусом 1. Пусть х <0, тогда у= .
– окружность с центром (-1;0) и радиусом 1. Применение данного метода позволяет выделить следующие преимущества: наглядность, легкость в вычислениях.
Рассмотрим функцию у=а. Посмотрим случаи этой прямой: - при а>1, уравнение не имеет решения; - при а=1, уравнение имеет 2 решения; - при а=0, уравнение имеет 3 решения; - при 0< а<1, уравнение имеет 4 решения. равносильно системе
Получим совокупность двух систем: . Подставим вместо х в первом неравенстве параметр а, а во второе параметр – а: . . Отложим на числовой прямой значения, которые может принимать параметр а:
Очевидно, что при а<0 уравнение имеет 1 корень х= -а, при а=0, также 1 корень х=0, а при а>0, уравнение имеет 2 корня х=а, х= -а. Этот метод позволяет наглядно увидеть сколько корней имеет уравнение в зависимости от параметра и какие это корни. |
Познавательные: работа по поиску и выделению необходимой информации; умение структурировать знания. Коммуникационные: умение оформлять свои мысли. |
||||||
Закрепление полученных знаний |
Пример. При каких значениях параметра а, уравнение =2+х имеет единственное решение. Выберете рациональный способ решения. |
Рассмотрим графический вариант решения данного уравнения, т. е. построим 2 функции: У1 =2+х У2 = Первая функция является линейной и проходит через точки (0; 2) и (-2; 0). График 2 функции содержит параметр. Рассмотрим сначала график этой функции при а=0. При изменении параметра график будет передвигаться влево (при а>0) и вправо (при a<0).
Из графиков видно, что при а<-2 графики не пересекаются, следовательно, нет общих решений. Если а≥-2, графики имеет одну общую точку пересечения, а следовательно 1 решение ( при а=-2). |
Регулятивные: целеполагание. Личностные: самоопределение к действию. Познавательные: умение выстраивать цепочку логических рассуждений.
|
||||||
Домашнее задание |
Выполнить исследовательскую работу «Такие разные иррациональные уравнения с параметром». |
Записывают домашнее задание. Задают интересующие вопросы по заданию и его оформлению. |
Познавательные: рефлексия способа и условий действия, контроль и оценка процессов результата деятельности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой формулировать и выражать свои мысли. |
||||||
Подведение итогов |
«Не так уж и трудно задачи решать: Проблема дает вдохновенье Искусство же в том, чтоб суметь отыскать Задачу, когда есть решенье». П. Хэйн
П. Хэйн Какие выводы вы можете сформулировать по нашему занятию? |
Решая иррациональное уравнение с параметром мы установили, что графики значительно облегчают решение уравнения. Поэтому при решении уравнений с параметром полезно выполнять графические иллюстрации, что делает решение более наглядным, понятным, простым и красивым. Графические построения помогают осмыслить решение уравнения с параметром. Для решения уравнений с параметром надо уметь читать графики уравнений с параметром. |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные: рефлексия. Личностные: самоопределение, смыслообразование..
|
\
Список использованной литературы.
Маргулис А.Я., Мордкович А.Г., Радунский Б.А. Внимание: в уравнении – параметр. Квант. Научно – популярный физико – математический журнал. №9,1970 г. – М. «Наука»;
Шахмейстер А.Х. Задачи с параметром в ЕГЭ Под редакцией Б.Г. Зива –С-Петербург, М. : ЧеРо на Неве, Издательство Московского университета, 2004.- 224с.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лобанова Ксения Алексеевна
→ Публикатор 05.04.2024 0 176 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.