Конспект занятия элективного курса "Решение иррациональных неравенств, методы решения"; 11 класс
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА В 11 КЛАССЕ
Занятие 18
Тема: Решение иррациональных неравенств, методы решения.
Тип занятия: Комбинированный урок.
Формы работы: Постановка проблемная ситуации
Цели занятия:
Образовательная: систематизировать, обобщить, расширить знания и умения учащихся, связанные с применением методов решения неравенств.
Развивающая: способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы.
Воспитательная: формировать познавательную мотивацию к изучению математики.
Задачи занятия:
- создать организационные и содержательные условия для успешного усвоения методов решения иррациональных неравенств;
- побуждение учащихся к самостоятельной деятельности;
- тренировать навык решения иррациональных неравенств тем или иным методом.
Оборудование: мел, доска, интерактивная доска, пк.
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
Организационный момент |
Настраивает учащихся на урок и проверяет их готовность. |
Настраиваются на работу. |
Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и учащимися. |
Актуализация знаний |
Мы с вами закончили тему “Решение иррациональных уравнений” и сегодня начинаем учиться решать иррациональные неравенства. Сначала давайте вспомним, какие виды неравенств вы умеете решать и какими методами? На каком утверждении основан метод интервалов? Решите неравенство f(x)= D(f): f(x) непрерывна на D(f) нули функции 4-х=х+5, х=-0,5
Определим знаки функции f(-3)>0, f(0)<0.
Ответ: [-5; -0,5). |
Линейные, квадратные, рациональные, тригонометрические. Линейные решаем, исходя из свойств неравенств, тригонометрические сводим к простейшим тригонометрическим, решаемым с помощью тригонометрического круга, а остальные, в основном, методом интервалов. На теореме, утверждающей, что непрерывная функция, не обращающаяся в ноль на некотором интервале, сохраняет свой знак на этом интервале. |
Личностные: планирование учебной деятельности. Регулятивные: целеполагание. Познавательные: структурирование знаний, выделять главное, систематизировать, знания, самопроверка имеющихся знаний |
Создание проблемной ситуации. Целеполагание. |
Учащимся дается на самостоятельное решение неравенство Конечно, есть. Этим мы с вами займемся сегодня на уроке. Вместе с учащимися формулируют тему и цели урока. |
Выполняют вычисления аналогично предыдущему примеру, но сталкиваются с трудностями: долго искать D(f) и трудно вычислять контрольные точки. Возникает вопрос: «Можно ли решить это неравенство другим методом?» |
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать цель урока; ориентироваться в своей системе знаний. Коммуникационные: умение оформлять свои мысли, высказывать свое предположение. Регулятивные: формулировать тему и цель урока. |
Первичное усвоение новых знаний |
Сейчас мы поговорим о методе равносильных переходов от неравенства к системе неравенств. Учащимся предоставляются опорные схемы данного метода (см. приложение), 1 из которых доказывается учителем, а 3 и 4 остается учащимся на домашнее изучение. - Решите неравенство типа :
Так же существует и 3 метод решения неравенств – метод замены функции (множителей):
Совместно выполняют решение неравенства с применением указанного метода:
|
Внимательно слушают учителя, задают вопросы по ходу изложения информации учителем. Выполняют решение:
x Выполняют решение совместно с учителем: При x знак числителя совпадает со знаком разности -( , значит данное неравенство равносильно системе:
Ответ: [-2;0,3)
|
Регулятивные: самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность; осуществлять самоконтроль. Познавательные: анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности и строить рассуждения. устанавливать закономерности, строить рассуждения; Коммуникативные: умение оформлять свои мысли. |
Первичное закрепление |
Предлагает выполнить самостоятельную работу с самопроверкой. Решить неравенство методом равносильных переходов
Решить неравенство методом замены множителей
|
Двое учащихся решают у доски, остальные не видят их решения, после некоторого времени остальным предоставляется решение. Проверка и самопроверка решения неравенств.
Ответ: (-∞;0]
Ответ: [12; )
|
Регулятивные: осознание знание и незнания материала; действовать по алгоритму; осуществлять самоконтроль. Познавательные: осуществлять действия по образцу; осуществлять решение учебной задачи самостоятельно. Коммуникативное: умение полно выражать свои мысли.
|
Домашнее задание |
Доказать неравенства 3 и 4 из опорной схемы. Решить методом интервалов неравенство Решить методом равносильных переходов x> . Решить методом замены множителей неравенства
|
Записывают домашнее задание |
Познавательные: рефлексия способа и условий действия, контроль и оценка процессов результата деятельности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой формулировать и выражать свои мысли. |
Рефлексия |
Какие методы мы изучили для решения иррациональных неравенств? Проведите оценку деятельности на уроки? |
- Метод интервалов - Метод равносильных переходов - Метод замены множителей Проводят оценку, выявляют, что получилось, что нет, где были трудности. |
Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя , слышать и понимать речь других. Регулятивные: соотносить цели и результаты своей деятельности.
|
ПРИЛОЖЕНИЕ
Опорные схемы неравенств, решаемые методом равносильных переходов.
-
y=
Список использованной литературы.
Иррациональные неравенства. – URL : https://youclever.org/book/irratsionalnye-neravenstva-2.
Иррациональные неравенства. – URL : https://ege-study.ru/irracionalnye-neravenstva/.
Уравнения, неравенства и их системы. Методическое руководство для студентов математических факультетов. - Часть 2-я. / Сост. Л.Р. Шакирова, Н.В. Тимербаева, Э.И. Фазлеева. – Казань: ТГГПУ, 2008. – 96 с.
Шестаков С. Письменный экзамен. Неравенства и системы неравенств // Математика, 2004. № 12. – С. 29-32.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лобанова Ксения Алексеевна
→ Публикатор 05.04.2024 0 293 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.