КОНСПЕКТ
ЗАНЯТИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА В 11 КЛАССЕ
Занятие
22
Тема:Решение
иррациональных неравенств с параметром.
Тип
занятия: Изучение нового материала.
Формы
работы: Создание проблемной ситуации.
Цели
занятия:
Образовательная:познакомить
учащихся с иррациональными неравенствами
с параметром; выявить специфику решений
таких неравенств.
Развивающая:содействовать
развитию умений применять полученные
знания в нестандартных условиях.
Воспитательная:способствовать
овладению необходимыми навыками
самостоятельной учебной деятельности.
Задачи
занятия:
-
сформировать умение применять знания
в новой ситуации.
-
побуждение учащихся к самостоятельной
деятельности;
-
тренировать навык решения
иррациональныхнеравенств с параметром.
Оборудование:
мел, доска, интерактивная доска, пк.
Технологическая карта урока
Этапы
урока
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
ученика
|
УУД
|
Организационный
момент
|
Настраивает
учащихся на урок и проверяет их
готовность.
|
Настраиваются
на работу.
|
Личностные:
самоопределение.
Регулятивные:
целеполагание,
самостоятельно организовать свое
рабочее место.
Коммуникативные:
планирование
сотрудничества с учителем и учащимися.
|
Создание
проблемной ситуации. Постановка
учебных целей и формулирование темы
урока
|
Посмотрите
внимательно на график и определите
графики, каких функций тут представлены?
Попробуйте
на основе увиденного предположить,
какие неравенства мы будем сегодня
решать?
Решить
неравенство
|
-
график иррациональной функции,
содержащей параметр и график прямой.
-
иррациональные неравенства с параметром.
При
решении возникают трудности вычисления,
большая вероятность запутаться в ОДЗ
и допустить ошибку в допустимых
значениях а. Учащиеся осознают, что
не достаточно знаний, умений и навыков
решения подобных неравенств.
Формулируют
тему урока и цели.
|
Регулятивные:
уметь
определять и формулировать цель
деятельности на уроке; организовывать
выполнение заданий учителя.
Коммуникативные:
четко и
ясно излагать свои мысли.
Познавательные:
Устанавливать
закономерности, строить рассуждения;
структурировать и систематизировать
материал полученный на предыдущих
уроках.
|
Применение
знаний и умений в новой ситуации
|
При
каких значениях параметра a все числа
из отрезка -1≤x≤3
удовлетворяют неравенству
?
|
Решают
с подсказками учителя, так как для
них эта тема трудновыполнима. Опираются
на предыдущее решение (на логику
рассуждений). Применив замену, получаем
при
. a<1
иначе это неверно при t=1.
При a≤0
имеем
,
поэтому все положительные а подходят.
Если же a<1,
то, графиком является парабола ветви
которой направлены вниз с вершиной
при
Поэтому
функция f(t)=
возрастает
при
,
а потом начинает убывать. Если
неравенство нарушается в точке отрезка
,
то оно и нарушится в точке
.
, если она лежит на нужном отрезке,
либо при t=1,
t=3.
При t=1
неравенство выполняется. Выясняем,
что
лежит на отрезке
,
вычислив f(3).
Нужно проверить значение в это точке,
получаем 2a<1.
Итак, 0<a<1/2.
|
Регулятивные:
осуществлять самоконтроль.
Познавательные:
анализировать и синтезировать
информацию
|
Закрепление
изученного материала
|
Найдите
все значения a,
при каждом из которых неравенство
всегда
выполняется для любого x,
принадлежащего промежутку [0; 1,5].
Выполняют
его самостоятельно, учитель проходит
по рядам и проверяет верность направления
в логике вычисления.
|
Сделаем
замену
Ясно,
что при
это
верно.
Если
же
, то
график представляет собой параболу
ветвями вниз с вершиной при
.
Поэтому
функция f(t)=
возрастает
при 0<t<
а
потом начинает убывать. Это значит,
что если неравенство нарушается в
какой-то точке отрезка [0;2] то оно
нарушается и в точке t=2. Итак,
осталось потребовать,чтобыf(2)>0, то
есть
или a>-4.
Ответ: a>-4.
|
Познавательные:использовать
новую информацию для решения учебных
заданий; осуществлять действия по
образцу и заданному правилу.
Регулятивные:осуществлять
самоконтроль; самостоятельно (или с
помощью учителя) планировать свою
деятельность по решению учебного
задания.
|
4.
Домашнее задание
|
Найдите
все значения параметра a, при которых
все числа x из отрезка [1; 5] удовлетворяют
неравенству
?
Домашнее
задание задано с элементом исследования,
так как это задание нужно решить,
опираясь на предыдущие знания и на
обобщение с теми знаниями, которые
получены на этом уроке.
Найдите
все значения параметра a, при которых
решением неравенства
является
отрезок длиной 0,5.
|
Записывают
домашнее задание
|
Познавательные:
рефлексия способа и условий действия,
контроль и оценка процессов результата
деятельности, адекватное понимание
причин успеха и неуспеха.
Коммуникативные:
умение с
достаточной полнотой формулировать
и выражать свои мысли.
|
5.
Рефлексия
|
Обсуждают,
какие трудности возникли на уроке.
Какие вопросы еще остались.
|
Оцениваю
свою деятельность на уроке. Задают
дополнительные вопросы учителю.
|
Коммуникативные:
отвечать на вопросы учителя , слышать
и понимать речь других.
Регулятивные:
соотносить
цели и результаты своей деятельности.
|
Список
использованной литературы.
Алгебра
и начала математического анализа.
11класс. В 2 ч. Ч.1.Учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений
(профильный уровень)/ А.Г. Мордкович,
П.В. Семёнов – М. : Мнемозина, 2008.-287с.
Корянов
А.Г., Прокофьев А.А. Математика. ЕГЭ
2011(типовые задания С3).Методы решения
неравенств с одной переменной.
Лысенко
Ф.Ф., Кулобухова С.Ю. Математика.
Неравенства (профильный уровень),
тренажёр. – Ростов-на-Дону: Легион,
2015г.