Обучение решению текстовых задач в 7, 8 классах
Ермишина Татьяна Юрьевна
ОУ Новодевиченская СОШ
« Образовательный центр»
Шигонского района
Самарской области,
учитель математики
Обучение решению текстовых задач.
В педагогической психологии установлено, что обучение учащихся решению задач наиболее эффективно в процессе поиска их решения. При этом, конечно, не следует отрицать и того факта, что накопление опыта решения задач учащимися также даёт положительные результаты. Однако обучение поиску не только раскрывает механизмы умственной и практической деятельности учащихся, но и развивает их творческое мышление.
Процесс решения текстовой задачи включает три основных этапа ( по учебнику Мордковича А.Г. Алгебра 7, 8, 9 кл):
Первый этап. Составление математической модели.
Второй этап. Работа с математической моделью.
Третий этап. Ответ на вопрос задачи.
Самым сложным для учащихся является составление математической модели, т. е. анализ текста задачи и поиск способа её решения.
Рассмотрим проблему поиска решения текстовых задач, решаемых алгебраическим способом на примерах задач из учебника Мордковича А. В. Алгебра 8 класс и Алгебра 7 класс.
Задача1 ( Мордкович А.В. Алгебра 8 класс, №27.28)
Бригада должна изготовить 120 изделий к определённому сроку. Однако она изготовляла в день на 2 изделия больше, чем предполагалось по плану, и поэтому закончила работу на 3 дня раньше срока. Сколько изделий в день должна была изготовлять бригада по плану?
После чтения задачи проводится анализ:
Какие величины содержаться в задаче?
Как связаны между собой производительность труда, время и объём выполненной работы?
Сколько можно выделить в задаче различных ситуаций (событий, случаев, фактов)?
Какие величины известны в каждой ситуации?
В каком случае время работы бригады по выполнению заказа меньше и на сколько?
Какая неизвестная величина в задаче является искомой?
Выполненный анализ позволяет осуществить запись условия и требования задачи в виде таблицы:
Величина |
Бригада |
По плану Фактически |
|
Производительность, изделий в день
Время работы, дней
Объём выполненной работы, изделий |
? < ? на 2
? > ? на3
120 120 |
Умение ученика самостоятельно составить подобную таблицу говорит о том , что он усвоил условие и требование задачи и может приступить к поиску её решения путём записи ответов вместо вопросов, содержащихся в таблице.
В результате таблица как модель поиска решения задачи позволяет получить соответствующие уравнение ( математическую модель). С этой целью вводится обозначение искомой или другой величины в зависимости от выбранной учителем совместно с учащимися стратегии решения задачи. Далее ,пользуясь установленными зависимостями между значениями на основе табличной записи текста задачи заполняется таблица поиска решения задачи:
Величина |
Бригада |
По плану Фактически |
|
Производительность, изделий в день
Время работы, дней
Объём выполненной работы, изделий |
x < x+2
>
120 120 |
Исходя из модели поиска решения задачи, выписывают неравенство
> на 3, откуда получают уравнение
- =3.
Поиск решения задачи закончен. Математическая модель составлена. Можно переходить к следующему этапу.
Задача2 (Мордкович А.В. Алгебра 8 класс, №27.12)
Из села в город одновременно отправились автомобиль мотоциклист. Расстояние от города до села 90 км. С какими скоростями двигались автомобиль и мотоциклист, если автомобиль прибыл в город на полчаса раньше , чем мотоциклист, а скорость его была на 15 км/ч больше?
Как мы уже убедились, основой поиска решения текстовых задач являются две таблицы: табличная запись данных и неизвестных величин, о которых говорится в задаче, и таблица (модель) поиска решения задачи. Ограничимся для данной задачи составлением таблицы (модели) поиска решения задачи.
Обозначим через x км/ч скорость мотоциклиста, тогда модель поиска решения будет следующей:
Величина |
|
Мотоциклист автомобиль |
|
Скорость движения, км/ч
Время движения, ч
Пройденный путь, км |
x < x+15
> на ч.
90 90 |
Составим математическую модель ситуации, описанной в условии задачи:
- = .
Задача3(Мордкович А.В. Алгебра 7 класс, №3.43)
На двух садовых участках имеются 84 яблони. Если с первого участка пересадить на вторую одну яблоню, то на втором участке будет в 3 раза больше яблонь, чем останется на первом. Сколько яблонь на каждом участке?
Анализ задачи позволяет учащимся выполнить запись условия и требования задачи в виде таблицы
Количество яблонь |
участки |
I II |
|
Первоначально, яблонь
Пересадили, яблонь
Стало, яблонь
|
? ?
-1 + 1
? < ? в 3 раза |
Вводиться обозначение искомой величины и вопросы, обозначенные в табличной записи текста задачи, заменяются соответствующими выражениями ,т.е. заполняется таблица поиска решения задачи:
Количество яблонь |
участки |
I II |
|
Первоначально, яблонь
Пересадили, яблонь
Стало, яблонь
|
x 84-x
-1 +1
x-1 < (84-x)+1 в 3 раза |
Составим математическую модель ситуации, описанной в условии задачи:
3(x-1)=85-x.
Таким образом, такой способ поиска решения задачи учит учеников видеть величины, заданные в условии задачи, и вскрывать связи между ними.
Единого алгоритма, единой схемы, как проводить анализ условия задачи, не существует. В различных задачах, в различных типах задач приходиться отвечать на разные вопросы. Но, тем не менее, при анализе любой задачи должно быть осознанно каждое данное: что это за величина, каково её место в задаче и как она связана с другими данными в задаче. И если учащиеся научатся анализировать условия задач, то успех в их решении гарантирован.
Литература:
О.Б. Епишева, В.И. Крупич « Учить школьников учиться математике»
«Москва « Просвещение» 1990.
А.А.Окунев « Спасибо за урок, дети! «Москва « Просвещение»1988.
Л.В. Виноградова «Методика преподавания математики в средней школе» Ростов-на-Дону « Феникс» 2005.
А.Г. Мордкович Алгебра 7 класс и 8 класс ( задачник ) Москва
« Мнемозина» 2009.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ермишина Татьяна Юрьевна
→ Т@ня 08.10.2010 6 7208 1211 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.