Обучение решению текстовых задач в 7, 8 классах


Ермишина Татьяна Юрьевна

ОУ Новодевиченская СОШ

« Образовательный центр»

Шигонского района

Самарской области,

учитель математики

Обучение решению текстовых задач.

В педагогической психологии установлено, что обучение учащихся решению задач наиболее эффективно в процессе поиска их решения. При этом, конечно, не следует отрицать и того факта, что накопление опыта решения задач учащимися также даёт положительные результаты. Однако обучение поиску не только раскрывает механизмы умственной и практической деятельности учащихся, но и развивает их творческое мышление.

Процесс решения текстовой задачи включает три основных этапа ( по учебнику Мордковича А.Г. Алгебра 7, 8, 9 кл):

Первый этап. Составление математической модели.

Второй этап. Работа с математической моделью.

Третий этап. Ответ на вопрос задачи.

Самым сложным для учащихся является составление математической модели, т. е. анализ текста задачи и поиск способа её решения.

Рассмотрим проблему поиска решения текстовых задач, решаемых алгебраическим способом на примерах задач из учебника Мордковича А. В. Алгебра 8 класс и Алгебра 7 класс.

Задача1 ( Мордкович А.В. Алгебра 8 класс, №27.28)

Бригада должна изготовить 120 изделий к определённому сроку. Однако она изготовляла в день на 2 изделия больше, чем предполагалось по плану, и поэтому закончила работу на 3 дня раньше срока. Сколько изделий в день должна была изготовлять бригада по плану?

После чтения задачи проводится анализ:

  • Какие величины содержаться в задаче?

  • Как связаны между собой производительность труда, время и объём выполненной работы?

  • Сколько можно выделить в задаче различных ситуаций (событий, случаев, фактов)?

  • Какие величины известны в каждой ситуации?

  • В каком случае время работы бригады по выполнению заказа меньше и на сколько?

  • Какая неизвестная величина в задаче является искомой?

Выполненный анализ позволяет осуществить запись условия и требования задачи в виде таблицы:

Величина

Бригада

По плану Фактически

Производительность, изделий в день


Время работы, дней


Объём выполненной работы, изделий

? < ? на 2


? > ? на3



120 120



Умение ученика самостоятельно составить подобную таблицу говорит о том , что он усвоил условие и требование задачи и может приступить к поиску её решения путём записи ответов вместо вопросов, содержащихся в таблице.

В результате таблица как модель поиска решения задачи позволяет получить соответствующие уравнение ( математическую модель). С этой целью вводится обозначение искомой или другой величины в зависимости от выбранной учителем совместно с учащимися стратегии решения задачи. Далее ,пользуясь установленными зависимостями между значениями на основе табличной записи текста задачи заполняется таблица поиска решения задачи:









Величина

Бригада

По плану Фактически

Производительность, изделий в день


Время работы, дней


Объём выполненной работы, изделий

x < x+2



>


120 120


Исходя из модели поиска решения задачи, выписывают неравенство


> на 3, откуда получают уравнение


- =3.

Поиск решения задачи закончен. Математическая модель составлена. Можно переходить к следующему этапу.


Задача2 (Мордкович А.В. Алгебра 8 класс, №27.12)

Из села в город одновременно отправились автомобиль мотоциклист. Расстояние от города до села 90 км. С какими скоростями двигались автомобиль и мотоциклист, если автомобиль прибыл в город на полчаса раньше , чем мотоциклист, а скорость его была на 15 км/ч больше?


Как мы уже убедились, основой поиска решения текстовых задач являются две таблицы: табличная запись данных и неизвестных величин, о которых говорится в задаче, и таблица (модель) поиска решения задачи. Ограничимся для данной задачи составлением таблицы (модели) поиска решения задачи.

Обозначим через x км/ч скорость мотоциклиста, тогда модель поиска решения будет следующей:


Величина


Мотоциклист автомобиль

Скорость движения, км/ч



Время движения, ч



Пройденный путь, км

x < x+15



> на ч.


90 90

Составим математическую модель ситуации, описанной в условии задачи:


- = .



Задача3(Мордкович А.В. Алгебра 7 класс, №3.43)

На двух садовых участках имеются 84 яблони. Если с первого участка пересадить на вторую одну яблоню, то на втором участке будет в 3 раза больше яблонь, чем останется на первом. Сколько яблонь на каждом участке?

Анализ задачи позволяет учащимся выполнить запись условия и требования задачи в виде таблицы

Количество яблонь

участки

I II

Первоначально, яблонь


Пересадили, яблонь


Стало, яблонь



? ?


-1 + 1



? < ? в 3 раза


Вводиться обозначение искомой величины и вопросы, обозначенные в табличной записи текста задачи, заменяются соответствующими выражениями ,т.е. заполняется таблица поиска решения задачи:




Количество яблонь

участки

I II

Первоначально, яблонь


Пересадили, яблонь


Стало, яблонь



x 84-x


-1 +1


x-1 < (84-x)+1 в 3 раза


Составим математическую модель ситуации, описанной в условии задачи:


3(x-1)=85-x.

Таким образом, такой способ поиска решения задачи учит учеников видеть величины, заданные в условии задачи, и вскрывать связи между ними.

Единого алгоритма, единой схемы, как проводить анализ условия задачи, не существует. В различных задачах, в различных типах задач приходиться отвечать на разные вопросы. Но, тем не менее, при анализе любой задачи должно быть осознанно каждое данное: что это за величина, каково её место в задаче и как она связана с другими данными в задаче. И если учащиеся научатся анализировать условия задач, то успех в их решении гарантирован.


Литература:

  1. О.Б. Епишева, В.И. Крупич « Учить школьников учиться математике»

«Москва « Просвещение» 1990.

  1. А.А.Окунев « Спасибо за урок, дети! «Москва « Просвещение»1988.

  2. Л.В. Виноградова «Методика преподавания математики в средней школе» Ростов-на-Дону « Феникс» 2005.

  3. А.Г. Мордкович Алгебра 7 класс и 8 класс ( задачник ) Москва

« Мнемозина» 2009.















Полный текст материала Обучение решению текстовых задач в 7, 8 классах смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ермишина Татьяна Юрьевна  Т@ня
08.10.2010 6 6941 1211

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК