Рабочая программа по математике; 5 класс
Имена, имена…
аль – Каши Джемшид Ибн Масуд (XV век) – ученый- математик, работавший в Самарканде в обсерватории Улугбека
Готфрид Вильгельм Лейбниц (XVII) – немецкий физик и математик, изобретатель
Карл Гаусс - немецкий ученый
Леонтий Филлипович Магницкий (XVIII век) – русский ученый – математик, создатель первого учебника математики «Арифметика, сиречь наука числительная»
Максим Плануд (XIIIвек) – греческий монах, ученый – математик
Пафнутий Львович Чебышев (XIX век) – русский математик
Фибоначчи (Леонардо Пизанский) (начало XIII века) – итальянский купец, путешественник, сын городского писаря
Пояснительная записка
к рабочей программе по математике
5 класс
Календарно - тематическое планирование составлено в соответствии с требованиями к обязательному минимуму основного общего образования на основании Сборника нормативных документов. Математика /составители Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2008г. и предназначена для обучающихся 5 классов общеобразовательных учреждений. Преподавание ведется по учебнику Н.Я. Виленкина, В.И.Жохова и др. математика. 5 класс. – изд. Мнемозина, 2009г.
Согласно Устава школы на изучение отводится 34 учебных недели, на изучение математике в 5 классе, согласно Учебного плана школы, отводится 5 часов в неделю, всего 170 часов.
Цели обучения математики в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека:
овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми в практической деятельности;
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления необходимых для продуктивной жизни в обществе;
формирование представления о математике как форме описания и методе познания действительности.
В задачи обучения математике входит:
развитие внимания, мышления учащихся, формирования у них умений логически мыслить;
развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.
В курсе математики 5 класса продолжается развитие понятия числа. Продолжается работа над развитием вычислительных навыков. Формируются понятия «координата», обыкновенные дроби, десятичные дроби, смешанные числа. Вводятся арифметические действия с дробями, имеющими одинаковый знаменатель, что позволяет проводить арифметические операции с десятичными дробями. Вводится буквенная запись, необходимая для усвоения и отработки навыков решения простейших уравнений, составления формул. Отрабатываются навыки приближенных вычислений и прикидки результата, нахождения среднего арифметического. Продолжается обучение решению текстовых задач. Совершенствуются и обогащаются геометрические знания. Отрабатываются навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин. Изучается принцип работы с микрокалькулятором, компьютером при проведении построений диаграмм и арифметических вычислений.
Цель изучения курса математики в 5 классе – научится производить действия с натуральными числами, обыкновенными дробями, содержащими одинаковый знаменатель, десятичными дробями, уметь их сравнивать, определять порядок действий, решать уравнения и текстовые задачи, работать с буквенными выражениями и простейшими формулами, вычислять проценты, проводить оценку результатов вычислений, строить круговые диаграммы, работать с инструментами для вычислений и измерений (микрокалькулятор, транспортир, циркуль, линейка).
Задачи курса: выработать вычислительные навыки, научить решать задачи с обыкновенными дробями, содержащими одинаковый знаменатель, десятичными дробями, смешанными числами, находить проценты, решать уравнения, работать с простейшими формулами.
В отличие от государственной программы на изучение темы «Натуральные числа» дается 15 часов (вместо 16), «Умножение и деление натуральных чисел» - 27 часов (вместо 26), «Умножение и деление десятичных дробей» - 26 часов (вместо 21), «Инструменты для вычисления и измерений» - 17 (вместо 19 часов), «Повторение. Решение задач» - 19 часов (вместо 22). В ходе изучения курса предусмотрено проведение 14 контрольных работ, компьютерное тестирование, лабораторные и творческие работы, защита проектов.
Форма контроля |
|
УС |
Устный счёт |
ФР |
Фронтальная работа |
СР |
Самостоятельная работа |
ИР |
Индивидуальная работа |
МД |
Математический диктант |
ГД |
Графический диктант |
ПР |
Практическая работа |
КР |
Контрольная работа |
МЛ |
Математическое лото |
Тест |
Тест |
Содержание обучения
Натуральные числа.
Натуральные числа и шкалы.
Обозначение натуральных чисел. Отрезок. Длина отрезка. Треугольник. Плоскость. Прямая. Луч. Шкалы и координаты. Меньше или больше.
Сложение и вычитание натуральных чисел.
Сложение натуральных чисел и его свойства. Вычитание. Числовые и буквенные выражения. Буквенная запись свойств сложения и вычитания. Уравнения.
Умножение и деление натуральных чисел.
Умножение натуральных чисел и его свойства. Деление. Деление с остатком. Упрощение выражений. Порядок выполнения действий. Степень числа. Квадрат и куб числа.
Площади и объемы.
Формулы. Площадь. Формула площади прямоугольника. Единицы измерения площадей. Прямоугольный параллелепипед. Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда.
Дробные числа.
Обыкновенные дроби.
Окружность и круг. Доли. Обыкновенные дроби. Сравнение дробей. Правильные и неправильные дроби. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Деление и дроби. Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел.
Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей.
Десятичная запись дробных чисел. Сравнение десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей. Приближенные значения чисел. Округление чисел.
Умножение и деление десятичных дробей.
Умножение десятичных дробей на натуральные числа. Деление десятичных дробей на натуральные числа. Умножение десятичных дробей. Деление на десятичную дробь. Среднее арифметическое.
Инструменты для вычисления и измерений.
Микрокалькулятор. Проценты. Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник. Измерение углов. Транспортир. Круговые диаграммы.
Соответствие
планирования учебного материала
по математике в 5 классе
№ п/п |
Разделы темы |
Количество часов |
|
Государственная |
Модифицированная (рабочая) |
||
Наличие тем |
9 |
9 |
|
Объем часов на прохождение всех тем |
175 |
175 |
|
Объем часов на прохождение каждой темы |
|||
1. |
Натуральные числа и шкалы |
16 |
15 |
2. |
Сложение и вычитание натуральных чисел |
21 |
21 |
3. |
Умножение и деление натуральных чисел |
26 |
27 |
4. |
Площади и объемы |
12 |
12 |
5. |
Обыкновенные дроби |
25 |
25 |
6. |
Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей |
13 |
13 |
7. |
Умножение и деление десятичных дробей |
21 |
26 |
8. |
Инструменты для вычислений и измерений |
19 |
17 |
9. |
Повторение. Решение задач |
22 |
19 |
Список литературы
Математика: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 22-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2007г. – 208 с. : ил.
Поурочные разработки по математике: 5 класс/Л.П.Попова – М.: ВАКО, 2010. – 496 с. – (В помощь школьному учителю).
Обязательный минимум основного общего образования. Сборник нормативных документов. Математика /составители Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2008г.
Примерная программа основного общего образования. Образовательная область «Математика» /примерную программу подготовили Г. Ф. Дорофеев, К.А.Краснянская и др., 1999г.
Математика в стихах: задачи, сказки, рифмованные правила. 5-11 классы / автор – составитель О.В.Панишева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 219 с.
Математика. 5-11 классы. Коллективный способ обучения: конспекты уроков, занимательные задачи / автор – составитель И.В Фотина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 135 с.
Математика. Итоговые уроки. 5-9 классы/ автор – составитель О.В.Бощенко. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 68с.
Я иду на урок математики. 5 класс. Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000г. -352 с.: ил.
Старинные, иностранные понятия, единицы измерения и т.п.
абак (стар.)
алтын (стар.)
арифмометр (стар.)
аршин (стар.)
баррель (англ.)
ведро (стар.)
верста (стар.)
вершок (стар.)
галлон (англ.)
гривенник (стар.)
грош (стар.)
двугривенный (стар.)
десятина (стар.)
дюйм (англ.)
золотник (стар.)
кабельтов (стар.)
локоть (стар.)
миля (англ.)
пинта (англ.)
половина (стар.)
полтинник (стар.)
полушка (стар.)
промилле (англ.)
пуд (стар.)
пядь (стар.)
пятак (стар.)
пятиалтынный (стар.)
сажень (стар.)
сажень косая (стар.)
сажень маховая (стар.)
узел (стар.)
фунт (стар.)
фут (англ.)
четвертак (стар.)
четверть (стар.)
ярд (англ.)
Математика 5 класс
Действия с обыкновенными дробями
Знаки ≤ и ≥
Сложение и деление
Виды шкал
Длина окружности
Сложение и вычитание
Свойства сложения и умножения
Округление чисел
Проценты
Действия с десятичными дробями
Площади
Объемы
Формулы
Соответствия между множествами
Операции над множествами
Операции над множествами
Множества
Темы проектов
Натуральные числа и шкалы
О, луч, Солнца, золотой… (Плоскость, прямая, луч)
Особенности температурного режима в нашей местности (Шкалы и координаты)
Сложение и вычитание натуральных чисел
Загадочный мир уравнений
Площади и объемы
Прямоугольный параллелепипед. Построение. Применение.
Старинные единицы площадей (Или как в древности мерили Землю)
Обыкновенные дроби
История возникновения дробей, или кому это было нужно?
Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей
Где используют приближенные вычисления?
Умножение и деление десятичных дробей
Среднее арифметическое (сказка)
Инструменты для вычисления измерений
Круговые диаграммы. Обработка статистических данных
Учащиеся в ходе изучения учебного материала могут предложить свою тематику проектов.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа села Мизино-Лапшиновка»
Рабочая программа основного общего образования по математике
Программа составлена для 5,7-9 классов
Учитель: Загертдинова Наталья Павловна
2008-09 уч. год
|
|||
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа села Мизино-Лапшиновка»
Рабочая программа основного общего образования по математике
Программа составлена для 5 класса
Учитель: Загертдинова Наталья павловна
2010 - 11 уч. год
|
|||
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа села Мизино-Лапшиновка»
Рабочая программа основного общего образования по физике
Программа составлена для 7-9 классов
Учитель: Абрамова Людмила Ивановна
2008-09 уч. год
|
|||
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа села Мизино-Лапшиновка»
Рабочая программа среднего (полного) общего образования по математике
Программа составлена для 10-11 классов
Учитель: Загертдинова Наталья Павловна
2008-09 уч. год
|
|||
униципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа села Мизино-Лапшиновка»
Рабочая программа среднего (полного) общего образования по физике
Программа составлена для 10-11 классов
Учитель: Абрамова Людмила Ивановна
2008-09 уч. год
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа села Мизино-Лапшиновка»
Рабочая программа основного общего образования по изобразительному искусству
Программа составлена для 5,6 класса
Учитель: Абрамова Людмила Ивановна
2008-09 уч. год
|
Требования к подготовке учащихся
Натуральные числа и шкалы
В результате изучения курса учащиеся должны
уметь выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание однозначных и двузначных чисел;
уметь читать и записывать многозначные числа;
уметь выполнять арифметические действия с многозначными числами;
уметь проводить измерения треугольника, работать с плоскостью, прямой, лучом;
уметь определять координаты точек на координатном луче, уметь определять единичный отрезок;
знать обозначение натуральных чисел;
знать понятия: натуральные числа, цифра, разряды, классы, отрезок, треугольник, вершины, стороны, плоскость, прямая, луч, шкала, координата, единичный отрезок, координатный луч, меньше (больше).
Сложение и вычитание натуральных чисел
В результате изучения курса учащиеся должны
уметь проводить операцию сложения (вычитания) с помощью координатного луча;
уметь находить компоненты суммы (разности);
уметь работать с числовыми и буквенными выражениями, находить значения выражений;
уметь буквенно записывать свойства сложения и вычитания, составлять простейшие формулы;
уметь решать уравнения, находить их корни;
знать свойства сложения: переместительное, сочетательное и применять их при решении;
знать свойства вычитания суммы из числа и вычитания числа из суммы и применять их при решении различных задач;
знать понятия: слагаемые, сумма, периметр, уменьшаемое, вычитаемое, разность, уравнение, корни уравнения.
Умножение и деление натуральных чисел
В результате изучения курса учащиеся должны
уметь делить и умножать натуральные числа; проводить преобразования выражений, делить с остатком;
уметь преобразовывать и решать примеры, содержащие степени;
знать свойства деления и умножения натуральных чисел;
знать порядок выполнения действий.
Площади и объемы
В результате изучения курса учащиеся должны
уметь составлять простейшие формулы;
уметь находить площади прямоугольника и квадрата; объем прямоугольного параллелепипеда;
знать простейшие формулы площадей и объемов, единицы измерения площадей и объемов.
Обыкновенные дроби
В результате изучения курса учащиеся должны
уметь сравнивать дроби, выполнять простые арифметические действия с дробями, содержащими одинаковый знаменатель; уметь работать со смешанными числами;
знать понятия: доли, обыкновенные дроби, правильные и неправильные дроби, смешанные числа.
Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей
В результате изучения курса учащиеся должны
уметь сравнивать десятичные дроби;
уметь складывать и вычитать десятичные дроби;
уметь находить приближенные значения чисел, округлять;
знать десятичную запись числа.
Умножение и деление десятичных дробей
В результате изучения курса учащиеся должны
уметь умножать и делить десятичные дроби на натуральное число;
уметь умножать и делить десятичные дроби;
уметь находить среднее арифметическое;
знать понятия: среднее арифметическое.
Инструменты для вычислений и измерений
В результате изучения курса учащиеся должны
уметь находить проценты;
уметь строить углы;
уметь измерять углы с помощью транспортира;
уметь строить круговые диаграммы;
знать принцип работы с микрокалькулятором.
В ходе изучения всего курса учащиеся должны также уметь:
переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь — в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с дробями и процентами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей
уметь
проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах; строить круговые диаграммы;
решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов;
вычислять средние значения результатов измерений.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, таблиц;
решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
понимания статистических утверждений.
Перечень ключевых слов
Глава I. Натуральные числа и шкалы
§1. Обозначение натуральных чисел
больше
единица
единицы измерения длины
запись десятичная
координаты точки
классы
линейка
луч
луч дополнительный
луч координатный
луч начало
меньше
миллион
миллиард
многоугольник
неравенство
неравенство двойное
отрезок
отрезок единичный
отрезок длина
плоскость
прямая
разряд
разряд десятков
разряд единиц
разряд сотен
разложение по разрядам
расстояние между точками
ряд натуральный
система счисления десятичная
термометр
треугольник
треугольник вершины
треугольник стороны
число
числа многозначные
числа натуральные
числа однозначные
числа четные и нечетные
цифры
цифры арабские
цифры славянские
цифры римские
шкала
§2. Сложение и вычитание натуральных чисел
выражение
выражения буквенные
выражение значение
выражение числовое
вычитаемое
вычитаемое неизвестное
вычитание
дюжина
ломаная
периметр
порядок действий
порядок сложения
разность
система счисления двоичная
система счисления позиционная
система счисления шестидесятеричная
свойство вычитания суммы из чисел
свойство вычитания числа из суммы
свойства сложения
свойство сложения переместительное
свойство сложения сочетательное
свойства сложения и вычитания запись буквенная уравнение
слагаемое
слагаемое неизвестное
сумма
уравнение корень
уравнение решить
уменьшаемое
уменьшаемое неизвестное
§3. Умножение и деление натуральных чисел
выражения упрощение
действия второй ступени
действия первой ступени
делимое
делимое неизвестное
делитель
делитель неизвестный
деление
деление с остатком
квадрат числа
куб числа
множители
множитель неизвестный
основание
остаток
порядок выполнения действий
программа вычислений
произведение
разложение на множители
свойство произведения переместительное
свойство умножения распределительное
свойство произведения сочетательное
степень
степень показатель
степень числа
схемы
умножить разность на число
умножение суммы на число
умножить число
частное
частное неполное
§4. Площади и объемы
ар (сотка)
гектар
куб
литр
метр
объем
объем прямоугольного параллелепипеда
параллелепипед вершины
параллелепипед грани
параллелепипед прямоугольный
параллелепипед ребра площадь
площадь поверхности
площади равенство
площадь единицы измерений
система мер метрическая
факториал
формула
формула объема прямоугольного параллелепипеда
формула площади прямоугольника
формула пути
формула площади квадрата
Глава II. Дробные числа
§5. Обыкновенные дроби
вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
вычитание смешанных чисел
доли
дробная часть числа
дробь неправильная
дроби обыкновенные
дробь правильная
дроби сравнение
дробь черта
запись числа смешанная
знаменатель
круг
миллилитр
спидометр
окружность
окружность диаметр
окружность дуга
окружность радиус
окружность центр
представить число в виде неправильной дроби
полукруг
полуокружность
разделить сумму на число
сложение дробей с одинаковыми знаменателями
сложение смешанных чисел
целая часть числа
части
часы солнечные
число дробное
числа смешанные
числитель
§6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей
дробь десятичная
дробь десятичная вычитание
дробь десятичная сложение
дробь десятичная сравнение
запятая
округление чисел
округление числа до целых
приближенные значения чисел
приближенные значения чисел с избытком
приближенные значения чисел с недостатком
развертка
разложение по разрядам
разряд высший (старший)
разряд низший (младший)
§7. Умножение и деление десятичных дробей
деление
деление на десятичную дробь
деление десятичной дроби на натуральное число
запятая перенос
произведение
произведение десятичной дроби на натуральное число
система счисления двоичная
среднее арифметическое
умножение десятичных дробей
часть целая
часть дробная
§8. Инструменты для вычислений и измерений
биссектриса угла
градус
«град»
геометрия
геодезия
диаграммы
диаграммы круговые
минута угловая
микрокалькулятор
процент
транспортир
треугольник чертежный
угол
угол прямой
угол развернутый
угол стороны
угол вершина
угол острый
угол тупой
фигуры геометрические
На странице приведен фрагмент.
Автор: Загертдинова Наталья Павловна
→ XXXXZZZZ 24.01.2011 14 15823 2592 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.