Исследовательский проект "История русской одежды"


Слайд 1
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Мироновская средняя общеобразовательная школа Баганского района Новосибирской области Исследовательский проект История русской одежды Выполнила: Салова Анастасия ученица 4 класса Кружок «Исследователь» Руководитель: Воронина И.Ю.
Слайд 2
Почему я выбрала эту тему? «Встречают  по  одежке,  а  провожают  по   уму»,- говорит русская пословица. И действительно, первое представление о человеке, его статусе, профессиональной или этнической принадлежности дает одежда, головной убор, обувь. И поэтому мне захотелось узнать: Какой была одежда на Руси сотни лет назад? Из чего её шили?
Слайд 3
Задачи: • Изучить все имеющиеся источники о русском национальном костюме. • Встретиться со старожилами села и записать их воспоминания об одежде родителей, бабушек, прабабушек. • Собрать материал о национальном костюме, о каждом его элементе. Методы, обусловленные целью и задачи работы •Изучить имеющиеся источники. •Анализ материалов о национальном русском костюме. •Беседы со старожилами.
Слайд 4
Предмет  исследования • Русский национальный костюм.             Актуальность темы обусловлена: • Стремлением сохранить для потомков, для истории материал о национальном костюме в прошлом и настоящем. • Передать из поколения в поколение особенности шитья и украшения национального русского костюма. Гипотеза: Старинная русская одежда была очень удобна и практична. Сшита она была из натурального полотна и украшена вышитым рисунком, выполненным самой мастерицей. Полотно ткали из льна.
Слайд 5
Методы исследования • • • • • беседа с учителем истории и старожилами посещение библиотеки посещение школьного музея чтение и анализ книг о русском национальном костюме изучение интернет – ресурсов
Слайд 6
Маршрут движения к изучению темы Беседа со взрослыми Посещение библиотек и и музея Изучение документов Опрос учащихся и старожилов Запись информации
Слайд 7
Введение: Одежда русских поражала иностранных гостей своей пышностью, разнообразием убранств и красочностью. Вся одежда четко разделялась в соответствии с тем, кто ее носил. Одежда простолюдина и крестьянина была скромная и бедная, одежда князей, бояр и царского двора – очень богатая и нарядная. Но как у знатных, так и у простолюдинов покрой одежды был весьма простым и практически одинаковым. Все русские одежды были длинные, свободные.
Слайд 8
Мужская одежда РУБАХА Основа мужского костюма. Небольшой разрез спереди стягивали на пуговицу или крепили шнуром. Рубахи носили на выпуск и обязательно подпоясывали нешироким поясом. Шили их из белой синей, красной ткани, украшая вышивкой.
Слайд 9
ПОРТЫ Порты – неширокие, длинные, сужающиеся книзу штаны. Держались они на шнурке, который завязывался вокруг талии. Порты заправляли в сапоги или обертывали онучами и поверх надевали лапти.
Слайд 10
ОНУЧИ Куски полотна, предназначавшиеся для обвертывания ног (подвертки, портянки). Поверх онучей надевалась собственно обувь (сапоги, лапти и др.). ЛАПТИ Обувь, сплетённая из лыка или берёсты. Основной вид крестьянской обуви.
Слайд 11
ЗИПУН Поверх рубахи обычно надевали зипун. Зипун застегивался на пуговицы. Он доходил до колен, имел длинные узкие рукава. У зипуна не было воротника. Вокруг талии зипун опоясывался нешироким поясом.
Слайд 12
Женская одежда СОРОЧКА Основой женской одежды была длинная сорочка. У сорочки был круглый ворот, разрез спереди, застегивающийся на пуговицу и длинные рукава. Сорочки украшали вышивкой по краю подола, рукавов, ворота.
Слайд 13
САРАФАН Сверх сорочки надевали сарафан. Сарафан распашная длинная одежда без рукавов, на лямках. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой.
Слайд 14
ДУШЕГРЕЯ Сверху на сарафан надевалась душегрея – короткая, чуть ниже талии одежда с рукавами или без рукавов на лямках. Спереди душегрея застегивалась на пуговицу.
Слайд 15
ПОНЁВА Понева – юбка, которая запахивалась вокруг фигуры и закреплялась вокруг талии шнуром. Поневу шили из пестрых тканей
Слайд 16
Знаки - обереги Рубашки, как мужские, так и женские, украшали вышивкой. На Руси употребляли слово «узор». Узор в виде орнамента «клали» на ворот, рукава и подол. Считалось, что вышивка – «оберег» предохраняла, оберегала от злых сил. Что обозначал каждый знак? волнистые линии - символ воды красные круги - символ солнца крест - это тоже символ солнца ромб - символ земли, плодородия цветы – символ богатства
Слайд 17
Какое значение имели цвета? Красный – благополучие Жёлтый – тепло и ласка Синий – радость Чёрный – богатство
Слайд 18
Какие мотивы встречались в вышивке? В мотивах вышивок наиболее часто встречаются изображения птиц, коня, дерева, женской фигуры. Эти традиционные образы наполнены ёмким содержанием и символикой. Птица несла человеку радость, свет, добро; конь воплощал образ небесного светила – солнца, дерево сливалось с образом Древа жизни.
Слайд 19
Из чего шили одежду? Лён Лен был самый распространённой, самой любимой тканью среди русичей. Он был разной выработки и различного качества. Из белого льняного полотна шили нарядные одежды, из сурового (неотбеленного) – юбки и порты.
Слайд 20
Социологический опрос среди учащихся нашей школы № Вопрос Варианты ответов Да Нет Затрудняюсь ответить 1 Считаете ли вы необходимым изучение истории возникновения русского народного костюма. 2 Как лучше, по Вашему мнению, узнать историю костюма 1) Изучить историю создания русского народного костюма из литературы; 2) Изучить историю русского народного костюма, прослушав цикл бесед с наглядным пособием; 3) Изучить историю костюма, посетив музей школы; 4) Изучить историю костюма, используя ресурсы Интернет Вывод: Проведенный социологический опрос подтвердил правильность выбранной мною темы. На вопрос – считаете ли вы необходимым изучение истории возникновения русского народного костюма, … респондентов дали положительный ответ.
Слайд 21
Результаты работы 1. Узнала о русском национальном костюме, о каждом его элементе. 2. Выяснила из чего шили и как украшали одежду. 3. Оформила книжку – малышку «Знаки – обереги русского национального костюма» и подарила её в школьный музей. Вижу продолжение своей работы в: • подробном изучении истории русского женского головного убора; •исследовании того, какие головные уборы носили жители моего села.
Слайд 22
Заключени Работая над проектом я поняла необходимость изучения е истории своего народа и в частности русского народного костюма. Ведь костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа. Национальная одежда — это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях, и истории своего народа. Моя гипотеза подтвердилась полностью.
Слайд 23
Спасибо за внимание!
Слайд 24
Литература. 1. Андреева А. Ю. Русский народный костюм. Путешествие с Севера на Юг. Издательство «Паритет» Санкт — Петербург, 2004 г. 2. Моисеенко Е. Ю. Русский народный костюм. Книга для раскрашивания. 3. Русский народный костюм. Издательство « Мозаика — синтез», М.,2006 г. 4. Шпикалова Т. Я В мире народного творчества М.,1998 г. 5. Ж-л «Народное творчество» № 6 — 1990 г., № 1 -2006 г.

Полный текст материала Исследовательский проект "История русской одежды" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Воронина Ирина Юрьевна  ВИЮ
28.03.2014 1 7836 1414

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК