Программа курса "Основы исследовательской деятельности"










Программа

курса «Основы исследовательской деятельности»

для учащихся 4 классов








Разработала:

Епанчинцева И. С., учитель

начальных классов, 1 КК



















2007

г. Ирбит


Программа курса

«Основы исследовательской деятельности учащихся»


Пояснительная записка


Задача каждого педагога в работе со школьниками младшего возраста ­помогать детям проявлять и развивать их личную заинтересованность в приобретении знаний. Для этого эффективно использовать метод про­ектов, в основе которого лежит развитие исследовательских навыков.

Основа для подготовки детей к творчеству закладывается уже в пе­риод с 6 до 12 лет. В эти годы развиваются воображение, мышление, вос­питывается любознательность, формируются умения наблюдать, анализи­ровать, проводить сравнение, обобщать факты, делать выводы..

Всему этому способствует реализация цели образовательной программы школы – формирование личности, владеющей ключевыми, социально-культурными компетенциями, готовой к позитивному взаимодействию с окружающим миром, самообразованию, самоопределению в новых социально-экономических, культурно-исторических условиях. Это предполагает создание в образовательной практике определенных педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую.

Исследовательская деятельность младших школьников – это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Реализация программы «Основы исследовательской деятельности» способствует развитию ценностного, интеллектуального и творческого потенциала младших школьников, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.

Общие цели исследовательской деятельности:

  • развитие исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества;

  • развитие умений работать с информацией, формулировать пробле­мы и находить пути их решения;

  • развитие критического мышления;

  • воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении, и действиях.






Цель курса:

Формирование первоначальных исследовательских умений учащихся (поисковых, информационных, организационных, оценочных).

Задачи курса:

  • развитие мотивации к процессу получения знаний;

  • ознакомление с ролью науки, научных и учебных исследований в жизни людей; знакомство с природой научного знания, методами исследований.

  • формирование умений осуществлять учебное исследование, работать с информацией, организовывать свою учебно-исследовательскую деятельность, анализировать и оценивать ее, презентовать результат

  • развитие творческого, критического мышления, расширения кругозора учащихся.

  • развитие умений, способствующих саморазвитию учащихся: самовыражения, самопрезентации и рефлексии.

  • воспитание целеустремленности, самостоятельности, инициативности, творческого отношения к делу.

Данная программа предназначена для учащихся 4 класса, рассчитана на 36 часов, 1 час в неделю.

Группы умений, которые формирует курс:

  • исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);

  • социального воздействия (сотрудничать в процессе учебной дея­тельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);

  • оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятель­ности других);

  • информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной инфор­мации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);

  • презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на неза­планированные вопросы; использовать различные средства нагляд­ности; демонстрировать артистические возможности);

  • рефлексивные (отвечать на вопросы: "чему я научился?", "чему мне необходимо научиться?"; адекватно выбирать свою роль в коллек­тивном деле);

  • менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность ­время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).


Принципы отбора содержания.

  • Личностно-ориентированный подход (обращение к субъектному опыту обучающихся, т.е. опыту собственной жизнедеятельности; признание самостоятельности и уникальности каждого ученика).

  • Природосообразности (учитывается возраст обучающегося, уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности).

  • Культуросообразности (приобщение учащихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности).

  • Свобода выбора решений и самостоятельность в их реализации.

  • Систематичность, последовательность, наглядность обучения.

В качестве ведущих методов обучения используются проблемные, игровые, исследовательские, эвристические методы.

Цели и задачи курса реализуются через содержание и формы организации учебного процесса.

Содержание курса составляют следующие разделы: введение, способы мыслительной деятельности, этапы работы в рамках исследования, самостоятельные исследования, защита результатов самостоятельных исследований.

В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий: типовые занятия (объяснения и практические работы),

уроки-тренинги,

групповые исследования,

игры-исследования,

творческие проекты.


Учебно-тематический план курса

п\п

Изучаемый раздел

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Введение

1


2

Способы мыслительной деятельности


17

3

Этапы работы в рамках исследования

9

2

4

Самостоятельные исследования


5

5

Защита результатов самостоятельных исследований.




2









Содержание курса


1. Введение. (1час)

Цель. Познакомить учащихся с целями и задачами изучаемого курса.

Понятие «исследовательская деятельность». Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Диагностика исследовательских интересов учащихся.

2. Способы мыслительной деятельности. (17 часов)

Цель. Формирование инструментальных навыков и умений логического и творческого мышления.

Умение видеть проблему 3 часа.

Тренинговые упражнения.

«Назовите как можно больше признаков предмета», «Сколько значений у предмета», «Посмотри на мир чужими глазами», «Тема одна – сюжетов много», «Составь рассказ от имени другого персонажа».

Выдвижение гипотезы 2 часа.

Тренинговые упражнения.

«Что случилось?», «Если бы …», упражнения на обстоятельства.

Умение задавать вопросы 2 часа.

Тренинговые упражнения.

«Данетка», «Угадай, о чем спросили», «Задай вопрос герою произведения», «Найди причину события с помощью вопроса».

Умение давать определения понятиям 2 часа.

Тренинговые упражнения.

«Отгадай по описанию», «Трудные слова», «Объясни инопланетянину», разгадывание и составление загадок, кроссвордов.

Умение классифицировать 2 часа.

Тренинговые упражнения.

«Четвертый лишний», «Чем отличаются (похожи) эти предметы», «Продолжи ряд», «Объедини предметы», «Найди ошибки».

Умение вести наблюдение 2 часа.

Тренинговые упражнения.

«Рассматривание», «Кто пропал?», «Найди отличия».

Эксперимент 2 часа.

Тренинговые упражнения.

Мысленные эксперименты, эксперименты с реальными объектами.

Суждения, умозаключения 2 часа.

Тренинговые упражнения.

«Проверьте правильность утверждений», «Что на что похоже?», «Как люди смотрят на мир».

3. Этапы работы в рамках исследовательской деятельности. (11часов)

Цель. Овладение техникой исследовательского поиска.

Выбор темы исследования 2 часа.

Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования.

Цель исследования 1 час.

Определение цели исследования.

Задачи исследования 1 час.

Отличие цели от задач. Постановка задач.

Гипотеза исследования 1 час.

Понятие «гипотеза», ее значение в исследовательской работе. Способы постановки гипотезы исследования.

Организация и методика исследования 2 часа.

План исследовательской работы. Выбор источников для сбора материала.

Подготовка к представлению результата 1 час.

План обобщения полученных данных. Формы представления результатов. Оформление работы.

Защита результатов исследования 1 час.

Психологический аспект готовности к выступлению. Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.

Игра – исследование 2 часа.

4. Самостоятельные исследования. (5часов)

Цель. Применение полученных знаний в самостоятельной исследовательской деятельности.

5. Защита результатов самостоятельных исследований. (2часа)

Цель. Учиться излагать добытую информацию, доказывать свою точку зрения.


В результате изучения предмета «Основы исследовательской деятельности» ученик должен:

- владеть элементарными навыками исследовательской деятельности;

- уметь определяться с выбором темы;

- уметь работать с различными источниками информации, обобщать полученную информацию, делать выводы по собранному материалу;

- уметь составлять план исследовательской работы: определять методы исследования, выстраивать их по порядку;

- уметь оформлять и представлять результат своей работы.













Литература для учителя.


  1. Ильиных Л.М. Развитие исследовательских способностей школьников. // Начальная школа + 2007, №7

  2. Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований учащихся начальной школы. //

  3. Савенков А.И. Методика организации игр-исследований с младшими школьниками. //

  4. Савенков А.И. Материалы для младших школьников по самостоятельной исследовательской деятельности. //

  5. Савенков А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. // Одаренный ребенок. 2003, №2

  6. Шереметьева М.А. Развитие навыков исследовательской деятельности старших дошкольников и младших школьников. //































Полный текст материала Программа курса "Основы исследовательской деятельности" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Епанчинцева Ирина Сергеевна  Arina
29.06.2009 7 15690 4692

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК