Программа курса "Основы исследовательской деятельности"
Программа
курса «Основы исследовательской деятельности»
для учащихся 4 классов
Разработала:
Епанчинцева И. С., учитель
начальных классов, 1 КК
2007
г. Ирбит
Программа курса
«Основы исследовательской деятельности учащихся»
Пояснительная записка
Задача каждого педагога в работе со школьниками младшего возраста помогать детям проявлять и развивать их личную заинтересованность в приобретении знаний. Для этого эффективно использовать метод проектов, в основе которого лежит развитие исследовательских навыков.
Основа для подготовки детей к творчеству закладывается уже в период с 6 до 12 лет. В эти годы развиваются воображение, мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать, анализировать, проводить сравнение, обобщать факты, делать выводы..
Всему этому способствует реализация цели образовательной программы школы – формирование личности, владеющей ключевыми, социально-культурными компетенциями, готовой к позитивному взаимодействию с окружающим миром, самообразованию, самоопределению в новых социально-экономических, культурно-исторических условиях. Это предполагает создание в образовательной практике определенных педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую.
Исследовательская деятельность младших школьников – это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Реализация программы «Основы исследовательской деятельности» способствует развитию ценностного, интеллектуального и творческого потенциала младших школьников, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.
Общие цели исследовательской деятельности:
развитие исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества;
развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения;
развитие критического мышления;
воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении, и действиях.
Цель курса:
Формирование первоначальных исследовательских умений учащихся (поисковых, информационных, организационных, оценочных).
Задачи курса:
развитие мотивации к процессу получения знаний;
ознакомление с ролью науки, научных и учебных исследований в жизни людей; знакомство с природой научного знания, методами исследований.
формирование умений осуществлять учебное исследование, работать с информацией, организовывать свою учебно-исследовательскую деятельность, анализировать и оценивать ее, презентовать результат
развитие творческого, критического мышления, расширения кругозора учащихся.
развитие умений, способствующих саморазвитию учащихся: самовыражения, самопрезентации и рефлексии.
воспитание целеустремленности, самостоятельности, инициативности, творческого отношения к делу.
Данная программа предназначена для учащихся 4 класса, рассчитана на 36 часов, 1 час в неделю.
Группы умений, которые формирует курс:
исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
социального воздействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);
оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);
презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);
рефлексивные (отвечать на вопросы: "чему я научился?", "чему мне необходимо научиться?"; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Принципы отбора содержания.
Личностно-ориентированный подход (обращение к субъектному опыту обучающихся, т.е. опыту собственной жизнедеятельности; признание самостоятельности и уникальности каждого ученика).
Природосообразности (учитывается возраст обучающегося, уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности).
Культуросообразности (приобщение учащихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности).
Свобода выбора решений и самостоятельность в их реализации.
Систематичность, последовательность, наглядность обучения.
В качестве ведущих методов обучения используются проблемные, игровые, исследовательские, эвристические методы.
Цели и задачи курса реализуются через содержание и формы организации учебного процесса.
Содержание курса составляют следующие разделы: введение, способы мыслительной деятельности, этапы работы в рамках исследования, самостоятельные исследования, защита результатов самостоятельных исследований.
В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий: типовые занятия (объяснения и практические работы),
уроки-тренинги,
групповые исследования,
игры-исследования,
творческие проекты.
Учебно-тематический план курса
№ п\п |
Изучаемый раздел |
Теоретические занятия |
Практические занятия |
1 |
Введение |
1 |
|
2 |
Способы мыслительной деятельности |
|
17 |
3 |
Этапы работы в рамках исследования |
9 |
2 |
4 |
Самостоятельные исследования |
|
5 |
5 |
Защита результатов самостоятельных исследований.
|
|
2 |
Содержание курса
1. Введение. (1час)
Цель. Познакомить учащихся с целями и задачами изучаемого курса.
Понятие «исследовательская деятельность». Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Диагностика исследовательских интересов учащихся.
2. Способы мыслительной деятельности. (17 часов)
Цель. Формирование инструментальных навыков и умений логического и творческого мышления.
Умение видеть проблему 3 часа.
Тренинговые упражнения.
«Назовите как можно больше признаков предмета», «Сколько значений у предмета», «Посмотри на мир чужими глазами», «Тема одна – сюжетов много», «Составь рассказ от имени другого персонажа».
Выдвижение гипотезы 2 часа.
Тренинговые упражнения.
«Что случилось?», «Если бы …», упражнения на обстоятельства.
Умение задавать вопросы 2 часа.
Тренинговые упражнения.
«Данетка», «Угадай, о чем спросили», «Задай вопрос герою произведения», «Найди причину события с помощью вопроса».
Умение давать определения понятиям 2 часа.
Тренинговые упражнения.
«Отгадай по описанию», «Трудные слова», «Объясни инопланетянину», разгадывание и составление загадок, кроссвордов.
Умение классифицировать 2 часа.
Тренинговые упражнения.
«Четвертый лишний», «Чем отличаются (похожи) эти предметы», «Продолжи ряд», «Объедини предметы», «Найди ошибки».
Умение вести наблюдение 2 часа.
Тренинговые упражнения.
«Рассматривание», «Кто пропал?», «Найди отличия».
Эксперимент 2 часа.
Тренинговые упражнения.
Мысленные эксперименты, эксперименты с реальными объектами.
Суждения, умозаключения 2 часа.
Тренинговые упражнения.
«Проверьте правильность утверждений», «Что на что похоже?», «Как люди смотрят на мир».
3. Этапы работы в рамках исследовательской деятельности. (11часов)
Цель. Овладение техникой исследовательского поиска.
Выбор темы исследования 2 часа.
Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования.
Цель исследования 1 час.
Определение цели исследования.
Задачи исследования 1 час.
Отличие цели от задач. Постановка задач.
Гипотеза исследования 1 час.
Понятие «гипотеза», ее значение в исследовательской работе. Способы постановки гипотезы исследования.
Организация и методика исследования 2 часа.
План исследовательской работы. Выбор источников для сбора материала.
Подготовка к представлению результата 1 час.
План обобщения полученных данных. Формы представления результатов. Оформление работы.
Защита результатов исследования 1 час.
Психологический аспект готовности к выступлению. Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.
Игра – исследование 2 часа.
4. Самостоятельные исследования. (5часов)
Цель. Применение полученных знаний в самостоятельной исследовательской деятельности.
5. Защита результатов самостоятельных исследований. (2часа)
Цель. Учиться излагать добытую информацию, доказывать свою точку зрения.
В результате изучения предмета «Основы исследовательской деятельности» ученик должен:
- владеть элементарными навыками исследовательской деятельности;
- уметь определяться с выбором темы;
- уметь работать с различными источниками информации, обобщать полученную информацию, делать выводы по собранному материалу;
- уметь составлять план исследовательской работы: определять методы исследования, выстраивать их по порядку;
- уметь оформлять и представлять результат своей работы.
Литература для учителя.
Ильиных Л.М. Развитие исследовательских способностей школьников. // Начальная школа + 2007, №7
Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований учащихся начальной школы. //
Савенков А.И. Методика организации игр-исследований с младшими школьниками. //
Савенков А.И. Материалы для младших школьников по самостоятельной исследовательской деятельности. //
Савенков А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. // Одаренный ребенок. 2003, №2
Шереметьева М.А. Развитие навыков исследовательской деятельности старших дошкольников и младших школьников. //
На странице приведен фрагмент.
Автор: Епанчинцева Ирина Сергеевна
→ Arina 29.06.2009 7 15788 4692 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.