Разработка урока "Осколки доброты" для факультатива по ОПК; 3 кл.


МОУ «Гимназия № 3»



ОТКРЫТЫЙ УРОК

(основы православной культуры)


3 –В класс



















Учитель: Ланина Г.Н.








г. Рубцовск

2009г.



Цель: 1. Обеспечить личностно-ориентированный подход в процессе

литературного чтения.

2. Активизировать эмоциональную сферу ребёнка, обращаясь к его

чувствам.

3. Развивать способность сочувствовать, сопереживать окружающим,

чтобы научиться действовать на благо.


Оборудование: художественный текст, высказывания русских писателей,

«осколки сердца», музыкальное сопровождение.



Ход урока. Мои глаза видят вас,

Мой разум направлен на вас,

Моё сердце с вами.

Значит, мы готовы к уроку размышления.


Очень хочется, ребята, чтобы сегодня беседа наших сердец началась необычно. Думаю, что Ксюша и Вера Витальевна помогут мне в этом.


(исполняется песня, муз. Владимира Мигули «Доброта»)



Добрым словом улыбку украсим

Добрым словом весь мир озарим

От добра засияет как в праздник

Станет добрым весь мир и любим



Припев: Ничего, что непогоды

Наши лица обожгут

Красоту уносят годы

Доброту не унесут


Доброта очень многого стоит

Без неё не прожить нам и дня

Стала самой большой красотою

Доброта для меня, доброта.




Припев: С нею легче и невзгоды

И тревоги отойдут

Красоту уносят годы

Доброту не унесут




Эта красивая песня поможет вам ответить на вопрос:


--- О чём будем говорить на уроке? ( о доброте)

--- Л.Н.Толстой писал: «Доброта – это отзывчивость, сочувствие, сопереживание, внимание к людям; всё положительное, хорошее, полезное».

--- Назовите как можно больше хороших, положительных качеств, которые можно объединить таким простым и в тоже время ёмким словом доброта.( терпение, милосердие,

неосуждение, благородство….)

--- Рождаются ли эти качества развитыми и совершенными в человеке? (их нужно растить и развивать в течение всей жизни)

--- Почему-то в наше время доброта утратила свою нравственную силу, наблюдается дефицит милосердия. Порой мы нетерпимы и даже озлоблены по отношению друг к другу. Не стремимся к овладению умением слушать, чтобы слышать чужую боль и страдания.

Поэтому, очень хочется, чтобы сегодня на уроке вы поняли значимость приобретения в жизни этих качеств, которые всегда подчёркивают и указывают только добрую сущность человека.

А чтобы состоялся наш разговор, предлагаю познакомиться с рассказом, автор которого, к сожалению, неизвестен. Называется «Осколки доброты».


Работа над текстом.


1 часть. --- Положите перед собой листочек жёлтого цвета. Прочитаем.


Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка.



--- Ваши ассоциации к слову старушка?


*** дети зачитывают синквейн «Старушка». Учитель зачитывает свой вариант.


Старушка.

Добрая, неприметная.

Понимает, учит, оберегает.

Она любимица всех внучат.

Бабулечка.


--- Почему у нас возникли практически одинаковые ассоциации?(высказывания детей)

На этой доброй и хорошей ноте продолжим чтение. Положите перед собой листочек розового цвета.


2 часть.


Её седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку.



--- Изменилось ли у вас восприятие образа старушки? Почему?

--- Что вы чувствуете сейчас? (неприязнь, брезгливость, раздражение, страх…)


--- Как, по вашему мнению, отреагировали отдыхающие на появление такой старушки?

--- Как можно убедиться в правильности ваших суждений? (прочитать текст дальше)


3 часть. (на листочках сиреневого цвета)


Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие.


--- Почему так поступили взрослые?

--- Старушка просила внимания к себе?

--- Почему так ведут себя дети?

--- Что было достаточно сделать для того, чтобы выразить хотя бы почтение к возрасту?

(улыбнуться в ответ)


--- Улыбка не стоит ничего, но даёт так много:

1. обогащает тех, кому мы её дарим, не делая при этом, беднее нас самих

2. она отнимает у нас лишь мгновенье, но память о ней остаётся надолго

3. улыбка рождает дружбу между людьми

4. даёт силу слабым, надежду отчаявшимся


--- Понимает ли старушка, что она неприятна людям?

--- Отвечает ли она им тем же?

--- Всегда ли по внешнему виду человека и его действиям можно определить его сущность? К сожалению, мы привыкли не только встречать, но и судить человека по одёжке. Посмотрите внимательно на доску и скажите, что увидели?




.


.




--- Все увидели только маленькую чёрную точку, и никто не увидел большого белого листа. Так и в жизни, мы часто судим о человеке по его малым недостаткам, не пытаясь разглядеть его достоинства.


--- Какие достоинства можно разглядеть у старушки? (не отвечает злом на недовольные взгляды и злые ухмылки)

--- Чей образ напоминает? (Ксении Блаженной)

--- Что несла людям Ксения? (добро)

--- Какое добро могла нести людям старушка? (чтобы узнать, надо прочитать текст)


4 часть (на листе белого цвета; читает учитель)



Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы убирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.





--- Что чувствуете сейчас? (стыдно, совестно)

--- Совесть – духовное начало. И если это начало есть в людях, значит ещё не всё потеряно.


--- Что чувствовала всегда старушка, проходя мимо людей? (Дети называют все негативные качества, а учитель выкладывает из осколков сердце)


--- Осколки человеческого непонимания, неприятия, отчуждения носила в своём сердце старушка. Вот только её сердце не озлобилось в ответ, не стало чёрствым. Какое оно?



( белое, чистое, светлое, божественное)


Бескорыстная забота о благе других людей называется – альтруизм. (антоним – эгоизм)


--- Это её выбор. Никто не знает почему он ею сделан. Не знаем, а позволяем себе судить.



*** «Не осуждайте и не будете осуждены». (Библия)


*** «Милосердие состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего, т.е. в его неосуждении и уважении к человеческому достоинству»

(Л.Н.Толстой)


*** «Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования»

(Ф.Достоевский)



Самостоятельное (повторное) прочтение текста. (под музыку)


Итог.


--- На память об уроке хочу подарить вам маленькие сердечки. Наполните их дома теми добрыми качествами, которые вы хотели бы приобрести в своей жизни. Затем вклейте эти сердечки в тетрадку по православию рядом с текстом. Не забудьте поделиться впечатлениями с родителями.






Полный текст материала Разработка урока "Осколки доброты" для факультатива по ОПК; 3 кл. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ланина Галина Николаевна  LaninaGN
02.01.2012 1 7600 1342

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК