Статья "Развитие орфографической зоркости младших школьников"
Заитова Лилия Наримановна
МБОУ ООШ №12 пос.Виноградный, Темрюкский район
Учитель начальных классов
Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов.
Об уровне и глубине знаний учащихся школа заботится всегда и вместе с тем обеспечение качества знаний остается постоянной проблемой, решением которой занимались в любые времена. Одна из таких проблем—научить детей грамотно писать. Мы знаем, что от орфографической правильности оформления мыслей во многом зависит эффективность письменной речи.
На протяжении всей истории методики обучения орфографии высказывалась мысль о том, что важным при обучении грамотному письму является умение школьников замечать встречающиеся при письме трудности (Ф.И.Буслаев, Н.Ф.Бунаков, И.И.Срезневский, В.П.Шереметьевский, Ц.П.Балталон, К.Д.Ушинский и др.). И ученые 20 века: лингвисты (И.С.Ильинская, М.В.Панов, С.М.Кузьмина и др.), психологи (Д.Н.Богоявленский, С.Ф.Жуйков, П.С.Жедек, В.В.Репкин), методисты (Н.Н.Алгазина, М.Т.Баранов, М.Р.Львов, Н.С.Рожденственский, М.М.Разумовская, Е.Г.Шатова и др.). Отсутствие этого умения—орфографической зоркости—названные авторы считают важнейшей причиной орфографических ошибок, по которой может быть перечеркнуто хорошее знание правил и умение их применять.
Почему некоторые ученики говорят, что любят математику, другие—химию и физику, а вот встретить ученика, который любит орфографию практически невозможно.
Среди многих существующих на земле заблуждений есть и заблуждение, что орфография трудная наука и что стать грамотным человеком тоже очень трудно. А.И.Герцен говорил: «Трудных наук нет, есть только трудные заблуждения, то есть неперевариваемые».
Давайте попробуем разобраться в этой проблеме, что же в нашей методике не так?
В традиционной школе в центре внимания находится изучение огромного набора правил:
В 1 классе
Большая буква в начале предложения, в именах…
Ча-ща, чу-щу, жи-ши
ЧК, чн (хотя зачем обращать на это внимание, если мы знаем еще с букварного периода, что [Ч] всегда мягкий)
Перенос (одну букву не переносим, Ь не отрываем от согласной, например: конь-ки)
5. Общее знакомство с правописанием безударных гласных
Во 2 и 3 классе
Правописание безударных гласных в корне.
Парных звонких и глухих согласных
Непроизносимых согласных
Приставки и отдельные суффиксы (на основе изучения состава слова)
Правописание Ь и Ъ
Изучение частей речи
Раздельное написание предлогов
В 4 классе
Раздельное написание не с глаголами
Ь на конце имен существительных после шипящих
Правописание окончаний всех частей речи
Изучение правил, безусловно, необходимо, но знание правил еще не обеспечивает грамотного письма. В большинстве случаев учащиеся правила знают, вставить пропущенные буквы могут, но пишут с ошибками. Напрашивается вывод: есть недостатки в постановке обучения.
Давайте рассмотрим структуру орфографических действий, которые ребенок должен выполнить:
Обнаружить орфограмму
Определить разновидность орфограммы, т.е. на какое она правило
Применить правило, т.е. выполнить предписанную им последовательность действий
Осуществить написание
Самопроверка. Исправление. Причем, самопроверка предполагает повтор всех действий.
В начальных классах предполагается выполнение последовательности по обнаружению орфограммы с 3 этапа, всем другим действиям специально не обучаем.
Поэтому можно выделить ряд недостатков в традиционной системе:
Вся работа концентрируется вокруг изучения правил, а 1 и 2 умения не формируются.
Доказательство:
Построение изучаемого параграфа, т.е. сначала правило, а затем отрабатывание его;
Основным и единственным действием является вставка пропущенных букв, хотя сейчас этот недостаток в учебниках стараются исправить.
Все правила изучаются изолировано друг от друга, без взаимосвязи.
Какие же пути совершенствования работы возможны ?
Самое основное то, что в центре внимания должно быть не изучение разрозненных правил, а формирование комплекса орфографических умений:
Умение обнаруживать орфограммы («опасные места»). Это базовое исходное орфографическое умение, которое формирует орфографическую зоркость.
Уметь определять разновидность орфограммы, т.е. на какое правило (умение определять состав слова, часть речи, если орфограмма в окончании, определять грамматические признаки каждой из них).
Умение применять правило, а для этого выполнить необходимые действия (подобрать проверочное слово, склонение, спряжение).
Умение осуществлять самопроверку. Этому умению, как и другим надо учить.
Вся орфографическая работа должна начинаться с 1 класса, с периода обучения грамоте. Специальным направлением в работе должно стать формирование обнаружению орфограмм. Такую работу можно наблюдать в букваре под редакцией М.С.Соловейчик (УМК «Гармония»), уже с первых дней, при знакомстве со звуками, дается понятие безударной гласной.
Важно сформировать орфографическую зоркость до изучения правил. В последующих классах развитие зоркости должно продолжаться параллельно изучению правил.
Изучение орфографических правил должно проходить во взаимосвязи. Изначально надо опираться на умение обнаруживать орфограмму, причем любую, даже на неизученное правило. При этом должно отрабатываться умение разграничивать: орфограмма на изученное правило или на не изученное правило. Для детей это может звучать так: «знаю», «не знаю».
Давайте определимся в том, что же является орфограммой. Термином «орфограмма» сегодня оперирует каждый учитель. Я хочу познакомить с некоторыми ответами учителей на вопрос о том, что такое орфограмма, и решите, можно ли, опираясь на эти определения, научить детей правильно и достаточно полно находить орфограммы в тексте.
Итак, орфограмма—это место в слове:
где возможна ошибка; -
где при письме возникает трудность; (трудности не возникают) -
где требуется применение правила; (а если правила не знаем?) + -
где звук слышится не ясно; (всегда слышится ясно) -
где пишется не так, как слышится (иногда так, а иногда не так. Это полезно)!!!
Так как же определить ученику орфограмму в слове? Возможен один из вариантов, который предлагали некоторые лингвисты—это «перебор». Например, [ВАДА] –в /ф? –а /о? – д /т? –а / о? После такого приема делаем вывод, что варианты написания не влияют на произношение лишь на месте 2-го звука, то и орфограмма здесь только одна. Такое действие возможно, но слишком трудоемко. Для практической работы удобно исходить из следующего определения: орфограмма – это буква на месте звука в слабой позиции, т.е. для гласных – буква безударной гласной, для согласных – находящиеся на конце слова или перед другими согласными.
Это определение мы и будем считать базовым. Оно охватывает большую часть всех правил русского языка, но не все. Например, заглавная буква, жи – ши, Ь после шипящих и тд. К ним подходит определение: место в слове, которое пишется по правилу.
Основной частью орфографической работы является работа над слабыми позициями.
С чего же начинать работу? Как я уже отметила выше, работа ведется с букварного периода. Она может выглядеть так:
Поставь в слове ударение и определи все безударные гласные на слух (это и будут «опасные» места).
Выполни фонетический разбор слова (ребенок составляет звуковую схему).
Печатание слов с пропуском «опасных» мест (обращаем внимание на то, что целесообразней не писать слова, а выкладывать их из букв разрезной азбуки, основываясь на звуковую схему, составленную до этого).
Например:
/
O O
С Т • К А Н
Вместо пропущенной буквы должен быть сигнал! Завершением работы служит обращение к ученику. Необходимо посмотреть, какая буква в букваре, произнести правильно и вставить нужную букву в напечатанное слово на наборном полотне.
Для более позднего этапа возможно задание: письмо под диктовку с пропуском орфограмм. Этот прием будет полезен перед знакомством с правилами. Пропуски делаются детьми во всех местах, где есть «опасное» место.
Все эти четыре задания даются на слух.
Для зрительного этапа возможны следующие задания:
Обнаружение орфограмм в написанном тексте (тексты могут быть в букваре, в прописях, на доске…). Слова должны быть написаны без пропуска орфограмм.
Задание: карандашом поставьте точку над всеми «опасными» местами. Орфограммы на известные правила подчеркнуть.
Выполняя это задание, мы тренируем ученика в способе действия для нахождения орфограмм.
Продолжением первого этапа служит списывание с готового текста (это возможно как списывание готового текста, так и письмо по памяти)
Для 1 класса это списывание по предложениям.
Задания поэтапного списывания (по методике П.С.Жедек):
- Прочитать, чтобы понять
- Отметить «опасные» места
- Прочитать, как написано, желательно вслух (включает все виды памяти: зрительную, слуховую)
- Повторим, как только что проговорили
- Закрыть первую часть предложения, написать, затем – вторую. Писать необходимо, диктуя себе, как было написано, причем вслух (дает лучшее запоминание, самоконтроль, учебную самостоятельность, активность мышления). Отметить орфограммы.
- Проверить, сверить самому, слово прочитал, как написал, посмотрел как в предложении и сравнил.
Списывание развивает орфографическую зоркость, дает развитие памяти, увеличивает объемы памяти, развивает орфографическую память, но при этом развивается и аналитическое мышление, а не простое механическое запоминание.
У Троцкого есть методика, которая называется «Орфография без правил» - все основано на запоминании, проговаривания орфографически (это мнение ошибочно)
Списывание очень полезно во время знакомства со словарными словами, при подготовке к сочинению и изложению.
Какие еще упражнения полезны для развития орфографической зоркости?
Письмо с комментированием
Подробным, с ответом в конце
С кратким доказательством
Списывание с текста, не содержащего пропуска орфограмм. Дополнительное задание: в случае, если орфограмма на изученное правило, доказать, что написано правильно.
Списывание с заданием: вставить пропущенные буквы, а перед словом привести доказательство.
Выборочное списывание с текста
Без пропуска орфограмм
С пропуском орфограмм
Нахождение и исправление специально допущенных орфографических ошибок.
Диктант «Проверяю себя» (ученикам предлагается делать пропуски там, где сомневаются, но при этом выделяют и все остальные орфограммы). Такой вид диктанта – это способ диагностики орфографических умений. Получив точную информацию о причинах ошибок, мы должны выбирать упражнения для тренировки.
Выборочный диктант.
Свободный диктант.
Задания «для товарища»:
Составление словарных диктантов (с пропуском орфограмм, или без)
Выписывание предложений, текстов со словами на определенное правило (с пропуском орфограмм, или без)
Как же проверять такие работы? Приведем способы учительской проверки орфографических ошибок по мере возрастания трудностей.
Зачеркнуть, исправить.
Слово подчеркнуто и в нем выделена та часть, в которой допущена ошибка (корень, приставка…)
Подчеркнуто слово, а на полях поставлен знак ошибки (^, ¬, )
Подчеркнуто слово, но подсказки на полях нет.
На полях указать часть речи, часть слова, но само слово не подсказывать.
На полях поставлен знак ошибки (!)
Исправление – это часть обучения. Дальнейшие действия по исправлению ошибок должны быть посильны ученику.
Таким образом, на основе изучения психолого – педагогической литературы и проведенной опытной работы мы приходим к выводу, что чтобы поставить перед собой орфографическую задачу и начать поиск путей её решения, школьник должен уметь быстро обнаруживать в процессе письма орфографические трудности, осознавать их как задачи и определять характер этих трудностей (тип орфограмм), т.е. обладать развитой орфографической зоркостью. В противном случае, даже зная наизусть правила, ученик не применяет его во всех необходимых случаях, т.к. не видит «точек его приложения», а это влечет за собой орфографические ошибки. Целенаправленное формирование орфографической зоркости предполагает вооружение учащихся знанием опознавательных признаков орфограмм и должно начинаться в период обучения грамоте.
Источники материала:
Русский язык в начальных классах (теория и практика обучения) под редакцией М.С.Соловейчик, Москва, издательский центр «Академия», 1997 г.
Русский язык в начальных классах (сборник методических задач), авторы-составители: М.С.Соловейчик, О.В.Кубасова, Н.С.Кузьменко, О.Е.Курлыгина, Москва, издательский центр «Академия», 1997 г.
Букварь 1 и 2 часть, авторы: М.С.Соловейчик, Н.М.Бетенькова, Н.С.Кузьменко, О.Е.Курлыгина, Смоленск, «Ассоциация 21 век», 2009г.
Журнал «Начальная школа» №6 2005г. Стр.16, Л.Д.Варганова
На странице приведен фрагмент.
Автор: Заитова Лилия Наримановна
→ Лилёк 14.03.2011 1 5073 592 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.