Статья "Проектно-исследовательская деятельность в учебном процессе"
Муниципальное общеобразовательное учреждение«Сорокинская средняя общеобразовательная школа №2»Обобщение передового педагогического опытаработы учителя начальных классовНовосельцевой Т.А. по теме:«Проектно- исследовательская деятельностьв учебном процессе»с. Большое Сорокино2010годВсегда, начиная с самых древнейших времён, школа была призвана воспитать человека так, чтобы он мог жить в обществе, стал удачливым и востребованным в нём.Что сегодня важно в начальной школе кроме простейших знаний по математике и правописанию? Что нужно и можно вложить в сознание младшего школьника? В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. В соответствии с последними исследованиями в области социальной и педагогической психологии, творчество выступает необходимым условием успешной социализации современного человека. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения. Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Задача образования - помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности. Все эти качества личности формируются при выполнении учебных проектов и исследовательских работ. Изучив материалы научно – методической литературы, «Методика исследовательского обучения младших школьников» под редакцией А.И.Савенкова, я в 2007/08 учебном году разработала программу исследовательского обучения младших школьников. Рецензию на программу написала Бердюгина Оксана Николаевна – кандидат педагогических наук. Цель программы: формирование и развитие исследовательского поведения учащихся, расширение и интегрирование знаний учащихся, вовлечение их в проектно – исследовательскую деятельность. В программе учитывала способности, склонности не только детей, но и свои собственные. Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексов: Что это? Где это? Зачем это? Не все дети рождаются маленькими гениями. Но у любого ребёнка есть свои сильные стороны, свой дар, своё исследовательское поведение. Как известно возраст 6 – 12 лет – очень важный период развития ребёнка. Именно в этот период закладывается основа для подготовки детей к творческому труду. Чтобы найти пути и средства реализации поставленной цели, я продумала следующие вопросы, на которые требовалось дать ответы в первую очередь: На каком содержательном материале и через какие формы работы можно наиболее полно реализовать задачи? (помочь ученику сориентироваться в выборе, показать разные виды деятельности, дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха) Какими учебными и вспомогательными материалами можно обеспечить работу? (фонд библиотеки, хрестоматии, сборники, дидактические материалы и интернет - ресурсы т.п.) Какие виды деятельности возможны в работе? (Например, использование методов анализа; проведение эксперимента, наблюдения; работа группе, индивидуально) Какова доля самостоятельности ученика в работе, в чем он может проявить инициативу? Какие критерии позволят учителю и ученику оценить успехи? (наблюдение активности на занятиях; беседы с учащимися, родителями) Введение элементов исследовательской деятельности в структуру уроков начальной школы В качестве примера я кратко остановлюсь на некоторых из них. Развитие умений видеть проблемы (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон) 1) Задание “Тема одна – сюжетов много”. Нарисуйте каждый свою иллюстрацию на тему. (Например, тема “Осень”, “Город, Село”, “Лес”… можно нарисовать лес осенью, улетающих птиц, работы на полях, школьников, идущих в школу и т. др) 2)Задание “Составь рассказ, используя данную концовку” русский язык 4 класс. “…Всё кончено, подумалось ему, жизнь на Земле исчезает…» Осиновый лист. Но вдруг подул сильный ветер и унёс его в деревню. Листочек упал на землю. Его подобрала девочка. Он был такой красивый! Она положила его в гербарий. И каждый раз показывала друзьям. В коробочке, где он жил было много других травинок и листочков. Но он был самый красивый. (Кривых К.) Тут его подхватила птичка и унесла в гнездо. Он очень обрадовался! Внутри гнезда были птенцы. Мама укрыла их листом и он начал их согревать. Прошёл год, наступила весна. Птенцы выросли и унесли его к осине. Лист был счастлив! (Морозова К.) Написать собственный текст, обосновываясь на приёме противопоставления: одновременно сравнивая и противопоставляя. У нас дома растёт очень много фиалок. На первый взгляд они все одинаковые. Вот я взяла две из них и решила сравнить. Оказалось, что они разные. У одной тёмно – зелёные листья и бордовые с обратной стороны, а у другой листья имеют белые проблески. И цветут они разным цветом. Одна махровая, розовая с белым краем, а другая тёмно – сиреневая с фиолетовым пятнами. Ну а сестрёнки они потому, что обе они маленькие и похожи по форме листьев и цветов. (Фёдорова Т) Снегирь и скворец – птицы замечательные, но разных времён года. Снегирь птица зимняя, а скворец весенний глошатай. Если у снегиря красивое. Яркое оперение, то у скворца костюм чёрный, сдержанный. Казалось бы: у зимы мало цвета, а снегирь яркий, у весны буйство красок, а скворец чёрный. Вот так природа задаёт нам загадки, а люди пытаются их разгадать. (Семёнов Д) Развитие умений выдвигать гипотезы (уметь предвидеть события, предполагать, используя слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что если, наверное). 3) Задание “Давайте вместе подумаем” Как птицы узнают дорогу на юг? Какими могут быть гипотезы в данном случае: «Может быть, птицы определяют дорогу по солнцу и звёздам «Наверное, птицы сверху видят растения (деревья, траву, и др.), они указывают им направления полёта», «птиц ведут те, кто уже летал на юг и знает дорогу», «А может быть у них есть внутренний природный компас, почти такой, как в самолёте или на корабле?», «Допустим, что птицы находят тёплые воздушные потоки и летят по ним» Развитие умений задавать вопросы 4) Задания для развития умения задавать вопросы уточняющие (верно ли, что; надо ли; должен ли? и восполняющие (Кто? Что? Где? Почему?) 5) Выполнение практической работы. 1). Сахар берётся в рот и держится некоторое время во рту. Ощущения. 2). Вытрете салфеткой свой язык. А теперь быстро потрите его сахаром. Что почувствовали? Появился ли вкус?( различать вкус помогает слюна) 6) Выполнение опытов. 1) Зажмите нос пальцами и сделайте глотательное движение. Что почувствовали? (заложенность носа) 2). Отпустите нос и снова сделайте глотательное движение. Что произошло? (слух снова улучшился) Вывод: нос и уши соединены между собой. 7). Метод наблюдения. Что можно увидеть в глазу, рассмотрев его? !- цветное колечко – это радужная оболочка – радужка. 2 –радужную оболочку покрывает прозрачная плёнка – роговица. 3 – В центре радужной оболочки находится зрачок. 8). Работа с рубрикой «Выскажи своё предположение» Представьте себе завод или фабрику. Чтобы они работали без перебоев, каждую минуту специальный транспорт доставляет туда различные материалы. Выскажи мнение: почему кровеносную систему называют транспортной? 9) Ориентировка в словаре, справочной литературе Составь словарь устаревших слов, книжки – малышки, поработать со справочной литературой об А.С.Пушкине. В тетради есть творческие задания «Проба пера», « Эрудит» позволяет потренироваться в поисковом чтении. Работа по программе XXI века предполагает исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира. Эти работы ведутся по темам. 10) «Практика» - учащимся предлагается самостоятельно выполнить сообщения. Темы могут быть разные. Творческая работа «Грибы - часть живой природы» Оформили в виде книги: Введение (вступительное слово о грибах) Строение гриба и его грибница Правила грибника Грибы в народной мудрости Полезные советы Виды грибов Свою работу защищали на школьной конференции, на итоговом родительском собрании. 11) Ещё один из видов уроков – исследований – урок экскурсия. Здесь широкие возможности для наблюдений и исследований. Кроме этого мои дети участвуют в заседании районного клуба «Эрудит». По итогам года дети заняли в районе первое место. Хочется остановиться на вопросе – создание исследовательской работ во внеурочное время. Проектирование – это не творчество в полной мере, а творчество по плану, в определённых контролируемых рамках. В то время как исследовательская работа – творчество в чистом виде. Проектирование изначально задаёт предел, в то время исследование допускает бесконечное движение вглубь. Тема проекта: ٭ Выбирается из содержания учебных предметов ٭ Близка и понятна детям ٭ Находится в зоне ближайшего развития( тема должна быть интересна ребёнку, должна быть выполнима, решение должно принести реальную помощь) Виды проектов: ٭ фантастические (ориентированные на разработку несуществующих фантастических объектов и явлений) ٭ Исследовательские (предполагающие собственное наблюдение или эксперимент) ٭ Информационные (ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащих в разных теоретических источниках) ٭ Творческие (предполагающие максимально свободный и нетрадиционный подход к выполнению и презентации результатов) Возможные результаты («выходы») проектной деятельности ٠Реферат ٠ Альбом, книжка- раскладушка ٠ Костюм, макет, модель, сувенир ٠ Сценарий праздника ٠ Учебное пособие Этапы работы ٭ Подготовительный ٭ Исполнительский ٭ Итоговый Заключительный (Защита проекта) Выводы Работа делается ребёнком совместно с педагогом, поэтому тема вызывает интерес не только у ребёнка, но и у учителя. Исследуя проблему с ребёнком, можно приобрести вместе с ним знания. Это одно из самых результативных путей обучения творчеству. Исследовательская деятельность заставляет и приучает работать с книгой, газетой, журналом – это очень важно. Результативность проектно – исследовательской деятельности: «Красавица рябина» - областной Креатив – фестиваь «Надежда» 2007/08 уч. год, номинация «Люблю тебя, мой край родной» 2 место «Боевой и трудовой подвиг моего дедушки Г.А.А.» номинация «Семья»- 2 место, областной Креатив – фестиваль и 1 место за победу на муниципальной научно – практической конференции «Шаг в будущее» 2008/09 уч. год «Ох, ты наша реченька!?» 2 место в номинации «Исследуем свой край родной» - областной Креатив – фестиваль. «Влияние внешних факторов(света, тепла, влаги, воздуха, минеральных веществ) на рост и развитие растений. Заочный тур. Диплом за участие. 2009/10уч. год. «Вот так пчёлка» - 2 место в районной научно – практической конференции «Первые шаги в науке». Диплом лауреата за участие в III Креатив – фестивале «Надежда», Диплом ТООО ЦИДМ «Свобода» Центр развития экологических программ «Живая Планета» за содержательную исследовательскую работу по проблеме сохранения и защиты природы нашей Планеты, за творческий подход и экологическое мышление. Все работы изданы в сборнике исследовательских работ. 2009/10 уч. год « Ох ты наша реченька» - Всероссийский конкурс исследовательских работ. Диплом лауреата заочного конкурса. Диплом II степени очного конкурса. Получили в подарок сборник тезисов докладов участников VВсероссийской детской конференции. Кроме этого приняли участие в конкурсе сочинений, посвящённых 65 лет. Победы. Создали «Альбом памяти». Дети будут приглашены на празднование Дня Защиты детей и их работы будут отмечены ценными подарками. Фёдорова Таня – диплом I степени. Новосельцева Лена – диплом III степени. Работа Лены Новосельцевой «Война в судьбе моей семьи» отправлена в область для участия в конкурсе сочинений, посвящённых 65 лет. Победы, участница Всероссийского конкурса «Я помню, я горжусь» - награждена благодарственным письмом министерства обороны Новосельцева Лена - диплом III степени, призёр Всероссийской летней творческой «Пушкинской школы» в рамках XLIV Всероссийского Пушкинского праздника поэзии Литературно – публицистическая секция Главное для учителя – увлечь и заразить детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Это даёт возможность сблизиться со своими детьми. Эта работа стала для многих родителей интересным делом.
Литература: Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. -М.: Академический проспект, 2000.-624 с. Загвязинский В.И., Поташник М.М. Как учителю подготовить и провести эксперимент. Методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2005.-144 с. Каменский А.М. Психологические проблемы учебно-воспитательного процесса. - СПб, 1996.-94с. Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.П. Дубенского. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. - 59 с. Савенков А.И. Игры, дающие старт исследовательской деятельности. //Директор школы, 2004, №1, с46-50. Савенков А.И. Исследования на дому. Методические рекомендации // Исследовательская работа школьников, 2002, №1 с.34-45, №2 с.73-78. Соколова Т.Е. Информационная культура младшего школьника: Учебно-методическое пособие (Вып.1-5). - Самара: Издательство “Учебная литература”, 2007. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов вузов – М.:АРКТИ,2005.- 112 с. |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Новосельцева Татьяна Афанасьевна
→ Екатерина_Пашкова 18.03.2011 5 3484 526 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.