Оригами в развитии детей
ЗНАЧЕНИЕ ОРИГАМИ ДЛЯ РА3ВИТИЯ РЕБЕНКА </span>
Проходит шесть-семь лет, и ребенок оказывается у порога школы. К этому времени он должен овладеть значительным кругом знаний, умений и навыков. Его восприятие, внимание, память, мышление должны приобрести произвольность, управляемость. Ребенок должен овладеть, способностью поступать сознательно, подчиняя одни побуждения другим, у 'него должны сформироваться начальные формы волевого управления поведением.
Особое значение - имеет готовность руки ребенка к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом. Подготовка руки ребенка к овладению в школе письмом достигается упражнениями в штриховке, рисовании, вырезывании и в других видах работ, требующих не только тонких и точных движений рук и пальцев, но и четкого согласования движения руки и глаза.
Многое должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягивающую школьную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту в жизни поможет ОРИГАМИ - искусство, близкое ему и доступное.
Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления, детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Оригами знакомит детей с основными геометрическим понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и -т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.
Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д.
И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.
Систематические занятия с ребенком оригами - гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению. </span>
<span style="font-size: 10pt;"> Из истории оригами
</span>
<span style="font-size: 10pt;">
Родина оригами - Япония. Искусство складывания бумаги зародилось в Стране Восходящего Солнца много веков назад. В далекой древности оригами имело религиозное предназначение, было храмовым искусством. Изготовление красочных фигурок являлось священным ритуальным действием. Ими украшали статую «многоликой», и «тысячерукой» богини милосердия Каннон, чтобы задобрить ее и попросить покровительства.
</span>
<span style="font-size: 10pt;"> Японцы видели мистическую связь между религиозными ритуалами и изделиями из сложенной бумаги. Ведь «ори» означает «сложенный», а «ками» - «бумага» и «бог» одновременно.
. Умение складывать из бумаги считалось у придворных одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. </span>
<span style="font-size: 10pt;"> Предлагаю кружковую работу с детьми старшего дошкольного возраста, по « оригами» разработанную на год, где задания даются по изучению складыванию « базовых» фигур, и их закреплению ( от простого к сложному). </span>
<span style="font-size: 10pt;"> Конструирование из бумаги, способом «Оригами» </span>
<span style="font-size: 10pt;"> Месяц Тема
</span>
<span style="font-size: 10pt;"> Сентябрь
</span>
<span style="font-size: 10pt;">1. Звездочка-вертушка
2. Воздушный змей
октябрь 1. Звездочка
2. Сказочная Птица
3. Сова
4. Курица
</span>
<span style="font-size: 10pt;"> Ноябрь
</span>
<span style="font-size: 10pt;">1. Попугайчик
2. Кошечка
3. Собачка
4. Кукла
</span>
<span style="font-size: 10pt;"> Декабрь
</span>
<span style="font-size: 10pt;">1. Снежинка
2. Елочка
3. Снегурочка
4. Дед Мороз
</span>
<span style="font-size: 10pt;"> Январь
</span>
<span style="font-size: 10pt;">1.Снеговик
2.Клоун
</span>
<span style="font-size: 10pt;"> Февраль
</span>
<span style="font-size: 10pt;">1. Истребитель
2. Пароход
3. Ракета
4. Матрешка
</span>
<span style="font-size: 10pt;"> Март</span>
<span style="font-size: 10pt;"> 1. Цветы
2. Неваляшка
3. Домик
4. Колобок
</span>
<span style="font-size: 10pt;"> Апрель</span>
<span style="font-size: 10pt;"> 1. Заяц
2. Волк
3. Медведь
4. Лиса
</span>
<span style="font-size: 10pt;"> Май
</span>
<span style="font-size: 10pt;">1. Рыбка
2. Мотылек
</span>
<span style="font-size: 10pt;"> Цели и задачи:
</span>
<span style="font-size: 10pt;">
1 «Звездочка - вертушка»
Научить детей делать звездочку.
Закреплять навыки базовой формы треугольника. Учить отгибать один угол, совмещая стороны, делать складку, приклеивать детали, чередуя по цвету. Воспитывать интерес к работе.
</span>
<span style="font-size: 10pt;"> 2 « Воздушный змей»
Научить детей делать воздушного змея.
Учить складывать из квадрата базовую форму « воздушный змей». Развивать умения оформлять подделку : (приклеивать хвост - сделанный из узких, длинный полосок). Воспитывать аккуратность в работе с ножницами, клеем.
</span>
<span style="font-size: 10pt;"> 3 « Звездочка »
Научить детей делать звездочку.
Продолжать учить складывать базовую форму, «воздушный змей».
Учить соединять детали, прикладывая короткую сторону заготовки, к линии перегиба, предыдущей, совмещая вершину углов, чередую по цвету. Воспитывать аккуратность в работе.
</span>
<span style="font-size: 10pt;"> 4. « Сказочная птица»
Научить детей делать сказочную птицу.
Продолжать учить складывать базовую форму, «воздушный змей», сгибать фигуру пополам, делать надрез тупого нижнего угла, отгибать верхние и нижние треугольники, в разные стороны. Учить отгибать острый верхний угол в сторону, затем вгибать во внутрь (клюв птице). Развивать, художественный вкус, украшая подделку. Воспитывать аккуратность в работе с ножницами (делая надрезы, на крыльях и хвосте).
</span>
<span style="font-size: 10pt;"> 5 « Сова»
Научить детей делать сову.
Упражнять в складывание базовой формы «воздушный змей», делать надрезы в заданном месте, загибать образовавшиеся уголки, на встречу друг другу. Учить сгибать концы складкой. Наклеивать крупные глаза со зрачками и клювом. Развивать навыки работы с ножницами.
</span>
<span style="font-size: 10pt;"> 6 « Курица»
Научить детей делать курицу.
Продолжать учить складывать базовую форму, «воздушный змей», сгибать заготовку пополам, учить сгибать левый угол внутрь, и оттягивать вперед в клюв, сгибать наружу острый угол (хвост). Воспитывать аккуратность в украшение подделки (приклеивая гребешок, глаза, крылья).
</span>
<span style="font-size: 10pt;"> 7 « Попугайчик»
Научить детей делать попугая.
Закреплять навыки с работой бумагой. Продолжать учить складывать базовую форму, «воздушный змей», отгибать углы в стороны, сгибать поделку пополам, вгибать угол внутрь. Развивать художественный вкус, творчество. </span>
<span style="font-size: 10pt;"> 8 « Кошка»
Научить детей делать кошку.
Продолжать учить складывать бумагу в заданном направлении. Закреплять навыки складывании базовой формы треугольник, загибать угол во внутрь, развивать способности работать руками, развивать мелкую моторику рук, глазомер. Воспитывать любовь к животным
</span>
<span style="font-size: 10pt;"> 9 «Собака»
Научить детей делать собаку.
Закреплять навыки складывания базовой формы «треугольник» (голова),
« воздушный змей» (туловище). Учить делать складку, и расправлять её вперед (уши). Закреплять умение, соединять полученные детали вместе. Воспитывать любовь к животным.
</span>
<span style="font-size: 10pt;"> 10 « Кукла»
Научить детей делать куклу.
Развивать интерес к самостоятельной конструктивной деятельности. Закреплять навыки сгибания квадрата, прямоугольника пополам, сгибания углов. Учить раскрывать треугольники (рукава). Воспитывать самостоятельность в подборе украшений, развивать художественный вкус.
</span>
<span style="font-size: 10pt;"> 11 « Снежинка»
Научить детей делать снежинку.
Закреплять навыки складывания квадрата, в базовую форму « воздушный змей», соединяя детали попарно (заправляя один угол внутрь другого). Развивать творческие способности, развитие сенсомоторики, отрабатывая простейших технологических приемов.
</span>
<span style="font-size: 10pt;"> 12 « Елочка»
Научить детей делать елочку.
Закреплять навыки складывания базовой формы «треугольник». Отгибать уголки в разных направлениях, складывать детали, соединяя между собой (приклеивая, начиная самых больших деталей). Развивать интерес к труду , готовой подделки. Воспитывать у детей навыки коллективной работы.
</span>
<span style="font-size: 10pt;"> 13 « Снегурочка»
Научить детей делать снегурочку.
Закреплять умение складывать лист бумаги в заданном направление. Развивать глазомер, точные движение пальцев, умение оформлять подделки необходимыми деталями. Воспитывать аккуратность в работе.
</span>
<span style="font-size: 10pt;"> 14 « Дед Мороз»
Научить детей делать Дед Мороза.
Продолжать учить складывать бумагу в заданном направление.
Развивать интерес к самостоятельной конструктивной деятельности, умение передавать образ Деда Мороза. Воспитывать терпения, аккуратность и старательность. </span>
<span style="font-size: 10pt;"> 15 « Снеговик»
Научить детей делать снеговика.
Упражнять в складывание базовой формы «воздушный змей» (голова), прямоугольника пополам отпускать углы внутрь. Продолжать учить раскрывать углы. Развивать внимание, сообразительность, умение соединять, все детали (приклеивая полученные детали, друг к другу). Воспитывать аккуратность в создании подделки, умение оформлять подделку аппликацией, или рисуя детали.
</span>
<span style="font-size: 10pt;"> 16. «Клоун»
Научить детей делать клоуна.
Упражнять в складывании углов квадрата, к середине листа. Учить детей выделять части подделки, соединяя между собой. Развивать самостоятельность, терпение, умение доводить начатое до конца. Воспитывать положительное отношение к работам товарища, формировать эстетические чувства.
</span>
<span style="font-size: 10pt;"> 17 «Истребитель»
Научить детей делать детей самолет-истребитель.
Продолжать учить складывать бумагу в заданном направлении.
Закреплять умение сгибать последовательно углы, в нужных направлениях. Учить сгибать угол внутрь (хвост). Отгибать крылья в стороны. Развивать инетес у детей, в создании подделки.
</span>
<span style="font-size: 10pt;"> 18 «Пароход»
Научить детей делать пароход.
Совершенствовать навыки детей в работе с бумагой.
Закреплять навыки изготовление базовой формы « конверт». Учить разворачивать полученные противоположные квадраты, поднимать боковые квадраты вверх, одновременно сгибая подделку пополам. Развивать глазомер, приучать к точным движениям пальцев. Воспитывать аккуратность в работе.
</span>
<span style="font-size: 10pt;"> 19 «Ракета»
Научить детей делать ракету.
Продолжать учить складывать бумагу в заданном направлении. Закреплять навыки складывания базовой формы «треугольник», загибать углы, в нужных направлениях. Развивать глазомер, мелкую моторику. Воспитывать усидчивость, аккуратность
</span>
<span style="font-size: 10pt;"> 20 «Матрешка»
Научить делать матрешку.
Учить делать подделку на основе показа, способом складывание бумаги в нужном направлении, закреплять навыки наклеивании деталей. Воспитывать аккуратность и старательность. </span>
<span style="font-size: 10pt;"> 21 « Подснежник»
Научить детей делать цветы подснежники.
Формировать умение навыки в работе с бумагой. Закреплять умение сгибать квадрат пополам, поднимать углы в линии перегиба, накладывая правый угол на левый, вытягивая первый слой правого угла. Делать фигуру объемной. Воспитывать стремление доставлять радость к родным, изготовляя подделку своими руками.
</span>
<span style="font-size: 10pt;"> 22 «Неваляшка»
Научить детей делать неваляшку.
Закреплять у детей умение сгибать бумагу в заданном направлении, соединять детали между собой (приклеивая их). Развивать художественный вкус, рисуя лицо (глаза, носик, губки, щёчки) развивать творческую инициативу у детей.
</span>
<span style="font-size: 10pt;"> 23- 28 Изготовление сказочных героев к сказке «Колобок»
« Домик», «Колобок», « Зайка», «Волк», «Медведь» «Лиса»
Научить детей делать сказочных героев, развивать интерес к творческому конструированию. Совершенствовать навыки детей в работе с бумагой, умение сгибать в заданном направлении. Воспитывать желание доставлять радость, при показе театральной деятельности, героями сказки сделанные своими руками.
</span>
<span style="font-size: 10pt;"> 29 « Рыбка»
Научить детей делать рыбок.
Учить детей делать «двойной треугольник» сгибая квадраты по диагонали, пополам, сгибание сторон внутрь. Закреплять навыки работы с ножницами (вырезая хвост и плавники). Развивать художественный вкус, украшая подделку аппликацией.
</span>
<span style="font-size: 10pt;"> 30 « Бабочка»
Научить детей делать бабочку.
Продолжать учить детей делать « двойной треугольник», загибать острые углы верхнего треугольника к вершине, образуя квадрат, стороны квадрата, попеременно сгибать по диагонали, оттягивая уголки, перегнуть подделку пополам, совершенствовать работу с ножницами (вырезая крылья). Расширять представление детей об окружающем мире.</span>