Статья "Способы применения различных заданий для развития зрительной памяти на уроках в начальной школе"
ГОУСОШ № 509 г. Санкт-Петербург
Учитель начальных классов Смирнова Наталья Андреевна
Материал для развития зрительной памяти на уроках в начальной школе
Развитие памяти связано с запоминанием и последующим полноценным узнаванием или воспроизведением эталона.
При этом происходит обучение ребёнка разным мнемотехникам, т.е. способам опосредованного мнестического процесса.
Если проводить работу над развитием зрительной памяти систематически и последовательно на всех уроках в начальной школе, то можно значительно уменьшить количество допускаемых ошибок детьми как на уроках русского языка, так и при обучении математике и другим дисциплинам.
Для развития зрительной памяти используются следующие виды работ:
1. Игра «Чего не стало?».
На столе раскладывается 5—6 предметов, картинок, которые дети должны запомнить. Затем убирается незаметно одна из них. Дети называют, чего не стало.
Предметы желательно подбирать такие, чтобы их названия относились к разным лексическим группам
2. Игра «Запомни и найди»
1 вариант
Дети запоминают 4—6 картинок, затем отбирают их среди других 8—10 картинок.
2 вариант
Дети запоминают 4-6 картинок, затем отбирают среди других 8 – 10 картинок карточки с изображением похожих предметов.
(Более трудный вариант)
3. Игра «Запомни и выбери»
Запомнить буквы, цифры или фигуры (3—5), а затем выбрать их среди других. (Если букв, то стилизованных)
Для запоминания предлагаются следующие буквы:
Щ в ш Р Э
5. Игра «Что изменилось?».
1 вариант
Учитель раскладывает 4—6 картинок, дети запоминают последовательность их расположения. Затем педагог незаметно меняет их расположение. Ученики должны сказать, что изменилось, и восстановить первоначальное их расположение.
2 вариант
Учитель раскладывает 4—6 картинок, дети запоминают последовательность их расположения. Затем педагог незаметно меняет их расположение. Ученики должны сказать, что изменилось, и восстановить первоначальное их расположение.
+ указать на ту картинку, которая поменяла свой внешний вид (после вопроса: «А что ещё изменилось?»)
6. Игра «Как было?»
Разложить буквы, фигуры, цифры в первоначальной последовательности. *
* Важно заполнить не только последовательность, но и внешний облик предлагаемого элемента для запоминания.
Семенович А.В. Нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития. – М., 1999
7. «Перевод из тактильной в зрительную модальность»
Ребёнку предлагаются объёмные фигуры различной формы ощупать с закрытыми глазами, далее, открыв глаза, найти такие же фигуры среди нарисованных;
Более сложный вариант – нарисовать их самостоятельно;
8. «Перевод из зрительной в тактильную модальность»
Ребёнок на ощупь находит показанные ему фигурки, предметы или буквы.
9. «Перевод из тактильной в слухоречевую модальность»
Ребёнку предлагается с закрытыми глазами ощупать букву, предмет или фигурку, а затем назвать её или выбрать соответствующий звук из прослушиваемого ряда аудиозаписи;
10 «Перевод из зрительной в тактильную модальность»
Ребёнок на ощупь находит показанные ему фигурки, предметы или буквы.
11. «Перевод из зрительной в слухоречевую модальность»
Ребёнок называет предметы, фигурки или буквы, показанные ему учителем.
12. «Перевод из слуховой в зрительную модальность»
Воспроизводится определённый звук речи, звук, издаваемый каким-либо животным, или звук работы какого-либо прибора, вида транспорта (можно использовать аудиозапись); ребёнку предлагается найти соответствующее изображение на карточках или нарисовать самостоятельно опознанный источник звука.
13. «Перевод из слуховой в тактильную модальность»
Учитель произносит отдельный звук речи, называет предмет или фактуру материала; ребёнок должен найти на ощупь соответствующую букву, предмет или материал.
Способы
применения
данных заданий
на
уроках в начальной школе
I. На уроках русского языка
При работе над изучением словарных слов (примерные задания):
Игра «Чего не стало».
Положить (повесить на доску) 5 – 6 картинок с изображением предметов, названия которых являются словарными словами. Через некоторое время попросить детей закрыть глаза (или закрыть доску занавеской) и убрать одну из картинок (ту, на которой изображён предмет, название которого является новым словарным словом). - Какой картинки не стало? После чего проводится работа над новым словарным словом.
Можно использовать как более лёгкий, так и более трудный вариант игры «Запомни и найди». Детям предлагается запомнить 4 – 6 картинок с изображением предметов, названия которых являются словарными словами. Позже для просмотра предлагается следующий ряд предметов (8 – 10). Необходимо выбрать из второго ряда первый и записать.
Игра «Запомни и выбери»
Детям предлагается 2 слова для запоминания, но записанные в каждое по 3 раза (разными шрифтами). Далее предлагается ещё 6 вариантов записи этих слов, только один из которых повторяется. Задача учащихся найти этот вариант. И записать это слово по памяти, желательно передавая предлагаемый стиль.
Игра «Что изменилось».
Положить (повесить на доску) 5 – 6 картинок с изображением предметов, названия которых являются словарными словами. Предложить детям данный ряд для запоминания. Позже поменять последовательность данных картинок. Задача учащихся записать ряд словарных слов в первоначальной последовательности.
«Перевод из зрительной в слухоречевую модальность»
Детям предлагается запомнить 5 – 6 картинок с изображением предметов, названия которых являются словарными словами. После этого ряд для просмотра закрывается. Далее детям включается аудиозапись с шумами, озвучивающими 3 – 4 картинки из предыдущих. Задача учащихся вспомнить зрительный ряд и записать из него только те слова, «звучание» которых предлагалось.
При изучении нового материала (примерные задания):
Безусловно подбор данных заданий может быть очень разнообразным и зависеть непосредственно от изучаемой темы урока.
Приведу лишь несколько примеров:
1. При работе над темами «правописание парных, непроизносимых согласных и безударных гласных».
Детям предлагается для запоминания зрительный ряд, состоящий из 6 – 10 картинок (в зависимости от уровня подготовленности класса). Задачей учащихся является написать только те слова (изображения которых они запомнили) в названии которых есть данная орфограмма).
2. Работа над безударными окончаниями прилагательных.
Детям предлагается для запоминания зрительный ряд, состоящий из 6 – 10 картинок (в зависимости от уровня подготовленности класса). Задачей учащихся является, например, подобрать подходящие по смыслу прилагательные только к существительным женского рода (из увиденных ранее).
На уроках, посвящённых закреплению ранее изученного материала
Для запоминания учащимся предлагается 6 – 10 картинок (в зависимости от уровня подготовленности класса). Задача учащихся впоследствии записать только те слова, которые соответствуют данной теме и задачам урока.
На уроках развития речи учащихся (примерные задания):
Вариант игры «Что изменилось?».
Детям предлагается картинный план при написании изложения (сочинения), последовательность расположения которого меняется через некоторое время местами. После работы над текстом (или, при написании сочинения, над будущим его написанием) (при самостоятельной его записи) необходимо мысленно восстановить нужную последовательность частей текста.
2. При написании сочинений с опорными словами можно предложить детям вариант игры «Чего не стало» (убрав предварительно несколько картинок). Задачей учащихся будет вспомнить убранные учителем картинки и использовать данные слова при написании сочинений. Или вариант игры «Запомни и найди», здесь можно предложить учащимся как более лёгкий, так и более трудный варианты игры. Сначала дети запоминают изображение предметов (количество решает учитель в зависимости от уровня подготовленности класса), потом находят их в другом предложенном зрительном ряду и составляют свой текст, используя их названия в качестве опорных слов.
В зависимости от целей и задачей урока развития речи учащихся можно подобрать разные картинки и различные варианты заданий для запоминания, важно, чтобы у учащихся при работе над текстом ещё дополнительно развивалась и память.
II. На уроках математики:
При проведении устного счёта (примерные задания):
Игра «Запомни и выбери»
Детям предлагаются для запоминания карточки с цифрами. После этого примеры. Задачей учащихся является записать только те примеры из предложенных, ответами к которым являются первоначально предложенные числа.
Игра «Что изменилось»
Детям для запоминания предлагается ряд чисел, последовательность которых позже меняется. Задачей учащихся является записать предлагаемые примеры (записанные на доске) в определённой последовательности: с ответами в первоначальной последовательности.
«Перевод из зрительной в слуховую модальность»
Детям для запоминания предлагается ряд картинок (5 – 6). Далее аудиозапись с шумами для прослушивания. Необходимо выбрать только те картинки, шумы которых подходят к первоначально предложенным. После этого (на доске записан ряд примеров) учитель указывает на пример и одновременно включает уже прослушанную аудиозапись, если шум первоначально был выбран, то учащиеся пример решают, если нет – пропускают.
При объяснении нового материала
В зависимости от целей и задачей урока, там, где можно использовать картинки, предложить детям варианты игр «Чего не стало?», «Что изменилось?» и т.д.
При работе на задачей (примерные задания):
Предварительно внести в предлагаемую для решения задачу лишнее данное. Далее предложить детям для запоминания ряд чисел. Через некоторое время убрать одно число из этого ряда. После выяснения какого числа не стало, дети смогут найти лишнее данное в задаче.
Запомнить 3-4 предложенных числовых выражений, поменять последовательность местами. Предложить решить детям задачи в той последовательности их решения, которая предлагалась первоначально.
При работе над заданиями повышенной сложности:
В зависимости от вида задания, от преследуемых целей, там, где можно использовать картинки, предложить детям варианты игр «Чего не стало?», «Что изменилось?» и т.д.
Перед выполнением учащимися самостоятельной работы
Взависимости от вида работы (примеры или задача) использовать варианты игр на развитие памяти из предложенных выше, где нужно сделать не всё задание, а только выбранную часть работы
III. На уроках литературного чтения:
При проверке домашнего задания:
При проверке пересказа.
Предложить детям для пересказа составить картинный план. После чего последовательность заготовленных заранее картин поменять местами и запомнить их расположение. Задачей учащихся является пересказать текст в той последовательности частей (в перепутанной), в которой она предлагалась для запоминания.
При проверке домашнего чтения.
Предложить детям для запоминания ряд наглядности с изображением героев произведения. Постепенно (поочерёдно) убирать по 1 картинке. Задачей учащихся является, например найти описание в тексте того героя, которого не стало в зрительном ряду. Или, при чтении по ролям осуществляется таким образом выбор роли для учащихся.
При работе над новым произведением
По принципу игры «Запомни и найди» сначала предлагается детям ряд изображений для запоминания, потом найти эти изображения в следующем предложенном зрительном ряду, далее учащиеся к найденным изображениям подбирают отрывки из произведения.
При работе над обогащением словаря учащихся
Используем игры «Чего не стало?», «Запомни и найди», «Что изменилось?». Учитель или заранее подготовленные дети объясняют смысл найденных слов.
При составлении картинного плана
Аналогично можно использовать все предложенные ранее игры , выбирая их в зависимости от целей и задач урока.
IV. На уроках окружающего мира
При проверке домашнего задания
Выбор картинок для пересказа (например, при изучении растений или животных)
Составление плана будущего пересказа (изменяя последовательность)
При изучении нового материала
- Выбор соответствующего теме изображения с помощью игр на развитие памяти, предложенных выше
При закреплении ранее изученного
В зависимости от целей и задач урока использовать межмодальный синтез.
Межмодальный синтез
«Перевод из тактильной в зрительную модальность»
Предложить детям ощупать, например, изучаемые растения, или предметы неживой природы. Позже зарисовать их по памяти в тетрадь.
2. «Перевод из зрительной в тактильную модальность»
Ребёнок на ощупь находит показанные ему растения, предметы (например, компас).
3. «Перевод из тактильной в слухоречевую модальность, а затем в зрительную»
Предложить детям ощупать, например, изучаемые предметы неживой природы. Позже, прослушав ряд аудиозаписи с соответствующими шумами найти данные предметы (по звучанию) на картинках среди предложенного ряда изображений.
V.
На уроках трудового обучения и
изобразительного искусства
При проведении анализа образца
Более всего подходит игра «Что изменилось?», найдя несколько изображений в этой игре, например с изображением частей образца, можно проанализировать данный образец
При непосредственном выполнении работы
Выполнить только ту часть работы, которой, например, не стало на картинке при проведении предварительно игры «Чего не стало?»
Сделать можно только, допустим ту игрушку, изображение которой было найдено при предварительном проведении ранее предложенных игр на развитие памяти, или при варианте перевода из тактильной модальности в зрительную.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Смирнова Наталья Андреевна
→ Наталив 10.04.2011 1 5280 536 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.