Статья «Формирование основ информационной компетентности младшего школьника с использованием ИКТ»


Автор: Коновалова Виктория Анатольевна

Место работы: ГОУ НОШ № 615 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Должность: учитель начальных классов, председатель МО.

Дополнительные сведения: высшая категория



«Формирование основ информационной компетентности младшего школьника при использовании ИКТ».



По моему глубокому убеждению, основополагающая цель обучения в начальной школе - научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности постоянно возрастающие потоки информации. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных, т.к. использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. Современное образование и воспитание в настоящее время требует от учителя умения использовать современные информационные технологии на уровне не ниже, чем это уже умеют растущие в мире компьютерной техники дети, которым быстро надоедают традиционные формы обучения. Поэтому я и ставлю перед собой цель – поддерживать интерес детей к учению. Кроме того, перед каждым из нас стоят и определенные педагогические задачи, в частности, поиск эффективных методик и технологий. Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Обеспечить положительную мотивацию обучения с помощью интерактивного диалогового гипертекста. Моделирующие программы помогают учащимся глубже понять сложные процессы. В настоящее время существует большое количество энциклопедических мультимедийных программ демонстрационного характера.

Преподаватель, владеющий компьютерными технологиями, - это, по мнению детей, нормальное, обыденное явление, т. к. ребёнок в начальной школе считает учителя всесведущим. Для него удивительно, если учитель не умеет того, что умеет уже он сам!

Однако, владение и использование на уроке и дома компьютера, не должно подавлять и другие способы получения знаний. Введение новых информационных технологий должно улучшать и ускорять процесс получения знаний, но, в то же время, ребёнка надо учить добывать знания и из других источников.

Наличие хорошего компьютера в классе вкупе с плазменной панелью дают мне возможность использовать его вовремя уроков для работы с обучающими дисками, выводить на экран подготовленные мною и учениками компьютерные презентации по различным предметам, использовать разработки, выложенные в свободном доступе в интернете.

Критерии полезности конкретной технологии в образовании, можно сформулировать следующим образом: та или иная учебная компьютерная технология целесообразна, если она позволяет получить такие результаты обучения, какие нельзя получить без применения этой технологии. Например: если программа позволяет быстро выработать орфографический навык правописания безударных гласных в корнях слов - такая программа нужна. Потому что без компьютера работа будет перегружена массой однотипных действий, и из-за неумения детьми в начальной школе быстро писать, у учащихся трудно сформировать и проконтролировать нужное умение. Однако позже полученные умения необходимо закрепить реальными упражнениями, иначе настоящие навыки не разовьются. Примером ненужных учебных программ может служить множество тестов типа “выбери правильный ответ” или длинных пояснений, которые нужно проматывать на экране. Учебная программа не должна быть “книжкой на экране”. Она дополняет учебники, используя все возможности современных компьютеров. Хорошая программа должна не столько разъяснять учебную ситуацию, сколько моделировать ее, давая простор для воображения учащегося. Если программа предлагает какой-то круг задач, то она должна предоставлять учащемуся все доступные ему средства решения этих задач. Программа должна представлять материал в естественном виде. Не должно вводиться обозначений, не общепринятых форм записи, предназначенных только для облегчения программирования. 

Также в своей работе я использую компьютер как средство для составления проверочных, самостоятельных работ, дополнительных заданий для уроков. Часто распечатываю и раздаю ученикам составленные вместе с ними алгоритмы для решения задач, уравнений, тестов по математике, алгоритмы применения правил русского языка, создаю наглядный материал, который вывешиваю в классе над доской. Всё это сильно экономит моё рабочее время, повышает эффективность учебного процесса и приучает детей к чёткости и аккуратности. В последнее время, я использую компьютер и для упрощения проведения уроков развития речи, т. к. с его помощью очень легко подготовить индивидуальный раздаточный материал и варьировать уровни трудности, учитывая особенности отдельных учащихся.

Работа с компьютером учит анализировать и алгоритмизировать свои действия, строить логические рассуждения, доводить дело до конца. Главное показать детям, что компьютер – не только и не столько средство для развлечения, а умный друг и помощник в учёбе и жизни. Отмечу выгодные особенности использования ИКТ на уроке:

сокращается время при выработке технических навыков учащихся;

увеличивается количество тренировочных заданий;

достигается оптимальный темп работы ученика;

легко достигается уровневая дифференциация обучения;

учащийся становится субъектом обучения, ибо программа требует от него активного управления;

обучение можно обеспечить материалами из удаленных баз данных, пользуясь средствами телекоммуникаций;

диалог с программой приобретает характер учебной игры, и у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности.

Компьютер позволяет учителю расширить возможности обычного урока, демонстрировать учащимся красочные чертежи и проводить построения “в реальном времени”, для пояснения использовать звук и анимацию, быстрые ссылки на ранее изученный материал. Это позволяет свести работу учащихся на компьютере к разумному минимуму, эффективно провести объяснение нового материала, сформировать верные представления об изучаемом объекте, провести работу по развитию речи и мышления учащихся.

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Выпускник современной школы, который будет жить, и трудиться в грядущем тысячелетии в постиндустриальном обществе, должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Совершенно очевидно, что используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно.


Полный текст материала Статья «Формирование основ информационной компетентности младшего школьника с использованием ИКТ» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Коновалова Виктория Анатольевна  vika6464
16.04.2011 1 2094 403

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК