Слайд 1
Компетентностный подход на
уроках в начальной школе.
Шемякина Э. У,
учитель начальных классов,
МОУ СОШ № 83,
г. Краснодар
Шемякина Эльвира Ульфатовна,
учитель начальных классов,
МОУ СОШ № 83,
г. Краснодар
Компетентностный подход на уроках в начальной школе
(слайд 1) Понятие "Компетентностный подход" получило распространение в связи с модернизацией российского образования. (слайд 2)
Самый банальный вопрос — чему должны обучать в школе? Самый очевидный ответ — знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Разве нет? Вроде бы все логично. Но большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией.
Ключевые (базовые, универсальные) компетенции, в трактовке документов Министерства образования Российской Федерации, -- это готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач. Неправомерно противопоставлять компетенции знаниям, которые на самом деле являются основой компетенций. Компетентности определяют такое содержание образования, которое было бы ориентировано на развитие практических навыков применения знаний в реальных жизненных ситуациях. Знания, не подкрепленные практическими умениями, ничего не стоят и не ценятся на рынке труда.(слайд 3)
Надо различать понятия компетенция и компетентность. Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. (слайд 4)
Ключевыми словами в характеристике компетенций являются слова – искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.
Надо заметить, что в начальной школе формируется не собственно компетентность, а самостоятельность в решении проблем, условием которой является превращение предметного способа действия (в т. ч. знаний, умений и навыков) в средства разрешения проблем. (слайд 5)
В
начальной школе на уроке можно, например,
формировать такие элементарные
общеучебные компетенции школьников,
как:
- извлечение основного содержания
прочитанного или услышанного;
- точная
формулировка мыслей, построение
оригинальных высказываний по заданному
вопросу или теме;
- исследование
различных вариантов решения задач,
выбор наилучшего, принимая во внимание
различные критерии;
- сотрудничество
с другими (учениками и учителем) при
выполнении общего задания;
- планирование
действий и времени;
- оценка результатов
своей деятельности и т. д. (слайд 6)
Обратите внимание на график количества запоминаемого учебного материала (слайд 7)
Отсюда можно вывести некомпетентностные виды деятельности на уроке:
фронтально-индивидуальный опрос;
информирующая беседа;
самостоятельная индивидуальная работа учащихся с учебником (или другими пособиями) по заданиям, указанным учителем;
демонстрация видеофильма;
экскурсия;
проверочная или контрольная работа, проводимая в традиционной форме, и др.
Всем известна учительская присказка, которую мы часто произносим, говоря об учениках: “Уже и разжевали и в рот положили, проглотить только осталось”. (слайд 8) Компетентностный подход раскрывает другое высказывание – древняя китайская мудрость: “Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь”.(слайд 9)
Не надо менять программы и учебно–методические комплекты, не надо менять типы и структурные этапы урока. Изменяются функции ученика и его статуса в учебном процессе. Школьник становится не только объектом, но и субъектом обучения.
Этому могут способствовать активные формы и методы обучения. К ним относятся игра, проблемная ситуация, обучение через деятельность, групповая и парная работы.
Все мы сталкиваемся с тем, что материала в учебнике много, всего не успеть. Это дает возможность ребенку выбрать задание по силам и по собственному выбору. Уровень сложности он определяет сам, при этом развивая в себе навыки самоорганизации.
Важное значение имеет прямое общение детей на уроке. Лишая учащихся общения, мы делаем их менее защищёнными, неуверенными в собственных силах, более зависимыми от учителя, не способными к высказыванию собственного мнения. (слайд 10)
Например на уроке обучения грамоте или литературному чтению составить рассказ по серии картинок можно предложить в группе. Это дает нам возможность развивать коммуникативную компетентность. (слайд 11)
По математике работа в группе или в паре может применяться на любом этапе. Например при закреплении темы “Прибавление числа 4 с переходом через десяток”, “Решение задач”, где группа получает задание: “Составь задачу”, используя рисунок. (слайд 12)
При организации парной работы по русскому языку очень удобно использовать упражнения в учебнике, помеченные специальным значком.
70 % урока дети должны работать самостоятельно. Самый продуктивный урок, это урок, где учителя мало. Проблемные ситуации, обучение через деятельность, вопросы, требующие доказательств, аргументации – все это позволяет сделать урок динамичным. Если ученик ошибся, не надо его сразу поправлять, пусть выйдет к доске и докажет свой ответ. Это поможет ему самому найти ошибку, развить навыки самоконтроля. (слайд 13)
В конце каждого урока проводится рефлексия, причем вопросы, задаваемые учителем, должны быть направлены на саморазвитие ученика, на умение дать самооценку своей работе. “Что получилось на уроке? Почему? Что не получилось? Почему? Где могут пригодиться полученные знания?” (слайд 14)
Проектная деятельность на уроке может служить хорошим учебно-тренировочным заданием для формирования проблемной компетенции как учащихся, так и педагога.
Приступая к созданию проекта, обучающийся должен владеть:
необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовыми ЗУНами) в содержательной области проекта;
специфическими умениями и навыками проектирования для самостоятельной работы.
В связи с этим метод проектов лучше начинать реализовывать со 2 класса. (слайд 15 ) В 1-ом классе основное внимание надо уделять развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности (ОУУН), привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора. Эти умения затем совершенствуются в последующих классах. Значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, используется для организации проектной деятельности.
(слайд 16 ) Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и, как следствие этого, об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление результатов деятельности.
Конечно же, в начальных классах учащиеся не умеют работать с дополнительной литературой. Поэтому очень важно приготовить обобщенный дополнительный материал, где имеются ответы на поставленные вопросы. Тогда перед учащимися стоит более простая задача: найти ответ в одном источнике. (Энциклопедии детские) (слайд 17)
Например, можно задать ученикам такие вопросы: Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?(слайд 18 )
Средством оценивания учебных достижений учащихся, наиболее соответствующим компетентностному подходу, является портфолио (учебный портфель). Портфолио — папка-накопитель учебных достижений учащегося, наглядно характеризующая его продвижение в развитии ключевых компетенций.
Портфолио выступает в компетентностном подходе не просто как особая форма оценивания, но как форма, соединяющая в себе все возможные варианты оценивания. Это возможно, поскольку:
-учащийся использует свое портфолио для самооценивания результатов и для оценки темпов своего продвижения в той или иной компетенции;
-портфолио, его содержание и ведение могут быть оценены учителем;
-портфолио может быть презентовано перед классом, педагогами, родителями;
-может быть создано групповое портфолио учащихся класса, которое используется для групповой самооценки.
(слайд 19) Компетентностная модель обучения даёт высокий результат, но она рассчитана на учителя творческого, не жалеющего сил и времени для её реализации. У такого учителя учащиеся нестандартно и чётко мыслят, с удовольствием, обоснованно, аргументировано строят свою речь. Обучение, всегда сочетающееся с напряжённой мыслительной деятельностью, поиском, творческой работой, - это то, что привлекает самого ученика к процессу учения и захватывает самого учителя. У учителя, работа которого ориентирована на личность каждого ребёнка, ученики по-другому относятся к тем предметам, освоение которых считали трудным. И в среднем, и в старшем звеньях они не теряют желания учиться. Они учатся также успешно, как и раньше.
Использованная литература:
Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. Педагогика. 2003, № 10.
Гетманская А.А. Формирование ключевых компетентностей у учащихся. Сайт ИД "Первое сентября" 2003-2004 г.
Дубова М. В. Организация проектной деятельности младших школьников с позиции компетентностного подхода.
Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии. 2004. № 5.
Щербинова Н. Н. Реализация компетентностного подхода в общеобразовательной школе. ИД «Первое сентября», «Открытый урок»
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приказ Министерства образования РФ от 11.02,2002 № 393.
Автор: Шемякина Эльвира Ульфатовна
→ elvira8976 25.05.2011 3 8815 1139 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.