Учу учиться первоклассников
Учу учиться первоклассников
Из опыта работы учителя начальных классов
н.п.Африканда, Мурманской области
Н.В.Барташевич
Учителя начальных классов знают, как нелегко бывает научить учиться первоклассников, а именно тех из них, кто испытывает трудности в обучении. Перед учителем и учениками стоят непростые задачи, от решения которых зависит не только успешность в учении, общении, но и эмоциональное отношение к школьной жизни. Именно первые впечатления могут стать для ребёнка ориентиром на все последующие школьные годы.
К сожалению, не всегда опыт учебной деятельности способствует позитивному восприятию ребёнком установок и правил школьной жизни. Нереализованные ожидания, связанные с учёбой, трудности общения со сверстниками, нарастание волевого и нервного напряжения в ходе обучения – эти факторы, к которым ребёнок оказывается не вполне готов, могут способствовать у него повышенной тревожности и негативных установок к школьному обучению.
Особенно трудно приходится детям, чьё психическое развитие в силу различных причин отстаёт от нормы. Год от года таких детей становится всё больше. Меняется и моя роль как педагога: теперь я на уроке и учитель, и психолог, и логопед.
Моя задача как учителя – научить учиться всех, всесторонне развить каждого ребёнка. Поэтому, я ещё раз изучила особенности психофизиологического развития детей 6-7 лет, выявила индивидуальные особенности функционирования высшей нервной деятельности и по ним определила темп деятельности ребёнка, его активность, скорость реакций и способность переключаться с одного вида деятельности на другой. Эти характеристики легли в основу осуществления индивидуального подхода к каждому ученику.
В нашей сельской школе нет возможности помещать сильных учащихся в особые условия, поэтому сильные и слабые ученики остаются под пристальным вниманием учителя на уроке.
Я поняла, что дифференциацию образовательного процесса необходимо проводить с целью выбора наиболее адекватных методов и приёмов обучения каждой группы учащихся: сильных, обычных и слабых.
В своём классе я не стала делить детей по одному признаку – умственным способностям, а выделила четыре группы:
Могут и хотят учиться,
Могут, но не хотят учиться,
Не могут, но хотят учиться,
Не могут и не хотят учиться.
Помочь каждой группе реализовать себя в процессе обучения, не оставлять без внимания ни одну группу, найти педагогический подход к каждой. Вот такую установку взяла я в начале учебного года.
В своей работе я стала использовать психолого-педагогические эффекты, которые дали положительные результаты: детям стало интереснее учиться, они легче усваивают учебный материал. Это:
I. Эффекты, позволяющие благотворно влиять на процесс воспитания личности:
«Эффект Мальвины» - очень способные дети должны понять, что окружающие их люди тоже талантливы.
«Эффект неожиданности» - воздействует в ситуации, когда нужно узнать правду, срабатывает и в домашней ситуации.
«Эффект умолчания» - о своём ученике говорить родителям правду, но не всю. В этом суть эффекта умолчания.
«Эффект отрицания» - с целью защиты человека даётся информация отрицания чего-то опасного, применять очень осторожно.
«Эффект падающей звезды» - психологическая поддержка для талантливых детей, не сумевших раскрыть своих способностей в школе в учёбе, в отношениях со сверстниками.
«Эффект подражания» - можно интерпретировать по-разному, чтобы дети ходили в библиотеку читать книги, я принесла в класс новую книгу, показала детям, пролистала, зачитала интересные фрагменты, а на следующей перемене почти все были с этой книгой.
II. Эффекты, помогающие усваивать новый материал:
«Эффект цепного метода» - применяю при проведении игровых моментов, даже самые пассивные включаются в игру с огромным желанием, не замечая, что учатся, запоминают новое.
«Эффект проб и ошибок» - на математике я разрешаю писать ответы примеров карандашом, чтобы при проверке ребёнок мог исправить свои ошибки. Так же и в русском языке, когда надо вставить пропущенную букву.
«Эффект метода «мест» - использовать картинки-ассоциации для запоминания текста, чтобы не нарушить последовательность рассказа.
«Эффект метода группировки» - в целях лучшего запоминания фактов, слов. Например, распределить на группы по количеству букв, слогов: кошка, брошь, мышь, доска, окно, нож, дом.
«Круги на воде» - взять слово для обсуждения и задавать разные вопросы, от него как бы идут круги на воде. Например, составьте разные слова из слова ЖИВОТНОЕ и расскажите о каждом получившемся слове, что оно обозначает.
Можно использовать и другие методы по книге В.В.Васильевой «Психологические эффекты на уроках».
Деятельность учения в первом классе носит коллективный характер, поэтому у первоклассников я начала формировать соответствующие качества и умения:
Положительное отношение к совместной деятельности:
желание участвовать в ней, уверенность в успехе, положительные эмоции от удачной совместной работы, адекватная реакция на ошибки товарищей, желание помочь.
Деловые отношения на уроке:
умение принимать цель, умение понимать цель и адекватно реагировать на обращения участников. Умение взаимодействовать: планировать совместную деятельность, договариваться с партнёрами, принимать участие в обсуждении результатов совместной деятельности.
Наличие новой социальной роли
проявляется в том, что у первоклассника формируется понимание важности коллективного познания, формируются деловые качества межличностных отношений.
Большинство первоклассников в начале учебного года не владеют умениями совместной деятельности, не готовы сотрудничать в больших группах, поэтому я сначала организовала процесс обучения в парах. Работа в парах является наиболее комфортной формой организации учебного процесса. Парную работу можно рассматривать как начальную стадию формирования межличностных отношений. Ещё в период адаптации выявила особенности взаимоотношений в коллективе, составила психологический портрет класса Работая в паре, дети быстрее учатся осознанному чтению, письму, счёту, правильной полноценной речи, общаясь и взаимодействуя друг с другом.
Основная проблема, с которой я столкнулась в этом учебном году -
нарушение моторики руки. Для первоклассников это очень важно, так как развитая моторика необходима для усвоения школьной программы и, прежде всего, для овладения письмом. Год от года увеличивается количество первоклассников, которые испытывают большие трудности при овладении письмом. Движения их рук недостаточно точны и целенаправленны. Отсюда, плохая речь, мыслительные операции развиты ниже среднего. Такие дети с трудом пересказывают, не улавливают главную мысль, слабо составляют рассказ по картинкам.
Эти дети испытывают трудности в координации движений и во время подвижных игр, т.к. неразвита крупная моторика рук, а это сила, ловкость, координация движений.
Я выяснила причины недостаточного развития моторики:
1. Ослабленное здоровье и сниженные показатели общего физического развития.
2. Недостаток домашнего воспитания, плохое посещение дошкольного учреждения, а родители не уделяли должного внимания развитию моторики руки.
3. Почти полная утрата культуры детских дворовых игр, дети редко играют в подвижные коллективные игры.
Завела на таких детей Диагностическую папку, куда заношу все результаты обучения: успехи продвижения и неудачи. Работа позволяет наглядно увидеть положительные и отрицательные изменения.
Разработала упражнения по развитию мелкой моторики
Цель данных упражнений:
развить мышечную выносливость, улучшить пространственную ориентацию и зрительно-двигательную координацию. Создать благоприятные условия для овладения всё большим числом двигательных навыков и умений. (хорошо, что наша школа работаем в режиме Школы полного дня)
В качестве упражнений использую
Различные виды продуктивной деятельности:
лепка, рисование, аппликация, вырезание по контуру фигурок из бумаги, вышивание. Рисование можно заменить упражнением «Рисованные игры». Помимо хорошей тренировки руки, рисование даёт ощущение «творца», является ключом к эмоциональному пониманию искусства.
Я учила детей рисовать различными способами: по мокрому листу, по точкам, пальчиками, мы рисовали на улице мелками, водой на асфальте, веточкой на песке, зимой на снегу. Когда учили цифры, то рисовали цифры буквами, или овощами, или фруктами. Дети с увлечением занимаются этим творчеством и, это даёт хорошие результаты.
Закрашивание
Это достаточно приятное занятие было сначала детям втягость, но сейчас они выполняют его с удовольствием.
Цель: освободить руку ребёнка от зажима, сделать её уверенной и послушной. Это необходимо для письма.
Условие задания: закрашивать надо только цветными карандашами, не выходить за пределы контура рисунка, делать закрашивание сплошным, без полос. Показала детям, как можно изменять нажим одного карандаша и закрасить рисунок тремя тонами – совсем светлым, более густым и очень густым. Эти упражнения я вводила постепенно, ненавязчиво на протяжении первого полугодия.
Штриховка
Эта работа достаточно трудная, но очень полезная для развития мелкой моторики, однако у детей это занятие не вызывает интереса.
Цель: дети учатся контролировать себя, выполнять задания в очерченном пространстве, вырабатывают глазомер, приучают руку к ритмичности и точности движений. Штриховку орнаментов иногда делаем цветными ручками. Это тоже необходимый этап подготовки к письму. Для того, чтобы интерес ребёнка не угасал, можно включать игровые моменты, например: «Наступила ночь. Надо поскорее закрасить небо, закрыть окна в домике.
Срисовывание различных графических образов.
Я обращаю внимание детей на клетку: дети узнают, что клетка делится на четыре части, что у неё есть середина, углы, верхняя, нижняя, правая и левая стороны. Срисовывая, дети должны точно срисовать детали картинки.
«Пальчиковые шаги», можно использовать пальчиковый театр и пальчиковую гимнастику.
Цель: развитие координации движений кистей и пальцев обеих рук. Увлекательные задания, сопровождающиеся с ритмом приговорки, готовят руку ребёнка к письму, развивают его память, внимание, зрительно-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, что в свою очередь способствует развитию речи. У меня есть самодельные пособия для каждого ребёнка.
Обводка по контуру фигур различной сложности.
Это задание развивает не только моторику руки, но и фантазию, т.к. можно усложнить задание и предложить ребёнку нарисовать звезду, ромашку или тропинку к лесу.
Режим Школы полного дня даёт возможность детям работать в своём режиме, не торопясь. Я как учитель обращаю повышенное внимание не на количество выполненного задания, а на его качество. Если задание не получилось, есть возможность повторить это задание. После хорошо выполненного задания ребёнок получает заслуженную похвалу.
Развитие крупной моторики идёт за счёт спортивных игр с мячом, игр со скакалкой и занятиями танцами в клубе. В классе есть игры «Кегли», «Тир», «Кольцо» координацию движения.
Школьные нагрузки становятся непосильными для детей с задержкой речевого развития. Такие дети испытывают значительные трудности в освоении навыков чтения. Эти трудности я решила уменьшить не только за счёт развития мелкой моторики, но и за счёт логопедической работы. На уроках обучения грамоте я стала применять голосо-речевой тренинг, в который включила:
1.Упражнения для развития мышц речевого аппарата
(как разминка)
«Рыбка» - широкое открывание и закрывание рта. Упражнение выполняется ритмично под счёт.
«Часики» - рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Подбородок не двигается.
«Лопаточка» - рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом пя-пя-пя. Язычок широкий, гладкий, получается лопатка. При этом я считаю 1-2-3-4-5.
«Иголочка» - рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.
Язычок вперёд тяну, подойдёшь и уколю.
И опять буду считать: раз, два, три, четыре, пять.
«слон» - вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у.
Подражаю я слону – губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю и на место возвращаю.
«Постучимся в дверку» - рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Чередовать следующие движения: отодвигать язык вглубь рта и приближать к передним зубам. Выполнять под счёт. Громко, чётко произнося несколько раз звуки И А О У Ы.
«Горка» - рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой.
Удерживать 5-10 сек. Затем верхние передние зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику.
Спинка язычка сейчас станет горочкой у нас.
Ну-ка, горка, поднимись! Мы помчимся с горки вниз.
Скатываются зубки с горочки.
2.Дыхательная гимнастика
Дыхание принимает самое активное участие во всякой человеческой деятельности и особенно – в речевой. Оно важно для организации верного звучания голоса, для разборчивости речи, для выработки чёткой дикции. Однако перед тем, как начать работу над голосом, полезно «разогреть» дыхательные мышцы.
Произносите поочередно гласные звуки на одном выдохе:
А-О-У-Э-Ы-И по одному звуку, потом по два, по три и все звуки.
Затем следуют упражнения на звукосочетания:
ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЭ-ПТЫ-ПТИ
ХТА-ХТО-ХТУ-ХТЭ-ХТЫ-ХТИ
КТА-КТО-КТУ-КТЭ-КТЫ-КТИ
Т-ТА-Т-ТО-Т-ТУ-Т-ТЫ-Т-ТЫ-Т-ТИ и др.
Артикуляционное чтение строф из В.Брфсова
медленно, постепенно переходя к скороговорке:
Перекидываемые, опрокидываемые
Разозлились, разбесились белоусые угри.
Вниз отбрасываемые, кверху вскидываемые
Расплетались и сплетались от зари и до зари.
Змеи вздрагивающие, змеи вздрагивающие,
Что за пляску, что за сказку вы затеяли во мгле
Мглами взвихриваемыми путь забрызгивающие,
Вы закрыли, заслонили все фарватеры к земле…
(можно другие строки)
«звукоподдражатель» - вспомните звуки природы и воспроизведите их. Свистит ветер: Сссссс… Шумит лес: Шшшшш… Появился шмель: Жъжъжъжъ… Жужжит пчела: Жжжжж…Звенит комар: Зззз..
Упр. «насос» - подражать двигающемуся поршню насоса: Ccccc!
Упр. «пульверизатор»: Ф!Ф!Ф!Ф!Ф!
Упр. «косить траву»: С!ССС!ССССС!ССС!
Упр. «мотоцикл» Р!РР!РРР!
Упр. «сорока-сплетница» передай сплетню дальше Трр! Трр! ТРР-трр! Трр-трр-трр! Трр-трр-трр-трр-трр-трр!
Грузинский хор – одновременно тянуть один звук. Экономно расходуя дыхание. Звук должен быть ровным, не затухающим. Кто последний – тот молодец. После этого рекомендуется заняться скороговорками.
3.Голосовые упражнения.
Разогрев мышцы дыхательного аппарата, переходим к работе над голосом. Цель упражнений – добиться свободного звучания голоса, найти свой природный тембр.
Упражнение «Стон» - у вас больное горло. Возникла потребность постонать на звуке М. Стон свободный, подключайте к нему гласные звуки А, О, У, Э, И, Ы: МммАммОммУммЫммИмм… А теперь произносите во время стона слоги БАмммБОмммБУмммБЭмммБИмммБЫммм.
Упражнение «Две собаки»
-Это кость моя! Отдай!
-Ты за это мне полай! Голос!
-Аф!
-Голос!
-Аф!
-Кость твоя, мой друг, Гав-гав!
Упражнение «Гудок» - тянуть гласные УУУУУУ, прибавляя другие гласные УУуОуууАуууЭуууИуууЫууу. Произносить как приказ, упрёк, стыд.
Упражнение «Победительницы» - приветствие победительниц:
Ай да Аля! Ай да Уля! Ай да Юля! Ай да Ия!
Спорт – родная вам стихия!Просто чудо-мастера!
Браво, девушки, ура!
4.Дикционные упражнения.
Большинство первоклассников имеют дефекты произношения (шепелявость, картавость, присвистывание и др. недостатки речи)
Цель занятий: разрабатывать свой речевой аппарат, занимаясь дикционным тренингом. Для этого использую скороговорки. Сегодня скороговорки – полноценный речевой тренажёр. Подбираю их интересные по содержанию и смешные по произношению. «Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертят». Сначала читаем как стишки. Потом ускоряем темп, отрабатываем звуки. Повторение скороговорок улучшает подвижность ротика и языка, развивает слуховое внимание. Хорошая дикция помогает первокласснику быстрее адаптироваться в школе, выполнять устные задания.
Каждому учителю понятно, что без игровых занятий не обойтись. Игра активизирует мышление, внимание, память, интерес к результату. Речевые упражнения способствуют обогащению словарного запаса, развивают речь, память. При чтении слоговых слияний рождаются рифмы. Например: со- со- со-… с горы скатилось колесо; ну-ну-ну…сяду на луну.
Дети любят задания, которые соответствуют их возрасту. Моя система заданий повышает эффективность урока, повышает уровень учебной мотивации, вызывает желание учиться, помогает ребёнку добиться успеха.
Даёт положительные результаты по оздоровлению психики детей, а мне – возможность быть в постоянном творческом поиске, от которого я получаю большое удовольствие.
«Память становится мыслящей, восприятие становится думающим»!
Использованная литература:
Н.А.Богачкина. Энциклопедия подготовки к школе, Ярославль, Академия развития, 2006
В.В.Васильев. Психологические эффекты в практике педагогов, Москва, 2004
Е.Ю.Тимофеева. Е.И.Чернова. Пальчиковые шаги, Москва, 2006
Л.Ф.Тихомирова. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников, Ярославль, Академия развития, 2005
На странице приведен фрагмент.
Автор: Надежда
→ navaba 19.03.2009 2 6498 3557 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.