Ученический проект как одна из форм организации групповой работы младших школьников
Об инновационном педагогическом опыте учителей
Ученический проект как одна из форм организации групповой работы младших школьников
Волчкова Н.Н., заместитель директора по УВР,
учитель начальных классов МОУФЭЛ №29 г. Пенза
Модернизация образования, несмотря на свою масштабность, в основном зависит от целенаправленной и результативной деятельности учителя, его творческой активности. Сегодня учитель находится в условиях «информационного бума», в центре зачастую противоречивого потока педагогической информации, но именно он является гарантом качества образования, основоположником новой педагогической практики, проводником новой концепции среднего образования в школе третьего тысячелетия. В этих условиях на передний план выдвигается профессиональная деятельность учителя, его способность постоянно учиться, его стремление к самосовершенствованию. Педагогу необходимо быть грамотным как в области культуры, образования, так и в области педагогики, психологии и частной методики.
Инновационная деятельность становится важной составляющей профессиональной деятельности в сфере образования. Одной из приоритетных задач является создание необходимых условий для личностного развития каждого ребёнка, предметно-пространственной здоровье сберегающей среды, стимулирующей коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребёнка, организованную в зависимости от возрастной специфики его развития. Чтобы эти задачи успешно решались, Волчкова Н.Н. использует частично-поисковый метод и проблемное изложение учебного материала. Между тем почти полностью исключённым из практики современной школы оказался проектный метод, достоинствами которого являются высокая степень самостоятельности, инициативности и их познавательной мотивированности.
В процессе работы над совместным проектом младшими школьниками приобретается опыт исследовательско-творческой деятельности. Создание совместного ученического проекта можно рассматривать как средство развития познавательных интересов учащихся, так и как одну из форм организации совместной деятельности ученика и учителя, ученика и ученика, ученика и группы учеников, которые могут формироваться как учителем, так и по желанию детей. Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима особая готовность, которая заключается в следующем.
Во-первых, это формирование у учащихся ряда коммуникативных умений:
умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителя в ситуациях, когда нет достаточной информации);
умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать своё мнение, аргументировано его доказывать);
умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение).
Данные умения формируются с первых дней ребёнка в школе, когда дети в учебных ситуациях совместно с учителем «открывают» и доступно формулируют необходимые «Правила общения», которые помогут устранить излишний шум на уроке, который так часто пугает учителя, медленный темп работы учащихся, их неумение действовать совместно.
Вторым показателем готовности младших школьников к созданию проекта выступает развитие их мышления, определённая их интеллектуальная зрелость, которая включает в себя:
развитие аналитико-синтетических действий;
сформированность алгоритма сравнительного анализа;
умение вычленять существенный признак;
возможность выделять общий способ действий;
перенос общего способа действия на другие учебные задачи.
Третьим показателем готовности младших школьников является накопление опыта развёрнутой содержательной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих умений:
адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания.
В проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы:
мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создаёт положительный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
планирующий - подготовительный (определяются тема и цели, формируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности);
информационно-операционный (ученики собирают материал, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, проводит консультации);
рефлексивно-оценочный (ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении, оценивают результат и процесс работы, осуществляют устную и письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
Проект «Как не потерять ребёнка» среди всех проектов особенно вызвал у учащихся сильный положительный эмоционально-познавательный отклик.
Цель проекта: максимальное сближение интересов родителей и детей по формированию развитой личности.
Поставлены задачи: обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми; формирование у учащихся культуры общения в системах “ученик- учитель”, “ученик- ученик”, “взрослый–ребёнок”; содействие освоению родителей навыками анализа детских поступков, понимания их мотивации; определение роли и значения родительского воспитания в формировании личности ребенка.
В настоящее время часто наблюдаются проблемы в семьях, происходит отчуждение детей от родителей. Почему о проблемах взаимоотношений пишут всегда только взрослые?! Проблемы взаимоотношений детей и родителей их тоже волнуют. В жизни родителей не было многого из того, что появилось в детской жизни.
Детям была предоставлена возможность поделиться материалами о проблемах, затрагивающих большинство детей и родителей, постараться совместно найти лучшее решение. Учащиеся пожелали стать соучастниками проекта по созданию книги «Как не потерять ребёнка». (Детские книги А.Лопатиной и М.Скребцовой по нравственному и творческому воспитанию. Проект «ДОБРЫЕ СКАЗКИ». Гуманная педагогика.) Эта книга о том:
Как детям и родителям научиться понимать друг друга?
Как помочь родителям верить в своих детей и доверять им?
Как помочь детям не обижаться на своих родителей и понимать их?
Почему о проблемах взаимоотношений пишут всегда только взрослые?! Всё, что наболело у них на душе, они написали в своих небольших рассказах искренне. Это и сочинения-рассуждения, и крик души, и советы взрослым, и их мечты, и сказочные рассказы… Работы 15 детей 4 «А» класса и тезисы Волчковой Н.Н. по теме «Как не потерять ребёнка?» размещены в Интернете на сайте рубрики «Книги для детей: НОМЕ» http://www.dobrieskazki.ru/glazami_detey.htm. Рассмотрены вопросы: В гостях у сказки. Сказки для родителей, написанные детьми. Вопросы, волнующие детей. Отзывы и результаты работы с детьми по книгам серии «Добрый Ребенок».
Мы часто слышим: "Современные дети не читают сказки. Сейчас дети чаще сидят у компьютера, смотрят видео, а если читают, то в основном пользующиеся популярностью издания, типа Гарри Поттера». С этим нельзя спорить, но это не значит, что мудрая, добрая сказка не должна существовать. Компьютеры не смогут ее заменить. Этот уникальный вид творчества ближе всего детской душе. Все родители, когда у них появляются дети, идут в магазин и ищут самые лучшие сказки. Поэтому и нам захотелось написать сказки и рассказы для родителей. Сказка заставляет плакать и смеяться, переживать и надеяться, одним словом чувствовать.
В 2007-2008 учебном году продолжено сотрудничество с московскими авторами. Дети выполнили все задания авторов книг Александры Александровны Лопатиной и Марии Скребцовой. Работы учеников будут опубликованы в марте в книге этих авторов. Вот отрывок из последнего письма от 5 ноября 2007 года: «Дорогая Наталья Николаевна! Сегодня, наконец-то попала в издательство. Отнесла главному редактору готовую часть книги вместе с работами ваших ребятишек. Мы планируем построить книгу так: Сначала будет краткое введение в тему для родителей, потом какая-либо художественная история и стихотворение на данную тему, затем мысли детей, а затем разные задания. Например, проиграть данную тему в виде диалога и обсудить ее…В любом случае, передайте детям, что все их работы важны и нужны для нас и все принявшие участие в данном проекте обязательно получат книжки с благодарностью за участие, когда они выйдут.
Мы кстати ему отнесли и два сочинения на тему «Что я люблю» (Кузнецова А., Никзад Д.). Нам они понравились, очень искренние и трогательные, и ему тоже понравились. Всего доброго и успехов вам и Вашим ученикам, Александра. Subject: Re: Из Москвы о работах детей http://www.dobrieskazki.ru»
Мы искренне были рады предоставленной нам возможности поделиться материалами о проблемах, затрагивающих большинство детей и родителей, постараться совместно найти лучшее решение.
В конце 2006-2007 уч.г. мы работали над творческим проектом «Фрукты и овощи – полезные продукты!» отправляют свои работы на Всероссийский конкурс детских творческих рисунков для обложки книги об овощах (г. Москва, Гуманная педагогика, авторы М. Скребцова, А. Лопатина).
Из письма А.Лопатиной от 24 октября 2007: «Еще я хотела написать вам про рисунок к обложке книги по овощам. Мы договорились с одним английским издательством об издании серии книг по здоровому питанию на английском языке. Когда мы им послали первую книгу о фруктах, они сказали, что хотят издать сразу всю серию: фрукты, овощи, злаки, орехи, мед и травы. Но пока они издали только первую книгу о фруктах, вернее даже не издали, а подготовили и напечатали всего десять копий и разместили книгу на известном за рубежом сайте продаж amazon. Попросили прислать книгу об овощах и рисунки детей для обложки. Мы им послали. Они выбрали работу Алевтины Акмаевой, но пока первая книга о фруктах не будет хорошо распространяться, они книгу об овощах готовить к печати не собираются. Мы подумали и решили сами разместить эту книгу на зарубежном сайте www.lulu.com на английском языке. Это такая система называется печать по требованию. (POD print on demand) Книга туда пересылается в электронном виде, они размещают ее на сайте и если кто-то заказывает, они распечатывают ее и сами высылают. Нам кстати все рисунки детей очень понравились. Если кто-то будет приобретать книги через этот сайт, мы попросим их прислать нам книги вместо гонорара, и тогда перешлем их вам вместе с нашей самой искренней благодарностью.
Мы написали на титульном листе: Thank you to young artist Aleftina Akmeeva, 3 grade, lyceum 29, Penza, Russia, and the teacher Volchkova Natalia Nicolaevna from the authors.
Нам кстати и рисунки других ребят нисколько не меньше понравились. Это тоже первый наш такой опыт. Если к книге будет интерес, мы попробуем ее еще раз разместить на этом сайте книгу об овощах, но с использованием всех рисунков ребятишек. Мы сами впервые столкнулись с такой системой, но нам объяснили, что на западе сейчас 70-80% книг так публикуют. Размещают на сайте и печатают только тогда, когда поступают заказы на книгу.
На русском языке сказочные справочники здоровья будут переиздавать только в конце следующего года. Мы тоже показали гл. редактору рисунки и они ему тоже понравились, так что мы надеемся, что они еще раз пригодятся. Мы начали переводить наши книги на английский язык, потому что нам кажется, что идеи творческого и духовного воспитания важны для любых детей и в любой стране, но, к сожалению, там очень сложно донести до педагогов и родителей информацию о книгах.
Для нас это практически невозможно,
поэтому мы пока трудимся и надеемся на
то, что каким-нибудь чудесным образом
помощь к нам придет.
С огромной
благодарностью и уважением,
Александра.
Детская литература -
добрые сказки и стихи.
Сказкотерапия.
http://www.dobrieskazki.ru»
Развитие сотрудничества в вопросах обучения и воспитания детей, формирование взаимоотношений на основе доверия, взаимоуважения, взаимопомощи привело к тому, что 4а класс можно считать сплочённым коллективом, проблем во взаимоотношениях нет.
В целом работа над проектами способствовала успешному решению целого ряда образовательных, воспитательных и развивающих задач.
Приложение
|
Жукова
Анастасия |
Доверие…
Меня зовут Настя. Мне 9 лет. Я хочу добиться доверия моих родителей, потому что я считаю, что это очень важно. На основе доверия складываются очень хорошие отношения. Я должна убедить своих родителей в том, что мне можно доверять, потому что я своих родителей никогда не обманывала. Моя точка зрения о слове доверия заключается в начале этого слова «довер», что значит – любить человека, доверять ему всё, рассказывать самые сокровенные тайны.
Мне очень важно, чтобы мне доверяли не только родители, но и все окружающие меня.
|
Рыбка
Софья |
Как детям и их родителям научиться понимать друг друга…
В моём рассказе я напишу о том, как детям и их родителям научиться понимать друг друга.
Многие дети очень мало времени проводят с мамой и папой, находясь дома одни, так как у родителей постоянно свои дела, они приходят поздно с работы. Хотя эта проблема существует не во всех семьях, а только в тех, где нет бабушек и дедушек.
Когда родители приходят домой, дети хотят поделиться с ними своими впечатлениями, рассказать, как прошёл день, хотят от них добрых, тёплых слов… Но у уставших родителей свои проблемы, им некогда послушать. Они считают, для того, чтобы всем вместе смотреть телевизор и пить чай, есть выходные.
Я хочу дать совет родителям : вы должны больше времени уделять своим детям! У меня есть совет и детям: постарайтесь понять своих родителей, поверьте, они вас очень любят!
Я прошу всех не относиться к этому, как к простому рассказу ребёнка. Прислушайтесь к проблемам ваших детей!
|
Вайнберг
Владислав |
Почему мои родители не доверяют мне?
У некоторых детей появляется вопрос: «Почему мои родители не доверяют мне?» Вы, конечно, думаете, что от ребёнка можно ожидать что угодно. Но это не так! Если приучить детей к особым порядкам, то ничего такого не произойдёт.
Совет первый. Расскажите своему ребёнку о разных правилах поведения.
Совет второй. Прочитайте детям рассказы о том, что если себя неправильно вести на дорогах и в других местах, то можно попасть в плохое положение.
Совет третий. Покажите на практике, что надо делать, чтобы не быть в беде.
|
Фатуев
Володя |
Понять и помочь
Я считаю, что для того, чтобы родители и дети научились понимать друг друга, надо чтобы они чаще общались между собой. Ведь общаясь, мы больше узнаём друг о друге: об интересах, проблемах…
Поговорив, становится легче на душе, и проблема кажется не такой серьёзной, она решается быстрее. И родители с некоторыми проблемами должны делиться с детьми. Мы тоже иногда можем хотя бы «капельку», но помочь им!
|
Лосяков
Олег |
Взаимопонимание
По словарю С.И. Ожегова «взаимопонимание» - это взаимное понимание и согласие.
Я считаю, что для того, чтобы научиться понимать друг друга, необходимо идти на разные уступки. Например, если ребёнок хочет поиграть – поиграйте с ним …, а если родители просят ребёнка убрать игрушки и навести порядок – уберите …
Понимайте друг друга, и всё будет хорошо!
|
Останина
Камилла |
Как детям и их родителям научиться понимать друг друга?
На мой взгляд, чтобы родители понимали своих детей, надо детям любить и уважать своих близких, а взрослым отвечать тем же.
Без любви родители и дети будут ссориться, у них будут конфликты. Любовь – это самое главное во взаимоотношениях!
Я считаю, что детям и родителям надо доверять друг другу, чтобы можно было делиться своими проблемами, а взрослые при этом могли давать советы…
Все члены семьи должны много времени проводить вместе. Дети должны быть уверены, что всегда можно обратиться к близким за любой помощью.
А ещё надо уметь прощать ошибки и слабости друг другу!
|
Дёмина
Наталия |
Как помочь родителям верить в своих детей и доверять им?
В нашей семье не всегда складываются доверительные отношения. Иногда я не слушаюсь родителей и делаю всё по-своему. Это не всегда оказывается правильным решением. Например, после школы я отпрашиваюсь у мамы погулять до двух часов, а сама гуляю дольше. Потом мама проводит со мной беседу, что так делать нельзя.
Родители должны верить в своих детей, а дети, чтобы заполучить доверие близких, обязаны слушаться, понимать волнение родителей, любить их.
Я думаю, что родителям надо верить и не ссориться с детьми, а больше общаться, интересней вместе проводить время.
|
Арсёнова
Арина |
О проблемах взаимоотношений детей и их родителей
Некоторые дети недостаточно понимают своих родителей, а иногда обижаются на них за то, что они не уделяют им должного внимания. Я считаю, что основная проблема взаимоотношений – взаимное непонимание.
Чтобы решить эту проблему взрослым и детям нужно научиться выслушивать друг друга. Родителям надо дарить своим детям больше тепла, любви. Дети им доверяют.
Детей никогда нельзя бить, потому что дети учатся всему именно у взрослых и могут стать такими же. Ещё я считаю, что нельзя никогда врать друг другу .
Если всё это соблюдать, то никаких проблем не будет! Семья будет дружная и счастливая!
|
Калашникова
Ангелина |
Не надо обижаться
Нас поругали за то, что мы не убрали на столе, мы обижаемся…
Нам не купили в магазине то, что хотелось, мы обижаемся…
Дети должны знать, что родители приходят с работы усталые, не всегда есть деньги, чтобы купить желаемое. Я думаю, чтобы не было таких обид со стороны детей, надо им предложить побывать на месте их родителей.
Выучил он уроки, устал, а его стирать заставить! Наверное, ему это делать не захочется. Купить ему игрушку, но при этом оставить без ужина. Это ведь тоже не понравится!
Не надо обижаться на своих родителей, ведь они нас любят! Я в этом уверена!
|
Васильев
Костя |
Учись быть благодарным!
Ссоры между родителями и детьми бывают в каждой семье. Я думаю, что с родителями необходимо всегда находить общий язык. Родители – это самые близкие и родные люди.
Когда ребёнок ещё маленький, у него нет конфликтов с родителями, потому что он ещё беспомощный, ничего не может сделать – малыш…
У меня же часто возникают конфликты из-за учёбы. Мои близкие просто не представляют, на сколько трудно мне приходится, когда задают много уроков, я сижу до поздна, пытаясь успеть всё сделать!
Я считаю, что всё же родители вправе нам давать советы, они старше нас, у них большой жизненный опыт. Они никогда не пожелают зла своему ребёнку.
На мой взгляд, полностью избежать конфликтов нельзя. Однако их можно уменьшить, общаясь между собой.
Многие дети не слушаются своих родителей, не задумываясь о том, что некоторые девочки и мальчики вообще не имеют семьи, живут в детских домах, являются детьми-сиротами. У них нет мамы, нет папы, им не с кем посоветоваться! Они одни!
Мы должны быть благодарны своим родителям за то, что мы есть на этом свете! Ведь они для нас самое главное, что есть у ребёнка в жизни!
|
Калинин
Миша |
Научиться понимать и доверять
Попытаюсь ответить на вопрос «Как детям и родителям научиться понимать друг друга?».
На мой взгляд, прежде всего родителям надо научиться понимать своего ребёнка. Для этого надо выслушать его до конца, понять, что у него на душе, почувствовать его состояние, дать понять, что его уважают, любят, разделяют его чувства…
Ребёнок должен быть уверен, что он не один в этом мире со своими проблемами. Когда он почувствует настоящую любовь и искренность своих родителей, он начнёт больше им доверять, откроет свою душу, секреты, маленькие тайны.
Я считаю, что никогда нельзя критиковать ребёнка и осуждать его чувства. Только плохой поступок нуждается в критике.
Родители должны рассказывать и своих проблемах и чувствах. Только в такой доверительной атмосфере будут налажены отношения между детьми и их родителями.
|
Ромашова
Юлия |
В гостях у сказки! (Сказка для родителей!)
"Рыжий кот"
У меня есть знакомая девочка. Её зовут Катя. Она живёт с мамой и папой. Моя знакомая очень любит животных, но родители не разрешают их заводить.
Однажды Кате стало очень скучно. Она пошла гулять на улицу и увидела кота. Это был самый обычный уличный кот, но он ей так понравился, что она решила взять его домой. Катюша накормила котишку, помыла его, и вдруг… Кот заговорил! Он поблагодарил девочку за доброту, теплоту и уют, и предложил стать ей лучшим другом. Катюша очень переживала, что скажут родители, придя домой.
Вечером пришли мама и папа с работы. Увидев кота, они стали сильно возмущаться. Но вдруг, рыжий кот, стоя на задних лапах, дарит маме откуда-то появившиеся цветы. (Оказывается девочка заранее нарвала цветы маме в подарок). Родители были взволнованы, особенно мама. Она даже всплакнула. Решение было принято: оставить такого умного кота.
С тех пор кот стал членом их семьи. Рыжик помогает маме готовить обед и убираться дома, а Катя тоже занимается вместе с ними домашними делами. Теперь девочка не знает такого словно «скучно».
Вечером все садятся за стол и рассказывают друг другу различные истории, что произошло за день, а кот придумывает интересные сказки для всех.
Уважаемые родители! Не отказывайте детям в покупке домашних животных! Пусть сбудется их мечта!
|
Фаюстов
Андрей |
В гостях у сказки!
"Финни и его три мечты"
Жил-был на даче кузнечик. Его звали Финни. Он жил с мамой, папой, братьями и сёстрами. Финни был мечтателем, поэтому близкие его не понимали, а ему казалось, что его не любят.
У кузнечика были три мечты. Первая – он хотел, чтобы его братья и сёстры полюбили его. Вторая – увидеть море и яхты с парусами. Третья – чтобы у него было много друзей…
Как-то раз кузнечик увидел, что хозяева дачи уезжают. Он залез в одну из сумок и стал ждать, что произойдёт. Через несколько часов Финни выпрыгнул из сумки и оказался в неизвестном ему помещении. Потом он догадался, что хозяева дачи на зиму вернулись домой. Скучая по свои родным, кузнечик устроился под диваном и стал жить до весны.
На новой квартире у него появились новые друзья: муха Тарма, паук дед Синтер и два трудолюбивых муравья, братья Пики и Микки. Так у кузнечика сбылась первая мечта.
Но обитателям дома не всегда жилось сладко. У хозяев был попугай Лёнька. Он каждый день вылетал из клетки и парил по комнатам квартиры. Кузнечику с друзьями приходилось постоянно прятаться.
Вот один раз кузнечик спрятался от попугая в чемодан и заснул крепким сном. Когда Финни проснулся и вылез из чемодана, он удивился! Вокруг красота! Свежий ветерок! Море! Волны, ласково бегущие к берегу! Яхты с парусами! Оказывается, он проспал в чемодане до самого лета, а хозяева тем временем приехали на Чёрное море отдыхать. Вот и сбылась его вторая мечта.
Отдохнув на море, хозяева вернулись в свои родные края и опять приехали на дачу.
Пока кузнечик Финни путешествовал, его родные сильно за него переживали. Увидев своего брата и сына, все очень обрадовались, бросились ему на шею, а мама и сёстры даже расплакались от счастья, что Финни вернулся домой живой и здоровый. Они признались ему, что сильно горевали, скучали по нему, что очень его любят, просили, чтобы он больше никогда их не покидал. Так у кузнечика сбылась и третья мечта.
|
|
Никзад
Дарья |
В гостях у сказки!
"Чудесный Волшебник"
Жила-была семья: брат, сестра, мама и папа. Сестру звали Катя, а брата – Коля.
Родители всегда их ругали, ставили в угол за малейшую провинность. Сестра и брат не понимали, почему их папа и мама всегда кричат на них, мало общаются с ними.
Однажды, когда они сидели в комнате, послышался громкий звонок. Мам открыла дверь, и в квартиру вошёл волшебник по имени Счастье. Он держал в руке волшебную палочку. Волшебник сказал: «Сегодня я пришёл именно к вам. Потому что в этом доме много детских слёз, много зла. Я хочу установить добро, помирить всех вас».
Обращаясь к родителям, он произнёс: «А вам я дам совет. Дорогие мамы и папы! Будьте добрее! Любите своих детей! Доверяйте им!». Затем он взмахнул волшебной палочкой, и на всех посыпались лепестки роз. Падая на людей, они делали их добрее, чёрствое сердце «таяло». Волшебник пожелал счастья и исчез.
Этот день был самым счастливым. Жизнь улучшилась. Добро восторжествовало! Родители стали понимать своих детей. Стали их любить по-настоящему!
|
|
Никитин
Юра |
В гостях у сказки!
"Как кузнечик вылечил бабочку"
Жила-была бабочка по имени Жемчужинка. Она всегда грустила, потому что у неё не было друзей, а родители ей не уделяли должного внимания.
Все вокруг игнорировали её, никто не хотел принимать в свою компанию.
Однажды с бабочкой случилась беда: крылышки её поблёкли, тело потускнело, усики поникли. Родители вызвали доктора. После долгого осмотра, он не нашёл причину болезни, тем самым был очень взволнован. Родители не знали, что делать. Жемчужинке с каждым днём становилось всё хуже и хуже.
Про её беду узнали обитатели сада, но тоже ничем не смогли ей помочь.
Мимо пролетал кузнечик. Узнав о такой беде, он решил помочь малышке. В первую очередь он выслушал бабочку, всё, что у неё наболело на душе. Каждый день он стал навещать её. Она делилась с ним самым сокровенным, своими мечтами. Кузнечик веселил её, рассказывал интересные истории. Им вместе было очень хорошо!
Вот, что ей не хватало! Общения с близкими!
С каждым днём становилось Жемчужинке лучше и лучше. Она стала улыбаться, радоваться жизни. Их знакомство переросло в крепкую дружбу. И вот в один счастливый день бабочка была здорова! Как все радовались этому! Устроили праздник, пригласили всех обитателей сада!
Родители были очень благодарны кузнечику. Мама и папа поняли, что это они виноваты в болезни дочери. Теперь они стали больше посвящать свободного времени своей дочурке.
Они поняли, что дети могут заболеть не только от простуды, но и от душевной боли!
Жуковой Анастасии от сказочницы и детской писательницы
Александры Александровны
Дорогая Настя!
Спасибо тебе за твои слова о доверии. Ты совершенно права: без доверия не может быть настоящей семьи, и даже невозможно жить. Но ты не представляешь, как мало среди взрослых людей настоящего доверия. Дети, к счастью, самые доверчивые люди, и поэтому у детей такие открытые лица. К сожалению, доверие детей часто обманывают. В результате, вырастая, люди закрываются и перестают доверять друг другу.
Когда теряешь доверие, внутри тебя исчезает какое-то мягкое пушистое тепло, словно кусочек души застывает и становится холодным. Поэтому так важно в семье хранить доверие. Мой сын уже давно взрослый человек и у него теперь своя семья. Но, когда ему было 12 лет, он однажды потерял доверие ко мне. Я неосторожно выдала его тайну. Он несколько лет вообще мне не доверял, и это были самые тяжелые годы в моей жизни. Я потеряла доверие один раз, но мне пришлось сто раз потом доказывать, что я его заслуживаю. Как помочь родителям избежать таких ошибок?
Все, что ты пишешь о доверии, правильно, но я долго думала, какую реальную или сказочную историю нужно написать для детей и родителей, чтобы они берегли доверие, как самую большую драгоценность на свете. Как всем объяснить важность "ДОВЕРИЯ"?
Может быть, ты знаешь реальную историю о доверии или можешь придумать для книги сказочную историю. Такую, чтобы все люди, прочитав ее, поняли - без доверия их жизнь будет трудной и несчастной.
Всего тебе самого доброго,
Александра Александровна
Рыбка Софье от поэтессы, художницы и писательницы Скребцовой Марии
Дорогая Софья, спасибо большое за твое письмо о том, как детям и родителям научиться понимать друг друга. Ты права, у каждого в семье свои дела и интересы. Но самое счастливое время для всех, когда дети и родители делают что-то вместе. В детстве я так радовалась, когда была вместе с мамой, даже если мы вместе делали простые повседневные дела. Моя мама много работала и не могла часто быть с нами, но все минуты, проведенные с ней, до сих пор согревают меня, хотя моей мамы уже нет рядом со мной.
Как ты думаешь, как сделать так, чтобы в каждой семье у детей и родителей было больше общих дел? Ты бы могла написать нам сказочную историю о том, как в одной стране дети и родители вместе делали какие-то интересные дела? Когда люди читают сказки, а не просто размышления, они быстрее понимают, как важно для детей и родителей делать общие дела вместе и советоваться друг с другом. Это может быть короткая сказка или длинная. Размер не имеет значения. Главное, чтобы она была добрая.
В твоем письме есть замечательный совет для детей: постарайтесь понять своих родителей, поверьте, они вас очень любят!
Знаешь, очень часто и дети и родители, начинают понимать, как сильно они любят друг друга, когда случается какая-то беда. Но, если бы они умели показывать свою любовь друг к другу, этой беды, возможно, не случилось бы. Поэтому так важно рассказать всем об этом заранее.
Будем с нетерпением ждать твоей сказки.
С уважением, Мария Скребцова.
Вайнберг Владиславу от поэтессы, художницы, писательницы
Скребцовой Марии.
Дорогой Владислав, ты написал нам три мудрых совета для родителей.
Совет первый. Расскажите своему ребёнку о разных правилах поведения.
Совет второй. Прочитайте детям рассказы о том, что если себя неправильно вести на дорогах и в других местах, то можно попасть в плохое положение.
Совет третий. Покажите на практике, что надо делать, чтобы не быть в беде.
Чудесные советы, но их нелегко применить на практике. Мне кажется, это происходит, оттого что люди не воспринимают советов без примеров из жизни. Это должны быть такие примеры, которым бы все поверили: и дети, и взрослые. Только тогда все прислушаются к твоим советам, и будут стараться выполнять их на практике.
Не только твои родители, но даже многие другие быстрее научатся доверять детям, если ты напишешь к своим советам историю или сказку о том, как в одной семье папа и мама мудро воспитывали своих детей и своим собственным примером и разными другими способами. Когда люди читают сказки или истории, они как бы видят себя со стороны и им проще измениться. С нетерпением жду ответа от тебя.
Мария Скребцова.
Фатуеву Володе от сказочницы и детской писательницы Александры Александровны
Дорогой Володя!
То о чем ты написал самая большая проблема в современном мире: родители и дети недостаточно общаются друг с другом, и в этом причина ссор и непонимания. Разные социологи и психологи выясняли, сколько времени в день родители разговаривают с детьми. Получается в среднем 10-12 минут в день. Разве этого достаточно?
Когда я разговариваю с родителями, я каждый раз говорю им о том, как важно обсуждать проблемы с детьми. Как важно взрослым и детям чаще общаться друг с другом в семье, но родители меня не понимают.
Они мне говорят, что у них нет времени. Они так устают на работе, что у них язык не ворочается. Они говорят, что они работают ради детей, чтобы их всем обеспечить и разговаривать им некогда.
Однажды вместо того, чтобы просить родителей больше общаться с детьми, я рассказала им историю про одного мальчика, который чуть не погиб из-за того, что ни у кого не было времени его выслушать. Потом мама оставила работу и провела с ним в больнице много дней и ночей, пока он не выздоровел. А все произошло из-за того, что никто не нашел 5 минут, чтобы выслушать его проблему и помочь ему.
Эту историю все родители слушали очень внимательно. В заключение, родители сказали, что с их детьми такого не случиться, но все-таки многие из них задумались.
Володя, ты бы мог написать сказку или историю об одной семье, в которой мальчик помог маме или папе решить их проблему и все поняли, как это здорово советоваться друг с другом? Дети часто могут помочь взрослым, даже не "капельку", как ты пишешь в своем письме, а гораздо больше. Только родители об этом, к сожалению, не догадываются. Может быть, ты вспомнишь о каком-либо случае из своей жизни, и тогда тебе легче будет написать эту историю.
С нетерпением жду от тебя письма, Александра Александровна.
Олегу от поэтессы, художницы, писательницы Скребцовой Марии.
Дорогой Олег, по твоим словам о
взаимопонимании я сразу поняла, что ты
серьезный и думающий человек. Я тоже
считаю, что самое большое счастье в
жизни, это когда тебя понимают. Многие
думают, что понимание придет само собой,
а на самом деле, нужно учиться понимать
другого человека так же, как нужно
учиться, например, красиво писать. Очень
часто люди создают семью, а потом
разводятся, потому что не могут понять
друг друга и не умеют это делать. К
сожалению, родители тоже часто думают,
что им не обязательно понимать своих
детей, главное, чтобы дети их слушались.
Но любой ребенок, будет согласен с
родителями только тогда, когда почувствует,
что его понимают.
Как объяснить
взрослым важность взаимопонимания?
Однажды одна мама пожаловалась мне, что
ее сын ничего не ценит. Он не оценил даже
дорогой велосипед, купленный на день
рождения. А потом я разговаривала с
мальчиком, и он мне рассказал, что всю
жизнь мечтал о собаке. Ему обещали купить
на день рождения собаку, но потом родители
решили, что такой супер-велосипед гораздо
лучше какой-то собаки. В конце концов,
мальчик обменял свой дорогой велосипед
на щенка. Был жуткий скандал, и мальчик
даже убежал из дома и стал ненавидеть
родителей. Вот к каким вещам приводит
непонимание.
Поэтому для книги нам
больше всего нужны реальные примеры о
важности взаимопонимания. На реальных
примерах родители гораздо быстрее
поймут, что без этого в семье нельзя.
Еще ты написал, что родители должны
играть с детьми. Может быть, ты можешь
придумать и написать игру или несколько
интересных игр, в которые родители могли
бы играть с детьми? Ты бы сделал для
многих важное дело. Многие родители
хотят, например, поиграть во что-то с
ребенком или заняться с ним чем-то
интересным, но не знают, как это делать.
С нетерпением буду ждать твоего ответа,
Мария Скребцова.
Останиной Камилле от сказочницы и детской писательницы
Александры Александровны
Дорогая Камилла, ты написала нам сразу о двух удивительных качествах: о любви и о прощении. Знаешь ли ты, что любовь это самое сильное чувство на земле, и что с помощью любви человек может добиться всего. Любовь побеждает даже там, где не справляется сила и воля. Если есть любовь, любые проблемы, беды и непонимания, в конце концов, исчезнут.
И конечно, и, конечно, больше всего детям нужна любовь родителей. Я несколько лет работала в детском доме и была поражена до глубины души, как там дети ценят любую крошку родительской любви. Ты, наверное, удивилась, почему дети были в детском доме, если у них были родители.
Дело в том, что это были родители, которые совсем не думали о детях и о своей жизни тоже. Они так много пили и вели такой образ жизни, что попадали на принудительное лечение от алкоголя или в тюрьму.
А их дети попадали в детский дом. Но все равно эти родители хотя бы редко, раз в год вспоминали про своих детей и приходили их навестить или что-нибудь им присылали. Одной девочке маме прислала из тюрьмы открытку, поздравила ее с днем рождения. Эта девочка так любила эту открытку, что никогда с ней не расставалась и носила ее на груди, а на ночь клала под подушку и целовала. Эти дети умели прощать, они все прощали своим родителям, но им ужасно не хватало любви. Поэтому им любая кроха любви была дороже золота.
Ты права, что любовь и прощение одинаково важны и для детей и для родителей, но помоги нам, пожалуйста, рассказать об этом на примере какой-нибудь истории.
Многие люди это понимают на словах, но в жизни им очень нелегко научиться любить.
Ты можешь написать сказочную историю о том, как важно любить своих детей изо всех сил и уметь им все прощать или рассказать реальную историю.
Самое главное, чтобы родители прочитают твою историю и поняли, что все проблемы в их жизни происходят от недостатка любви.
Желаю тебе всего самого прекрасного в жизни и как можно больше любви,
Александра Александровна.
Дёминой Наталье от поэтессы, художницы, писательницы Скребцовой Марии.
Дорогая Наталья, ты написала об отношениях в своей семье, и сделала совершенно правильный вывод, что родители должны больше доверять своим детям, а дети, в свою, очередь, должны слушаться родителей.
Но, как ты видишь, дети часто поступают по-своему.
То, что ты не пришла во время домой с прогулки, это не большая проблема. Я думаю, что твоя мама волновалась больше не из-за прогулки, а потому что потеряла тебя и испугалась за тебя.
Но многие дети, особенно подростки, вообще перестают слушаться родителей. Например, начинают курить, или употреблять наркотики и алкоголь. Родители, конечно, проводят с ними беседы, но они из-за чувства противоречия поступают наоборот, и хотят все попробовать, что запрещают родители. Родители перестают им доверять, запирают, контролируют, но это редко не помогает.
Если в такой момент у родителей не хватает любви к своим детям. Если они не начинают интересно проводить время со своим ребенком, может случиться настоящая трагедия.
Поэтому я прошу тебя Наташа написать нам сказку или историю о том, как одна девочка потеряла доверие мамы и перестала ее слушаться вообще. Но мама, вместо того, чтобы ее ругать и контролировать, решила отправиться вместе с дочкой в интересное путешествие... А что было потом, все узнают из твоей истории, когда ты ее напишешь. Когда люди читают сказки или истории, им проще задуматься над своею жизнью.
Желаю тебе всегда дружить со своей мамой, Мария Скребцова.
Арсёновой Арине от поэтессы, художницы, писательницы Скребцовой Марии.
Дорогая Арина, ты совершенно права, самое первое, чему должны учиться и дети и взрослые это учиться выслушивать друг друга.
Это надо написать большими буквами на плакате, как самое главное правило семьи.
Второе твое замечание тоже верно. Нельзя никогда врать друг другу. Конечно, взрослые люди часто говорят неправду. Причин много, например: чтобы меньше было проблем на работе, чтобы никого не обидеть, чтобы лучше выглядеть в глазах других. При этом все родители хотят, чтобы дети их не обманывали. Это можно понять, родители всегда хотят, чтобы дети были лучше их.
Но, по-моему, страшнее всего, когда детей бьют. Ты пишешь, что тогда дети научаться у взрослых и сами станут такими же, будут бить тех, кто слабее.
А мне кажется, что это страшно, потому что дети теряют веру в родителей и в трудную минуту не придут к ним за помощью. Дети становятся беззащитными, и начинают искать защиту в другом месте, не в семье, а например, на улице.
Чувствуется, что тебя очень глубоко волнует эта проблема. Можешь ли ты придумать историю или сказку об одной семье, в которой родители обманывали своих детей, и что из этого получилось. Чтобы люди, которые так поступают, посмотрели на себя со стороны и попытались измениться. Конечно, мне хотелось бы, чтобы у этой истории был хороший конец. Но ты можешь писать так, как считаешь, нужным. Главное, чтобы родители поняли.
С нетерпением буду ждать твоего ответа, Мария Скребцова.
Калашниковой Ангелине от сказочницы и детской писательницы
Александры Александровны
Дорогая Ангелина, в твоем письме есть отличная идея. Чтобы родителям и детям начать лучше понимать друг друга, им надо хотя бы на день поменяться местами каким-нибудь волшебным способом.
Напиши, пожалуйста, сказку о том, как однажды родители и дети поменялись друг с другом местами, и что из этого вышло.
Представляешь, проснулась дочка раньше мамы, приготовила завтрак, и стала будить маму, а мама не хочет вставать, ворчит и грубит дочке… Интересно, что почувствует в этот момент дочка?..
Когда я прочитала твои слова, я прямо образно представила себе, как ребенок учился в школе, пришел домой, долго учил уроки, устал, но вместо отдыха он еще должен сходить в магазин, приготовить ужин и постираться.
Как ты думаешь, есть ли в мире такой ребенок, который захочет все это делать?
Многим детям кажется, что родители могут делать все, что захотят, а своим детям ничего не разрешают.
Когда дети прочтут твою сказку, они быстрее поймут, как ответственно и нелегко быть и родителями.
С нетерпением жду твою сказку, с любовью,
Александра Александровна.
Васильеву Косте от сказочницы и детской писательницы
Александры Александровны
Дорогой Костя! В твоем письме есть еще важная тема: проблемы с учебой. Я за свою жизнь была знакома со многими тысячами детей, у которых были проблемы с учебой. Мой собственный сын, когда был школьником, много читал и учился без труда, но у него были проблемы с математикой, с решением задач. Однажды он мучился над одной задачкой о встречном движении целый час и никак не мог ее решить. Я сначала сердилась, а потом придумала для него задачу-сказку о том, как кот гнался за мышонком, а другой мышонок его спас. Представляешь, мой сын решил эту задачку за пять минут, хотя она была даже сложнее, чем задача в учебнике. Потом я работала в детском доме и всегда использовала этот способ, чтобы помогать детям с учебой. Тогда я придумала много сказок для ребят по самым разным предметам, а потом мы даже написали и издали книги обучающих сказок, такие как «Добрая математика» и «Добрая азбука».
Во все времена разные взрослые люди, придумывали разные интересные способы, как помочь детям учиться. Но еще ни один способ не был придуман ребенком. Костя, может быть, ты будешь первым ребенком, который придумает этот способ. Попробуй, напиши сказку или историю об одном мальчике, которому было нелегко учиться; и о том, как родители сначала ругали его, а потом нашли чудесный способ, как ему помочь. Проблемы из-за учебы детей есть в каждой семье, и твоя сказка или история, я уверена, поможет многим людям ее решить.
С нетерпением буду ждать от тебя письма, с любовью,
Александра Александровна.
Калинину Мише от сказочницы и детской писательницы
Александры Александровны
Дорогой Миша! Я полностью согласна со словами из твоего письма, что, прежде всего, родителям надо научиться понимать своего ребёнка, научить выслушивать мысли, а родители должны рассказывать детям о своих проблемах и чувствах. Когда я общалась с родителями, я всегда пыталась им об этом сказать, но одни родители говорили, что они и так без доверительных разговоров знают все мысли и чувства детей, другие считали, что не надо нагружать детей взрослыми проблемами.
Тогда однажды я попросила написать детей сочинение на тему «Моя семейная драгоценность». Дети рассказывали о самом дорогом, что им дали папа и мама и о самых дорогих минутах жизни в семье. Оказалось, что все эти минуты были, когда между детьми и родителями были доверительные отношения. Потом я на родительском собрании прочла родителям эти сочинения. Ты бы видел, реакцию родителей. Она даже покраснели от радости, а один папа сказал, что он хочет набрать все сочинения на компьютере и сделать из них книжечку, чтобы она осталась, как память для всех родителей навсегда. Вот так сильно подействовали на родителей истории, написанные их детьми. Поэтому я прошу тебя написать какую-нибудь сказку или истории о том, что такое семейная драгоценность.
Можно, например, написать сказку или историю об одном мальчике, которого постоянно ругали, пока не произошло какое-то событие, которое помогло ему измениться. Ты можешь написать историю о том, как этот мальчик вырос и стал чудесным папой, который никогда не критиковал своих детей. С нетерпением буду ждать ответа.
Всего тебе самого доброго,
Александра Александровна.
Ромашовой Юле от сказочницы и детской писательницы Александры Александровны
Дорогая Юля!
Ты прислала нам чудесную сказку про рыжего кота, спасибо большое.
Я, когда читала ее, представила, как рыжий кот галантно поклонился, протянул маме цветы и сказал:
- Мя-я-у, это вам подарок от нас с Катей?
Мама чуть в обморок не упала от удивления и спросила:
- Разве коты умеют разговаривать?
- Мя-я-у, только с добрыми людьми. Ваша Катя такая добрая и ласковая девочка, что я сразу заговорил. Вы замечательно ее воспитали. Так нужно воспитывать все котят. Ой, я хотел сказать - ребят.
Тут мама покраснела от удовольствия и даже всплакнула.
Вот такую картинку я представила, когда читала твою сказку.
Я тебя очень прошу написать для книги продолжение сказки. В твоей сказке рыжий кот очень мудрый, и мог бы дать много нужных советов, как родителям и детям или кошкам и котятам лучше понимать друг друга. Может быть ты напишешь несколько сказок, которые придумал сам рыжий кот. Я думаю, что он умел сочинять сказки для своей хозяйки, чтобы успокоить ее, обрадовать или поздравить с днем рождения.
С нетерпением буду ждать продолжение твоей чудесной сказки,
С любовью, Александра Александровна.
Фаюстову Андрею от поэтессы, художницы, писательницы Скребцовой Марии.
Дорогой Андрей, спасибо огромное за чудесную сказку про кузнечика Финни. Отличная сказка! Веселая, трогательная и мечтательная! Ты - настоящий сказочник. А самое главное, что в веселом сюжете ты смог рассказать о проблемах семьи, когда детей не понимают, а их мечты кажутся детскими и глупыми. А потом выясняется, что мечта – это прекрасно, и родители очень любят детей, только не всегда умеют это показать.
Финни – мечтатель, и в его жизни, мы уверены, может произойти куча всего интересного. Сказку о Финни мы, конечно, поместим в книгу, но если ты пришлешь нам еще какую-нибудь сказку о кузнечике Финни и его семье для книги, буду очень рада. С нетерпением буду ждать ответа. Всего тебе доброго и пиши побольше таких замечательных сказок,
Мария Скребцова.
Никзад Дарье от поэтессы, художницы, писательницы Скребцовой Марии.
Дорогая Дарья. Спасибо тебе большое за сказку про чудесного волшебника, который помог людям. У тебя просто невероятно волшебный сюжет! Сплошное волшебство, но ты знаешь, чтобы люди поверили в твою сказку надо в нее добавить каких-нибудь жизненных подробностей, а то читатели прочтут твою сказку и скажут: «Это все выдумки, так в жизни не бывает». Например, напиши о том, откуда пришел этот волшебник, как он научился своему волшебству, как он выглядит, кто его друзья. Почему он решил помочь именно этой семье?
Может быть Коле и Кате было так плохо, что они решили убежать из дома?
А может эти дети помогли волшебнику, когда встретили его на улице. Он долго путешествовал и так устал, что чуть не потерял свою волшебную силу. Дети увидели, что он очень голодный и усталый, пригласили его домой отдохнуть и покормили. Конечно, папа и мама отругали детей за это, они же думали, что это обычный старичок.
А может, все происходило по-другому, а как ты сама придумаешь. Ты знаешь, в сказке должен быть секрет, чтобы люди поверили в нее. Волшебство должно быть спрятано внутри обычной жизни.
Может быть, ты еще напишешь несколько сказок о том, как этот волшебник помогал взрослым и детям решить их проблемы. С нетерпением буду ждать ответа.
Всего тебе доброго, Мария Скребцова.
Никитину Юре от сказочницы и детской писательницы
Александры Александровны
Дорогой Юра! Спасибо большое за отличную сказку о кузнечике. Ты настоящий мудрец и твой кузнечик тоже! Ты даже на фотографии, которую прислала нам твоя учительница, похож на мудрого, веселого и умного кузнечика. У меня к тебе большая просьба! Придумай, пожалуйста, еще сказку о том, как добрый кузнечик помогал разным обитателям земли, когда у них были проблемы в семье. Я уверена, что благодаря твоим сказкам, многие люди станут брать пример с мудрого кузнечика, и это им поможет найти выход из трудных ситуаций. Ты не представляешь, как это важно, чтобы в книге было больше сказок и историй, написанных самими детьми.
Иногда, ко мне обращаются родители и дети со своими проблемами. Например, дочка совсем не слушается маму, а мама не уважает девочку и постоянно ее ругает. Я много беседовала с этой мамой и давала ей почитать умные книги о том, как решать конфликты в семье. Но это не помогало. Однажды, когда я давала еще одну книгу маме, дочка сказала: «Зря вы моей маме книги даете, она их не читает, она вообще никаких книг не читает». Конечно мама тут же закричал на девочку: «Сиди и молчи, тебя не спрашивают». Я не знала, что делать и попросила девочку саму написать несколько историй для своей мамы. Ты знаешь, мама не только их прочла, но даже заплакала и задумалась. Она увидела, что ее дочка очень умная девочка, и на самом деле ее любит, но просто очень обижается за ругань.
С нетерпением буду ждать твоего ответа, пиши побольше таких замечательных сказок,
Александра Александровна.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Волчкова Наталья Николаевна
→ natali29l 21.03.2009 0 6892 1044 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.