Статья "Развитие орфографической зоркости"; 1-4 класс


Развитие орфографической зоркости

Пащенко Анжелина Ивановна учитель начальных классов школа №3 г. Сковородино

Говорят - дети, цветы нашей жизни. И действительно, родившийся малыш, так прекрасен, что его можно сравнить с самым красивым цветком. Каждый его лепесток совершенен и неповторим. Но со временем под воздействием ветра, дождя и других природных явлений он изменяется. Так и наши дети меняются под воздействием семьи, улицы и школы.

Но за цветами нужно ухаживать, как это делают садовники, тогда они будут расти, цвести и давать плоды. И именно мы учителя становимся для ребят приходящих в школу такими садовниками. И то, какими они выйдут из школы, во многом зависит от нас учителей.

Поэтому для меня первый и самый важный принцип - это любовь к детям.

Даже цветку, чтобы он хорошо рос, необходима наша любовь. А тем более детям, которые как никто другой, чувствуют отношение к себе и отвечают тем - же.

Второй принцип - это быть положительным примером для подражания. Ведь если даже для цветов важно, какие растения их окружают, тем более это важно для развития ребёнка.

Третий принцип - формирование таких качеств личности, которые способствуют саморазвитию и самосовершенствованию, чтобы каждый ребенок понял, что он сам творец себя, своей удивительной души.

Так же как садовник поливает, удобряет и ухаживает за цветами, для того что бы они росли и цвели. Учитель должен вкладывать в ученика те знания и жизненные принципы, которые помогут ему в строительстве своей будущей жизни.

Язык - важнейшее средство общения между людьми. Усваивая родной язык, ребёнок усваивает множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов. Родной язык становится для него « величайшим народным наставником, удивительным педагогом!» ( К.Д. Ушинский)

Одним из условий, которое определяет эффективность обучения младших школьников русскому языку, является необходимость осуществления в учебном процессе взаимосвязи между лексикой, фонетикой, графикой, грамматикой и орфографией. Предполагается, что учащиеся, освоив комплекс знаний из разных разделов науки о языке, получат определённый круг знаний, умений, навыков, которые помогут им безошибочно и правильно писать. Выражаясь проще, у всех детей должна быть хорошо развита орфографическая зоркость. Опыт работы показывает, что во время обучения в 1-4 классах у большей части детей она не формируется. Учителя русского языка подчёркивают зависимость результатов обучения орфографии от его первоначального этапа, от того, насколько развита у учащихся способность, обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилам. Значит задача учителя - формировать орфографическую зоркость.

С точки зрения фонематической концепции русского правописания, орфографическая зоркость – это умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова, т.е. различать, какой звук в сильной позиции, а какой – в слабой, и, следовательно, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами притом же звучании. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость.

От того, что орфографическая зоркость развивается не у всех детей хорошо, меня волновала эта проблема, проблема: безграмотного письма учащихся, неумение «видеть» орфограммы.

Как развивать орфографическую зоркость?

Как помочь учащимся писать грамотно?

Цель: «Повышение орфографической зоркости каждого ученика, которая соответствует его ближайшему развитию»

Для реализации данной цели нужно решить следующие

задачи: - провести теоретический анализ литературы по данной теме; - изучить степень развития орфографической зоркости у учащихся; - изучить приёмы формирования орфографической зоркости у учащихся; - выработать технологию развития орфографической зоркости у учащихся начальных классов.

При подборе материала необходимо учитывать факторы формирования орфографической зоркости это:

Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек.

Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного, объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, работы над ошибками (корректировки письма).

Речедвигательное восприятие и запоминание для него особое значение имеет орфографическое проговаривание, письмо с комментированием, предупредительные диктанты.

Рукодвигательное восприятие имеет место при всех письменных упражнениях.

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самими учащимися на работу.

Технология: «Развитие орфографической зоркости»


1.     Списывание.

В 1 -2 классах у каждого ребёнка есть «Волшебный квадрат» (5х5) украшенный на вкус ребёнка. Квадрат будет обладать волшебной силой, если вы научитесь им правильно пользоваться. Для этого вы накладываете квадрат на первое слово предложения. Постепенно, двигая его вправо, открываете первый слог слова, потом второй и т.д. Таким образом, он легко обнаружит пропуск «буквы». Квадрат притормаживает движение глаз и заставляет детей быть внимательнее. (Этим игровым приём пользуется учитель нашей школы Колида Н.В. после посещения её уроков я стала использовать «Волшебный квадрат» - результат был виден с первых уроков.)

Со 2 по 4 класс списывание ведётся по установленному плану- алгоритму:

а) Внимательно прочитай текст.

б) Повтори его, не заглядывая в текст.

в) Подчеркни все орфограммы.

г) Прочитай предложение орфографически.

д) Повтори текст орфографически проговаривая все звуки.

е) Закрой текст. Пиши диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркни орфограммы.

ё) сверь написанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.

2.     Комментированное письмо.

Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.

3.     Письмо с проговаривание.

Объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок.

4.     Письмо с пропуском орфограмм.
Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.

5.     Какографические упражнения.

Предусматривают исправления учениками умышлено допущенных в текстах ошибочных написаний.


6.     Письмо по памяти.

Определённое место на уроках русского языка я отвожу письму по памяти.

7.     Диктант разных видов

Они помогают детям учиться слышать опасное место и проверять его.

8..Мини – сочинения, сочинения - описания, сочинения по сюжетным картинкам.

Учат детей самостоятельно вдумчиво писать слова с нужными орфограммами и развивают письменную речь детей.



9. Орфографические минутки

Стараюсь проводить разного вида и как можно чаще, чтобы дети учились чувствовать опасные места.



1.Знакомство с правописанием «словарных слов» начинаю всегда по-разному.

- загадка: Очень много хруста

Издаёт ……. КАПУ ′СТА


- ребус:

воро′на




- рисунок;

за′яц

- кроссворд: Хочешь бегать далеко

Хочешь прыгать высоко



о


о


о

Пей почаще….


молоко

• •

- шарады: Мой первый слог крик вороны

Два других на дне пруда,

А целое в музее

Найдёте без труда. КАРТИНА

- найди признак: Обращаю внимание на признак который присущ только этому слову и связываю этот признак с орфограммой, которую нужно запомнить : Берёза.


Дети сразу выделяют признак: берёза - белая.


А дальше читаю строчки для запоминания безударной гласной е


Белые берёзы все

После ” б” пишите ”е

- уярчение орфограммы:

П ГО′ДА

Затем изученное слово записываем в тетрадь, показываем ударный слог, а под буквой, которую нужно запомнить зажигаем огонёчек. И в завершении берём слово в облачко, дома его можно закрасить голубым цветом. Дети уже знают, что эти слова нужно запомнить и выучить, как они пишутся и записывают их в свой личный словарик.



П года





2.Правописание безударной гласной проверяемой ударением.


При знакомстве с этой орфограммой стараюсь, чтобы дети сами нашли опасное место и подобрали алгоритм проверки. Затем вывешиваю на доску алгоритм, который рекомендует профессор М.И. Львов для решения орфографической задачи:

1) увидеть орфограмму в слове;
2) определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико -орфографической теме относится, вспомнить правило;
3) определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;
4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения задачи;

5) решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму;
6) написать слово в соответствии с решением задачи.


Далее идёт отработка в определении опасных мест с данной орфограммой. Для этого я использую разнообразные упражнения:

- Выписать из текста слова с безударной гласной в корне и подобрать проверочные слова.

Например: Примирение – мир, голодать - голод, голодный. и.т.д.

- К данным словам подобрать проверочные слова.

Например: Посидела – сидя, поседела – сед. и.т.д.

- Выбери из окружающих предметов те, в названии которых есть безударные гласные.

Например: Окно, ряды, стена, доска, и.т.д.

- Игра «Кто больше» (кто больше придумает слов с безударной гласной)

- Придумать к слову несколько проверочных слов.

Например: пять, пятый – пятёрка.

- Сначала записать проверочное слово, а потом вставить гласную.

Например: Нина (ласка) пол…скала собаку.

И многие другие упражнения.


3. Правописание парных согласных по глухости и звонкости.

Работа с данной орфограммой проводится аналогично предыдущей, т.е. стараюсь развивать умения в нахождении опасных мест и выполнять задания, пользуясь алгоритмом Львова М.Р.

Дети после знакомства с этой орфограммой говорят, что доверять буквам б, п, в, ф, д, т, з, с, ж, ш, г, к.. нельзя, когда они находятся не перед гласной. Поэтому нужно всегда изменить слово, так чтобы эти буквы стояли перед гласной.

Для закрепления и развития способностей чувствовать эту орфограмму использую разнообразные упражнения:

1) Разбей слова на две группы, по каким – либо признакам.

Например: стол, столб, дом, боб, кот, лом, и.т.д.

стол столб

дом боб

лом кот

2) Запиши проверочное слово и вставь согласную.

Например: супы – су(п), ………..-зу(б), ……..-сно(п).

3) Вставь пропущенные слова в загадку.

Например: Ела ,ела …………, ……………. .

Поломала …………, …………. .

4) Рассели двойняшек б-п, в-ф, г- к, д-т, з-с, ж - ш, в дом по их признаку звонкости и глухости.

Б

……

Ж

В

..

Г

Т

.

……

С

..



5) Придумай противоположные слова. Подчеркни орфограммы.

Например: широкая река - узкая река, тяжёлый груз – лёгкий груз.

6)Запиши загадку и найди двойняшек.

Например: Я стою на ножке толстой,

Я стою на ножке гладкой.

Под коричневою шапкой,

С бархатной подкладкой.

7) По картинке кошки и орла составите предложения описания. Подчеркните двойняшек.

Например: У кошки зоркие глазки и острые зубки.

У орла крепкий клюв и острые когти.

4. Провожу работу над ошибками . У нас были сделаны книжечки, по которым дети выполняли эту работу. Но прочитав статью М.В.Ганькиной в журнале «Начальная школа» за 2001.№ 6, стр.22 и изучив опыт учителя нашей школы Натальи Владимировны Коляда. Я немного изменила нашу « Рукотворную книжечку» и мы стали учиться выполнять работу над ошибками не только в классе, но и дома. На полях пишу цифру, ребенок, увидев цифру, открывает памятку «Работа над ошибками» и прорабатывает злополучную ошибку.

Сейчас ребята выполняют работу над ошибками без помощи учителя или родителей.

Но, что я хотела бы заметить, ошибок стало меньше дети не только стали чувствовать опасное место в словах, но и внимательнее писать и проверять слова, чтобы дома работа над ошибками была меньше.

Учиться с увлечением, зажечь в глазах каждого ученика огонёк, привитие тяги к знаниям – вот основные условия успеха. Большую помощь в работе оказывают новейшие технологии – использование компьютера и мультимедийного проектора, проектная деятельность в начальной школе, презентации и тесты  – всё это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе.


Литература:

Львов М.Р.«Правописание в начальных классах», М., Просвещение. 1990.

Львов М.Р. «Словарь - справочник по методике русского языка»1988.

•  Хотенцева Г.И. «Работа над орфографическими ошибками» Начальная школа - 1995 год №4.

•  Фролова Л.А. « Структура орфографической зоркости и условия её развития у младших школьников» Начальная школа.- 2001 №5.

•  Фролова Л.А. «Теоретическое обеспечение орфографической деятельности младших школьников» Начальная школа. – 2005 №3.

•   Ганькина М.В. Грамматическая «неотложка»  Начальная школа 2001№6  

Бакулина Г.А. «Новый подход к словарно – орфографической работе на

уроках русского языка» Начальная школа - 2000 №3

Копылова Л.П. «Учить словарные слова легко и интересно» Начальная школа – 2000 №12

Ильяшенко В.А. «Формирование орфографической зоркости у первоклассника» Начальная школа - 2000 № 6.




Полный текст материала Статья "Развитие орфографической зоркости"; 1-4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Пащенко Анжелина Ивановна  Анжелинка
20.08.2011 5 4627 703

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК