Статья "Применение компьютерных технологий в начальной школе" (из опыта работы)
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Детский оздоровительно-образовательный туристический центр
«БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ»
Общеобразовательная санаторная школа-интернат
Статья
«Применение компьютерных технологий в обучении младших школьников»
(из опыта работы)
Подготовила
учитель начальных классов
Козлова Валентина Викторовна
Санкт–Петербург
2011
В педагогике неизбежно возникают вопросы: «чему учить?», «зачем учить?», «как учить?», но, вместе с тем, появляется еще один: «Как учить результативно?»
В конце XX века человечество вступило в стадию развития, которая получила название постиндустриального или информационного. Возможности информационных технологий для человека становятся безграничными, способствуют эффективному решению профессиональных, экономических, а также многих других проблем. Грамотно, профессионально распорядиться сегодняшними техническими и информационными возможностями способны те, кто обладает необходимыми знаниями, позволяющими сориентироваться в новом информационном пространстве.
В новое тысячелетие российское образование вошло более свободно, проявляя инициативу и пытаясь самостоятельно формировать свою образовательную политику, искать новые формы организации учебного процесса, оказания дополнительных образовательных услуг и привлечения внебюджетных средств финансирования. Образовательные учреждения, энергично внедряющие новые информационные технологии, демонстрируют желание обеспечить современный уровень преподавания и высокое качество обучения, привлекают внимание родителей.
Конечно, школа не может дать человеку запас знаний на всю жизнь. Но она в состоянии дать школьнику основные базовые ориентиры основных знаний. Школа может и должна развить познавательные интересы и способности ученика, привить ему ключевые компетенции, необходимые для дальнейшего самообразования. И в этой ситуации роль современных информационных технологий является наиболее важной.
Применение информационных технологий в процессе обучения в начальной школе дает возможность активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся.
Часто бывает так, что учителю, проработавшему в школе 20-30 лет, когда основными инструментами были мел и доска, диапроектор, памятки, написанные от руки, нелегко принять компьютер в систему дидактических средств обучения. Но современные школьники, которые с детства играют с компьютерными приставками, электронными игрушками, компьютер воспринимают также естественно, как простейшие бытовые предметы. Он привлекателен для детей, как любая новая игрушка, и именно так они в большинстве случаев смотрят на него. Поэтому у младших школьников практически нет психологического барьера перед этой техникой. Учителю необходимо соответствовать современному ученику. Поэтому сегодня учитель всё шире использует в своей педагогической деятельности компьютерные технологии. Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин “новая информационная технология обучения”. Вообще говоря, любая педагогическая технология – это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение (преобразование). Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Компьютерные технологии открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Наша школа, в которой обучается 100 учащихся младших классов, оснащена компьютерным классом. Для быстрого доступа к информационным ресурсам других компьютеров в кабинете создана локальная сеть. В школе есть 3 кабинета, оснащенных мультимедийными проекторами и интерактивными досками. В каждом кабинете школы есть компьютеры, что позволяет каждому учителю применять в учебном процессе ИКТ. В помощь учителю, воспитателю, ученику в школьной библиотеке создана медиатека учебных, развивающих, игровых программ. Использование на уроках новых методов и форм организации процесса обучения с применением компьютера связано с ответом на вопрос: насколько они эффективнее уже имеющихся методов и форм организации учебных занятий?
1. Делают обучение более эффективным.
2. Способствуют индивидуализации обучения.
3. Повышается мотивация обучения.
4. Активизируется познавательная деятельность учащихся.
5. Обеспечивается оперативность и объективность контроля.
6. Облегчает деятельность педагога и создают эффективную обратную связь, что повышает интерес к изучаемому предмету.
Кроме этого психологи доказали, что человек более 80% информации усваивает через зрение, и поэтому чем более эффектным будет зрительное представление, тем больше удовольствия мы получим от фильма или игры, и тем лучше партнер усвоит презентацию. В связи с этим проектор можно считать незаменимым инструментом в любой сфере жизни и деятельности.
Как же ИКТ могут помочь современному учителю в его работе?
Ответить на этот вопрос мне бы хотелось исходя из собственного опыта и опыта учителей нашей школы.
1. Учителя подбирают иллюстративный материал к уроку, оформляют стенды класса.
2. Работают с ресурсами Интернет: подбирают дополнительный познавательный материал к урокам, знакомятся со сценариями праздников и внеклассных мероприятий.
3. Обмениваются опытом, наработками других педагогов школ Санкт–Петербурга, России.
4. Оформляют классную документацию, отчеты.
5. Используют готовые обучающие (игровые, развивающие) программы.
6.Создают презентации в программе РowerРoint для повышения эффективности урока.
Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, игровой среды, служит источником информации. Объяснять ученикам материал могут учителя, книги, фильмы, а также компьютеры. Каждому из этих способов объяснения присущи достоинства и недостатки. Наиболее подходящий для каждого конкретного случая способ зависит от вида изучаемого материала, стиля обучения, предпочитаемого учеником, от количества учебников, фильмов, программ для компьютеров, а также от способностей учителя и его методов преподавания.
Хочу назвать примеры из опыта работы учителей нашей школы, подтверждающие эффективность использования компьютеров на всех стадиях педагогического процесса:
на этапе предъявления учебной информации учащимся:
презентации к урокам
Козлова В.В «Круговорот воды в природе» -3 класс
Романцева И.С.«Природное сообщество – луг» -4 класс
Пуленко Е.В. « Как уберечь себя от болезней» - 2 класс
Протопопова О М. «Почему солнце светит днем, а звезды – ночью?» -
1 класс
Королева И.Е. «Музыкальные инструменты»
на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером:
презентация к уроку окружающего мира «Путешествие по природным зонам России» (Козлова В.В., 4 класс)
на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний, навыков, умений презентации к урокам
Пуленко Е.В. « В царстве математики»- 4 класс
«Таблица умножения» -3 класс
Козлова В.В. «Прощание с азбукой» -1 класс
«Повторение. Действия с многозначными числами»- 4 класс
на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения (Программа «Школьный наставник»)
на этапе коррекции и самого процесса обучения, и его результатов путем совершенствования дозировки учебного материала, его классификации, систематизации. (Программа «Школьный наставник» и др.)
Контроль знаний - это область, вокруг которой проходит много дискуссий. Многие педагоги и психологи пытаются аргументировано ответить на вопрос: может ли «бездушная» машина оценить знания учащихся? Однако, на практике общепризнано, что использование компьютера помогает преподавателю сократить рутинную, малоинтересную работу по проверке тестов, контрольных работ, что позволяет проводить контроль чаще и снизит фактор субъективности. Компьютерный контроль знаний по сравнению с традиционным имеет существенные преимущества:
учитывается разная скорость работы учащихся, задания дифференцируются по степени трудности;
повышается объективность оценки; ученик видит детальную картину собственных недоработок;
оценка может выдаваться не только по окончании работы, но и после каждого вопроса.
Приведу примеры тестовых заданий компьютерного типа, где например, предлагается ученику выбирать верный ответ из 3-5 предложенных. – Какие из данных слов являются существительными? 1)туман, 2)светлый,3) радость, 4) писать, 5) рисование
Если ученик справился с заданием без ошибок, ПК приветствует ребенка: «Молодец, умница и ученик может перейти к следующему заданию. Если же ребенок допустил ошибку, ПК сообщит ему об этом: «Ты ошибся, подумай еще» и предложит повторить правило на данную тему.
– Укажите, какой из приведенных фактов не является признаком глагола?
1) часть речи, которая изменяется по временам;
2) часть речи, которая изменяется по лицам и числам;
3) часть речи, которая изменяется по родам и падежам;
4) часть речи, которая в предложении обычно является сказуемым.
Из предложенных ответов ребенок выбирает верный и по гиперссылке переходит к следующему вопросу.
Компьютерная презентация позволяют наиболее полно и интересно проиллюстрировать содержание излагаемого материала, дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей своего класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
Проведение уроков в форме презентаций увеличивает объем информации для усвоения. Создание презентаций — творческий, интересный, хотя, трудоемкий процесс. Но, как показывает опыт, потраченные усилия и время обязательно приведут к желаемому результату. К урокам окружающего мира ученики моего класса сами готовят презентации по предложенным заранее темам. Таким образом, они получают дополнительную информацию из разных источников. Компьютер дает прекрасную возможность для анимации, которая удерживает внимание. Презентация с использованием анимации помогает не только составить яркий, эмоциональный и в то же время научный образ, но и активизирует познавательную деятельность учащихся и помогает в работе над формированием понятия и его запоминанием. При закреплении ребята работают более активно, у них много впечатлений, т.к. все смогли не только прочитать материал урока, но и увидеть его. Презентация может идти на протяжении всего урока, так называемым "пунктиром», а может занимать только его часть. На уроках математики с помощью слайдов, созданных в программе PowerPoint, может осуществляться демонстрация примеров, задач на доске, цепочек для устного счета, могут быть организованы математические разминки и самопроверка и т.д.
Мне кажется, что список возможностей программы Power Point для повышения эффективности уроков еще далеко не полон, и хочется надеяться, что возможности программы PowerPoint поможет учителям повысить эффективность уроков по различным предметам.
В соответствии с гигиеническими требованиями по использованию персональных компьютеров в начальной школе для занятий детей допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о ее безопасности для здоровья детей. Для понижения зрительного и общего утомления на уроках необходимо соблюдать следующие рекомендации: оптимальная продолжительность непрерывного занятия за компьютером для учащихся I-IV классов должна быть не более 15 мин; с целью уменьшения зрительного утомления детей после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз. Для большей привлекательности упражнения можно проводить в игровой форме. Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение. Уроки с применением компьютерных технологий не могут быть ежедневными еще потому, что при их подготовке и организации от учителя и ученика требуется гораздо больше интеллектуальных и моральных усилий, чем при подготовке обычного будничного урока. Продолжением урока является внеурочная деятельность, различные ее формы, где ИКТ нашли самое широкое применение. Это классные часы и мероприятия («Самый умный», «День Победы», «День космонавтики» и т.д.), проектная деятельность учеников. Компьютер позволил уже в начальной школе ввести элементы проектной деятельности. Создание проектов позволяет не только получить навыки работы в программе, но и служит развитию познавательных интересов, творческих и интеллектуальных качеств личности ребенка, воспитанию эстетических вкусов. Ребятами, занимающимся в кружке «Занимательная информатика» созданы проекты: «Экологический журнал», «Математический журнал», «Рисуем в Point» Отношение родителей к урокам с применением компьютерных технологий самое положительное. Заходят в класс, с уважением, интересом - а ведь это впечатление им передали сами дети. Учителя используют презентации и для проведения родительских собраний. Такая форма проведения собраний стала традиционной для учителей нашей школы Пуленко Е.В., Козловой В.В.
Использование ИКТ на уроке помогает расширить кругозор учащихся, побудить детей самостоятельно добывать информацию, сформировать интерес к предмету, повысить успеваемость и качество учебного процесса, делая обучение ярким, запоминающимся, интересным.
Список используемой литературы:
1.Журналы «Начальная школа»:
№3 2004 г Т.Е.Соколова «Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий»
№5 2005 г Р.С.Чернышова, Е.В.Пащенко «О применении программно-методических комплексов «Школьный наставник»
№8 2006 г А.В.Молокова «Компьютер на уроках обучения грамоте»
№1 2008г Н.И.Захарова «Внедрение информационных технологий в учебный процесс»
№5 2002 Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе.
2. Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе»
М: Вако 2004
3.Интернет-ресурсы:
festival.1september.ru/authors/218-177-652 Юркина С.В. «Использование ИКТ в начальной школе»
festival.1september.ru/authors/100-628-018 Плотникова А.А. «Информационная среда начальной школы как часть современной информационной культуры»
4.http://www.ug.ru – Сайт «Учительской газеты»
На странице приведен фрагмент.
Автор: Козлова Валентина Викторовна
→ Валентина3239 06.11.2011 0 3587 631 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.