статья "Иформационные технологии в образовании"


«ИТО (информационные технологии в образовании)»

Учитель начальных классов

МОУ «Сош № 43»

Зибровой Н.И.

Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребёнка XXI века.

Этот процесс проходит по следующим направлениям:

  • использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, использование в своей работе Интернет-ресурсов и т.д.),

  • проведение урока с использованием ИТ (применение ИТ на отдельных этапах урока, использование ИТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями),

  • осуществление проектной деятельности младших школьников с использованием ИКТ.


Диапазон использования ИКТ достаточно широк, но в работе с детьми младшего школьного возраста необходимо помнить заповедь «Не навреди!», и включение в урок ИТ не должно быть длительным.

Уроки, проводимые с использованием ИКТ, в силу своей наглядности, красочности и простоты приносят наибольший эффект, который достигается повышенным психоэмоциональным фоном учащихся при восприятии учебного материала

Количественные преимущества ИКТ выражаются в более высокой информационной плотности мультимедийной среды. У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, когда материал отличается наглядностью, яркостью.

Качественные возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением.

Мультимедийные презентации наиболее оптимально соответствует триединой дидактической цели урока.

Опыт организации учебного процесса по описанным в докладе моделям использования ИКТ в начальной школе позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность. Это долгий и непрерывный процесс изменения содержания, методов и организационных форм подготовки школьников, которым предстоит жить и работать в условиях неограниченного доступа к информации.


Методика использования мультимедиа технологий предполагает:

  • совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;

  • усиление мотивации учения; улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся;

  • повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий;

  • демонстрацию возможностей компьютера, не только как средства для игры.

Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:

  • усвоить базовые знания по предмету;

  • систематизировать усвоенные знания;

  • сформировать навыки самоконтроля;

  • сформировать мотивацию к учению;

  • оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики. Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика.

Возможность применения компьютерных программ во внеурочной деятельности обеспечивает более эффективный результат любой формы работы с учащимися. Данная работа – это демонстрация фрагментов из множества примеров внеклассных мероприятий с использованием презентационной технологии в компьютерной программе PowerPoint и интерактивной доски.

Использование компьютеров и мультимедиа в учебно-воспитательной работе позволяет активизировать интерес к познавательной деятельность учащихся, совершенствовать их навыки общения с современной техникой, развивать кругозор, культуру, развивать творческие и коммуникативные способности школьников, способствует повышению положительного эмоционально-психологического фона – важного компонента образовательного процесса.

Прогрессивность использования презентационной технологии и интерактивной доски в практике внеклассных мероприятий обусловлено следующим:

1. Изображение привлекает и удерживает внимание детей.

2. Экранный формат позволяет работать с практически неограниченной аудиторией по количеству слушателей-зрителей.

3. Решаются задачи, технически сложно выполнимые в другом виде исполнения (демонстрация мелких книжных иллюстраций, надписи мелом на доске, демонстрация изменяющихся, двигающихся изображений и т.д.)

4. Большая вариативность создания презентации и ее демонстрации.

5. Возможность привлечения младших школьников к работе у доски.

6. Эстетичность данного оформления работ.

7. Удобство хранения, многократного применения компьютерного оформления мероприятий.

8. Дополнительная возможность педагогического, психологического воздействия через зрительные, слуховые органы чувств с помощью применения анимационных, звуковых, цветовых и других дополнительных эффектов программы PowerPoint.

При использовании компьютерных технологий аудитория оснащается дополнительными техническими средствами, и при этом обретает и новое измерение. Аудитория легко может превратиться в зал музея или даже улицу города, по которой возможно провести экскурсию, путешествовать не выходя из кабинета, например, по пушкинским местам.

Не зря же старинная народная пословица говорит: «Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать».

Таким образом, любую форму внеклассного мероприятия можно подготовить и оформить с помощью компьютерных технологий и мультимедийного оборудования, что значительно повысит статус мероприятия, повысит удобство, комфорт работы с аудиторией, привлечет внимание слушателей-зрителей и доставит им эстетическое наслаждение.

Оформление мероприятий презентацией остается в электронном архиве, т.е. его легко повторить по мере необходимости. Внешний вид оформления не теряет свои качества (не мнется, не гнется, не рассыхается, не выгорает, не пачкается) в отличие от плакатов, вывесок, рисунков и другого вида оформления на бумажных, картонных и подобных носителях. Такой архив занимает мало места.

Темпы прогресса цифровых технологий поражают и обязывают нас, педагогов, двигаться всё с большим ускорением. И в этой ситуации очень актуальны слова Кэрролла: «Чтобы стоять на месте, нужно все время бежать, а чтобы двигаться вперед, нужно бежать значительно быстрее».




Полный текст материала статья "Иформационные технологии в образовании" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Зиброва Надежда Ивановна  надежда26
10.06.2009 1 2900 936

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК