Обобщение педагогического опыта.Тема: Исследовательская деятельность как основа творческого развития ребенка.
Обобщение педагогического опыта.
Тема: Исследовательская деятельность
как основа творческого развития ребенка.
Работу выполнил учитель начальных классов
МОУ СОШ №44 с углубленным изучение отдельных предметов
г.Н.Новгорода
Ларькина Алла Станиславовна
Тема передового педагогического опыта.
Исследовательская деятельность как основа творческого развития ребенка.
1. Источник изменений
Источник изменений - противоречие между новыми требованиями к организации учебного процесса, новыми условиями образовательной деятельности и ранее применяемыми формами и средствами обучения. Изменение материальной базы школы, появление компьютеров и возможностей Интернет, появление новых технологий обучения потребовали перестройки и в деятельности учителя. Изменился сам подход к вопросу обучения детей. Если раньше учитель обучал учеников, то теперь учащиеся учатся, а учитель помогает учиться, выступая в роли консультанта. Актуальность изменений продиктована потребностью государства, общества, семьи в программах развивающего образования. Становление и формирование данного инновационного педагогического опыта осуществляется в контексте общеметодической направленности школы и района.
2.Идея изменений
Идея изменений заключается в создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса, в разработке методических рекомендаций и практических материалов в помощь учителю и ученику, реализации новых условий учения, позволяющих обеспечить расширение сферы самостоятельности учащихся от учебной самостоятельности к свободному и ответственному жизненному самоопределению. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентироваиными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём.
3.Содержание концептуальной педагогической идеи
Исследование в обыденном употреблении понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Ведется самостоятельный поиск решения проблем, осуществляется поиск новых, оригинальных способов их решения, начинается подлинно творческая деятельность учащихся. Учитель в этом случае не передает готовые знания, а помогает учиться и развиваться, создает такие ситуации, при которых учащиеся сами формируют понятие об изучаемом предмете, овладевают способами поисковой творческой деятельностью.
4. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)
Один из способов реализации концепции творческого саморазвития личности организация коллективной поисково-исследовательской деятельности школьников. Основное условие эффективности такой работы с учащимися — интеграция содержания учебной и внеклассной деятельности учащихся в системе поисково-исследовательских работ. Опыт творческой деятельности школьников можно считать сформированным, если сформированы его основные компоненты:
-интеллектуально-логический - учащиеся умеют делать несложные логические построения;
-содержательно-интегративный - учащиеся могут пользоваться в нестандартных ситуациях исследовательской деятельности знаниями из различных разделов школьных дисциплин, при необходимости находить недостающую информацию в учебной и справочной литературе;
-рефлексивный - учащиеся способны к рефлексии, т.е. умеют осмысливать свои действия в проблемной ситуации, у них сформированы умения самоорганизации, самооценки.
При этом приобретается навык содержательного общения, когда общаться информативно - «хорошо», «престижно». Познание себя и своих возможностей через общение, с успехом удовлетворяется в тех индивидуализированных формах, которые так просто организовать при исследованиях (это экспедиции, походы, встречи, конференции и т.д.). Заметим, что указанные факторы, по-видимому, значимые для учащихся, позволяют педагогу использовать их как действенное средство повышения учебной активности ребят.
5. Новизна педагогического опыта
Стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека и исследовательских методов обучения в практике массового образования. С началом XXI века становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. Потому и желание современных педагогов максимально приблизить учебную деятельность ребенка в школе к познавательной постепенно трансформируется из десятилетия звучавшей декларации в реальную потребность, весьма зримо опредмечиваемую в образовательной практике. В современном российском образовании это выражено в активно проявляемом стремлении педагогов к внедрению продуктивных методов обучения
Я уверена: каждому ребёнку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Ведь одного желания, как правило, недостаточно для успешного решения исследовательских задач. Прививая ученикам вкус к исследованию, тем самым вооружаю их методами научно-исследовательской деятельности. Организовываю работу детей так, чтобы они ненавязчиво усваивали бы процедуру исследования, последовательно проходя все его основные этапы:
• мотивация исследовательской деятельности;
• постановка проблемы;
• сбор фактического материала;
• систематизация и анализ полученного материала;
• выдвижение гипотез;
• проверка гипотез;
• доказательство или опровержение гипотез.
Свою задачу вижу в поиске простых и удобных средств, для практической реализации каждого из названных этапов. Наиболее полно всем этим требованиям отвечает использование исследовательского метода и проектного как его части.
6. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессиализма)
Каждое исследование должно быть обеспечено всем необходимым (материально-техническое и учебно-методическое оснащение, кадровое обеспечение, информационное и информационно-технологическими ресурсами, организационное обеспечение).
Учитель не должен вести ученика «за руку» к ответу, а лишь как человек более опытный в поиске ответов на вопросы, которые ставит нам жизнь, или которые мы ставим сами перед собой, совместно с учеником искать решение. В самой «формуле» сотрудничества заложен принцип равноправия, который достигается благодаря тому, что никто из сторон не знает правильной истины, хотя бы потому, что она не достижима (наука и процесс познания прекращают свое существование, когда все точки над и расставлены). Педагогическая система сильно страдает от того, что большинство педагогов считают себя знающими единственно правильные ответы на все вопросы и обязанными их передать незнающим, забывая, что чужая правда трудно становится своей. Поиск же совместной правды создает как раз такую ситуацию, при которой ученик добытые знания в совместной деятельности с учителем, принимает для себя как истинные.
В таком случае существенным для учителя оказывается то, что ему важно не придумать и отработать методики и организационные формы в своей педагогической деятельности и зафиксировать их, а постоянно расшатывать и отвергать свои наработки, иначе начнет теряться собственный интерес к исследовательской деятельности. Внутренняя мотивация и интерес к проблеме исследования у педагога не менее значимы для развития исследовательской деятельности учащихся.
Таким образом, мы говорим о том, что при построении учебно-исследовательского процесса важно:
- выбор темы исследования, на самом деле интересной для ученика и совпадающей с кругом интереса учителя;
- хорошее осознание учеником сути проблемы, иначе весь ход поиска ее решения будет бессмыслен, даже если он будет проведен учителем безукоризненно правильно;
-организация хода работы над раскрытием проблемы исследования во взаимоответственности и взаимопомощи учителя и ученика друг перед другом;
- оказание взаимоинициирования через совместный поиск неизвестного саморазвития (как ученика, так и учителя) в различных сферах (интеллектуальной, коммуникативной, творческой);
- раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а, уже потом науке (и то это уже не обязательно, а только, если получится, приятно и не более того).
Из всего сказанного можно сделать следующий вывод: максимальный учет истинных, а не липовых интересов школьников, является важнейшим фактором, делающим обучение более эффективным и приятным. Этот фактор существенен вообще, но особенно критичен в нынешних условиях острого дефицита социального ресурса, когда скромные силы отечественной педагогики могут быть напрасно потрачены на бессмысленную борьбу со вполне нормальными интересами и потребностями учащихся
7.Результат изменений
От исследовательской деятельности учащиеся получают творческий импульс или желание расширять и умение радоваться постоянно расширению собственных познавательных горизонтов.
Результат проделанной работы:
-усилилась мотивация учебной деятельности;
-изменяется качество учебного процесса в связи с исследованием технологий научно-исследовательской деятельности (содружества);
-повысилась успешность обучения;
-повысился интерес учащихся к учебе;
-в процессе интеграции учебной и внеучебной деятельности учащихся расширился их кругозор;
-учащиеся продвинулись по пути познания себя, лучше поняли природу человека и его возможности;
-дети стали более самостоятельными в деятельности по приобретению знаний; наблюдается интеллектуальный рост.
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классной комнате, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. На основе приведенной обще дидактической типологии телекоммуникационных проектов появляется возможность разработки проектов по конкретным учебным предметам или, точнее, предметно-ориентированных проектов, поскольку, как уже говорилось, чисто" математические" или "биологические" проекты разработать довольно сложно, все они в той или иной мере интегрированные, межпредметные. Поэтому речь может идти о специфике типологии в связи с целевой направленностью проектов.
В качестве примера можно привести типологию, ориентированную на изучение иностранных языков, наиболее адекватную целям обучения, которые и явились типологическими признаками: практическое овладение языком; лингвистическое и филологическое развитие школьников; ознакомление культурологическими, страноведческими знаниями; ситуативная , коммуникативная природа общения.
Описание инновационного опыта учителя
Исследовательская деятельность как основа творческого развития ребенка
В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Изучив материалы по данной теме, я пришла к выводу, что именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приемов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа -один из важнейших путей в решении данной проблемы. Ведь этот метод, как попытка моделирования жизни. Исследовательский метод никак не противоречит моим способам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в исследовании задач.
Для достижения положительных результатов в образовательном процессе я поставила перед собой следующие цели и задачи:
Цель: стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей.
Задачи:1 .Обучение проведению учебных исследований младших школьников.
2.Развитие логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи; умений обобщать и систематизировать информацию; коммуникативных умений.
3.Формирование наблюдательности и внимания, умений работы с художественными и научными текстами.
4.Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
Методы и приемы работы: педагогический эксперимент, изучение теоретических источников, наблюдение, поисковый эксперимент, анкетирование, диагностирование, беседа с учителем, интервьюирование, количественная и качественная обработка экспериментальных данных.
Решение исследовательских задач сегодня рассматривается не просто как право педагога, но и как его профессиональная обязанность. Отражена эта позиция, в Национальной доктрине образования Российской Федерации, где в качестве концептуальной заложена идея «участия педагогических работников в научной исследовательской деятельности», «интеграции научных исследований, с образовательным процессом». Исследование (в широком смысле - как способ освоения нового) является неотъемлемой частью жизни любого человека, и, конечно же, с древних времен этот вид познавательной деятельности выделялся как элемент процесса обучения.
В настоящее время в педагогической теории и практике исследовательская деятельность школьников рассматривается как одно из средств реализации личностно ориентированной парадигмы образования, предполагающей развитие креативности на основе организации обучения, способствующего творческому усвоению знаний.
В рамках начальной школы при организации обучения уделяется внимание развитию таких исследовательских умений учащихся как построение гипотез (как в учебном процессе, так и в семье, используя любые бытовые ситуации, темы из учебных пособий), планирование, организация наблюдений, сбор и обработка информации, использование и преобразование информации для получения новых заключений, интегрирование содержания сразу нескольких областей знания, сотрудничество, самостоятельное постижение вновь появляющихся знаний и другое, что позволяет, по мнению педагогов, осуществить переход от усвоения большого объема информации к умениям работать с информацией, формировать творческую личность. Можно отметить, что при работе на этом возрастном этапе чаще всего используются факультативные занятия, групповые и коллективные формы работы, отмечается необходимость организации работы в семье. Основное направление работы включает элементы исследования, имеющие «доступную новизну», задачи исследовательского типа, работу с картотекой.
Исследовательская работа может проводиться как индивидуально, так и в группе. Следует добиваться того, чтобы в группе всячески поддерживалась инициатива любого участника. В процессе коллективной работы над исследованием формируются такие качества личности, как умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты деятельности, чувствовать себя членом команды, подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела.
Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников. Проведя анкетирование в своем классе, я узнала, что мои ребята хотят хорошо учиться, стать известными, знаменитыми, что-то изобрести или сочинить, хотят, чтобы о них знали хотя бы в нашей школе.
Проанализировав итоги анкетирования, я выявила несколько групп ребят с одинаковыми исследовательскими интересами:
- историко-филологическая направленность — 6 человек;
- естественно-математическая направленность - 7 человек;
- художественно-технологическая направленность — 9 человек.
Каждую группу можно разбить на три подгруппы по «включаемости» в исследовательскую деятельность: Дети, которые с первых задач, поставленных учителем, включаются в поисковую деятельность. У них частично уже есть для этого средства. Эти дети и составляют группу «прорыва». Количество этих детей в классе возрастает по мере того, как все новые и новые ученики отваживаются рискнуть, высказать свое мнение, предложить решение.
Многолетний опыт преподавания в начальной школе наглядно доказывает, что большим подспорьем учителю в организации творческой учебно-исследовательской работы младших школьников могут стать нестандартные формы проведения урочной и внеурочной деятельности.
Исследовательскую работу я стараюсь связать с жизненным опытом детей, опираться на их личные наблюдения. На уроках русского языка были проведены следующие исследования:
1 )Имена собственные на вывесках г. Нижнего Новгорода
Дети провели исследовательскую работу, а затем на уроке кратко и точно (с опорой на орфографическое правило) защитили свои работы (парикмахерская «Елена», продовольственный магазин «Светлана», ресторан «Безухов» и т.д.).
2)Орфограммы на фантиках от конфет
Исследовательская работа по данной теме начиналась с нахождения хотя бы одной орфограммы на фантике, а затем искали фантики с двумя орфограммами и в заключении кто найдет фантик с наибольшим количеством орфограмм (Аленка - имя собственное, Белочка - орфограмма «чк-чн», Лесная лакомка -безударная гласная в корне слова, Тузик- орфограмма парный согласный, Молочная сказка-6 орфограмм),
3)Слова-антонимы в названиях художественных произведений
. (Белый Бим - черное ухо) и т.д.
Интересные темы можно рассмотреть в качестве исследований и на других уроках.
2008-2009 год был объявлен годом семьи, поэтому много внимания уделялось исследовательской работе, связанной с этой темой. Начальное звено нашей школы в этом учебном году работало над проектом «Моя семья».
В настоящее время проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители, бабушки и дедушки. Ребята моего класса провели большую исследовательскую работу, финалом которой стал конкурс газет «Родословная моей семьи». В рамках проекта была запланирована исследовательская работа «Мой дом – моя крепость». Дети с удовольствием включились в работу. В ходе работы им предстояло выяснить:
-Где селились наши предки?
-Как строили дома?
-Какой материал выбирали для строительства?
-Каким инструментом пользовались?
-Как называли свои жилища наши предки? (изба, хоромы, терем, дом) и т.д.
Заключительный этап данного исследования — создания макета дома:
-Дом, в котором я живу,
-Дом моей мечты;
-Дом будущего.
Результаты моего опыта свидетельствуют о том, что школьники достаточно быстро отказываются от руководства учителя и берут управление в свои руки, предлагая выполнить новые задания. Это позволяет учителю перейти от малоэффективной фронтальной работы к индивидуальной творческой учебно-исследовательской деятельности, которая способствует выработке следующих знаний и умений:
-Самостоятельно объяснять и доказывать новые факты, явления, закономерности;
-классифицировать, сравнивать, анализировать и обобщать ранее изученные явления, закономерности;
-проводить эксперименты, выдвигать и обосновывать гипотезы;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-рассматривать одни и те же факты, явления, закономерности под новым углом зрения;
-применять научные методы исследования;
-находить несколько вариантов решения, выбирать и обосновывать наиболее рациональный;
-рецензировать и оценивать собственную работу и работу своих товарищей исследовательского характера.
Отслеживая качество ЗУНов у школьников, необходимо соотносить уровень достигнутых результатов с уровнем обучаемости ребенка, что дает возможность объективно оценивать, на каком уровне усвоил знания каждый ребенок, выявлять его доминирующий уровень, устанавливать, продвинулся ли он в усвоении знаний в течение четверти (полугодия, года).
Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам:, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, которые не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Я даю, им возможность сблизиться со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования исследований, помогают ребенку готовить защиту своей работы, Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ларькина Алла Станиславовна
→ Др@кош@ 09.01.2012 1 8635 828 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.