Создание здоровьесберегающей среды на уроках
Создание здоровьесберегающей среды на уроках.
Современная школьная программа требует всё большей интенсификации процесса обучения ( увеличения темпа и объёма учебной нагрузки ). В то же время наблюдается тенденция к более раннему, с 6 -6,5 лет, началу школьного обучения. При этом достаточно большое число детей при поступлении в 1 класс умеют читать, писать, считать, но физиологически не готовы к школьному режиму уроков .
Особое напряжение вызывает длительное статическое напряжение, связанное с сохранением определенной позы при работе в классе. Длительное напряжение мышц спины при сидении и рук при письме негативно сказываются на осанке и общем состоянии организма. Чрезмерные нагрузки также могут влиять на самооценку ребенка, мотивацию к учебе и дальнейшие успехи.
Возникает необходимость построить работу так, чтобы на уроках создать условия для сохранения здоровья детей.
За основу для работы со своим учениками я взяла методику, разработанную учёным, врачом и педагогом Владимиром Филипповичем Базарным. Эта методика не затрагивает материалы учебного процесса, меняется подход к обучению.
Для создания здоровьесберегающей среды на уроке я использую следующие приёмы :
Обучение учащихся в режиме смены динамических поз.
Мы применяем вариант этой технологии без использования специальной мебели – конторок. Поэтому стремлюсь там, где возможно, менять позу детей- во время урока ученики работают то сидя, то стоя, и , даже, передвигаясь по классу. Перевод из одного положения в другое происходит по команде учителя. Но нельзя насильно заставлять ребенка вставать, пока он не почувствует в этом потребность. Главное в этой технологии не продолжительность стояния, а сам факт смены поз.
Работа с наглядным материалом, максимально удаленным от глаз ребенка.
Карточки с заданиями и ответами, разнообразные по форме, цвету и размеру располагаю в любой точке класса. Дети всматриваются в удаленные наглядные материалы и таким образом снимают напряжение с глазных мышц.
Методика сенсорно-координаторных упражнений «Четыре угла».
В четырех углах кабинета размещаем картинки, схемы, слова, числа, фигуры, правила. Предлагаю ученикам выбрать нужную карточку, составить пары, найти «лишнее», восстановить последовательность.
Это упражнение развивает зрительно-моторную реакцию, скорость ориентации в пространстве. Самое главное здесь то, что в ответ на каждый вопрос дети совершают десятки поисковых движений глазами, головой, туловищем.
Методика зрительно-координационных упражнений
Схема-тренажер находится на стене : наружный овал – красный, внутренний – зеленый, крест коричнево-золотистый, восьмерка - ярко-голубым цветом. Глаза учеников отдыхают, пробегая несколько раз по разноцветным линиям. Одновременно дети делают непроизвольно движения головой, шеей, туловищем, разминают затекшие от статического напряжения мышцы. По мнению В.Ф. Базарного, регулярное использование этого тренажера восстанавливает зрение ребенка за 1 учебный год.
Для гармонизации нервной системы , профилактики заболеваний органов дыхания и развития голосового аппарата у детей использую дыхательную гимнастику, а также успокаивающее и мобилизующее дыхание.
успокаивающее дыхание:
Вдох |
- |
выдох |
- |
пауза |
4 с |
- |
4 с |
- |
2 с |
4 с |
- |
5 с |
- |
2 с |
4 с |
- |
6 с |
- |
2 с |
мобилизующее дыхание:
Вдох |
- |
пауза |
- |
выдох |
4 с |
- |
2 с |
- |
4 с |
5 с |
- |
2 с |
- |
4 с |
6 с |
- |
2 с |
- |
4 с |
Самомассаж, в том числе точечный - улучшает кровообращение, снимает мышечное напряжение, способствует профилактике простудных заболеваний. Мы проводим массаж рук, ушей, головы, крыльев носа.
Элементы цветотерапии и музыкотерапии.
Таблицы, схемы оформляю в разных цветах, на доске работаю мелом разного цвета.
Красный цвет усиливает мышечную деятельность, укрепляет память, придает бодрость и энергию. Жёлтый - стимулирует зрение, тонизирует нервную систему, улучшает умственные способности. Зелёный - лечит простудные заболевания, укрощает нервозность и раздражительность, обостряет слух. Синий – успокаивает утомлённые глаза и нервы.
Прослушивание музыки также благоприятно действует на организм , человек меньше устаёт и выполняет больший объем нагрузки, чем без музыкального сопровождения. Классическую музыку используем на уроках наиболее часто. Она повышает иммунитет, избавляет от тревожных состояний. Самой полезной считается музыка Моцарта. Его произведения рекомендуются при стрессе, головной боли, для эффективного усвоения какого-либо материала, причем эффективны все произведения этого композитора.
Определенная музыка может быть фоном для работы, требующей повышенной концентрации, только она должна звучать негромко, еле слышно.
Традиционные физкультминутки мы почти не проводим – предъявление заданий с использованием здоровьесберегающих технологий позволяет увеличить плотность двигательной активности детей на уроке, сохранить и улучшить физическое, психическое здоровье детей. Повысилась работоспособность, внимательность, активность учеников, их способность и интерес к само- и взаимоконтролю.
Фрагмент урока по «Окружающему миру» во 2 классе
Раздел « Путешествия»
Данный фрагмент может быть этапом первичного закрепления на уроке по теме «Путешествие по Москве», а также этапом актуализации и проверки знаний - на уроке «Город на Неве».
Настройка на работу – мобилизующее дыхание.
Сенсорно-координационные упражнения «Четыре угла»
В углах кабинета расположены таблички с названиями исторических объектов. Прочитайте их и скажите, знакомы ли вам эти названия ?
Спа_ кая площа_ь Трет_яковская ба_ня
Покровский т_атр
Кра_ ная гал_рея Б_льшой с_бор
Восстановите верные названия, помните о правилах написания слов !
( проверка задания проводится стоя )
Игра «Пересадки» - при верном ответе ученик пересаживается на свободное место в классе. Следующий ответивший – на освободившееся место и так далее. По окончании игры по команде учителя дети должны как можно быстрее и бесшумнее вернуться на своё место.
Вопросы для игры :
Найдите изображения объектов, названия которых вы восстановили, среди фотографий, развешанных на стенах класса. Назовите объект и номер соответствующего ему изображения.
Найдите по описанию изображение объекта и назовите его номер :
1 ) здание , возведённое в честь побед русского народа в Отечественной войне ( Храм Христа Спасителя )
2 ) учебное заведение ( МГУ )
3 ) элемент здания, около которого люди стремятся оказаться в 12 часов дня ( часы Театра кукол С.Образцова )
Займёмся исторической математикой ( работа проходит стоя )
Задача № 1 Каждой цифре часов на Спасской башне Кремля недостаёт до 1 метра лишь 28 см. Какова высота цифр этих часов ? ( 72 см )
Найдите это число в классе. ( карточка с числом 72 находится на зрительной схеме-тренажёре ) Проследите глазами, помогая вытянутой правой рукой, по красному овалу – начните с места, где находится карточка. Двигаемся по часовой стрелке. «Нарисуйте» такой же овал на потолке в максимальном размере.
Задача № 2 Сколько башен имеет Московский Кремль ? ( 20 )
Найдите ответ на схеме-тренажёре ( коричневые линии). Проведите правой рукой сверху вверх и обратно по вертикальной линии, а левой рукой слева направо и обратно - по горизонтальной. Повторить, поменяв руки.
Задача № 3 В каком году о Москве было впервые упомянуто в летописи ? ( 1147 )
Найдите число на схеме. « Пробегитесь» по зелёной «восьмёрке» , следя носом.
Игра-викторина « Цветные огоньки»
В 4 углах доски расположены разноцветные круги и карточки с именами исторических персонажей. Вспомните, о ком идёт речь, и поднимите кружок соответствующего цвета.
Вопросы для викторины :
Во времена его правления Москва стала « белокаменной» ( Дмитрий Донской )
Это имя не реального, а вымышленного персонажа ( Георгий Победоносец )
Его считают основателем Москвы ( Юрий Долгорукий )
Какое имя не назвали ? ( Пётр I ) Почему ? ( все остальные имена тесно связаны с историей Москвы, а Пётр I – основатель Санкт-Петербурга )
Найдите в классе изображение неназванного на уроке объекта. ( Эрмитаж )
Почему мы о нём не говорили ? ( Находится в Санкт-Петербурге, а не в Москве )
Найдите ещё одну карточку, связанную с Санкт-Петербургом . ( число 1703 на зрительной схеме-тренажёре - год основания Санкт-Петербурга )
На странице приведен фрагмент.
Автор: Соколова Елена Борисовна
→ Socol 07.07.2009 2 7424 1735 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.