Материалы для родителей и детей при приеме в 1 класс
Примеры содержания из каждой книги
«Материалы для родителей»
Задания, направленные на знакомство с буквами.
Узнаем названия букв: используем имена членов семьи
• Запишите имя своего ребенка.
• Вместе сосчитайте число букв в его имени.
• Помогите своему ребенку выяснить, какие буквы составляют его имя.
• Вы можете задать ребенку такой вопрос: Что ты замечаешь - какие буквы в твоем имени?
• Напишите под именем ребенка имя какого-то другого члена семьи.
Помогите ребенку обсудить, чем схожи эти имена и чем они отличаются друг от друга.
Игра: «Находим одинаковые буквы»
Вырежьте сами или помогите своему ребенку вырезать пустые карточки на странице 1.В.
• Напишите каждую букву имени своего ребенка на одной из карточек. Напишите их еще раз и, таким образом, у вас будет по две карточки с каждой буквой.
• Положите карточки на стол лицевой стороной (т.е. с буквами) вниз.
• Каждый играющий переворачивает две карточки и называет буквы, которые написаны на этих карточках.
• Если у играющего карточки совпадают (т.е. если он перевернул две карточки с одной и той же буквой), то он берет себе карточки. Если же нет, то он снова переворачивает карточки лицом вниз и наступает очередь второго играющего.
• Продолжайте играть, пока не будут найдены все одинаковые буквы.
• Помогите ребенку расположить карточки с буквами так, чтобы получилось его имя.
• Напишите другие буквы на оставшихся пустых карточках (у вас обязательно должно быть по две карточки с каждой буквой).
• Вы можете продолжать играть в эту игру, изготавливая все новые и новые карточки, до тех пор, пока ваш ребенок не будет узнавать все буквы алфавита.
Видоизменяем эту игру так, чтобы она подходила для вашего ребенка
• Если ваш ребенок уже может написать буквы своего имени, он сам может изготовить карточки для игры.
• Если ваш ребенок уже знает названия букв в своем имени,
используйте имена других членов семьи или друзей для того, чтобы ввести другие буквы.
• Если ваш ребенок может узнавать все буквы алфавита, то вы можете написать на карточках вместо букв имена членов семьи.
«Материалы для преподавателя, работающего с родителями»
Набор материалов 1: семинар для родителей
Предлагаемый план занятия
Подготовка
Сделайте наборы карточек. Например, если у вас будет 24 участника, сделайте два набора карточек, пронумерованных от 1 до 12 (по одному номеру на карточке, всего получится 24 карточки). Если у вас 30 участников, сделайте два набора карточек, пронумерованных от 1 до 15 (всего 30 карточек).
Подготовьте чашку, например, с сухими бобами фасоли или другими мелкими предметами и бумажные стаканчики.
Приготовьте фломастеры и ножницы, чтобы участники пользовались ими на занятиях.
Напишите план занятия на большом листе бумаги, чтобы все участники знали, чего ожидать на этом семинаре.
Разминка. Разговор с партнером (20 минут)
Когда участники входят в комнату, где будет проходить занятие, попросите их взять по одной карточке. Когда все соберутся, попросите найти себе партнера – человека с таким же номером карточки.
Пусть партнеры расскажут друг другу о себе и своих детях.
Знакомимся со всеми в группе (20 минут)
Попросите каждого участника представить своего партнера всей группе
Во время представления/знакомства попросите одного из участников писать на большом листе имена всех в группе иколичество и возраст их детей.
Во время представлений попросите группу обсудить, что общего у всех собравшихся и чем они различаются.
Пожалуйста, не торопите участников по время процедуры представления. Люди почувствуют себя более свободно, если вы дадите им возможность узнать друг друга и поговорить о себе и своих детях.
Представляем занятия на развитие грамотности: «Календарь на месяц» (15 минут)
Попросите участников написать название месяца, дни недели и числа в клетках календаря.
Попросите участников открыть «Материалы для родителей» и прочесть информацию о календарях.
Попросите добровольца выйти и сыграть роль вашего ребенка. Покажите пример того, как слушать рассказ ребенка о том, что произошло в течение дня, и запишите одно-два высказывания вашего ребенка. Спросите группу, есть ли у них вопросы по поводу того, как они должны использовать календарь дома.
Объясните, что это занятие поможет детям узнать что слова, которые мы произносим, можно записать, а потом прочесть и перечитывать много раз. Использование календаря для записи того, что дети говорят, а затем перечитывание календаря спустя дни и недели поможет родителям подготовить детей к обучению чтению.
Далог с партнером. Вместе «читаем» картинку (20 минут)
Попросите участников найти картинку под номером 1 в и прочесть задание в «материалах для родителей». Затем пусть они обсудят с партнером, каким образом можно поговорить об этой картинке с ребенком.
Перерыв на кофе (20 минут)
Еще одно занятие на развитие грамотности.
Работа с партнером: Изготавливаем игру (20 минут).
Попросите участников прочесть задание к игре «находим одинаковые буквы».
Объясните что многие задания включают идеи, помогающие родителям сделать задание более простым (или более сложным), так чтобы ребенок мог достигать успеха и набираться мастерства в процессе выполнения задания.
Обеспечьте ножницы и фломастеры, чтобы родители могли резать пустые карточки и приготовить набор карточек с буквами, содержащимися в имени ребенка.
Участники разбиваются на пары и играют в игру, обсуждая, каким образом помочь ребенку начать узнавать буквы в имени.
Представляем математические задания.
Ролевая игра: «Набираем предметы» (15 минут).
Для начала попросите участников вырезать карточки, обозначенные на странице под номером 1Е.
Объясните, что детям необходимо практиковаться, набирая группы из отдельных предметов, прежде чем они поймут, что такое числа.
Попросите участников посмотреть страницы 1-8 «материалов для родителей» и прочесть о задании «набираем предметы»
Попросите добровольца стать вашим ребенком и покажите, каким образом родители могут оказывать словесную поддержку ребенку, работающему с группой предметов. Молодец, ты положил фасолинку на каждую точку. Давай вместе сосчитаем, сколько всего фасолин ты положил на карточку. Это число 5. Покажите вашему ребенку карточку с цифрой 5.
Малые группы: играем в игру (20 минут)
Попросите участников найти игру на странице 1 F
Для того чтобы сыграть в игру они должны разбиться на группы по 4 человека.
Обсуждение всей группой (10 минут)
Когда все группы сыграют в игру, попросите одного представителя от каждой группы рассказать, чему, по их мнению, научится ребенок, играя в эту игру.
Посоветуйте родителям многократно поиграть в эту игру с детьми в течение следующего месяца.
Оценка занятия
В конце занятия предусмотрите время, в течение которого участники будут заполнять «Бланк оценки занятия» (см. Приложение № 1) и могут задать последние вопросы.
Незабудь сообщить присутствующим, могут ли новые участники присоединиться к группе.
Если вы готовы побеседовать с участниками до следующего семинара, расскажите, как и где они могут встретиться с вами, чтобы обсудить то, как у них идут занятия с детьми.
Напомните участникам семинара о времени и месте проведения следующего занятия.
«Пособие для преподавателя-инструктора (тренера)»
Из книги «Пособие для преподавателя-инструктора (тренера)»
Семинар
Возраст и этапы развития навыков грамотности и счета у детей
Обсуждение возможных навков грамотности и счета (25 мин.)
Начните это занятие с рассмотрения некоторых навыков счета и грамотности, которые участники назвали во время предыдущего занятия. Скажите, что на данном занятии будет более подробно рассмотрено развитие навыков счета и грамотности у детей младшего возраста.
а) Воспоминания: обсуждаем с партнером
1) разделите участников на две группы. Участники, попавшие в группу 1, будут обсуждать свои воспоминания о том, как они учились счету, а другая будет обсуждать как они учились читать.
2) задача: попросите участников, попавших в группу 1, обсудить следующие вопросы: постарайтесь вспомнить, все связанное с математикой, что вы делали, когда были ребенком. Например, вы можете подумать об играх, в которые играли, или о том, как вы ходили в продутовый магазин или в другие магазины, или об обязанностях, которые вам приходилось выполнять, или об историях которые вам кто-то рассказывал.
Интересно ли это было?
Что помогало вам чувствовать, что вы добиваетесь успеха?
Есть ли у вас какие-то неприятные воспоминания, связанные с изучением математики?
Попросите участников, попавших в группу 2, обсудить следующие вопросы:
Что вы помните о том, как вы учились читать, будучи ребенком?
Было ли это приятно?
Читаете ли вы своим детям?
Почему вам нравится читать детям?
Вводная информация (мини-лекция) для родителей (15 мин).
Под «грамотностью» подразумеваются четыре базовых взаимосвязанных навыка – умение читать, писать, говорить и понимать. Раньше полагали, что это четыре отдельных навыка, которые развиваются в определенной последовательности. Например, считалось, что сначала дети учатся понимать язык, а потом учатся говорить. Лишь после того, как они овладеют этими навыками, можно приступать к обучению чтению и письму. Из-за такого представления о развитии навыков у детей формальное обучение грамотности начиналось лишь тогда, когда дети шли в школу и были «готовы к обучению». Мало внимания уделялось детским книжкам и необходимости для родителей читать детям вслух.
Новый подход к обучению грамотности в дошкольном детстве основывается на понимании того, как дети овладевают навыками чтения, письма и речи. Сегодня педагоги считают, что обвладение навыками грамотности начинается на ранних этапах жизни и находится под сильным влиянием окружения ребенка. Дети учатся читать и писать аналогичным образом тому, как они учатся говорить. Например, развитие языковых навыков начинается задолго до того, как дети начинают говорить, при этом важную роль играет взаимодействие с людьми и предметами. Точно так же малышей в младшем дошкольном возрасте специальным образом не обучают навыкам грамотности. Скорее они возникают в результате реакции на правильное стимулирование со стороны родителей и людей, заботящихся о детях.
Исследования взаимодействия между родителями и ребенком показывают, что взрослые направляют и поддерживают процесс обучения ребенка, опираясь на то что ребенок уже умеет делать. Это называется «обеспечением временной поддержки» ребенку. Понятие «временной поддержки» или опоры было трансформировано в конкретные методы обучения, которые используются для обучения навыкам речи или грамотности. Такой подход находит отражение в следовании за инициативой ребенка.
Следовать за инициативой ребенка является определяющей характеристикой практики обучения и воспитания, соответствующей развитию ребенка; ее положительное воздействие на развитие речи прослеживается как в случае нормального (типичного) развития ребенка, так и в случае задержек или трудностей в обучении.
В результате исследований было выяснено, что дети. Которым читают вслух с раннего возраста, более успешно овладевают умением читать, и что раннее знакомство с печатными текстами играет важную роль в развитии правильной речи. Дети, которые часто имеют дело с книжками, учатся понимать и интерпретировать картинки, следовать за сюжетом, а так же вкладывать смысл в печатное слово.
Обсуждение (5 мин).
Во время обсуждения вы можете подчеркнуть следующие дополнительные положения:
Будучи родителм, вы являетесь важнейшим учителем в жизни своего ребенка. Вы помогаете ребенку на всю жизнь заложить фундамент любви к книгам и учению. Вы можете помочь своему ребенку научиться хорошо говорить, писать и читать.
Многие люди думают, что образование начинается лишь тогда, когда ребенок начинает ходить в школу. Однако вы можете помочь своему ребенку в развитии навыков необходимых для школы задолго до его первого дня в школе. Дети, которые получают богатый опыт чтения дома, имеют гораздо больше шансов поступить в школу подготовленными.
Чтение еще и доставляет огромное удовольствие. Оно открывает новые миры. Полные нового и неизведанного. Они стимулируют воображение ребенка. Чтение сближает, создает общее пространство.
Лучше всего дети учатся читать и писать тогда, когда они вовлечены в выполнение задач, которые для них имеют смысл. Вы можете способствовать тому, чтобы ваш ребенок вошел в мир чтения и письма, предоставляя ему те же возможности и проявляя столько же возможности и проявляя столько же терпения, как и тогда, когда он только учился говорить. Вы же не ругали тогда ребенка за ошибки в речи.
В этот момент удобно раздать участникам раздаточный материал Развитие грамотности
Развитие грамотности заключается в следующием
Дети учат стихи и песни;
Придумывают и рассказывают истории;
Разговаривают о своих любимых историях;
Делают книжки и читают вместе с родителями;
Детям предлагают, чтобы она написали что-то друзьям;
Дети участвуют в повседневных делах, преполагающиих чтение и письмо;
Детям обеспечиваются возможности для заниятий письмом;
Накапливается запас слов, написание которых они узнают;
Дети в повседневной жизни исследуют взаимосвязи звуков и символов;
Дети учатся, как узнавать новые слова;
Дети стараются прочесть окружающие их в повседневной жизни слова и печатные тексты;
Совместное рисование и обсуждение различных идей.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Демченко Анна Александровна
→ Аннушка 17.07.2009 2 7994 2508 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.