Статья "Развитие творческих способностей младших школьников через интеграцию учебной деятельности и традиций народной культуры"


Развитие творческих способностей младших школьников

через интеграцию учебной деятельности

и традиций народной культуры.

Учитель начальных классов

МОУ «Средняя

общеобразовательная школа № 47»

Мотовилихинского района г.Перми

Боброва Л.В.


Прежде, чем обратиться непосредственно к данной теме, необходимо определить для себя, что же такое творчество с научной точки зрения. Вот какое объяснение дает этому понятию психологический словарь: «ТВОРЧЕСТВО – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью».

Один из ведущих исследователей проблем творчества П.Торрес сказал как-то, что «творчество – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».

Немалую роль в таком созидании имеет воображение, потребность к самовыражению, самореализации, самоактуализации (стремлению человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей). Именно на развитие всех этих личностных качеств должна быть направлена школа, ведь без них, как мы видим, невозможен процесс обучения.

Творчество и творческая деятельность определяет ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит ее к творческо-познавательной общественной и трудовой деятельности.

Английский ученый Г.Уоллес выделил четыре стадии процессов творчества: подготовку (знакомство, созерцание), созревание, озарение и проверку (представление результата творчества). Центральным, специфически творческим моментом считалось озарение – интуитивное схватывание искомого результата. К.С.Станиславский выдвинул представление о сверхсознании как высшей концентрации духовных сил личности для порождения продукта творчества. Работая над развитием творческих способностей, я стараюсь придерживаться «ступенек», определенных Г.Уоллесом.

Анализируя современные программы, предложенные для реализации в школе I ступени, можно заметить, что развитию творческой и познавательной активности учащихся уделяется достаточно большое внимание. Младшим школьникам предлагается выполнять интересные, порой захватывающие задания, решать проблемные ситуации. Работая по программе «Гармония», я обратила внимание на то, что творческие задания прочно вплетены в канву урока. Но мне всегда хотелось внести что-то новое, необычное в предложенные авторами программы рекомендации.

Много лет я изучала традиции и верования русского народа, работала со своими классами по программам «Народная культура», «Русский фольклор», «Декоративно-прикладное искусство», составленным на основе программ Т.А.Пигиловой. К этому подвигло меня то, что все чаще и чаще за последние десятилетия можно было услышать разговоры о бездуховности нашей молодежи, о том, что растут наши дети «Иванами, не помнящими родства». Сетуем мы и на то, что все слабее в народе дух патриотизма, а ведь «любовь к Родине сильнее смерти», - так учит нас пословица. Различные исследователи отмечают, что столкновения между разными культурами зачастую происходят от незнания обычаев. Но эти курсы были частью дополнительного образования. Меня не оставляла мысль о возможности интегрирования традиций народной культуры и учебной деятельности. Разрабатывая планы различных уроков, я старалась включить в них свои знания о жизни наших предков, чтобы привить детям любовь и уважение к их наследию.

Конечно, проще всего было «внедрить» эти курсы в предметы «Технология» (работаю по программе Конышевой Н.М.) и «Изобразительное искусство» (программа В.С.Кузина, Э.И.Кубышкиной).

Все четыре года обучения знакомлю детей с русским национальным костюмом. Так, изучая тему «Орнамент» (3 кл., III четверть), я объясняю, что обозначают солярные знаки, почему наши предки в разное время года поклонялись разному солнцу (молодому, летнему (земному), и старому, зимнему (подземному)), знакомлю детей и с традиционными коми-пермяцкими узорами и орнаментами. После такого глубокого изучения, рассматривания образцов костюмов и орнаментов предлагаю детям составить орнамент-оберег для себя и своих близких. Результаты работы представляю на родительском собрании, где знакомлю родителей с традициями народной культуры. Но подготовительная работа к изучению этой темы проводится мной с первого класса, где на уроке – знакомстве с декоративно-прикладным искусством (III четверть) мы рассматриваем с детьми национальные костюмы, знакомимся с изделиями народных промыслов, а, затем, детально прорисовываем костюмы при раскрашивании эскизов дымковской игрушки (в четвертом классе на уроках технологии мы лепим дымковскую игрушку и расписываем ее самостоятельно). Во втором классе мы продолжаем изучение русского костюма. На уроке ИЗО детям предлагается «одеть» в национальный костюм куклу (знакомая всем с детства игра «Одень Машеньку» выручает меня долгие годы), в четвертом классе мы заканчиваем изучение народного костюма, изготовляя на уроках технологии дымковскую игрушку и расписывая ее на уроках изобразительного искусства.

Во второй четверти второго класса и в третьей четверти третьего класса по программе В.С.Кузина ребятам предлагается иллюстрирование русских народных сказок. Конечно, мы сначала выбираем сказки, но для того, чтобы иллюстрация была достоверной, я предлагаю детям познакомиться с бытом русского народа. Мы знакомимся с тем, как выглядела изба, вместе с родителями организуем для детей экскурсию в историко-этнографический музей «Хохловка». Мы с ребятами знакомимся с персонажами русской мифологии (Лешим, Бабой Ягой, Водяным, Кикиморой и т.д.), ребята сами разыскивают материал об этих персонажах в библиотеке и с удивлением узнают о том, что Домовой, например, был той же «масти», что и самый старый мужчина в доме, а Леший мог быть «ниже травы ползучей и выше леса стоячего». После такого знакомства ребята с удовольствием «творят», ведь они уже совершенно по-другому начинают чувствовать сказку.

Знакомя своих учеников с народными росписями, предлагаю им во втором классе на уроке технологии изготовить подарок для мамы в виде посуды из папье-маше (III четверть), а затем на уроках ИЗО мы расписываем эту посуду элементами хохломской росписи.

Нужно отметить, что уроки технологии играют огромную роль в раскрытии творческого потенциала младших школьников. Так, во втором классе ребятам предлагается программой изготовление кукол из ниток. В процессе подготовки к работе мы вспоминаем с ребятами сказку «Крошечка-хаврошечка». Я обращаю внимание детей на то, что мама подарила своей дочке куколку и рассказываю о том, что кукла у славянских народов считалась оберегом, ребята делают вывод, что именно по этому в сказке куколка помогала девочке. Далее мы вспоминаем, что куклы встречались не только в домах наших предков. Соломенные куклы-масленицы были символом «умирающей» зимы, именно поэтому их сжигали. Я обращаю внимание детей на то, что куклы-берегини были безликими (им не прорисовывали лицо), потому, что славяне считали, что в этой кукле спрятана сила всех матерей. На этом же уроке я предлагаю ученикам познакомиться с культурой изготовления кукол-«мартиниц» у болгар, ребята видят, что куклы братских славянских народов очень похожи. После беседы предлагаю детям выбрать, из какого материала им бы хотелось изготовить куклу-берегиню для своей семьи (ткань, солома, которую мы с ребятами заготовили еще осенью, или нитки), знакомлю с технологией и предлагаю им пофантазировать и не только изготовить такую куклу, но и нарядить или украсить, используя свои знания о костюме и оберегах славян.

На беседе по декоративно-прикладному искусству в четвертом классе знакомлю учащихся с «пермским звериным стилем» и предлагаю им выполнить совершенно необычную работу в подарок папам: чеканку оберега по подобию известных образцов «звериного стиля». Конечно, мы изготовляем не настоящую чеканку, для нашей требуется металлическая фольга, ножницы, карандаш и пустой стержень от шариковой ручки. Изготовить такую чеканку очень просто – сначала вырезается трафарет из картона, затем выдавливается с помощью стержня на фольге (фольга должна быть плотной), а после этого, как и в настоящей чеканке, дети, постукивая по готовой заготовке стержнем, выбивают, выдавливают выпуклые части. Но, прежде чем мы начинаем выполнять работу, я знакомлю учеников с понятием «тотем», а вот с тем, что такое амулет, они уже знакомы, т.к. мы постоянно на протяжении четырех лет говорили о славянской культуре, как об обереговой. Результатом такой творческой работы становятся настоящие «шедевры», которые дети с гордостью дарят мужчинам в своих семьях.

Интеграция учебной деятельности и традиций народной культуры происходит также и на уроках «Ознакомления с окружающим миром» по программе О.Т.Поглазовой. Особенно это легко сделать на уроках, посвященных изучению истории России. Стараясь привить им интерес к истории родной страны, к истории семьи, я предлагаю ребятам при изучении геральдики и гербов различных городов, придумать герб своего микрорайона, школы, семьи, при этом используя знания о правилах геральдики, которые мы изучаем пор программе.

Наиболее творческой работой в четвертом классе считаю составление родословного древа (для этого я привлекаю и семьи своих учеников), но, прежде чем составить его, я знакомлю учащихся с понятием «мировое дерево», существовавшем у наших предков. Славяне верили, что дерево может существовать одновременно в трех мирах – нижнем, подземном, который они называли «навь», средним («явь») и верхнем («правь»). В подземном мире, по мнению славян, жили наши предки (корни), их продолжением являлись все живущие сейчас (ствол), а в верхнем мире проживали Боги, и славяне связывали с ними свое будущее (потомки - крона). После этого дети с интересом начинают искать и свои «корни».

Большое внимание развитию творческих способностей своих учеников уделяю и на уроках литературного чтения, а особенно на уроках внеклассного чтения (см.приложение). С удовольствием при изучении малых фольклорных форм (колыбельных, потешек, загадок, небылиц – они встречаются на протяжении всех лет обучения в начальной школе), мои ученики с удовольствием занимаются сочинительством, изучают правила, по которым строятся поэтические произведения, рифму, и придумывают свои «малые формы».

Очень детально мы с ребятами изучаем русские народные сказки, предлагаемые программой (автор О.В.Кубасова). Исследователи фольклора утверждают, что сказка – не литературное произведение, а социальная история. Поэтому, я стараюсь объяснить ребятам, почему в сказках появляются те или иные образы. Исследуя сказку вместе с учениками, мы выясняем, что, как правило, в сказках встречается три или семь персонажей. Даю ребятам задание выяснить, почему («три» и «семь» считались магическими числами у наших предков). После такого изучения ребята легко распознают не только какими бывают сказки, но и могут по образу Бабы Яги определить, какая сказка более древняя (изучая эту тему, я с удивлением сделала для себя открытие, что сказки, где Баба Яга добрая, помогает герою – были созданы раньше, в период матриархата, и образ Бабы Яги был собирательным обереговым материнским образом (вспомним куклу-берегиню), а вот сказки, где Баба Яга злая, создавались в более поздний период, когда началось искоренения язычества на Руси. Добрая язычница Баба Яга не «вписывалась» в христианскую мораль).

Конечно, я не открою Америку, предлагая коллегам использовать инсценирование сказок и пословиц. Но в данной работе открываются не только широкие горизонты для творчества детей (учащиеся сами с помощью родителей готовят костюмы, выполняют декорации, репетируют), но и появляется возможность у учителя развить у своих учеников сценические и коммуникативные навыки, привить диалоговую культуру, развивать эстетический вкус.

Без сомнения, развитие творческих способностей учащихся, привитие им любви и уважения к культуре своего народа невозможно без внеурочной деятельности. Мы отмечаем с ребятами и родителями праздники «годового круга», а знакомство с ними также помогает мне и на уроках. Интересно и весело проходит «Урок в древнерусской школе», после которого ребята делают вывод, что современным школьникам, оказывается, учиться гораздо проще, необходимо только желание.

Возвращаясь к началу своей работы, хочу заметить, что творчество учителя – творчество ученика. Дети – барометр нашей работы. Если дети раскованы, свободны, работают активно и с удовольствием, если их души открыты для «выхода за рамки» (а это еще одно определение творчества) – значит, цель, которую мы ставим перед собой в самом начале школьного пути ребенка, достигнута.

















ПРИЛОЖЕНИЕ.


Урок внеклассного чтения (2 академических часа) (4 класс).


Тема: Русские народные волшебные сказки о чудесной задаче и чудесных помощниках (обобщение).

Цель: Систематизировать и обобщить знания учащихся о русских народных волшебных сказках о чудесной задаче и чудесных помощниках.

Задачи: 1. Закрепить умение распознавать сказки среди произведений других жанров.

  1. Повторить основные особенности волшебных сказок о чудесной задаче и чудесных помощниках

  2. Подготовить учащихся к восприятию нового типа сказок

  3. Продолжить работу над развитием творческих и актерских способностей

  4. Расширить кругозор учащихся через знакомство с произведениями устного народного творчества.

  5. Воспитывать духовность через народные традиции

  6. Развивать коммуникативные способности учащихся.

Оборудование: ИКТ (презентация)

Оформление: 1. Выставка рисунков учащихся к сказкам о чудесных помощниках

2. Изделия народных промыслов

3. Нарисованная на большом листе русская печь.


Ход урока: (звучит ФНГ - русские народные песни)

  1. Орг.момент

  2. Беседа:

    • Произведения каких жанров мы можем отнести к устному народному творчеству, перечислите.

    • Давайте вспомним одно из произведений песенно-хороводного жанра (с детьми проводится игра «Ходит царь»): Дети водят хоровод, внутри круга ходит мальчик-«царь», дети идут по кругу, поют:

Ходит царь

Вкруг нова города

Ищет царь

Все царевну свою, королевну свою.

Где, где, где она,

Где царевна твоя, королевна твоя?

Вот, вот, вот она,

Вот царевна твоя, королевна твоя.

Ты возьми ее,

За правую руку,

Ты веди ее

Вкруг нова города.

Поклонись, царевна, поклонись млада,

Царевич велел, молодой приказал,

Попляши, царевна, попляши млада,

Царевич велел, молодой приказал,

На словах «Вот, вот, вот она….» мальчик выбирает девочку, выводит в круг, далее девочка выполняет все, о чем поют дети (кланяется, танцует).

После игры – продолжение беседы:

  • Кто главный герой этой песни? (царь)

  • А в каких еще произведениях русского фольклора может быть царь одним из главных героев? (в сказках)

  • Вы правы, ребята, в сказках. И для того, чтобы продолжить наш разговор, нам нужно пригласить сказительницу. (учитель накидывает платок, «превращается» в сказительницу):

    • Послушайте-ка, добры молодцы и красны девицы мою былину: не в котором царстве, не в котором государстве стоит столб точеной, под ним кот ученой сказыват, да нам слушать наказыват.

Жил да был себе старик со своею старухою бедные-бедные! Хлеба-то у них не было, вот они и поехали в лес, набрали желудей, привезли домой. Стали они желуди есть, а один взял, да под пол закатился. И вырос из него дуб до самого неба. Полез старик за желудями на небо. Глядь, а там сидит кочеток-золотой гребенек и стоят жерновцы. Захватил старик кочетка и жерновцы и спустился в избу. Стали они со старухой жить-поживать: как покрутят жерновцы – все блин да пирог! (можно на этом сказку «Кочеток-золотой гребенек» остановить, а можно прочитать ее целиком).

      • Ребята, вы согласны, что это-былина? А к какому фольклорному жанру относится это произведение? Докажите.

      • Скажите, а сказки все одинаковые? Сказки каких типов вы знаете? (о животных, бытовые, волшебные)

      • А какие вам больше сказки нравятся и почему?

      • А волшебные сказки все одинаковые? На какие типы делятся волшебные сказки? (сказки о чудесных помощниках, чудесной задаче и чудесных детях)

      • С какими двумя типами волшебных сказок мы с вами уже хорошо знакомы? ( «о чудесной задаче» и «чудесных помощниках»)

Я предлагаю вам отправиться в мир волшебных сказок, пусть они оживут. Мы сегодня и зрители, и участники, и жюри. (инсценирование сказок по группам – дети готовили по группам дома с привлечением родителей, подведение итогов).

  • А сейчас я предлагаю вам еще раз вспомнить эти сказки. Какие традиционные сказочные образы в них появляются? А какой из них самый древний? (Баба Яга). Для какого типа сказок характерен этот образ? («о чудесной задаче»). Кем она была по представлению славян-язычников? (праматерью, матерью всех матерей). А что вы можете сказать о куколке из сказки «Крошечка-хаврошечка»? (оберег, связь с потусторонним миром).

  • Мы с вами говорили о том, что сказки о чудесной задаче связаны с представлением славян о бессмертии всего живого. Давайте вернемся обратно в сказку. Мы с вами оказались на перепутье. Как вы думаете, куда могли бы нас привести эти дороги? (на экране – камень с надписями «пойдешь направо….»). Как вы думаете, куда бы могли привести нас эти дороги? (вспоминается знание детей о «триедином» представлении славян о строении мира и о бессмертии всего живого)

  • Посмотрите, пожалуйста, какие замечательные рисунки вы нарисовали к сказкам о чудесной задаче! Какими удивительными получились и щука, и серый волк! (дети доказывают, что я не права, щука и волк – персонажи сказок о чудесных помощниках). А какие еще чудесные помощники могли бы нам встретиться в волшебных сказках? (конь, т.к. был символом среднего мира, без него был невозможен быт).

  • Как, по-вашему, какие сказки наиболее древние – сказки о чудесной задаче или о чудесных помощниках и почему? (сказки о чудесной задаче, т.к. основаны на языческих представлениях славян) (детям, также, предлагается определить, в чем схожесть, и в чем различие этих типов сказок).

  • Как вы думаете, ребята, почему я выбрала именно такое оформление к уроку? (чудо-печь тоже является не только предметом быта, но и персонажем волшебных сказок).

  • Мы с вами познакомились еще с двумя типами волшебных сказок, а как вы думаете, за что же многие века люди разных культур, верований и традиций любят сказки? (главное - учат добру).

  • Как итог, дома детям предлагается написать свою волшебную сказку о чудесной задаче или чудесных помощниках.










Список использованной литературы:


    1. Краткий психологический словарь/Сост. Л.А.Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского и др. – М.:Политиздат, 1985

    2. Восточнославянские волшебные сказки. Для учащихся сред. и ст. классов/Сост., подготов. текстов, вступ. ст., коммент., слов. Т.В.Зуевой – М.: Просвещение, 1992

    3. Древнее искусство народов Прикамья. Пермский звериный стиль/В.Оборин – Пермское книжное издательство, 1976

    4. Одежда народов СССР/Н.М.Калашникова, Г.А.Плужникова – М.:Планета,1990

    5. 25 развивающих занятий со второклассниками. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Л.В.Мищенкова – Ярославль, Академия развития, 2007.


Полный текст материала Статья "Развитие творческих способностей младших школьников через интеграцию учебной деятельности и традиций народной культуры" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Боброва Лариса Викторовна  БоброваЛ
08.02.2012 0 2831 367

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК