Активизация познавательной деятельности на уроках математики как условие для развития личности.


19


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Михайловская средняя общеобразовательная школа №1»





Активизация

познавательной деятельности учащихся на уроках математики как условие для развития личности



Автор работы - учитель начальных классов

МОУ Михайловская СОШ №1

Калюжная Галина Александровна










с. Михайловское 2011г.

Оглавление



I. Введение…………………………………………………………………. 3

II. Педагогические условия, способствующие развитию познавательной

деятельности учащихся на уроках математики.................................…4

III. Приемы активизации познавательной деятельности учащихся...........8

  1. Использование занимательного материала на уроках

математики (игры, кроссворды, задачи в стихотворной

форме, нетрадиционные уроки)……………………………….8

  1. Информационно-коммуникационные технологии

на уроках математики……………............................................11

3. Использование тестов для контроля знаний учащихся……..13

  1. Исторический материал как средство активизации

познавательной деятельности учащихся………………….....14

IV . Результативность работы............……………………………………...15

V . Заключение……………………………………………………………..17

Приложение…………………………………………………………....18

Список используемой литературы........................................................19
















I. Введение


Начальная школа - самоценный принципиально новый этап в жизни ребенка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

У многих школьников отмечается равнодушие к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов.

Главная задача педагога в этих условиях заключается в поиске более эффективных форм, моделей, способов и условий обучения. Таким образом, на первый план выходит проблема активизации деятельности учащихся в процессе обучения.

Развитие активности, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу – это требования самой жизни.

Очень важно, чтобы ученик имел такие качества личности, как умение анализировать, решать проблемы, умение самостоятельно принимать решения, применять знания в своей практике, творить. И задача педагога состоит в том, чтобы развивать у учащихся познавательный интерес, творческое отношение к делу, стремление к самостоятельному добыванию знаний и умений, применения их в своей практической деятельности.










II. Педагогические условия, способствующие развитию познавательной деятельности учащихся на уроках математики.

Математику уже затем учить надо,

что она ум в порядок приводит.

М.В.Ломоносов


Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из самых основных задач учителя. Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет её к последующему решению различных задач.

Учеба – труд, и труд нелегкий. И не надо искусственно облегчать его. Ребенок с малых лет должен понимать, что все достигается трудом, и что трудиться не просто. При этом учитель должен сделать так, чтобы нелегкий учебный труд приносил школьнику удовлетворение, радость, возбуждал желание вновь и вновь познавать новое.

Как правило, все дети 6 – 7 лет с большим желанием идут в школу, им все интересно, они всегда хотят отвечать, руки их постоянно тянутся вверх, они даже обижаются на учителя, когда их не спрашивают на уроке.

Становление познавательных интересов учащихся, воспитание активного отношения к труду происходит, прежде всего, на уроке. Необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе любого урока, употребляя для этого различные методы, формы и виды работы, и дифференцированный подход к детям, и индивидуальную работу на уроке, и различные дидактические, иллюстративные, раздаточные материалы, технические средства обучения и вспомогательный материал к ним.

Ученик работает на уроке с интересом, если он выполняет посильное для него задание. Одна из причин нежелания учиться заключается именно в том, что ребенку на уроках предлагаются задания, к выполнению которых он еще не готов, с которыми справиться не может. Следовательно, надо хорошо знать индивидуальные особенности детей. Нужно помочь каждому ученику самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа на вопрос задачи. Развитием этих умений необходимо начать заниматься как можно раньше: сравнивать и сопоставлять с детьми предметы, складывать разрезные картинки и геометрические фигуры, составлять симметричные композиции, искать аналогии. Важно развивать у детей логическое мышление, устную и письменную речь, а также постоянно повышать их интеллектуальный уровень.

Изучению математики в школе до сих пор отводится одно из центральных мест. В то же время математика относится к числу предметов, усвоение которых вызывает затруднения у многих учащихся, в том числе у младших школьников. С первых уроков на детей обрушивается лавина незнакомых фактов, представлений, понятий, терминов, знаков, правил, формул, так что ученики не в силах их осмыслить и запомнить. Основными причинами этого являются:

  • Несформированность абстрактного мышления;

  • Неумение воспринимать невидимые отношения, связи и зависимости;

  • Недостаточное развитие памяти, внимания;

  • Неумение анализировать, выделять главное и т.д.

Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовывать на каждом уроке так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика. Такая работа помогает в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал.

Учеба – это серьезный труд. И именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять явление. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительными эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз.

Активизировать – это значит целенаправленно усиливать познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) в мозгу учащихся, побуждать их затрачивать энергию, прилагать волевые усилия для усвоения знаний и умений, преодолевая трудности. Существуют различные пути активизации учебной деятельности:

  • проблемное изложение материала,

  • комментированные упражнения,

  • самостоятельная работа учащихся,

  • творческая работа детей,

  • формирование стимулов к учению.


Но можно выделить и другие способы активизации:

  • игровые методы,

  • моделирование,

  • занимательность,

  • проведение нетрадиционных уроков.


Младший школьник имеет специфические возрастные особенности:

  • неустойчивое внимание,

  • преобладание наглядно-действенного мышления,

  • повышенная двигательная активность,

  • стремление к игровой деятельности,

  • разнообразие познавательных интересов.

Все это требует творческого подхода к работе учителя. Для того, чтобы поддерживать в течение всего урока внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности.

Математика объективно является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает субъективные трудности у многих учащихся. Обучение математике способствует умственному развитию, в процессе которого у учащихся вырабатываются умения обобщать и конкретизировать, систематизировать и классифицировать, проводить анализ. Формируются также личные качества: точность, сосредоточенность, внимание, настойчивость, ясность словесного выражения мысли.

Учебная деятельность идет более успешно, если у учеников сформировано положительное отношение к учению, есть познавательный интерес и потребность в познавательной деятельности, а также, если у них воспитаны чувства ответственности и обязательности.

Обучение математике способствует умственному развитию, в процессе которого у учащихся вырабатываются умения обобщать и конкретизировать, систематизировать и классифицировать, проводить анализ. Формируются также личные качества: точность, сосредоточенность, внимание, настойчивость, ясность словесного выражения мысли.

















III. Приемы активизации познавательной деятельности учащихся

1. Использование занимательного материала на уроках математики

Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.

Например, в процессе игры на уроке математики незаметно для себя учащиеся выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. У них развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер. Игра необходима и для сохранения преемственности между детским садом и школой.

На каждом уроке математики я провожу устный счет, используя при этом игровые и занимательные задания, дидактические игры: «Собери букет», «Математическая рыбалка», «Кто быстрее?», «Молчанка», «Собери грибы», «Математический футбол».

Задачи со сказочным сюжетом усиливают интерес к самой задаче, побуждают ребёнка решить проблему, вызывают желание помочь литературным героям. Вот некоторые из задач:

1. Доктор Айболит велел Бармалею принимать таблетки через каждые 15 минут. Через какое время Бармалей примет 4 таблетки?

2. Самый длинный бал королевства продолжался с 15 августа по 7 сентября включительно. Сколько дней продолжался праздник?

3. Три поросенка бежали от волка 3 км. Сколько километров пробежал каждый поросёнок?

4. Дядя Фёдор добирается из города в деревню Простоквашино на электричке за 1ч 30 мин, а обратно за 90 минут. Почему?

Дети очень любят «Веселый счет» - рифмованные задачки. Первоклассникам, например, начертания цифр помогают запомнить веселые стихотворения. Геометрический материал легко запоминается благодаря сказкам, стихотворениям о геометрических фигурах.

Поддерживать интерес детей к учебе мне помогают яркие наглядные пособия. Приглашаю на уроки героев детских сказок – веселых человечков. Это Буратино, Мальвина, Незнайка, Карлсон и др. Они задают детям хитрые вопросы, приносят письма с заданиями.

Ребусы, кроссворды никого не оставят равнодушными. Большую ценность на уроке представляют загадки. К. Д. Ушинский писал, что «загадка заляжет прочно в памяти, увлекая с собой и всё объясняя к ней привязанное».

На различных этапах урока использую загадки ( в основе которых лежит сравнение) в качестве приёма, активизирующего познавательный интерес и мыслительную деятельность.

Детям нравятся нетрадиционные уроки. По определению И.П. Подласова, нетрадиционный (нестандартный) урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру.

Мнения педагогов о нетрадиционных уроках расходятся: одни видят в них правильный шаг в направлении демократизации школы, другие считают такие уроки нарушением дидактических принципов, искажение структуры урока. На мой взгляд, нетрадиционный урок не только может, но и должен быть использован в начальной школе, так как является одним из действенных способов активизации учебной деятельности.

Наиболее распространенные типы нетрадиционных уроков: урок-сказка, урок-КВН, урок-путешествие, урок-спектакль, урок-викторина, урок-игра, урок-аукцион, урок-конференция, урок-соревнование, урок-эстафета...

Нетрадиционные уроки чаще имеют место при проверке и обобщении знаний учащихся, закреплении и повторении изученного.

Урок-путешествие.

Урок проводится в форме воображаемого путешествия. Этапами урока являются остановки по пути следования.

Мною были проведены уроки по математике:

в 1 классе по теме «Сложение и вычитание в пределах 10»

( Мультимедийный урок. С математикой в космический полёт),

во 2 классе по теме « Сложение и вычитание в пределах 100».

( Интерактивный урок. Путешествие на остров сокровищ.)


























2. Информационно-коммуникационные технологии

на уроках математики


Современные интерактивные средства обучения позволяют интенсифицировать многие традиционные виды учебно-познавательной деятельности, облегчить понимание учащимися сути изучаемых зависимостей или отношений, превратить работу на уроке в увлекательное занятие по открытию нового.

При проведении уроков использую компьютерные презентации на различных этапах урока: для проведения устного счёта, в качестве тренажёра при формировании вычислительных навыков, для осуществления самоконтроля, при проведении физкультминуток.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - гласит народная пословица. Общеизвестно, что большую часть информации мы получаем визуально. Реализовать на уроках один из важнейших принципов дидактики – принцип наглядности – значит обеспечить высокий уровень усвоения предлагаемого материала.

При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики. Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика.

Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.

Мультимедийные технологии использую:

для объявления темы урока;

при объяснении нового материала;

как информационно – обучающее пособие;

для контроля знаний.

К положительным аспектам присутствия ИКТ в учебном процессе относится повышение уровня образования, качества знаний учащихся, а также рост профессиональной компетенции учителя.































3. Использование тестов для контроля знаний учащихся


В целях повышения ответственности учащихся за результаты своего труда, для развития самостоятельности в овладении знаниями я использую различные формы контроля знаний. Известно, что опрос, письменный или устный, - основное средство «обратной связи» в системе «учитель-ученик». Проверка и оценка знаний, умений, навыков является важной и необходимой частью учебного процесса.

Рассматривая структуру самостоятельной познавательной деятельности учащихся, я пришла к выводу о необходимости повышения количества разнообразных самостоятельных работ в учебном процессе.

В своей работе для проверки знаний использую тест. Он позволяет провести более широкий тематический контроль материала на ту или иную тему, а может быть, и на ряд тем. Тест позволяет сэкономить время на уроке. Интенсивная работа при тестировании повышает заинтересованность учащихся в хорошем результате. Кроме того, тест благотворно влияет на развитие интуиции и логического мышления. Путь к этому лежит через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса, занимательность, а также через творческие работы учащихся.













4. Исторический материал как средство активизации

познавательной деятельности учащихся


Там, где это оправда­но программой, вводной частью урока, возбуждающей инте­рес и внимание учащихся, может и должен быть короткий увлекательный рассказ, связанный с историей мате­матики. Такие краткие экскурсы в прошлое математики вызывают у учащихся интерес. Сообщение сведений из истории науки полезно и в познавательном плане, ибо способствует формированию у учащихся ми­ровоззрения.

При археологических раскопках в Китае и Индии были найдены квадратные амулеты. Квадрат разделён на 9 квадратиков, в каждом из которых написано по одному числу от 1 до 9. Замечательно, что суммы чисел в каждой строке, в каждом столбце и по каждой из двух диагоналей были равны одному и тому же числу 15. В средние века магические квадраты были очень популярны.


4

9

2

3

5

7

8

1

6







Интересным способом нахождения неизвестного числа пользовались в Древнем Египте. Называли этот способ «фальшивым правилом» Поясним его на примере. Пусть знаем, что * +7=19 (в окошке спрятано неизвестное число). Предположим наугад, что это число равно 6, тогда получим: 6+7=13, а это меньше 19. Увеличим число, поставленное по догадке, пусть оно равно 13, тогда 13+7=20 – больше 19. А теперь любой догадается, что в «окошке» спрятано число 12.





IV. Результативность


Работу, направленную на развитие уровней познавательной активности своего класса начала после получения результатов входной диагностики в 1 классе.


2 5% 30%

25% - нулевой уровень


20% - ситуативный уровень


- исполнительный уровень

- творческий уровень


Проведенные диагностики в 1-2 классах подтвердили, что детям интереснее всего те занятия, на которых используются игровые (занимательные) задания и упражнения; у них возросли показатели объема памяти, восприятия, мышления, внимания, наблюдалась положительная динамика уровней познавательной активности.



- нулевой уровень

42%

38% - ситуативный уровень

25%

15% - исполнительный уровень

- творческий уровень



В результате проводимой мною работы учащиеся стали более активными, все учащиеся принимают участие в подготовке и проведении внеклассных мероприятий, во всероссийском конкурсе «Математика со Смешариками» (3 учащихся заняли 3 место).

Результаты проведенного мною опроса таковы. Все учащиеся считают, что учить математику нужно, но мотивы у всех разные:

«интересно» - 40%

« в жизни пригодится»- 10%

«учу математику для того, что бы получить хорошую оценку» - 35% «заставляет учить мама» - 15%.

Поэтому еще предстоит работать над изменением мотивации учащихся.





























V. Заключение


Мне, как любому учителю, хочется, чтобы мои ученики быстро считали, умели аргументировать свои действия при решении любого типа задания, владели необходимыми и достаточными умениями и знаниями по математике. Я стараюсь воспитать активно мыслящую личность. Ведь очень важно, сможет ли ученик творчески подойти к изучаемому материалу, а в дальнейшем быть активным в жизни. Очень важно, чтобы ученик имел такие качества личности, как умение анализировать, решать проблемы, умение самостоятельно принимать решения, применять знания в своей практике, творить.

Регулярное использование на уроках математики системы специальных задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор младших школьников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

В заключение хочется сказать, что мои дети любят уроки и ждут их с нетерпением, каждый урок для них – открытие нового, еще не познанного. Я стремлюсь в своей работе к созданию условий, обеспечивающих ребёнку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению.

















Приложение

















Литература:


1. Щукина Г.И .Формирование познавательных интересов школьников . Л., 1968.

2.Волина В. В. Праздник числа. М.: АСТ-Пресс.,1989.

3.Волошкина М. И. Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики. Нач. Школа №9, 1992 г. №6, 1994 г.

4.Белошистая А. В. Развитие математических способностей школьника. Нач. Школа №1, 2003 г.

5.Сорокин П. И. Занимательные задачи по математике в начальных классах. М.: 1985г.

6.Пряникова Н. Е. Материалы к урокам математики в начальной школе. Брянск, Курсив, 2003 г.






Полный текст материала Активизация познавательной деятельности на уроках математики как условие для развития личности. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Калюжная Галина Александровна  Галина1306
12.02.2012 0 3303 662

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК