Слайд 1
Моя Кубань!
/из опыта работы/
МБОУ гимназия №18
учитель начальных классов
Матюнина Марина Валерьевна
МБОУ гимназия № 18 г. Краснодар
Моя Кубань!
(из опыта работы)
Подготовила:
Матюнина Марина Валерьевна
учитель начальных классов
г. Краснодар
2012
Цель: Показать возможность прививать любовь к родному краю, к своей малой Родине; необходимость в проведении экскурсий с целью: знакомство с различными видами жизнедеятельности людей, общение с богатой природой родного края; реализовать возможность развития речи в процессе данных уроков
(Слайд № 1) В современных условиях Российского образования один из важных вопросов является формирование его региональной составляющей. Приоритетом современного начального общего образования становится гуманистическая направленность образования.
(Слайд № 2) В Краснодарском крае региональный компонент содержательно реализуется посредством преподавания учебного предмета «Кубановедение».
Курс позволяет активизировать знания учащихся о родной Кубани, её природе и общественно-культурной жизни человека в историческом развитии. Ведущим принципом отбора материала является краеведение в сочетании с мироведением.
(Слайд № 3) Основная цель курса «Кубановедение» в начальной школе заключается в формировании у младших школьников целостной научной картины мира и понимания роли своей малой Родины, в воспитании гуманной, социально-активной личности, относящейся ответственно и бережно к богатству природы Кубани, её истории, культуре, уважительно – к жителям края.
Данный курс в системе общего развития учащихся призван решать следующие задачи:
-изучить своеобразие истории, культуры, природы родного края;
-развить экологическое мышление, формировать экологическую грамотность;
-воспитать эмоционально-волевые, нравственные качества личности ребёнка;
-развить креативность младшего школьника, способность к позитивному преобразованию окружающего мира;
-сформировать чувство ответственности за сохранение и преумножение исторического и культурного наследия.
«Кубановедение» в начальной школе является интегрированным курсом. При его изучении младший школьник узнаёт об особенностях природы Краснодарского края, об историческом развитии своей малой Родины, о поэтах, писателях, композиторах и художниках, выдающихся деятелях науки, медицины, о хозяйственной деятельности жителей родного края.
(Слайд № 4)
Так знакомясь с темой хозяйственной деятельности жителей родного края, мы посетили Филиал №1 ЗАО МПБК «Очаково» – крупнейшее пищевое предприятие в Краснодарском крае. Узнали о славной истории комбината, которая уходит корнями в события XVIII столетия. (Слайд № 5) Познакомились с производством и ассортиментом выпускаемой предприятием продукции и, конечно, произвели дегустацию готовой продукции, ориентированной на детского потребителя, которая чередовалось с викториной об истории и работе комбината. Дети получили домашнее задание составить кроссворды о комбинате «Очаково», основываясь на полученных знаниях.
(Слайд № 6)
Продолжая эту тему, в 4-м классе мы посетили Швейную фабрику. Узнали, как происходит крой, пошив и нанесение рисунка на готовое изделие. Узнали люди каких профессий трудятся на этом предприятии.
(Слайд № 7) Тему «Труд и быт жителей Кубани» ярко открывает посещение музея пожарной части МЧС России по Краснодарскому краю. Мы познакомились с историей и бытом Кубанских казаков, узнали, как раньше тушили пожары, что использовали при тушении. Так же экскурсовод познакомил детей с иконой «Неопалимая купина», которая охраняет дома и земли от пожаров.
(Слайд № 8)
Кроме того дети узнали о профессии современных пожарных, как вести себя при пожаре, не допустить и предотвратить пожар.
Развитие речи происходит на уроках «Кубановедение» и при каждом проведении экскурсий. (Слайд № 9) Так в 1 классе, знакомясь с основными представителями растительного и животного мира. Мы посетили зоопарк Краснодарского Юридического института МВД России, в котором содержится множество различных животных и птиц. Узнали, какие из представителей животного мира обитают в нашем крае. Конечно, после такой активизации эмоциональной сферы ребёнка, учащиеся с лёгкостью выполнили домашнее задание составить описательный рассказ об одном из животных.
(Слайд № 10) Во время изучения раздела «Природа родного края» (во 2-м классе) приезд в гимназию Краснодарского отдела русского географического общества при КГУ с выставкой: «Красная книга Кубани», даёт возможность активизировать эмоциональную сферу ребёнка.
(Слайд № 11) Экскурсия в г. Горячий ключ и в г. Сочи продолжает изучение растений нашей местности, беседуем о бережном отношении к природе. Экскурсии дают богатый материал для последующих уроков: «Красота окружающего мира », «Нет в мире краше Родины нашей», «Кубань-здравница России».
(Слайд № 12)
На уроках кубановедения дети рассказывают о том, что их окружает: о природе, о своей семье, о друзьях; делятся своими наблюдениями и впечатлениями; учатся добывать интересный дополнительный материал, используют материалы экскурсий и дополнительные источники, тем самым обогащая свой словарный запас. Пишут свои стихи, загадки, рассказы, сказки о родной природе.
Общение с богатой природой родного края – это база для воспитания у младших школьников ответственности за свою малую родину и чувства уважения к тем, кто открывал, осваивал, защищал земли Кубани.
У детей должна сложиться целостная, яркая картина природных условий и жизни людей на Кубани, сформироваться общее представление о трудовых и культурных особенностях региона. Опираясь на исследовательские методы (наблюдения, опыты), экскурсии в природу, младшие школьники узнают о достопримечательностях родного города, о многонациональном населении Кубани. Знакомятся с устным народным творчеством Казачества, предметами культуры своих предков. Загадки, пословицы, поговорки, казачьи песни обогатят строй речи детей и помогут лучше осмыслить своеобразие кубанского говора.
(Слайд № 13)
При изучении темы «Природа Краснодарского края. Формы поверхности Земли» использую ряд пословиц и поговорок. Задание: попробуйте вставить в текст пословицы и поговорки.
Когда вечером вы сделаете все домашние задания, вы можете сказать: «Гора свалилась с плеч», а ведь уроков было много и вам пришлось горы своротить. Но иначе нельзя, ведь я на вас надеюсь как на каменную гору. Хорошо тем, кто живёт за горами, за долами. У них там, в сказках, всегда пир горой! Но, если вы правильно сделаете домашнее задание, значит, ваши дела пошли в гору! (Слайд № 14, 15)
Изучая тему «Природные явления, погодные аномалии использую ряд загадок.
Летит без крыльев и поёт,
Прохожих задирает
Одним проходу не даёт,
Других он подгоняет. (Ветер)
Пыль с дороги захватил,
А потом, набравшись сил,
Завертелся, закружился
И столбом до неба взвился. (Смерч)
На море бывает.
Корабли вздымает,
Волнами о берег бьёт,
Кораблям ходу не даёт. (Шторм)
(Слайд № 16,17,18) В конце урока для закрепления темы предлагаю разгадать кроссворд
|
3 |
|
|
5 |
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вопросы (ответы):
Сильный ветер, скорость которого около 120 км/ч (Ураган).
Быстрое движение земной коры, вызванное толчками снизу, сбоку (Землетрясение).
Сухой, горячий ветер (Суховей).
Сильный ветер в виде вращающегося столба (Смерч).
Временное затопление части суши в результате подъёма уровня воды (Наводнение).
Разновидность урагана (Буря).
Специально обученные люди, оказывающие помощь потерпевшим бедствие (Спасатели).
Знакомимся с приметами. В народе сложились разные приметы, связанные с погодными явлениями. Люди замечали, что предшествует тому или иному явлению, запоминали это. Передавали эти знания друг другу, своим детям. Вот несколько примет:
птица хохлится к непогоде;
багровые зори к ветрам;
звезды падают к ветру;
Дети получают домашнее задание узнать приметы к следующим природным явлениям:
Сперва – блеск, Серебряные нити
Потом – треск, Небо с землёй сшили
За треском – плеск (гроза) (дождь)
(Слайд № 19) Конечно, уроки устного народного творчества богатой палитрой знакомят нас с кубанскими песнями, пословицами и поговорками. Среди них, конечно, немало общерусских, произнесённых на свой лад, но немало и таких, за которыми просматривается тип казака, человека решительного и в то же время осторожного, щедрой души и в то же время скуповатого, человека красивого в своих принципах жить по вере и заветам прадедов. Пословицы и поговорки всегда являются выражением нравственной нормы, без которой жизнь не может быть нормальной. Можно подобрать и использовать параллельно пословицы из книг «Русские пословицы и поговорки» под ред. Аникина и «Кубанские пословицы» Петра Ткаченко. Например, (Слайд № 20)
- яки кориння, такэ и насиння (какие сани, такие и сами);
- яка мамка, така и лялька (яблоко от яблони не далеко падает);
- слухав бы бог пастуха, так всэ (на бога надейся, а сам не плошай )
стадо бы пэрэдохло
(Слайд № 21) На протяжении всего курса изучения «Кубановедения» в начальной школе дети знакомятся с кубанскими диалектами в кубанских сказках, рассказах, пословицах и поговорках, также при знакомстве с обрядовыми праздниками, народными обычаями.
(Слайд № 22) Эффективность данного курса зависит от интеграции с другими курсами в процессе обучения. Так при изучении темы: «Одежда жителей Кубани», «Обычаи и праздники народов, живущих на Кубани» проводим интегрированный урок с уроком технологии. Научные работники Краснодарского краевого художественного музея им. Ф.А.Коваленко проводят мастер-класс по изготовлению игрушек, которые использовались в обиходе детей на Кубани в 18-19 веках.
Мастер-классу предшествует беседа: сотрудники знакомят с куклами, на которых представлены кубанские костюмы.
(Слайд № 23) «Кубановедение» – предмет особый. Для более успешного его усвоения учителю начальных классов необходимо проводить уроки в нетрадиционной форме: экскурсии, викторины, уроки – исследования, посещение музеев, выставок, встречи с интересными людьми. Постепенность, последовательность и перспективность при изучении данного курса создадут условия для дальнейшего изучения соответствующих предметов в среднем звене школы
Используемая литература:
1.Кубановедение.Программа для 1-4классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края.- Краснодар: Перспективы образования,2009.
2.Примерное учебно-тематическое планирование по курсу «Кубановедение» для
1-11классов .- Краснодар: Перспективы образования,2004.
3.Пётр Ткаченко «Кубанский говор».- Краснодар: «Традиция», 2008.
4. Пётр Ткаченко «Кубанские пословицы и поговорки».- Краснодар: «Традиция», 2008.
5.Под редакцией В.П.Аникина «Русские пословицы и поговорки».Москва «Художественная литература», 1988.
6.Иллюстрации из учебника «Кубановедение» 3-4кл.
7. Фотографии из классного архива.
Автор: Матюнина Марина Валерьевна
→ Marina---- 15.02.2012 0 2494 421 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.