Методическое пособие "Введение в физику"; 2-4 класс
Важнейшим условием проблемного обучения являются использование проблемных ситуаций. Они возникают тогда, когда перед учащимися поставлена познавательная задача. Необходимо сделать самостоятельный шаг, усилие, чтобы ответить на вопрос или выполнить задание учителя. Работа учеников в такой ситуации носит поисковый, проблемный характер.
В методике преподавания физики в начальной школе вопросы проблемного изучения исследованы очень слабо: не выстроена система познавательных задач, не определены условия создания самих проблемных ситуаций, не разработана методика уроков с применением элементов проблемности.
Предлагаемый нами курс разрабатывался из соображений использования на уроках методов, дающих ученикам возможность самостоятельного поиска решения той или иной познавательной задачи. Самостоятельный поиск решения служит одним из средств овладения системой знаний по тому или иному учебному предмету и в то же самое время способствует развитию самостоятельного творческого мышления.
Проблемные ситуации на уроках физики в начальной школе способствуют глубокому усвоению системы знаний о природе, формированию элементов материалистического мировоззрения, умственных и практических умений, развивают познавательный интерес, наблюдательность и любознательность.
Положительные эмоции, сопровождающие процесс усвоения знаний учащимися начальных классов, – важнейшая сторона познавательных интересов и любознательности.
Одним из педагогических требований формирования положительных эмоций является посильность знаний. В процессе обучения должна быть четко продумана система постепенно усложняющихся задач. Большое значение для создания положительных эмоций имеют методы и приемы исследовательского характера (наблюдения, опыты, практические работы), нестандартное начало урока.
В основе курса лежит простая идея: предметы, явления, хорошо знакомые ребенку в его повседневной жизни, рассматриваются с разных, часто неожиданных для ребенка сторон. В результате становится возможным значительное расширение границ его внутреннего мира. Решение познавательных задач достигается различными средствами: сказка, иллюстрация, загадка, пословица, практическое задание и т.д.
По определению фольклориста В.И. Чичерова, «загадка – это иносказательное описание какого-либо явления или предмета, данное обычно в форме вопроса.» Следовательно, загадки заставляют ребенка думать, рассуждать, доказывать. Они учат детей говорить ярко, образно, просто, обогащают память, расширяют словарный запас, способствуют формированию морально-этических норм. Уроки с использованием заданий с загадками полезны для ума, не утомляют учащихся. Работа с загадкой предусматривает не только отгадки, но и побуждает к активной мыслительной деятельности.
В методике преподавания физики в начальной школе вопросы проблемного изучения исследованы очень слабо: не выстроена система познавательных задач, не определены условия создания самих проблемных ситуаций, не разработана методика уроков с применением элементов проблемности.
Предлагаемый нами курс разрабатывался из соображений использования на уроках методов, дающих ученикам возможность самостоятельного поиска решения той или иной познавательной задачи. Самостоятельный поиск решения служит одним из средств овладения системой знаний по тому или иному учебному предмету и в то же самое время способствует развитию самостоятельного творческого мышления.
Проблемные ситуации на уроках физики в начальной школе способствуют глубокому усвоению системы знаний о природе, формированию элементов материалистического мировоззрения, умственных и практических умений, развивают познавательный интерес, наблюдательность и любознательность.
Положительные эмоции, сопровождающие процесс усвоения знаний учащимися начальных классов, – важнейшая сторона познавательных интересов и любознательности.
Одним из педагогических требований формирования положительных эмоций является посильность знаний. В процессе обучения должна быть четко продумана система постепенно усложняющихся задач. Большое значение для создания положительных эмоций имеют методы и приемы исследовательского характера (наблюдения, опыты, практические работы), нестандартное начало урока.
В основе курса лежит простая идея: предметы, явления, хорошо знакомые ребенку в его повседневной жизни, рассматриваются с разных, часто неожиданных для ребенка сторон. В результате становится возможным значительное расширение границ его внутреннего мира. Решение познавательных задач достигается различными средствами: сказка, иллюстрация, загадка, пословица, практическое задание и т.д.
По определению фольклориста В.И. Чичерова, «загадка – это иносказательное описание какого-либо явления или предмета, данное обычно в форме вопроса.» Следовательно, загадки заставляют ребенка думать, рассуждать, доказывать. Они учат детей говорить ярко, образно, просто, обогащают память, расширяют словарный запас, способствуют формированию морально-этических норм. Уроки с использованием заданий с загадками полезны для ума, не утомляют учащихся. Работа с загадкой предусматривает не только отгадки, но и побуждает к активной мыслительной деятельности.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Завершинская Ирина Андреевна
→ 1236028 21.03.2012 3 9455 991 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
А вы знали?
Инструкции по ПК