Статья "Учимся взаимодействовать" модель ученического самоуправления в начальной школе
«Учимся взаимодействовать»
модель ученического самоуправления в начальной школе
"Дети должны участвовать во всей школьной жизни.
Для этого они должны пользоваться правом самоуправления и проявлять постоянную активную взаимопомощь. Готовясь стать гражданами государства, они должны, возможно, раньше чувствовать себя гражданами своей школы".
"Основные принципы единой трудовой школы", 16 октября 1918 г.
Развитие ученического самоуправления входит в компетенцию органов образования в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 50, п. 4). Развитие самоуправления в общеобразовательном учреждении рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений государственной политики в сфере воспитания. Конец 20 века - начало 21 века – время формирования гражданского общества и правового государства. Вопросы организации самоуправления учащихся находятся в центре внимания государства и общества.
В настоящее время становится очевидной необходимость формирования гражданской компетенции подрастающего поколения, так как это позволит им грамотно вступать в отношения с обществом, общественными организациями, что необходимо для построения демократического общества и правового государства.
Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить ребенка быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Сегодня наши дети учатся, а завтра они станут взрослыми и начнут самостоятельно жить. Ученики приходят в школу не только за знаниями, а для того, чтобы готовиться к жизни. И важную роль в этом играет ученическое самоуправление.
О важности организации школьного самоуправления было много сказано. Ученическое самоуправление открывает для миллионов школьников возможности проявить свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение, принимая на себя персональную ответственность за его выполнение. У школ в прошлом был богатый опыт сотрудничества с пионерскими и комсомольскими организациями. Сегодня в педагогику возвращаются идеи самоценности детства, сотрудничества, диалога, самоопределения и самоактуализации личности, воспитания социальной активности, личной инициативы, развития креативности и толерантности. Участие в школьном самоуправлении или в деятельности общественной организации способствует формированию гражданской позиции, позволяет учащимся повысить социальную компетенцию; развивает социальные навыки поведения.
В настоящее время во многих общеобразовательных учреждениях России успешно действуют разнообразные модели ученического самоуправления. Ученическое самоуправление реально стало одним из стимулов развития культурной среды школы. Через различные виды совместной деятельности вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. В сообществе сверстников, где взаимодействие строится на равных и статус надо заслужить и уметь поддерживать, подросток вырабатывает необходимые взрослому коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества. Сознание групповой принадлежности, солидарности дает подростку чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия, устойчивости, формирует чувство ответственности за себя, за других.
Принципы ученического самоуправления.
По моему мнению принципами деятельности ученического самоуправления являются те, которые определяют главные направления, всю систему функционирования органов ученического самоуправления – содержание, методы, организацию, а также отношения, складывающиеся между участниками самоуправления.
Принципом равноправия. Все участники ученического самоуправления должны иметь равные права субъектов школьной жизни;
Принципом выборности. В соответствии с ним органы самоуправления приобретают соответствующие полномочия в результате полномочных выборов;
Принципом обновляемости и преемственности. Этот принцип требует периодического обновления состава органов самоуправления. В то же время должна обеспечиваться преемственность в работе между предыдущим и последующим составом того или иного органа самоуправления.
Принципом демократии. Предполагается вовлечение в самоуправленческую деятельность всех участников образовательного процесса;
Принцип целесообразности. Деятельность органа самоуправления должна быть направлена на реализацию личностных и коллективных потребностей и интересов детей, их родителей и педагогов;
Принцип критики и самокритики. Свобода высказывания замечаний, не допуская при этом унижения достоинства окружающих людей;
Принцип совета и согласия. Перед принятием решения необходимо советоваться, принимать решение на основе согласия всех или большинства членов органа самоуправления;
Роль ученического самоуправления в развитии личности
Основное предназначение ученического самоуправления – удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов. Воспитательное значение ученического самоуправления как раз заключается в создании практически неограниченных возможностей для упражнения коллектива и каждой личности в социальном поведении.
Опыт последних лет показывает, что идея школьного самоуправления порой не срабатывает, где-то дает сбой, не выполняет тех функций, которые на нее возложены. Падает заинтересованность учащихся в работе органов школьного самоуправления. Почему?
На мой взгляд, проблема заключается в следующем:
1. Идея создания школьного самоуправления для России не нова, поэтому иногда слепо переносятся в настоящее время все ценности, виды деятельности с учащимися, подходы к организации школьного самоуправления без учета изменившихся социально-экономических условий в обществе.
2. Иногда педагоги оказывались не готовы к сотрудничеству, взаимодействию с учащимися при решении вопросов, связанных с управлением.
3. К организации школьного самоуправления оказываются не готовы и сами дети. Ведь участие в школьном самоуправлении предполагает наделение учащихся определенными правами, а значит, и определенной ответственностью, которую учащиеся не спешат брать.
Специфика работы.
Проанализировав и обобщив опыт работы коллег, я пришла к выводу, что организация ученического самоуправления активно внедряется в систему воспитания в основном среднем и старшем звене. Многие не могут однозначно относится к организации ученического самоуправления в начальной школе. С одной стороны, считают они, дети очень активны, хотят во всем принимать участие, но с другой стороны, они слишком малы, чтобы участвовать в самоуправлении начальной школы.
Как учителя начальных классов думаю, что моя обязанность - заложить основы самоуправления в начальной школе, чтобы в среднем и старшем звене дети смогли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни. В младшем школьном возрасте у учащихся можно сформировать активную жизненную позицию, делать это в среднем и старшем звене порой бывает поздно.
Организация ученического самоуправления для младших школьников может быть представлена в виде игровой модели. Согласна с мнением Д.В. Рогаткина о том, что начальные классы – это такая возрастная ступень, в которой игровые модели самоуправления просто незаменимы. «Это должна быть игра, интересная самим ребятам и обучающая их быть активными. Если, благодаря игровым моделям, дети освоят азы самоуправления уже в младших классах, то налаживать в школе настоящее самоуправление будет гораздо проще».
Игра – это не простое развлечение. Игра выполняет в человеческой жизни огромную роль. Она может обучать, развивать и даже воспитывать. Не случайно игровые методики занимают в педагогике одно из самых достойных мест, так как одно из главных правил любой игры – это активность.
Игровая модель позволяет научить самоуправлению. Но получится это только в том случае, если организована такая игра грамотно. Нужно не только написать правила и распределить роли. Нужно грамотно руководить ходом игры: запустить игровые процессы на старте, затем поддерживать интерес к игре и, конечно же, вовремя и удачно её завершить. А главное – сделать так, чтобы ребята не только играли, но и анализировали то, что происходит в игре. Именно это поможет им заметить и оценить первые ростки самоуправления.
Особенность игровой деятельности заключается в том, что личность играющего одновременно находится в двух планах: реальном и условном (игровом). Связь с жизнью очевидна, а граница между ними довольно размыта и неопределенна. Это позволяет активно реализовывать в игре принцип яркого проживания жизни, создающий условия для реализации детской потребности в самоутверждении и самореализации, а также обеспечивающий педагогический эффект самообновления и самоусовершенствования личности, направленность на саморазвитие в процессе улучшения окружающей действительности.
Механизм построения и функционирования системы самоуправления в начальной школе
Всякий раз, мы учителя начальных классов, испытываем затруднения, когда вновь берём 1 класс и пытаемся вместе со своими воспитанниками и их родителями найти наиболее эффективные способы организации и управления жизнедеятельностью классного сообщества. И тут возникают вопросы:
Какой вариант структуры самоуправления целесообразно избрать в данном классе?
Как лучше распределить поручения в этом коллективе учащихся?
Каким образом необходимо взаимодействовать с лидерами класса в сложившейся ситуации?
Многие классные руководители предлагают осуществлять самоуправление в начальных классах в форме сказочного королевства ,космического экипажа, внеземной цивилизации, или путешествия в далёкую страну. Я считаю, что можно использовать более серьёзные формы детского самоуправления, в которых младший школьник сможет примерить на себе реальные социальные роли, а не роли сказочных персонажей.
Мне хочется представить модель ученического самоуправления, которую я использую в своей практике в начальной школе, «Классное государство».
Детский коллектив - это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и потребность другого.
Действие комплексной игры "Классное государство" разворачивается в условном государстве, создаваемом в классе на определенный период времени. «Классное государство» имеет все необходимые атрибуты государственности: собственное название, государственный герб и флаг, государственный гимн , структуру государственных органов власти и т.д.). Название государства и все остальные атрибуты государственности придумывают, разрабатывают и принимают сами участники игры – граждане школьного демократического государства.
Первый этап игры.
Избирательная кампания. Выборы Президента и Министерств
В начале игры классный руководитель проводит вводное занятие «Государственная символика», в ходе беседы подводит детей к осознанию того, что класс — это тоже маленькое классное государство со своими законами и порядками.
Выборы актива класса проходят в форме деловой игры. Предварительно проводится предвыборная кампания. Учащиеся готовят агитационные листовки, с которыми потом выступают перед одноклассниками.
Затем после их выступления проводится общее голосование. В результате которого определяется актив класса: президент, министр культуры, министр образования, министр по ЧС, министр здравоохранения, министр экологии.
Второй этап игры.
Функции органов самоуправления по видам деятельности.
Организация
классных дел требует постоянной
деятельности учащихся и выполнения ими
различных поручений. Эти поручения, их
выполнение очень значимы в жизни всего
коллектива. Для того, чтобы определить,
какие поручения будут выполнять учащиеся
в классе можно вначале определить сферу
приложения своих сил.
Для этого на
доске учащиеся пишут слова, которые
являются знаковыми для определения
будущих поручений. Например, библиотека,
столовая, спортивный зал, общественные
организации, научное общество, концерты,
интеллектуальные марафоны и
т.д.
Затем ребята определяют, с каким словом
они хотят связать выполнение поручений
в классе и определяют, какое постоянное
поручение в классе они хотели бы
выполнять.
Формируются
постоянно действующие органы
самоуправления. Органы самоуправления
избираются под каждый вид деятельности
так, чтобы все учащиеся входили в тот
или иной орган. Члены этих органов
становятся организаторами работы с
учащимися по интересам. . В
течение года возможна смена деятельности,
переход из одной группы в другую.
Совет культуры и творчества:
-
Участие в обсуждении и составлении
плана работы класса.
- Подбирает и
назначает ответственных за выполнение
различных дел класса.
- Организует
участие класса в КТД.
- Выбирает темы
и вопросы для проведения классных
мероприятий и тематических классных
часов.
Совет образования:
-
Контроль за успеваемостью и посещаемостью
уроков.
- Работа по устранению пробелов
в знаниях по различным предметам.
-
Выпуск «Боевого листа» по результатам
проверки успеваемости и посещаемости
учащихся класса.
- Участие в организации
и проведении школьных олимпиад, предметных
недель.
- Участие в проведении
тематических вечеров, выставок, конкурсов
по предметам.
Совет спорта и здоровья:
-
Пропаганда здорового образа жизни.
-
Организация внеурочной спортивной
работы.
- Участие в спортивных
мероприятиях школы, города, района.
-
Санитарно-гигиеническое просвещение.
- Подготовка и организация соревнований
как внутри класса, так и с другими
классами.
Совет экологии:
Контроль и оценка уборки кабинета.
-
Организация дежурства в классе.
-
Организация уборки территории,
закрепленной за классом.
- Организация
и контроль за работай на пришкольном
участке за территорией, закрепленной
за классом.
- Организация бесед по
чистоте, контроль за второй обувью.
Совет по ЧС:
Проводит работу с нарушителями дисциплины и порядка.
Следит за соблюдением порядка в классе.
Разрешает конфликтные ситуации.
Президент класса – полномочный представитель класса на совещаниях и заседаниях любого уровня, защищает интересы класса.
Президент класса обязан: контролировать работу каждого совета; выполнять поручения классного руководителя, связанные с учебно-воспитательным процессом.
Третий этап.
На третьем этапе проводится работа по созданию символики «Классного государства»: объявляется конкурс эскизов герба класса. Далее на конкурсной основе выбираются герб и гимн класса. В ходе выбора герба получилось так, что несколько эскизов набрали одинаковое количество баллов. В ходе обсуждения ребята предложили объединить элементы понравившихся эскизов в один. И вот что у нас получилось:
В результате самоуправление учащихся получает четкую структуру и содержательную завершенность. В ходе всего процесса учитель выполняет роль координатора, который помогает советом и ненавязчиво направляет деятельность ребят в нужное русло.
Ожидаемый
результат:
1)
Обогащение личного опыта младших
школьников социально и личностно-значимым
содержанием;
2) Проявление свойств
характеристик, поступков, ожидаемых в
качестве результата воспитательной
деятельности;
3) Формирование
управленческого мышления, которое
способствует формированию таких умений,
как:
- предвидеть последствия своих действий и действий коллектива;
- оценивать создавшуюся ситуацию и находить оптимальное решение;
- анализировать и синтезировать воспринимаемую
управленческую информацию;
- аргументировано и логично отстаивать свое мнение;
- устанавливать деловые отношения с товарищами и педагогами.
4) Учащиеся приобретают ряд моральных качеств, необходимых
человеку нашего времени, таких как:
- прежде всего, это личная ответственность каждого за общее дело, за успехи своего коллектива, глубокая преданность общим задачам. Выступая при правильной постановке самоуправления в роли уполномоченных коллектива, дети приучаются видеть в интересах общего дела свои личные интересы.
5)Участие в самоуправлении развивает в детях инициативу, постоянное стремление внести в жизнь коллектива что-то новое. В этом случае инициатива является личным вкладом каждого члена коллектива в улучшение работы и жизни школы в целом.
И в заключение хочется сказать, что школа – это маленькая модель общества. Поведение ребенка в школьном коллективе – это поведение взрослого в обществе. Если ребенок инициативен и самостоятелен в школьной жизни, то думаю, такой ребенок во взрослой жизни будет инициативным и самостоятельным членом общества.
Итак, самоуправление в начальной школе возможно, более того оно необходимо, ведь по большому счёту мы сможем воспитать детей своей собственной жизни только в том случае, если в самом начале жизни наши воспитанники почувствуют, поймут, убедятся, что они что-то могут, на что-то способны, что они свободны в организации своего бытия.
Я часто представляю, какими будут мои дети – это будут САМОстоятельные и САМОдеятельные личности, понявшие свою САМОценность, которые достигли САМОопределения и САМОутверждения путём САМОразвития и САМОреализации.
Используемая литература:
Бочкарев, В.И. Опыт школьного самоуправления / В.И.Бочкарев // народное образование.-2004.-№ 8.- С.99-102.
Коротов, В.М. Самоуправление школьников / В.М. Коротов.- М.: Просвещение,2004.-280с.
Новикова, Л.И. Самоуправление в школьном коллективе / Л.И. Новикова.- М.: Просвещение, 2006.-190 с.
Приходько, Н.И. Педагогические основы ученического самоуправления: книга для учителя / Н.И.Приходько.- М.: Просвещение, 2004.-190 с.
Прутченков, А.С. Развитие детского самоуправления через социально-значимую деятельность / А.С. Прутченков // Внешкольник: воспитание и дополнительное образование детей и молодежи.-2006.-№9.- С.27-28.
Рожков, М.И. Развитие самоуправление в детских коллективах: учеб.метод.пособие / М.И. Рожков.- М.: Гуманит.изд. Центр ВЛАДОС, 2002.-206 с.
7. Нечаев М.П. Методика создания и развития системы школьного самоуправления // Методист № 4/2006 г.
8. Прутченков А.С., Новикова Т.Г. Бизнес-игра – модель ученического самоуправления // Методист № 4/2006 г.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Леонова Татьяна Ивановна
→ leonovati 07.04.2012 0 15321 942 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.