Статья "Экономика и развитие познавательных способностей учащихся начальной школы"
Экономика и развитие познавательных способностей учащихся начальной школы.
А.Р. Валеева, учитель начальных классов,
1 квалификационная категория.
МБОУ «Лицей № 83»
Приволжского района г. Казани.
Всем известно, что учителя начальной школы учат детей читать, писать, считать, расширяют их представления об окружающем мире. Но происходящие сегодня качественные изменения в экономике, характере труда, интеграция государства в мировую экономическую систему потребовали переосмысление задач, стоящих перед современным образованием. Возникает необходимость уже с младшего школьного возраста знакомить детей с основами экономики, формировать экономические знания, умения и навыки, нравственную устойчивость к негативным экономическим ситуациям.
Работая по авторской программе «Экономика и развитие познавательных способностей учащихся», уже почти десять лет, пришла к следующему выводу. Предмет экономики помогает детям развивать их познавательные способности, осознанно решать задачи на уроках математики, понимать на уроках литературного чтения и окружающего мира процессы и явления, происходящие в жизни вокруг; способствует воспитанию: бережливости, организованности, ответственности, деловитости, трудолюбия, лидерства, инициативности. Опора на межпредметные связи дает детям возможность воспринимать экономику не как самостоятельный, изолированный предмет, а в тесном единстве со знаниями о человеке, природе, материальной культуре, созданной человеком.
С учетом возрастных особенностей младших школьников раскрывается сущность экономических понятий и явлений. Одним из средств возбуждения интереса к усвоению этих понятий, явлений является занимательность. Как отмечает Г.И. Щукина, «занимательность, выступающая в качестве стимула познавательного интереса и как средство популяризации научных знаний, с одной стороны приближению научных истин к пониманию человека (делает научные знания доступными), с другой стороны, способствует лучшему протеканию познавательных процессов человека, активизации его мышления, обострению эмоционального отношения к предмету познания».
Например, вводится понятие «бартер». Читается вслух текст «Ты мне – я тебе» до слов: Однажды утром Мастер…». Затем, читая за автора, разыгрывается детьми диалог и сценка обмена, далее объясняется детям, что подобный обмен является прямым (без участия денег) и называется «бартер». Теперь дети могут самостоятельно дать определение слову «бартер» и таким образом лучше его запомнить. Для дальнейшего закрепления разделить класс на пары, предупредив, что обмен имеет временный характер, предложить им совершить бартерные сделки. Необходимо подчеркнуть, что в обмене должны быть заинтересованы обе стороны. Смысл прямого обмена одного предмета на другой в том, чтобы участники получили необходимое или желаемое без посредника.
Высокий результат понимания дает проблемный характер обучения, способствующий развитию познавательного интереса. Нужно суметь так организовать процесс, чтобы ученики самостоятельно разрешали многие вопросы.
Приведу пример, небольшого отрывка из занятия, где используется проблемный характер обучения. Занятие на тему «Дерево решений». В ходе занятия ребята смогут на практике изучить процедуру принятия решения; осознать разницу между индивидуальными и коллективными решениями; понять, что все вместе и каждый в отдельности, мы несем ответственность за выбранное решение. У учащихся есть возможность помочь принять решение владельцу здания, которое в настоящее время пустует. Владельцу здания хотелось бы сдать его в аренду. Ему уже было сделано три предложения: ветеринарная клиника, фитнес-клуб и кафе мороженое, - перед владельцем стоит проблема выбора. Детям необходимо ее решить. Дети, разделившись на группы, обсуждают и приходят, к мнению, какому варианту дать предпочтение и почему. Для принятия важных решений, предполагающих множество вариантов, была разработана специальная модель, которая называется «Дерево решений». Корень обозначает проблему, нижние ветви обозначают варианты решения проблемы, верхние ветви обозначают положительные и отрицательные стороны возможного выбора. Как узнать, правильно ли сделан выбор, одна из возможностей – не принимать решение наобум или второпях, а рассмотреть различные варианты. Взвесив все «за» и «против», тогда решение будет более продуманным, а значит, больше шансов избежать ошибки. У детей развивается способность к принятию решений, ведь оно состоит из умения логически мыслить и анализировать различные ситуации, а также в понимании ответственности за сделанный выбор.
Содержание учебного предмета не передается детям в виде готовых выводов, им предоставляется возможность самим находить решение, вести научный поиск. Интересу детей к экономическим знаниям способствуют задания поискового характера, привлечение материалов из книг, газет, телепередач, Интернета и других источников, доступных этому возрасту.
Также необходимо «путешествовать» по странам, изучать историю, применять занимательные, конкурсы, игры разных типов: обучающие, деловые; сочинять рекламные четверостишия. Тема: «Как открыть ресторан?» - необходимо действовать по плану действий. Один из пунктов действия – название и реклама. Хотелось бы привести несколько примеров четверостиший, придуманных учениками:
«Оливия», «Оливия»-
Вкуснейшая еда.
Отведать приходите к нам.
Мы рады вам всегда. (К.Рахимова)
В «Птицу счастья» заходите
И немного отдохните.
Что хотите закажите
И счастливым уходите.
(А.Кузнецова)
Особенно хотелось остановиться на решение задач экономического содержания, которые способствуют не только закреплению и углублению экономических знаний, но и развитию математического мышления. Например, при изучении темы «Деньги» учащиеся решают задачи на определение цены, количества, стоимости, а русский купец Фома Усердов знакомит детей с доходами и затратами, прибылью и убытком.
Содержательно-логические задания помогают органично соединить теоретические знания с практическими. Помогают совершенствовать познавательные процессы.
Практические занятия по экономике, экскурсии на предприятия способствуют воспитанию учащихся начальной школы таких качеств, как трудолюбие, бережливость, ответственность, деловитость, инициативность, лидерство.
То, что память и внимание детей необходимо развивать, не требует доказательств. Поэтому каждое занятие начинается с игр-упражнений, направленных на их развитие. Детям предлагается несколько методов запоминания: метод Цицерона, метод составления связного рассказа, метод «Матрешки». Со временем дети используют наиболее приемлемый для себя. Дети быстро и легко входят в игру со своим воображением, даже не подозревая о том, какие сложные задания они порою выполняют.
Успешное становление экономической культуры школьников на всех последующих этапах обучения зависит от успешности экономического образования в начальной школе. Мои ученики продолжили свое экономическое образование и в средней школе. Занимают призовые места, поступают в сильнейшие математические школы города. Реализуют себя.
Начальное экономическое образование служит повышению качества образования в целом.
ЛИТЕРАТУРА
Программа
экономического образования»
Достижения
молодых» / Методическое
руководство для преподавателей
и
консультантов. - М.,2005
Соловьева И.Б.
Основы предпринимательской деятельности.
-
М., 2006
Бизнес, коммерция, рынок. Словарь-справочник.-М., 2001
Смирнова
Е.И.,Милевская М.В. Первые шаги к
рынку.-
М.,1996
Казаков А.П. Школьнику о рыночной экономике.-М.,2007
Ступина Е. «Экономика с первого класса».-Москва, 2004
Ермакова И.В. Начала
экономики / Учебно-методическое
пособие.-
Новосибирск, 2003
Кларина Л.М.
Экономика и экология в начальной школе
.-
М.,1997
Кларина Л.М.
Экономика и уроки Гнома Эконома и
феи
Экологии.-М.,2002
На странице приведен фрагмент.
Автор: Валеева Альбина Радиковна
→ AlbinaAcid 07.05.2012 0 4856 489 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.