Программа ПДОУ ГРАМОТЕЙ 3-4 классы
Рабочая программа
курса «Грамотей», реализуемого в системе платных дополнительных образовательных услуг
в 3-4 классах
(Русский язык)
Программа рассчитана на 56 часов
Ямалеева Зухра Магфуровна
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 3 г. Радужный
Оглавление
1. Пояснительная записка…………………………………….….3
2. Цель и задачи программы……………………………………..3
3. Требования к уровню подготовки ученика……………….….4
4. Предпочтительные формы организации уч. процесса..….….5
5. Основные технологии……..…………………………………..5
6. Методы и формы организации………………………………..5
7. Аппарат контроля……………………………..………….…….5
8. Сформированность предметных ЗУН………………………...6
9.Условия реализации программы……………………………….6
10. Содержание программы………….…………………………..7
10. Список литературы….……………………………………….13
Пояснительная записка
В основных направлениях реформы образовательной и профессиональной школы сказано: «Свободное владение русским языком должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения». Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку – различного типа уроков, дополнительных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию.
Основа овладения учащимися русским языком закладывается в начальной школе. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к русскому языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем начальной школы. Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Решение этой задачи возможно при проведении дополнительных занятий. Хорошо организованная и систематическая работа дает возможность глубже раскрыть богатства русского языка, познакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются в рамках учебной программы, сформировать умение самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Кроме этого, дополнительные занятия создают благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся.
Данная программа имеет чётко выраженную практическую направленность, направлена на выявление и развитие познавательных возможностей детей с целью как общего развития младших школьников, так и обеспечения основы для прочного овладения специальными предметными ЗУН, развивает алгоритмическое мышление.
Новизна предложенной программы заключается в том, что введены новые содержательные блоки, которые удовлетворяют потребности детей 9- 11-летнего возраста, развивают кругозор ученика, формируют его мотивацию к изучению предмета, направлены на зону ближайшего его развития, прогнозируют продолжение изучения языка в среднем звене школы.
Актуальность данной программы состоит в том, что она позволяет организовать специальную работу с детьми, имеющими высокий уровень интеллектуального развития, мотивированными на изучение русского языка, а также стимулирует развитие школьников с низкой учебной мотивацией.
Цель и задачи программы
Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.
Исходя из основной цели, следует выделить частные задачи, которые решаются в процессе деятельности:
расширение и углубление запаса знаний учащихся и формирование лингвистической компетенции;
совершенствование коммуникативной культуры учащихся;
выявление и поддержка лингвистически одаренных детей;
развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала;
воспитание любви и уважения к русскому языку, интереса к чтению литературы.
Данная программа рассчитана на детей 9-11 лет (учащихся 3- 4-х классов). Срок ее реализации – 2 года. Форма организации – дополнительные учебные занятия. Курс включает 56 ( 30часов- в 3-м классе и 22 часа в 4-м классе) часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
К специальным особенностям данной программы следует отнести принципы научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому ученику.
В основе создания данной программы лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности. Наряду с ними имеются еще такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой – формы, виды и методы проведения занятий. Основными из них являются следующие:
принцип систематичности в подаче языкового материала;
принцип учета индивидуальных особенностей учащихся. Согласно этому принципу содержание работы должно определяться с учетом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика;
принцип занимательности. Занимательность является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к занятиям. Занимательность достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики – игр, шарад, ребусов, загадок, а также путем привлечения средств наглядности – картин, слайдов, презентаций. Однако занимательность в данной программе не сводится к развлекательности. Занимательность – это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность. Для учащихся начальных классов занимательно то, что имеет практическое значение, т.е. приводит к практическому овладению русским языком;
принцип разнообразия форм и видов работы. Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.
Следует также отметить, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируются и совершенствуются интеллектуальные качества личности: восприятие, внимание, формы мышления – наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
Требования к уровню подготовки ученика
Учащиеся должны:
осмысленно относиться к изучению русского языка:
в соответствии с условиями общения выбирать средства языка,
стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов и выражений,
освоить первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладеть умениями правильно писать и читать;
применять полученные знания и умения в практической деятельности:
участвовать в различных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах.
Предпочтительные формы организации учебного процесса
игровые занятия;
творческие лаборатории;
практическая, групповая и индивидуальная работа с использованием тестов, карточек, диктантов;
уроки с использованием ИКТ
работа в группах постоянного состава;
работа в паре взаимоконтроля,
работа с таблицами, словарями, дополнительной литературой,
практикумы,
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы включает в себя игры, соревнования, беседы, путешествия.
Основные технологии
игровые технологии;
ИКТ-технологии;
здоровьесберегающие технологии (физминутки, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз);
использование элементов развивающего обучения.
Методы и формы организации
Реализация данной программы происходит посредством дополнительных занятий. Организуются они для учащихся третьих - четвёртых классов. Основу групп составляют школьники, мотивированные на изучение русского языка.
Методы, которые используются при организации занятий в рамках данной программы, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. Так широко используется и слово учителя, и беседа, и слово ученика. Однако все эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе.
Формы организации предусматривают внедрение современных педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей учащихся. Они разнообразны и отличаются: по способу подачи языкового материала (устные и письменные); по частоте проведения (систематические и эпизодические); по количеству участников (индивидуальные и групповые). Каждая из указанных форм имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга методикой проведения, объемом используемого языкового материала, характером участия школьников в работе. Подготовка к занятиям по расширению и углублению знаний требует от учащихся максимальную самостоятельность, а проведение занятий – активную творческую и мыслительную деятельность. Дети демонстрируют свои знания, которые получили из разных источников. Учитель здесь – старший товарищ и режиссер-постановщик.
На итоговом занятии проводится тематический вечер, где проверяются знания, уровень развития речи, грамматический кругозор, сообразительность и смекалка школьников, выявляются лучшие знатоки русского языка.
Аппарат контроля
Этап контроля включает систематический сбор информации о качестве и эффективности используемых приёмов и материалов, об их соответствии поставленным задачам обучения в ходе реализации данного курса. В связи с тем, что курс «Грамотей» носит развивающий характер, контроль носит мотивационно-стимулирующую и коррегирующую функции.
Виды контроля:
предварительный – в форме устного собеседования с целью получения сведений об исходном уровне познавательной деятельности учащихся и для более успешного корректирования используемых приёмов;
периодический – в форме различного вида опросов, т. к. он позволяет определить качество изучения материала по блокам;
текущий – основной вид контроля, т. к. позволяет эффективно осуществить регулярное управление и корректировку познавательного процесса;
итоговый – позволяет установить уровень коммуникативной компетентности.
Учащиеся должны знать:
исторически сложившиеся образцы и правила произношения, письма, выбора слов, их грамматических форм (например, не ехай, а езжай, не туфлей, а туфель и т. д.);
о средствах, закрепившихся в определённом стиле литературного языка;
о формах многозначности слов (фонетические и морфологические варианты, варианты ударения в словах).
Учащиеся должны уметь:
производить звуковую транскрипцию слов;
видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова, находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
редактировать художественные и учебно- научные тексты;
самостоятельно и творчески работать с дополнительной и справочной литературой, приобретать навыки применения их на практике;
писать сочинения и изложения с языковыми заданиями (от своего имени, от имени героя предложенного текста);
читать художественные и учебно- научные тексты, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части;
пользоваться различными словарями.
Содержание курса предполагает формирование базовых образовательных компетенций:
Информационной: умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем.
Коммуникативной: умение эффективно сотрудничать с другими людьми
( в т. ч. с учителем, библиотекарем).
Самоорганизация: умение ставить цели, планировать, полноценно использовать личностные ресурсы.
Условия реализации программы
Организация учебного процесса
Учебные принадлежности:
тетради на печатной основе;
рабочие тетради;
Обеспечение учебного процесса:
планы-конспекты занятий;
дидактический раздаточный материал;
алгоритмы-схемы для выполнения практических работ;
подборки рассказов и стихотворений детских писателей;
справочно-информационный материал;
задания для самостоятельной работы;
наборы сюжетных картин;
магнитофон;
телевизор;
компьютер;
компьютерные программы «Открываю законы русского языка», «Открываю секреты русского языка»;
аудиозаписи;
видеозаписи;
тематические подборки материалов для физминуток.
Содержание программы
Одним из центральных вопросов организации работы в рамках данной программы является определение ее содержания. На занятиях рассматриваются такие вопросы, которые непосредственно не связаны с программным материалом, но которые интересуют учащихся и способствуют расширению их кругозора. Таким образом, содержание данной программы составляет два круга вопросов:
вопросы, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку;
вопросы, не связанные с учебной программой, представляющие дополнительный материал.
Первый круг вопросов достаточно широк. Прежде всего, расширяется и наполняется новым содержанием представление о звуковой форме слова. Дети начинают рассматривать звук как функциональную единицу, как фонему. Это позволяет понять принцип построения орфографического действия и самостоятельно находить способы решения разнообразных орфографических задач.
В рамках данной программы обогащаются первоначальные представления о значении слова.
Важная роль в формировании содержательного представления о языке принадлежит понятию морфемы. Учащиеся работают с ней как с наименьшей значимой частью слова, разграничивают корневые и словообразовательные морфемы.
Углублению представления о слове призвана способствовать работа над лексическим значением слова.
Представление о слове не может быть полным без понимания механизмов и закономерностей его функционирования в речи, т. е. без анализа синтаксических единиц, в составе которых слово включается в речь. Содержательный анализ этих единиц предполагает основательное и углубленное знакомство с частями речи.
Второй круг вопросов отличается от первого своей новизной и информативностью. Сюда входят такие сведения, с которыми учащиеся на уроках не встречаются.
Следует отметить, что содержание, принципы, методы и формы организации данной рабочей учебной программы обеспечивают решение всех поставленных задач.
В данном разделе представлены аспекты, раскрывающие содержание курса «Грамотей». Программа состоит из тематических блоков.
Учебно-тематический план (3-й класс)
№ п/п |
Разделы темы |
Всего часов |
Теоретических |
Практических |
1 |
Из истории появления азбуки |
2 |
1 |
1 |
2 |
Фонетика |
4 |
2 |
2 |
3 |
Орфография |
10 |
5 |
5 |
4 |
Словари |
5 |
2 |
3 |
5 |
Морфемы |
5 |
2 |
3 |
6 |
Части речи |
2 |
1 |
1 |
7 |
Итоговые занятия |
2 |
0 |
2 |
Итого: 30 ч.
Содержание курса
I. Из истории появления азбуки. ( 2 ч.)
Как в древности обходились без письма. Как возникла письменность. Древние письмена. Появление славянской азбуки.
Основные понятия: речь устная и письменная, письменность, письмо, азбука, алфавит, ударение.
Формы контроля: комбинированный опрос, сообщения учащихся, работа в группах.
Фонетика. ( 4 ч.)
Значение ударения в словах. Орфография. Фонемы. Составление звуковой транскрипции слов. «Беззвучные» буквы.
Основные понятия: буквы, звуки, транскрипция.
Формы контроля: фронтальный опрос, индивидуальная проверка, работа в парах.
Орфография. ( 10 ч.)
«Ошибкооопасные» места. Тайна фонемы. О родственных словах. О значении корня в словах. О парных согласных. О проверяемых и непроверяемых безударных гласных. О непроизносимых согласных. О Ь и Ъ знаках. Выведение общего правила проверки орфограмм.
Основные понятия: орфограмма, однокоренные (родственные) слова, корень слова, парные согласные, безударные гласные, непроверяемые согласные, разделительные Ь и Ъ знаки, Ь – показатель мягкости согласного.
Формы контроля: комбинированный опрос, сообщения учащихся, работа в группах, парах, анализ результатов деятельности, сообщения учащихся, письменная творческая работа.
Словари. (5 ч.)
О различных словарях. Словари синонимов, антонимов, омонимов. Фразеологический словарь. Толковые словари.
Основные понятия: словарь, синонимы, омонимы, антонимы, фразеологизмы, толкование слов.
Формы контроля: индивидуальная проверка, фронтальный опрос, работа в парах.
V. Морфемы. (5 ч.)
Морфемы. Образование сложных слов. Основа слова. О приставках с парными согласными. О суффиксах. Об окончаниях и способах их проверки.
Основные понятия: части слова, корень слова, основа слова, окончание слова, приставка, суффикс, сложные лова, соединительная гласная.
Формы контроля: комбинированный опрос, групповая, парная и индивидуальная работа, анализ деятельности учащихся.
Части речи. (2 ч.)
Части речи. Служебные части речи.
Основные понятия: главные и второстепенные части речи, союзы, частицы, вводные слова, слова-чувства и слова- настроения (междометия).
Формы контроля: комбинированный опрос, групповая, парная и индивидуальная работа, анализ деятельности учащихся через письменную творческую работу.
Итоговые занятия. (2 ч.)
Тематический вечер «Весёлая грамматика». Олимпиада «Грамотей».
Основные понятия: конкурс, викторина, кроссворд, олимпиада.
Формы контроля: комбинированный опрос, групповая, парная и индивидуальная работа, анализ результатов деятельности учащихся
Календарно- тематическое планирование
№ п/п |
Т е м а з а н я т и я (содержание тем) |
Кол-во часов |
Дата (по плану) |
Дата (по факту) |
Виды деятельности |
Виды контроля |
1. |
Как обходились без письма? Дорога к письменности. |
1 |
|
|
Работа со справочным материалом. Работа с пословицами и поговорками. |
|
2. |
Древние письмена. Как возникла письменность. «Аз – свет миру» |
1 |
|
|
Работа со справочным материалом. Работа с пословицами и поговорками. |
|
3. |
«Пульс» слова. (О значении и функциях ударения) |
1 |
|
|
Работа с грамматико- орфографическими словарями |
Взаимоконтроль, наблюдение, исправление ошибок |
4. |
Фонетика. Орфография. Можно ли «сломать» язык? |
1 |
|
|
Разгадывание кроссвордов, ребусов |
Проверка и исправление ошибок, если они допущены. Взаимоконтроль |
5. |
«Меня зовут «фонема». |
1 |
|
|
Составление кроссвордов, ребусов |
Само- и взаимоконтроль, наблюдение, исправление ошибок |
6. |
Для всех ли фонем есть буквы? |
1 |
|
|
Работа со справочным материалом |
Проверка и исправление ошибок, если они допущены. Взаимоконтроль |
7. |
«Звуковые законы». («Ошибкоопасные» места). |
1 |
|
|
Работа с грамматико- орфографическими словарями |
Взаимоконтроль, наблюдение, исправление ошибок |
8. |
Тайна фонемы. «Живая» грамматика. |
1 |
|
|
Сочинение сказки о фонемах (групповая работа) |
Само- и взаимоконтроль, наблюдение, исправление ошибок |
9. |
«Мы знаем дом – родственники живут в нём!» (О родственных словах). |
1 |
|
|
Работа со справочными материалами. Сочинение загадок. |
Проверка и исправление ошибок, если они допущены. Взаимоконтроль |
10. |
«Смотри в корень!» (О значении корня). |
1 |
|
|
Работа с грамматико- орфографическими словарями. Составление ребусов. |
Само- и взаимоконтроль, наблюдение, исправление ошибок |
11. |
«Опасные» согласные. (О парных согласных). |
1 |
|
|
Выполнение различных заданий творческого характера |
Проверка и исправление ошибок, если они допущены. Взаимоконтроль |
12. |
«На сцене гласные».(О проверяемых и непроверяемых гласных) |
1 |
|
|
Работа с орфографическими словарями. Мини сочинения по группам |
Взаимоконтроль, наблюдение, исправление ошибок |
13. |
Когда согласные в «подполье». (О непроизносимых согласных). |
1 |
|
|
Работа с орфографическими словарями. Сочинение сказки. |
Само- и взаимоконтроль, наблюдение, исправление ошибок |
14. |
Волшебное слово «самоинструкция». Инструкция к «фонемным» и «нефонемным» правилам. |
1 |
|
|
Работа с различными инструкциями. Составление общего алгоритма проверки орфограмм. |
Само- и взаимоконтроль, наблюдение, исправление ошибок |
15. |
«Молчаливые» буквы. «История беззвучия». |
1 |
|
|
Работа со справочным материалом. |
Взаимоконтроль, наблюдение, исправление ошибок |
16. |
Память и грамотность. |
1 |
|
|
Работа в «творческой лаборатории» по само- и взаимопроверке изученных орфограмм. |
Само- и взаимоконтроль, наблюдение, исправление ошибок |
17. |
«Кладовые» слов, где и как «хранятся» слова. (Словари). |
1 |
|
|
Экскурсия в школьную библиотеку. Знакомство со словарями |
|
18. |
Слова-друзья, слова-близнецы, слова-враги. (Словари синонимов, омонимов, антонимов). |
1 |
|
|
Работа со словарями синонимов, омонимов, антонимов |
Проверка и исправление ошибок, если они допущены. Взаимоконтроль |
19. |
Загадки – фразеологии. (Фразеологические словари). |
1 |
|
|
Работа со словами-фразеолгизмами, с фразеологическими словарями |
Само- и взаимоконтроль, наблюдение, исправление ошибок |
20. |
«Крылатые» фразы. «Устаревшие» слова. |
1 |
|
|
Работа со справочным материалом. Работа с пословицами и поговорками |
Само- и взаимоконтроль, наблюдение, исправление ошибок |
21. |
«В музее» слов. (Толковые словари). |
1 |
|
|
Работа с толковыми словарями |
Само- и взаимоконтроль, наблюдение, исправление ошибок |
22. |
«Как зовут мастеров корня и как они трудятся на строительстве слов?» (О морфемах). |
1 |
|
|
Работа с грамматико- орфографическими словарями |
Проверка и исправление ошибок, если они допущены. Взаимоконтроль |
23. |
Разные сложности. (Об образовании сложных слов). |
1 |
|
|
Работа в «творческой лаборатории» по составлению сложных слов и разгадыванию значений слов. |
Само- и взаимоконтроль, наблюдение, исправление ошибок |
24. |
«Парный выход». (О приставках с парными согласными). |
1 |
|
|
Работа со словарями, отгадывание загадок, работа по аналогии |
Проверка и исправление ошибок, если они допущены. Само- и взаимоконтроль |
25. |
«Ах, эти безобидные хвостики!» (О суффиксах). |
1 |
|
|
Мини- сочинения. Работа с грамматико- орфографическими словарями |
Проверка и исправление ошибок, если они допущены. Взаимоконтроль |
26. |
«Легко ли быть связующими?» (Об окончаниях и правилах их проверки). |
1 |
|
|
Работа с алгоритмами. |
Само- и взаимоконтроль, наблюдение, исправление ошибок |
27. |
«Велика морфологическая земля…» (О частях речи). |
1 |
|
|
Сочинение сказок, загадок. Разгадывание кроссвордов. |
Само- и взаимоконтроль, наблюдение, исправление ошибок |
28. |
«Так ли мы служебны?» (О служебных частях речи). |
1 |
|
|
Мини- сочинения. |
Само- и взаимоконтроль, наблюдение, исправление ошибок |
29. |
Итоговое занятие. Тематический вечер «Веселая грамматика». |
1 |
|
|
Выполнение различных заданий по сценарию |
Само- и взаимоконтроль |
30. |
Олимпиада «Грамотей». |
1 |
|
|
Выполнение олимпиадных заданий. |
Итоговый контроль |
Учебно-тематический план (4-й класс)
№ п/п |
Разделы темы |
Всего часов |
Теоретических |
Практических |
1 |
Лексика и фразеология. |
8 |
5 |
3 |
2 |
Занимательное словообразование. |
5 |
3 |
2 |
3 |
Речевое творчество. Мир фантазии. |
7 |
3 |
4 |
7 |
Итоговые занятия |
2 |
0 |
2 |
Итого: 22 часа.
Содержание курса
Лексика и фразеология(8 ч.)
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы, омографы, омоформы, омофоны. Словари омонимов. Синонимы. Возникновение синонимов. Разновидности синонимов. Словари синонимов. Антонимы. Разновидности антонимов. Словари антонимов. Исконно русские слова в русском языке. Иноязычные слова в русском языке. Диалектные слова. Устаревшие слова. Заимствованные слова. Неологизмы. Фразеология как раздел русского языка. Фразеологизм как единица русского языка. Фразеологические словари. Многозначность и омонимия фразеологизмов. Синонимия и антонимия фразеологизмов.
Занимательное словообразование (7ч.)
Как устроены слова. Детское словотворчество. Секреты дедушки Корня. Слова-родственники. Кто командует корнями? Корень и «главное» правило или «Не лезьте за словом в карман!». «Пересаженные» корни. Приставки-труженицы. Суффиксы-работяги. Сложение бывает не только в арифметике. Почему мы так говорим?
Речевое творчество. Мир фантазии (7ч.)
Понятие о фантазировании. Понятие о психологической инерции. Развитие ассоциативности. Критерии новизны. Ассоциативные загадки. Метафоры. Значение ассоциативности. Развитие ассоциативности: обобщение. Приём «Морфологический анализ». Конструктор игры. Придумывание сказок. Признаки объектов. Действия объектов. Метод фокальных объектов. Приём «Творческая ошибка». Приём «оживления». Приём «увеличения, уменьшения». Сказки про животных. Фантазирование и прогнозирование.
Календарно- тематическое планирование Дата (по плану)
№ п/п |
Т е м а з а н я т и я (содержание тем) |
Кол-во часов |
Дата (по плану) |
Дата (факти- ческая) |
Виды деятельности |
Формы контроля |
1. |
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова Прямое и переносное значение слова |
1 |
|
|
Разгадывание ребусов, кроссвордов |
Проверка и исправление ошибок, если они допущены, самоконтроль |
2. |
Омонимы, омографы, омоформы, омофоны. Словари омонимов |
1 |
|
|
Работа со словами – омонимами, со словарями |
Проверка и исправление ошибок, если они допущены, самоконтроль |
3. |
Синонимы. Возникновение синонимов. Разновидности синонимов. Словари синонимов. |
1 |
|
|
Чтение анаграмм, составление ответов на вопросы. Работа со словарями |
Взаимоконтроль, наблюдение, исправление ошибок |
4. |
Антонимы. Разновидности антонимов. Словари антонимов. |
1 |
|
|
Чтение анаграмм, составление ответов на вопросы. Работа со словарями |
Наблюдения учителя. Проверка и исправление ошибок |
5. |
Исконно русские слова в русском языке. Иноязычные слова в русском языке. |
1 |
|
|
Работа со справочным материалом. Работа с пословицами и поговорками. |
Само- и взаимоконтроль, наблюдение, исправление ошибок, если они есть |
6.
|
Диалектные слова. Устаревшие слова Заимствованные слова. Неологизмы. |
1
|
|
|
Работа со справочным материалом. Работа с пословицами и поговорками. |
Наблюдения учителя. Проверка и исправление ошибок |
7. |
Фразеология как раздел русского языка. Фразеологизм как единица русского языка. Фразеологические словари |
1 |
|
|
Работа со словами-фразеолгизмами, с фразеологическими словарями |
Наблюдения учителя. Проверка и исправление ошибок |
8. |
Многозначность и омонимия фразеологизмов. Синонимия и антонимия фразеологизмов. |
1 |
|
|
Работа со словами-фразеолгизмами, с фразеологическими словарями |
Проверка и исправление ошибок, если они допущены. Взаимоконтроль |
9. |
Как устроены слова. Детское словотворчество |
1 |
|
|
Разгадывание «зашифрованных» слов, фантазирование. |
Наблюдения учителя. Проверка и исправление ошибок |
10. |
Секреты дедушки Корня. Слова-родственники |
1 |
|
|
Решение конкурсных заданий, игры со словами |
Само- и взаимоконтроль, наблюдение, исправление ошибок |
11.
|
«Пересаженные» корни. |
1 |
|
|
Мини – сочинения, исправление ошибок, работа со словарями |
Само- и взаимоконтроль, наблюдение, исправление ошибок |
12. |
Приставки-труженицы. Суффиксы- работяги. |
1 |
|
|
Работа со словарями, отгадывание загадок, работа по аналогии |
Само- и взаимоконтроль, наблюдение, исправление ошибок |
13. |
Сложение бывает не только в арифметике. Почему мы так говорим? |
1 |
|
|
Работа со сложными словами, творческие задания |
Проверка и исправление ошибок, если они допущены. Взаимоконтроль |
14. |
Понятие о фантазировании. Понятие о психологической инерции. Развитие ассоциативности. |
1 |
|
|
Составление фантастических рассказов, сказок |
Наблюдения учителя. Проверка и исправление ошибок |
15. |
Критерии новизны. Ассоциативные загадки. Метафоры. |
1 |
|
|
Отгадывание и сочинение загадок |
Наблюдения учителя. Проверка и исправление ошибок |
16. |
Значение ассоциативности. Развитие ассоциативности: обобщение. |
1 |
|
|
Работа со словами. Составление логически- поисковых заданий |
Проверка и исправление ошибок, если они допущены. Взаимоконтроль |
17. |
Приём «Морфологический анализ». Конструктор игры. |
1 |
|
|
Игры со словами. Творческая работа по придумыванию игр |
Наблюдения учителя. Проверка и исправление ошибок |
18. |
Придумывание сказок. Сказки про животных. Фантазирование и прогнозирование. |
1 |
|
|
Работа со сказками, придумывание сказок. Инсценирование |
Наблюдения учителя. Проверка и исправление ошибок |
19. |
Признаки объектов. Действия объектов. Метод фокальных объектов. |
1 |
|
|
Разгадывание кроссвордов, ребусов и составление их |
Проверка и исправление ошибок, если они допущены. Взаимоконтроль |
20. |
Приём «Творческая ошибка». Приём «оживления». Приём «увеличения, уменьшения» |
1 |
|
|
Исправление ошибок. Работа со словарями. |
Наблюдения учителя. Проверка и исправление ошибок |
21. |
Итоговое занятие. Тематический вечер «Веселая грамматика». |
1 |
|
|
Выполнение различных заданий по сценарию |
Само- и взаимоконтроль |
22. |
Олимпиада «Грамотей». |
1 |
|
|
Выполнение олимпиадных заданий |
Итоговый контроль |
Источники информации
1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М., 1987.
2. Белицкая Н.Г., Орг А.О. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2 - 4 классы. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 128с.
3. Виды внеклассной работы по русскому языку / Составитель М.М. Морозова. - М.: Просвещение, 1998. - 273с.
4. Волина В.В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995. - 336с.
5. Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского литературного языка. Л., 1979.
6. Готовимся к олимпиаде по русскому языку / Составитель М.: Просвещение, 1991. - 221с.
7.Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. М.: Просвещение, 1991. - 221с.
8. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. М., 1980.
9. Мукашова. И.В. - Волгоград: Экстремум, 2006. - 184с.
10. М.Р. Львов. Школьный словарь антонимов русского языка. М., 1980.
11. О.Е. Жиренко, Гайдина Л.И., Кочергина А.В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1 - 4 классы. - М.: «5» за знания, 2005. - 240с.
12. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. - 184с.
13. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учебное пособие для студентов пед. учебных заведений / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. - М.: Просвещение, 1993. - 383с.
14. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М., 1991.
15. Толковые словари.
16. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М., 1991.
17. Ушаков Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. - М.: Просвещение, 1971. - 175с.
18. Шмаков С. А. Игры - шутки, игры - минутки. Москва "Новая школа", 1993г.
19. Энциклопедический словарь юного филолога. М., 1984.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ямалеева Зухра Магфуровна
→ Zuhra-53 22.08.2012 0 4497 676 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.