Статья на тему "Компетентностный подход к обучению школьников"


Компетентностный подход к обучению школьников

Киселёва Галина Владимировна , учитель начальных классов

г.Воронеж , МБОУ лицей №5

Понятия «компетентностный подход» и «ключевые компетентности» получили распространение в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Обращение к этим понятиям связано со стремлением определить необходимые изменения в образовании, в том числе в школьном, обусловленные изменениями, происходящими в обществе.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, мобильные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозировать последствия, способные к сотрудничеству, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Новыми нормами становятся: жизнь в постоянно изменяющихся условиях, решение постоянно возникающих нестандартных проблем, повышенные требования к толерантности, взаимодействию и сотрудничеству.

Компетентностный подход - это  совокупность общих принципов определения цепей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.

К числу таких принципов относятся следующие положения: 

развитие у учащихся способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального и собственного опыта учащихся.

создание условий для формирования у учащихся опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организаци­онных, нравственных и иных проблем, составляющих содер­жание образования.

Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованно­сти, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.

Для обсуждения проблем компетентностного подхода в образовании необходимо отве­тить на вопросы о том, какие из­менения в обществе обусловили поиск новой концепции образования и почему сложившийся подход к определению целей и содержания   образования   не позволяет провести его модер­низацию.

Главное изменение в об­ществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, — уско­рение темпов развития общест­ва. Школа должна го­товить своих учеников к переменам, развивая у них такие ка­чества, как мобильность, дина­мизм, конструктивность.

С позиций компетентност­ного подхода основным результатом образова­тельной деятельности становит­ся формирование ключевых компетентностей. 

Компетентность — это способность действовать в си­туации неопределенности.

Под ключевыми компетентностями понимается способность учащихся самостоя­тельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.

Определение це­лей школьного образования с по­зиций компетентностного подхо­да означает описание возможно­стей, которые могут приобрести школьники в результате образовательной деятельности.

Цели школьного образова­ния за­ключаются в следующем:

На­учить…

  • определять цели познава­тельной деятельности, выбирать необходимые источники инфор­мации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные ре­зультаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками.

  • объяснять явле­ния действительности, их сущ­ность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, т.е. решать познавательные проблемы.

  • ориентировать­ся в ключевых проблемах со­временной жизни — экологиче­ских, политических, духовных.

Компетентностный подход выдвигает на ведущее место не информированность учащихся, а их умение и опыт в решении проблем, возникающих в различных жизненных ситуациях:

1) в познании и объяснении явлений действительности;

2) при освоении современной техники и технологий;

3) во взаимоотношениях людей, в нормах поведения, в оценке собственных поступков и поступков дру­гих людей;

4) при выполнении социаль­ных ролей ;

5) в эстети­ческих переживаниях, в выражении и понимании чувств, эмоций;

6) при вы­боре профессии, ориентации на рынке труда;

7) в процессе жизненного само­определения, выбора стиля и образа жизни.

Учащийся сам должен осознать проблемную ситуа­цию, сформулировать задачу, решить её, оценить приобретённый опыт, контроли­ровать собственные действия.

Компетентность в решении проблем можно определить как образовательный результат. Особенность компетентности в том, что она не вытекает из обучения прямым образом, а является результатом саморазвития личности, личностного роста, личностного опыта. Это индивидуаль­но-личностный способ существования знаний, умений и навыков, синтез опыта познания, предметно-практического пре­образования и субъективно-личностного переживания мира. Таким образом, моя компетентность включает направлен­ность моей личности, мой темперамент, мои способности, мой характер, мою са­мостоятельность и целеустремлённость.

Таким образом, компетентность в решении проблем включает в себя: а)знание о проблемах, причинах их воз­никновения и т.д.;

б) знание о способах решения проблем и владение ими;

в) эмоциональная оценка проблемной ситуации, выявление эмоци­ональных стимулов;

г) ощущение радости от успеха и огорчения от неудачи в про­цессе решения проблем; уверенность в преодолении труд­ностей; многообразие вариан­тов, способов, путей достижения цели; удовлетворённость от выполнения . Компетентность – способность (готовность) человека, использовать образование для решения социально значимых практических задач. Компетенция – это «знание в действии», способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

В условиях реализации стандартов второго поколения учителю необходимо по-новому взглянуть на процесс обучения, выйти за рамки знаниево-ориентированного урока, научиться разрабатывать уроки развития компетентностей, создать благоприятную среду для открытия новых знаний в процессе самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Учить учиться и применять полученные знания в нестандартных ситуациях.

Приходя в школу , каждый ребёнок мечтает о невероятных открытиях, увлечённом учении, радостном открытии знаний. Однако, сталкиваясь со школьной реальностью, где востребовано жёсткое следование заданному алгоритму, воспроизведение готовой информации, дети довольно быстро охладевают к учёбе, привыкая к мысли, что учиться трудно, что без принуждения хороших результатов не достичь. Уже к окончанию начальной школы у учащихся и их родителей вырабатывается стойкое убеждение, что школу надо пережить как неприятную повинность во имя будущего.

Теперь у школы появилась возможность показать, что учение может быть радостным, что каждый урок – открытие, что знания и навыки необходимы не для отметки, а востребованы в реалиях настоящего и будущего.


















Список литературы:


  1. Зимин В. Н. Методы активного обучения как необходимое условие овладения обучающимися ключевыми компетенциями. – Иркутск, 2009.

  2. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании.

  3. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе//Педагогика. – 2006. - №10.

  4. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. – 2008. - №5.

  5. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2010

  6. Подмазин С.И. Личностно-ориентированное образование: Социально-философское исследование.– Запорожье: Просвещение, 2000


  1. Хуторский А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты.







Полный текст материала Статья на тему "Компетентностный подход к обучению школьников" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Киселёва Галина Владимировна  Галина9390
01.10.2012 0 2399 471

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК