Развитие творческих способностей младших школьников. Программа «Начльная школа XXI века под редакцией Н.Ф. Виноградовой»


Учителя начальной школы моу сош 20 г. Твери

Маляренко Н.И.

Терешкина Н.Ф.


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. ПРОГРАММА «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА ПОД РЕДАКЦИЕЙ Н.Ф. ВИНОГРАДОВОЙ»


Развитие творческого мышления на уроках русского языка

и литературного чтения.

Урок остаётся основной формой обучения и воспитания учащегося начальных классов. Именно в рамках учебной деятельности младшего школьника в первую очередь решаются задачи развития его вообра­жения и мышления, фантазии, способности к анализу и синтезу. Надо отметить, что программа «Начальная школа XXI века» подразумевает решение задач развития творческих способностей ребёнка в учебной деятельности. В сборнике программ к комплекту учебников «На­чальная школа XXI века» на с. 20 читаем: «Целями обучения русскому языку являются:

  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о язы­ке;

  • формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;

  • развитие устной и письменной речи учащихся

  • развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.

А на с. 40 того же сборника читаем одну из задач литературного чтения:
...
«освоение литературных произведений в сочетании с творче­ской деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сфе­ры, обогащением духовного мира ученика».

Таким образом, развитие творческих способностей - это цель данной программы. В рамках её реализации существует множество видов работы. Назо­вём некоторые из них:

  • подбор слов, сходных и различных по смыслу;

  • продолжить рассказ;

  • составить памятку;

  • составить предложения;

  • озаглавить рассказ; и т.д.

  • творческие уроки дифференцированного характера;

  • уроки - творчества;

  • библиотечные уроки;

  • уроки - сказки;

  • уроки - утренники;

  • статьи для классной стенгазеты

творческие работы различного содержания:

  • Я и моё имя.

  • Я и мои друзья.

  • Как я провёл лето.

  • Сочиняем сказки.

  • Отзывы о прочитанных книгах.

  • О великих людях и событиях.

  • Различные задания в тетрадях по литературному чтению. Большой интерес для детей представляют исследовательские проек­ты, например: «Самолёт будущего»; «Прочитанная книга»; «Памят­ники искусства». Развитие творческих способностей учащихся стро­ится на моделировании исследовательских ситуаций практически на каждом уроке, где учат ребят ставить проблему, выдвигать гипотезу, наблюдать, сравнивать и т. д.

Разные виды заданий по-разному влияют на развитие мышления школьников. Творческое мышление предполагает осуществление не­шаблонных способов действий, умение ставить новые цели. Напри­мер: сформулировать вопрос к содержанию текста, картины, задать дополнительный вопрос к отвечающему ученику. Для формирования гибкости мышления на одном уроке решать задачи и примеры раз­личных типов, причём обязательно разбирать их и обсуждать особен­ности решения.

С целью развития творческого мышления учителя должны побуждать учащихся и к самостоятельной проверке результатов работы. Ставить перед ним задачи - сверить свои результаты с ответами учеников, с учебником, со словарём, с образцом учителя, а самостоятельно прове­рить задачу, какое правило будете использовать при проверке упраж­нения?

Важную роль играют вопросы учителя. Например: Какими средства­ми автору удалось с такой выразительностью описать красоту приро­ды?

На уроках чтения необходимо как можно чаще давать учащимся воз­можность говорить о том, что они чувствовали, переживали во время чтения, говорить о собственном настроении; уметь оценивать поступ-

ки героев произведения, отношения автора к описываемым событиям. Оценивая поступки героев произведения, ученик должен аргументи­ровать свой ответ. Включение в структуру уроков подобных заданий создаёт возможность вовлечь учащихся в посильную для них творче­скую деятельность, что является необходимым условием для форми­рования различных творческих качеств мышления школьников.

Приложение.

Задания для развития причинного мышления:

Составь как можно больше вопросов, соединяя два предмета.
Постарайся, чтобы вопросы были необычными и смешными.
Поставь напротив каждой пары количество придуманных вопросов.

БАНКА – РЕКА

НОЖНИЦЫ – ДОРОГА

ЛИНЕЙКА – КНИГА

ОГОНЬ – РАКОВИНА

КАРАНДАШ - ЗАМОК


Сможешь ли ты отыскать связь между, на первый взгляд, не свя­занными друг с другом событиями? Объясни, как всё происхо­дило.

Белка, сидя на дереве, упустила шишку.


? ? ?


Самосвал с грузом не пришёл по назначению. вовремя



Составь, как можно больше слов из букв слова БУТЕРБРОД.



Подобных заданий множество. С ними интересно работать в качестве «зарядки для ума».

Развитие творческого мышления на уроках окружающего мира, изобразительного искусства и технологии.

Главное в педагогике творчества - не дать угаснуть божьему да­ру, не помешать расцвести «таинственному цветку поэзии» (Лев Тол­стой) в душе ребёнка, школьника. Способность и готовность к твор­честву становится чертой личности человека. Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют уроки окру­жающего мира, изобразительного искусства и технологии.

Основная цель предмета «Окружающий мир» - формирование со­циального опыта школьника, осознания элементарного взаимодейст­вия в системе «человек-природа-общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей. «Окружаю­щий мир» - предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:

Устанавливает более тесные связи между познанием природы и
социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек-природа-общество».

Получает начальные навыки экологической культуры;
Подходит к пониманию себя, как индивидуальности, своих способно
стей и возможностей, осознаёт возможность изменять себя.

Основные задачи предмета «Технология»:

  • развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.д.) интеллекта (внимания, памяти, воспри­ятия, образного и образно-логического мышления, речи);

  • творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности). (Программа стр. 130).

В курсе заложены два уровня (как результаты, ступени обучения) развития конструкторско-технологических умений учащихся и твор­ческих, изобретательских способностей в целом - уровень ремесла и уровень мастерства. Первый — репродуктивный — обеспечивает по­следовательное усвоение и отработку. Второй - творческий - пред­полагает использование методики, стимулирующий поиск и само-

стоятельное решение задач и проблем, опору на личный опыт уча­щихся и иллюстративный материал.

«Изобразительное искусство»:

Существует много способов выражения своих чувств и эмоций. В педагогической психологии хорошо известны и успешно исполь­зуются компенсирующие возможности занятий изобразительным ис­кусством. Именно рисование выражает определённые результаты психического развития ребёнка, ведёт к обогащению и перестройке психических свойств и способностей. Эта перестройка, в частности, связана с тем, что в ходе изобразительной деятельности ребёнок ус­ваивает графические знаки, как знаки культуры. Данное обстоятель­ство оказывает существенное влияние на его восприятие, мышление, память, воображение, то есть развитие творческих способностей. За­нятие изобразительным искусством используются, как эффективное средство, компенсирующее недостаток творческого мышления в дру­гих сферах образования. Когда ребёнок начинает рисовать, он откры­вает для себя ещё один способ познания мира.

Количество творческих заданий огромно, поэтому мы приводим здесь лишь некоторые виды работ:

  • Анкетирование

  • Логические задания

  • Урок - сказка

  • Урок - творчество

  • Урок - утренник

  • Словесное рисование

  • Составление диафильмов

  • Сочинялки

  • Инсценирование

  • Составление загадок и кроссвордов по теме, разделу

  • Портретная галерея

  • Выполнение аппликаций

  • Экскурсии

  • Творческие проекты

  • Урок - исследование

  • Урок - практикум

Приложение

ИЗО:

Задание «Дизайнеры».

Учитель предлагает выполнить аппликацию животных с помощью различных геометрических фигур. Для его изображения можно ис­пользовать точку, прямые линии и геометрические фигуры: круг, прямоугольник, треугольник. Это могут быть и геометрические пти­цы. Предлагаемое задание достаточно полно отражает способности восприятия линейного контура, продолжение линейного образа.

Задание «Волшебные краски».

Сглаживание различных предметов и превращение их в различные

образы.

Задание «Бегемотик Буби-бу».

При проведении данного задания учащиеся слушают сказку Е. Каргановой «Бегемотик Буби-бу» и передают ощущения главного героя че­рез цвет.




Список используемой литературы:

  1. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой. - М, 2009 год, с. 158.





Полный текст материала Развитие творческих способностей младших школьников. Программа «Начльная школа XXI века под редакцией Н.Ф. Виноградовой» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Маляренко Н.И., Терешкина Н.Ф.  НИ5921
05.11.2012 0 2605 402

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК