Развитие творческих способностей младших школьников. Программа «Начльная школа XXI века под редакцией Н.Ф. Виноградовой»
Учителя начальной школы моу сош 20 г. Твери
Маляренко Н.И.
Терешкина Н.Ф.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. ПРОГРАММА «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА ПОД РЕДАКЦИЕЙ Н.Ф. ВИНОГРАДОВОЙ»
Развитие творческого мышления на уроках русского языка
и литературного чтения.
Урок остаётся основной формой обучения и воспитания учащегося начальных классов. Именно в рамках учебной деятельности младшего школьника в первую очередь решаются задачи развития его воображения и мышления, фантазии, способности к анализу и синтезу. Надо отметить, что программа «Начальная школа XXI века» подразумевает решение задач развития творческих способностей ребёнка в учебной деятельности. В сборнике программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» на с. 20 читаем: «Целями обучения русскому языку являются:
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;
формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;
развитие устной и письменной речи учащихся
развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
А
на с. 40 того же сборника читаем одну из
задач литературного чтения:
...
«освоение
литературных произведений в сочетании
с творческой деятельностью учащихся,
развитием их эмоциональной сферы,
обогащением духовного мира ученика».
Таким образом, развитие творческих способностей - это цель данной программы. В рамках её реализации существует множество видов работы. Назовём некоторые из них:
подбор слов, сходных и различных по смыслу;
продолжить рассказ;
составить памятку;
составить предложения;
озаглавить рассказ; и т.д.
творческие уроки дифференцированного характера;
уроки - творчества;
библиотечные уроки;
уроки - сказки;
уроки - утренники;
статьи для классной стенгазеты
• творческие работы различного содержания:
Я и моё имя.
Я и мои друзья.
Как я провёл лето.
Сочиняем сказки.
Отзывы о прочитанных книгах.
О великих людях и событиях.
Различные задания в тетрадях по литературному чтению. Большой интерес для детей представляют исследовательские проекты, например: «Самолёт будущего»; «Прочитанная книга»; «Памятники искусства». Развитие творческих способностей учащихся строится на моделировании исследовательских ситуаций практически на каждом уроке, где учат ребят ставить проблему, выдвигать гипотезу, наблюдать, сравнивать и т. д.
Разные виды заданий по-разному влияют на развитие мышления школьников. Творческое мышление предполагает осуществление нешаблонных способов действий, умение ставить новые цели. Например: сформулировать вопрос к содержанию текста, картины, задать дополнительный вопрос к отвечающему ученику. Для формирования гибкости мышления на одном уроке решать задачи и примеры различных типов, причём обязательно разбирать их и обсуждать особенности решения.
С целью развития творческого мышления учителя должны побуждать учащихся и к самостоятельной проверке результатов работы. Ставить перед ним задачи - сверить свои результаты с ответами учеников, с учебником, со словарём, с образцом учителя, а самостоятельно проверить задачу, какое правило будете использовать при проверке упражнения?
Важную роль играют вопросы учителя. Например: Какими средствами автору удалось с такой выразительностью описать красоту природы?
На уроках чтения необходимо как можно чаще давать учащимся возможность говорить о том, что они чувствовали, переживали во время чтения, говорить о собственном настроении; уметь оценивать поступ-
ки героев произведения, отношения автора к описываемым событиям. Оценивая поступки героев произведения, ученик должен аргументировать свой ответ. Включение в структуру уроков подобных заданий создаёт возможность вовлечь учащихся в посильную для них творческую деятельность, что является необходимым условием для формирования различных творческих качеств мышления школьников.
Приложение.
Задания для развития причинного мышления:
Составь
как можно больше вопросов, соединяя два
предмета.
Постарайся, чтобы вопросы
были необычными и смешными.
Поставь
напротив каждой пары количество
придуманных вопросов.
БАНКА – РЕКА
НОЖНИЦЫ – ДОРОГА
ЛИНЕЙКА – КНИГА
ОГОНЬ – РАКОВИНА
КАРАНДАШ - ЗАМОК
Сможешь ли ты отыскать связь между, на первый взгляд, не связанными друг с другом событиями? Объясни, как всё происходило.
Белка, сидя на дереве, упустила шишку.
? ? ?
Самосвал с грузом не пришёл по назначению. вовремя
Составь, как можно больше слов из букв слова БУТЕРБРОД.
Подобных заданий множество. С ними интересно работать в качестве «зарядки для ума».
Развитие творческого мышления на уроках окружающего мира, изобразительного искусства и технологии.
Главное в педагогике творчества - не дать угаснуть божьему дару, не помешать расцвести «таинственному цветку поэзии» (Лев Толстой) в душе ребёнка, школьника. Способность и готовность к творчеству становится чертой личности человека. Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют уроки окружающего мира, изобразительного искусства и технологии.
Основная цель предмета «Окружающий мир» - формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек-природа-общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей. «Окружающий мир» - предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:
• Устанавливает
более тесные связи между познанием
природы и
социальной
жизни; понимает взаимозависимости в
системе «человек-природа-общество».
• Получает
начальные навыки экологической
культуры;
Подходит к пониманию себя,
как индивидуальности, своих способностей
и возможностей, осознаёт возможность
изменять себя.
Основные задачи предмета «Технология»:
развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.д.) интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи);
творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности). (Программа стр. 130).
В курсе заложены два уровня (как результаты, ступени обучения) развития конструкторско-технологических умений учащихся и творческих, изобретательских способностей в целом - уровень ремесла и уровень мастерства. Первый — репродуктивный — обеспечивает последовательное усвоение и отработку. Второй - творческий - предполагает использование методики, стимулирующий поиск и само-
стоятельное решение задач и проблем, опору на личный опыт учащихся и иллюстративный материал.
«Изобразительное искусство»:
Существует много способов выражения своих чувств и эмоций. В педагогической психологии хорошо известны и успешно используются компенсирующие возможности занятий изобразительным искусством. Именно рисование выражает определённые результаты психического развития ребёнка, ведёт к обогащению и перестройке психических свойств и способностей. Эта перестройка, в частности, связана с тем, что в ходе изобразительной деятельности ребёнок усваивает графические знаки, как знаки культуры. Данное обстоятельство оказывает существенное влияние на его восприятие, мышление, память, воображение, то есть развитие творческих способностей. Занятие изобразительным искусством используются, как эффективное средство, компенсирующее недостаток творческого мышления в других сферах образования. Когда ребёнок начинает рисовать, он открывает для себя ещё один способ познания мира.
Количество творческих заданий огромно, поэтому мы приводим здесь лишь некоторые виды работ:
Анкетирование
Логические задания
Урок - сказка
Урок - творчество
Урок - утренник
Словесное рисование
Составление диафильмов
Сочинялки
Инсценирование
Составление загадок и кроссвордов по теме, разделу
Портретная галерея
Выполнение аппликаций
Экскурсии
Творческие проекты
Урок - исследование
Урок - практикум
Приложение
ИЗО:
Задание «Дизайнеры».
Учитель предлагает выполнить аппликацию животных с помощью различных геометрических фигур. Для его изображения можно использовать точку, прямые линии и геометрические фигуры: круг, прямоугольник, треугольник. Это могут быть и геометрические птицы. Предлагаемое задание достаточно полно отражает способности восприятия линейного контура, продолжение линейного образа.
Задание «Волшебные краски».
Сглаживание различных предметов и превращение их в различные
образы.
Задание «Бегемотик Буби-бу».
При проведении данного задания учащиеся слушают сказку Е. Каргановой «Бегемотик Буби-бу» и передают ощущения главного героя через цвет.
Список используемой литературы:
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой. - М, 2009 год, с. 158.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Маляренко Н.И., Терешкина Н.Ф.
→ НИ5921 05.11.2012 0 2587 402 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.