Обмен опытом. Работа с одаренными детьми. Развитие дивергентного мышления как один из методов работы с одаренными детьми. 1-4 кл.


Носкова Ирина Валерьевна,

учитель

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Кадетская средняя

общеобразовательная школа №2»

г. Рубцовска Алтайского края





«Работа с одаренными детьми. Развитие дивергентного мышления как один из методов работы с одаренными детьми»




В наше время система школьного образования подчинена глобальной задаче - интеллектуальному развитию личности. Постоянно увеличивающийся поток информации требует особого внимания к развитию мыслительных способностей детей на основе любознательности и интереса в процессе познания. Именно сегодня возрастают требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным и творческим мышлением, развитым активным воображением для того, чтобы решать сложнейшие задачи, выдвигаемые жизнью.


Именно в реальной жизни человек чаще всего сталкивается с такими задачами, когда условие одно, а правильных ответов много: «Кем быть?», «За кого голосовать?», «Какого друга выбирать?», для решения которых требуется осознанный поиск нескольких способов решений, а, следовательно, и выбор нескольких правильных ответов. Именно мышление в различных направлениях (дивергентное мышление) ученые считают основой творчества. Учитывая это педагогам необходимо выбирать и разрабатывать адекватные средства формирования творческого мышления, т.к. прежние не отвечают образовательной парадигме нового тысячелетия.


В современном мире очень важны креативные и неординарные способы решения проблем, востребованность людей, умеющих мыслить нестандартно, творчески. Чтобы быть успешным в дальнейшей жизни очень важно развивать неординарность мышления как можно раньше, и тогда будет больше возможностей достичь большего в жизни.

Ученик в настоящее время зачастую не может осуществить правильное решение той или иной проблемы из-за линейного (одномерного, конвергентного) стиля мышления, предполагающего жестко определенный ход мысли, однозначную связь между явлениями. Ярко выраженная одномерность мышления препятствует адекватному пониманию ситуации, восприятию других людей и затрудняет межличностное общение». Встает вопрос о развитии дивергентного мышления, которое опирается на воображение. Оно предполагает, что на один вопрос может быть несколько ответов, что и является условием порождения оригинальных идей и самовыражения личности.

Дивергентное мышление (от латинского divergentis - "расходящийся в разные стороны"). Дивергентное мышление - это альтернативное мышление, отступающее от логики. Дивергентная задача имеет множество решений и несколько ответов.

Важным моментом для выявления необходимости формирования дивергентного мышления в учебно-образовательном процессе младших школьников является положение о том, что личность, которая может реализовать свою творческую активность руководствуется внутренними мотивами поведения и ориентируется, прежде всего, на собственный личностный рост, личностное саморазвитие.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, в младшем школьном возрасте при развитии дивергентного мышления необходимо создавать следующие условия: постоянное предоставление ученикам самостоятельности и познавательной деятельности, высокий уровень познавательных интересов среди учащихся, внимание учителя к мотивации учения, игровые методики, юмор, внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, способностям.

В современной практике начальной школы существует большое количество разнообразных подходов к развитию дивергентного мышления младших школьников.

Основными формами, на которых происходит развитие дивергентного мышления младших школьников являются: учебная деятельность на уроке, кружки, факультативы, экскурсии, учебно-исследовательская деятельность. Учителями начальных классов для развития дивергентного мышления младших школьников используются такие методы и приемы, как поисковый метод, словесный, игровой, практический, использование компьютерных программ, прием художественного творчества, прием обращения к индивидуальному опыту.


В современном мире ребёнок должен уметь применять полученные на уроках знания в нестандартных ситуациях, иначе знания остаются ненужным багажом. Практическое использование знаний возможно только тогда, когда ребёнок умеет мыслить творчески. Считается, что это удел одарённых детей, а ведь в школе педагоги обучают всех, с разными способностями и учебными возможностями. Многие психологи и педагоги придерживаются мнения, что ребёнок рождается талантливым и способным от природы, нужно только умело помогать раскрываться его талантам. Один из путей - целенаправленные занятия по выявлению и развитию индивидуальных способностей каждого школьника. Таким образом, педагог не должен ограничивать свою деятельность только обучением, он должен развивать ребёнка многопланово, учить мыслить нестандартно.


Проблемами одаренности занимались многие отечественные психологи, такие как А.М.Матюшкин, В.А.Крутецкий, Б.М.Теплов, Н. С. Лейтес.

За рубежом предложили варианты измерения креативности (креативность - способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро решать проблемные ситуации). Модифицированные тесты Дж. Гилфорда и П. Торренса возможно использовать на занятиях по любому предмету. Одним из показателей креативности является дивергентное мышление.

В ходе выполнения задач дивергентного типа развиваются такие важные характеристики креативности, как: оригинальность, беглость, гибкость, сверхчувствительность к проблемам. Такие критерии для диагностики одаренности выделили психологи Торренс и Гилфорд.


Среди них:

1) беглость мысли - количество идей, возникающих в единицу времени;

2) гибкость мысли - способность переключаться с одной идеи на другую;

3) оригинальность – способность производить идеи, отличающиеся от обще-принятых взглядов;

4) любознательность - чувствительность к проблемам в окружающем мире;

5) способность к разработке гипотезы;

6) ирреальность - логическая независимость реакции от стимула;

7) фантастичность - полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией;

8) способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу;

9) способность усовершенствовать объект, добавляя детали.


Важную роль в подготовке к творческому труду играет начальная школа. Именно в младшем школьном возрасте формируется психологическая основа для такой деятельности: развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность, активность, инициатива; начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творчества. Ребенок может предложить такое решение, которое уже известно, использовалось им на практике, но додумался до него он самостоятельно, не копируя известное. В этом случае мы имеем дело с творческим процессом, основанным на догадке, интуиции, самостоятельном мышлении ученика. Здесь важен сам психологический механизм деятельности, в которой формируется умение решать нешаблонные, нестандартные математические задачи. Успешное формирование у младших школьников творческого мышления возможно лишь на основе учета педагогом основных особенностей детского творчества и решения центральных задач в развитии творческого мышления.

Я использую тесты и задания для развития дивергентного мышления на уроках русского языка, так как именно здесь существует прекрасная возможность для формирования нестандартного мышления, выработки индивидуального пути решения лингвистической задачи в зависимости от её сложности.


Использовать задания для развития творческого мышления возможно на разных этапах урока. Они могут выполняться индивидуально, но наиболее эффективна в начальный период обучения групповая работа.

Чаще всего задания даются в игровой форме, потому что с её помощью постепенно развивается познавательная активность даже самых пассивных детей, которые в ситуации обычного учебного занятия не способны проявлять умственную деятельность.

Материал для чистописания может стать хорошей основой для дальнейших заданий (сразу оговорюсь, что данные задания не входят в систему работы по отработке навыка письма, так как выполняются на время).

Чистописание: по пи пе :

Задания:

  • Вспомните слова, которые

начинаются на слог по (пи, пе:);

начинаются со слога пол (пил, пен:);

заканчиваются буквами оп (сироп, галоп:);

в своей записи имеют буквы п, е, с (песок, пёсик, персик,:).


  • Придумайте предложение, в котором все слова будут начинаться с буквы п. Например: Петя пошёл по полю.

  • Придумайте предложения, слова в которых начинаются с букв В П С П.

Например: Ваш пёсик - самый пушистый. Ваня пошёл смотреть передачу.


При изучении темы «Правописание сочетаний жи, ши » ребятам предлагается такое задание:

- Сравните слова «ужи, мыши, моржи » и найдите общие признаки, а также - лишнее слово. Ребята предлагают огромное количество ответов, таких как:

  • это животные;

  • ударение падает на второй слог;

  • в этих словах по два слога;

  • они - существительные, обозначают предметы, отвечают на вопрос «кто?», одушевлённые;

  • мы изучаем их на предмете «Познание мира»;

  • мы можем придумать с ними предложение;

  • слова заканчиваются на гласную и т. д.

Затем ребятам предлагаю задание: найти закономерность и продолжить ряд слов. Ребята заметили, что изменяется количество букв в словах, поэтому название следующего животного должно быть из шести букв. Варианты – «корова, собака, сорока» и т. д. И последнее задание: составить со всеми этими словами одно предложение, пусть даже фантастическое. Например: «Моржи и мыши собрались в гости к ужам».


При изучении темы "Имя прилагательное" предлагаю задания:

- вспомните имена прилагательные, которые начинаются на букву П, например: полезный, пушистый, прелестный, пёстрый, прекрасный, папин, проблемный :;

- подберите прилагательные к словам:

яблоко - :

тигр - : и т.д.

Время выполнения ограниченно. Задания способствуют развитию беглости и оригинальности;

- составьте рассказ, используя прилагательные: пушистый, колючая, быстрое;

вставьте пропущенные в тексте слова.


При проверке выбираются самые оригинальные слова и варианты.

Другое задание: подобрать прилагательные и существительные, заключающие в себе понятия света и темноты (тепла и холода, весны и зимы, утра и вечера и др.). Приведем примеры ответов.


Свет - яркий, ласковый, живой;

солнце - ...

утро - ...

лампа - ...

костер - ...

свеча - ...


Темнота - закрытый, ночной;

ночь - ...

вечер - ...

пещера - ...


Найдите как можно больше общих признаков для непохожих предметов.


Колодец - паркет;

бревно - коробка;

облако - дверь;

кукла - снег.


К дивергентным задачам относятся задачи на поиск причин событий. Вот несколько ситуаций, требуется определить причины их возникновения:


1. Утром Дима проснулся раньше обычного.

2. Солнце еще не ушло за горизонт, но уже стало темно.

3. Сидевший у ног хозяина пес, грозно зарычал на маленького котенка.


Задание: подумай, что может произойти, если ...


"... дождь будет идти, не переставая."

"... люди научатся летать, как птицы."

"... собаки начнут разговаривать человеческим голосом."

"... оживут все сказочные герои."

"... из водопроводного крана польется апельсиновый сок."


Хорошо, если ребенок смог придумать интересный ответ на каждую из предложенных фраз.


Другой вид заданий на развитие творческого мышления у детей: придумывание рассказов, историй или сказок, используя заданный набор слов, например:


Светофор, мальчик, санки.


Второй вариант этого типа заданий: посмотри на рисунки и придумай сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи.


Следующий тип заданий: "Облака-загадки". Ребенку необходимо определить, на что похожи изображенные на рисунках облака (чернильные пятна). Хорошо, если он сможет увидеть в каждом облаке хотя бы один персонаж.


Другой вариант этого задания: попробовать нарисовать что-то интересное, используя данные фигуры.


Еще одно упражнение: дорисуй и раскрась волшебниц так, чтобы одна стала доброй, а другая - злой.


Данные задания должны быть ограничены по времени и обязательно должны проверяться.


Математика имеет большие возможности в развитии не только абстрактного, понятийного, алгоритмического и т.д. мышления, но и творческого. Огромное количество математических задач, накопленных и проверенных в ходе многовековой педагогической практики, исправно служили и служат средством развития всех видов мышления, включая творческое. Математическая задача - это первая искорка, начало познавательного, поискового, эвристического, творческого процесса Она пробуждает мысль, будоражит мышление и развивает креативность мышления.


В своей практической деятельности я апробировала большое количество приёмов, направленных на формирование дивергентного мышления и попыталась их классифицировать:

Под открытыми задачами (дивергентного типа) следует понимать самые разнообразные по предметной направленности – проблемные, творческие задания. Главная особенность этих задач в том, что они допускают существование множества правильных ответов. Именно с такими задачами, когда условие одно, а правильных ответов множество, сталкивается человек в своей жизни и в любой творческой деятельности. Это:

  • задачи с несформулированным вопросом;

  • задачи с недостающими данными;

  • задачи с излишними данными;

  • задачи с несколькими решениями;

  • задачи с меняющимся содержанием;

  • задачи на соображение, логическое мышление.

Примером заданий, которые я использую на уроках математики, является задача с несформулированным вопросом:

«Рабочие должны были посадить 350 саженцев. В первый день они посадили одну седьмую всех саженцев, а во второй день – три седьмых всех саженцев». Поставь вопрос и реши задачу. Учащиеся предлагают следующие ответы:

  • Сколько саженцев посадили в 1-й день?

  • Сколько саженцев посадили во 2-й день?

  • Сколько осталось саженцев?

  • На сколько саженцев в 1-й день посадили меньше ,чем во второй?

Дети формулируют вопросы разного уровня сложности, что позволяет мне организовать дифференцированную деятельность учащихся.

Еще одним примером одного из заданий, которое было предложено учащимся на уроке математики, является задание геометрического типа: «Разделите квадрат на четыре равные части». Ребята предлагают следующие рисунки как варианты ответов:



Первые три варианта ответов ребята нашли довольно быстро. Четвёртый вариант они открыли вместе со мной. Конечно, пятый и шестой варианты им пока не доступны, но надеюсь, что в дальнейшем они смогут предложить и их, а также и множество других.

Например,


1. Пользуясь цифрами от 1 до 9 и знаками действий, напишите число 100, выполняя условие, что цифры надо писать по порядку.


2. Лиза, Галя и Нина жили в разных домах. Дом № 1 – высокий каменный, № 2 – высокий деревянный, № 3 – невысокий каменный. В каком доме жила каждая из девочек, если Галя и Нина жили в высоких, а Нина и Лиза – в каменных?


Задачи нестандартные, повышенной сложности должны включаться в содержание тематических зачетов и контрольных работ, периодически – в домашние работы. Перед учащимися ставится цель отыскать оригинальные, красивые решения. Такая работа развивает творческие способности учащихся.



Очень часто на уроках литературного чтения используются задания дивергентного типа «Вживание в образ литературного героя». Например, при изучении творчества А.Н. Плещеева «Дети и птичка», я предлагаю детям представить себя в роли птички и описать свои ощущения. Вживание в образ позволяет формировать толерантность, т.е. способность терпимо относиться к мнениям и ощущениям других людей или животных, или даже неодушевлённых предметов.


По окружающему миру наиболее часто использую задания типа:

«Что случится, если……»

  • исчезнут комары

  • перестанут идти дожди

  • люди вырубят леса и т.д.


Данные задания позволяют интегрировать знания из разных предметных областей, развивать внимание, логическое мышление и предполагают большую вариативность ответов.

Самое главное для учителя - отслеживать результаты деятельности школьников, вести мониторинг их познавательной активности. С этой целью использую модифицированные тесты Гилфорда и Торренса. Результаты доказывают, что работа в данном направлении даёт положительный результат.

Все задания, направленные на развитие дивергентного мышления, способствуют формированию устойчивой положительной мотивации к урокам. Познавательный интерес формируется не только при выполнении готовых заданий, но и при создании собственных вариантов.

Возможны варианты проверки:

- беглости (количество слов): дети называют количество слов, которые успели вспомнить и записать, ученик, который записал больше всех, читает слова;

- оригинальности (слово, которое встречается в классе один раз): дети читают слово, которое, по их мнению, вспомнили только они, все остальные поднимают руку, если и они вспомнили это слово.

Первоначальная проверка может быть в группе, а далее индивидуально. Разнообразные виды проверки, по-моему, способствуют развитию интереса к этому этапу, а также занятия не формируют стереотипное мышление.

В ходе проверки обогащается словарный запас обучающихся. Все, кто смог вспомнить менее пяти слов, дополняют свои записи, совершенствуя при этом и орфографические навыки. При проверке возможно использование орфографических словарей.


Работы подобного характера не должны оцениваться учителем отметкой, только словесное одобрение и поощрение.

После выполнения каждого задания следует групповое обсуждение, в котором выбираются самые остроумные и оригинальные ответы.


Самое главное для учителя - отслеживать результаты деятельности школьников, вести мониторинг их познавательной активности. С этой целью использую модифицированные тесты Гилфорда и Торренса. Результаты доказывают, что работа в данном направлении даёт положительный результат.

Все задания, направленные на развитие дивергентного мышления, способствуют формированию устойчивой положительной мотивации к урокам. Познавательный интерес формируется не только при выполнении готовых заданий, но и при создании собственных вариантов.


Но, подбирая задания, надо учитывать, что:

1. Необходимо точно знать их цель, каких результатов нужно добиться;

2. Необходимо следить за точностью выполнения, чтобы своевременно проводить коррекцию, если в том возникла нужда, не закрепляя ошибок, следить за результатами упражнений, анализировать, какие достигнуты успехи и на каких недостатках следует фиксировать свое внимание, чтобы устранить их;

3. Количество задач и упражнений, зависящее от индивидуально-психологических особенностей школьников, должно быть достаточным для овладения умением принимать тот или иной прием рассуждений, действий, позволяющих решить проблему;

4. Упражнения не должны быть случайным набором однотипных задач, они должны способствовать развитию самостоятельности и творчества, для чего в их основу надо положить определенную систему, четко спланированную последовательность, их постепенное усложнение, представление известных объектов в нестандартной обстановке;

5. Упражнения не должны прерываться на длительное время, развитие мышления требует постоянной нагрузки на интеллект, возникновение трудностей на пути мыслительной деятельности ученика.


Помощь и руководство со стороны учителя должны состоять в том, чтобы готовить ученика к преодолению этих трудностей.


В то же время развитие умственной инициативы, эвристических элементов мышления учащихся требует определённой системы. Поэтому, наиболее благоприятные условия для построения такой системы предоставляет нам сегодня внеклассная работа, где имеется возможность посвящать решению проблемных и творческих заданий полностью каждое занятие и проводить эту работу в определённой последовательности.


На внеклассных занятиях учащиеся учатся решать проблемные ситуации такого вида:

  • Что делать, если нужно узнать погоду на улице, не выходя из дома?

  • Что делать, если нужно поджечь костёр на поляне, а у вас нет спичек?

  • Вам нужно срочно нарисовать рисунок, но нет красок, кистей, карандашей, ручек, фломастеров. Что ещё и как можно использовать, чтобы выполнить рисунок?

  • Как можно помирить медвежат из сказки «Два жадных медвежонка», разделив между ними сыр.

  • Все часы в доме остановились. Как не опоздать в школу?

  • Как нарисовать поляну, на которой много грибов, но не рисовать при этом сами грибы?


При анализе различных жизненных ситуаций или при подготовке и проведении мероприятий, я использую метод мозгового штурма и задания типа: найти плюсы и минусы в конкретной ситуации.

Например, ситуация: если бы в классе отменили группу продленного дня. Мы с детьми постарались проанализировать эту ситуацию с разных сторон, найдя в ней плюсы и минусы:

  • дети раньше возвращаются из школы и больше свободного времени

  • дети стали более самостоятельными, могут выполнить уроки, приготовить ужин

  • не каждый может организовать подготовку к урокам.

  • не у кого списать домашнее задание


Одной из активных форм обучения творчеству являются познавательные игры.

  • Логические игры.

Дидактическая задача: определить признак единства, назови лишнее, продолжи цепочку, закончи рассказ.

  • Игра-путешествие

Цель: развитие воображения и представлений детей.

« В лесу»

Дидактическая задача: рассказать, что окружает детей и кого они могут увидеть.

  • Сюжетно-ролевые игры

Цель: осознание устройства человеческого общества. В основном используются в 1 классе при изучении тем социальной направленности. «Мы идем по городу», «В магазине», «На почте» и т.п.

  • Игра “Сказка по опорным словам”.

Вам даны опорные слова: дворец, девушка, туфелька, чудесный лес, вертолет, принц. На основе этих слов придумайте волшебную историю.


Активизация работы педагогов в этом направлении необходима с целью повышения качества образовательного процесса. Поэтому на основании мониторинга качества образования в течение двух лет методическое объединение учителей начальных классов, руководителем которого является Филиппова Лада Алексеевна, систематизирует деятельность учителя по формированию и развитию творческого мышления младших школьников.


В заключении приведу еще одно определение креативности:

Творчество – это: копать глубоко, смотреть в оба, слышать запахи, смотреть сквозь, протягивать руки в завтрашний день, слушать кошку, петь в собственном ключе…” (Торренс)



Интернет ресурсы

http://econf.rae.ru/pdf/2011/05/m1.pdf - К.В. Дрязгунов Формирование дивергентного мышления младших школьников

http://www.ppip.su/arhiv_gl/2008_1_2/nomer/nom02.php - Майданник И.А. Построение дивергентного поля деятельности в образовательном пространстве




Информационные источники


1. Винокурова Н. К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: Книга для детей, учителей и родителей. - М.:АСТ-ПРЕСС, 1999.

2. Львов М. Р. Школа творческого мышления. Учебное пособие. - М.: Дидакт, 1993.

3. Томских И.М., Новаковская В.С. Особенности развития дивергентного мышления младших школьников// Успехи современного естествознания. – 2011. – № 6 – С. 76-77

4. Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. - СПб.: СПбуПМ

12


Слайд 1
Работа с одаренными детьми. Развитие дивергентного мышления как один из методов работы с одаренными детьми. Носкова Ирина Валерьевна, учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кадетская средняя общеобразовательная школа №2» г. Рубцовска Алтайского края
Слайд 2
Дивергентное мышление (от латинского divergentis "расходящийся в разные расходящийся в разные стороны"расходящийся в разные ) - метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы.
Слайд 3
Основные формы учебная деятельность на уроке; кружки; факультативы; экскурсии; учебно-исследовательская деятельность.
Слайд 4
Методы и приемы поисковый метод; словесный; игровой; практический; использование компьютерных программ; прием художественного творчества; прием обращения к индивидуальному опыту.
Слайд 5
Критерии для диагностики одаренности беглость мысли гибкость мысли оригинальность любознательность способность к разработке гипотезы ирреальность фантастичность способность решать проблемы способность усовершенствовать объект, добавляя детали
Слайд 6
Чистописание: по пи пе : Задания: - Вспомните слова, которые начинаются на слог по (пи, пе:); - начинаются со слога пол (пил, пен:); - заканчиваются буквами оп (сироп, галоп:); - в своей записи имеют буквы п, е, с (песок, пёсик, персик,:). Придумайте предложение, в котором все слова будут начинаться с буквы п. Например: Петя пошёл по полю. Придумайте предложения, слова в которых начинаются с букв В П С П. Например: Ваш пёсик - самый пушистый. Ваня пошёл смотреть передачу. Ужи, мыши, моржи
Слайд 7
Подобрать прилагательные и существительные, заключающие в себе понятия света и темноты Свет - яркий, ласковый, живой; солнце - ... утро - ... лампа - ... костер - ... свеча - ... Темнота - закрытый, ночной; ночь - ... вечер - ... пещера - ...
Слайд 8
Найдите как можно больше общих признаков для непохожих предметов Колодец - паркет; бревно - коробка; облако - дверь; кукла - снег.
Слайд 9
Определить причины возникновения ситуаций 1. Утром Дима проснулся раньше обычного. 2. Солнце еще не ушло за горизонт, но уже стало темно. 3. Сидевший у ног хозяина пес, грозно зарычал на маленького котенка.
Слайд 10
Подумай, что может произойти, если ... "расходящийся в разные ... дождь будет идти, не переставая."расходящийся в разные "расходящийся в разные ... люди научатся летать, как птицы."расходящийся в разные "расходящийся в разные ... собаки начнут разговаривать человеческим голосом."расходящийся в разные "расходящийся в разные ... оживут все сказочные герои."расходящийся в разные "расходящийся в разные ... из водопроводного крана польется апельсиновый сок."расходящийся в разные
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
1. Как разрезать фигуру на четыре равные части? 2. Пользуясь цифрами от 1 до 9 и знаками действий, напишите число 100, выполняя условие, что цифры надо писать по порядку. 3. Лиза, Галя и Нина жили в разных домах. Дом № 1 – высокий каменный, № 2 – высокий деревянный, № 3 – невысокий каменный. В каком доме жила каждая из девочек, если
Слайд 14
“Творчество – это: копать глубоко, смотреть в оба, слышать запахи, смотреть сквозь, протягивать руки в завтрашний день, слушать кошку, петь в собственном ключе…” (Торренс)
Слайд 15
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Слайд 16
Интернет ресурсы http://econf.rae.ru/pdf/2011/05/m1.pdf - К.В. Дрязгунов Формирование дивергентного мышления младших школьников http://www.ppip.su/arhiv_gl/2008_1_2/nomer/nom02.php Майданник И.А. Построение дивергентного поля деятельности в образовательном пространстве 1. Винокурова Н. К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: Книга для детей, учителей и родителей. - М.:АСТ-ПРЕСС, 1999. 2. Львов М. Р. Школа творческого мышления. Учебное пособие. - М.: Дидакт, 1993. 3. Томских И.М., Новаковская В.С. Особенности развития дивергентного мышления младших школьников// Успехи современного естествознания. – 2011. – № 6 – С. 76-77 4. Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. - СПб.: СПбуПМ

Полный текст материала Обмен опытом. Работа с одаренными детьми. Развитие дивергентного мышления как один из методов работы с одаренными детьми. 1-4 кл. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Носкова Ирина Валерьевна  Irina2202
06.12.2012 0 4870 546

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК