Соколенко
Галина Васильевна учитель русского
языка и литературы первой квалификационной
категории
МОУ-СОШ
№1Саратовской области Советского
района р.п.Степное
Первый раз в первый
класс
Индивидуальная
работа с учениками находящимися,
на домашнем
обучении,
по программе
специальных (коррекционных)
образовательных
учреждений VIII
вида
2008-2009 г.
Подготовила
учитель МОУ-СОШ № 1
первой квалификационной
категории Соколенко Г.В.
Цель работы:
Показать формы
индивидуальной работы с учащимися по
вспомогательной программе;
Проанализировать
результаты учащихся по программе VIII
вида обучения;
Эффективность
индивидуального обучения с детьми
инвалидами на дому.
С 1 сентября 2008
года обучение в 1 классе начали два
ребёнка 9 лет: К. Александр и Е. Алёна.
Обучение было рекомендовано на дому,
т.к. они оба инвалиды. Саша инвалид с
первой минуты рождения (синдром Дауна),
а у Алёны выявили отклонения в 3 года,
диагноз – умеренная отсталость, связанная
с хромосомными нарушениями. Поэтому
работа предстояла сложная. Во – первых,
надо было показать родителям, что они
могут
учиться. Во – вторых, чтобы первоклашки
хотели
учиться, а в – третьих, у меня есть
возможность начать работу с нуля, т.к.
у меня были ученики с 5 по 9 классы.
(слайд
№3)
Обязательный
элемент работы – конструирование.
С первого урока
я пытаюсь искать различные формы работы
наиболее приемлемые для каждого из
учеников в соответствии с их диагнозом
заболевания. Саша, очень любит работу
с конструктором.
Эту форма работы используется не только
на уроках, но и после уроков. В семье
приобрели конструктор «Лего» и ребёнок
с удовольствием играет.
(слайд
№4)
Разнообразные
виды конструирования (пластилин, счётные
палочки, пирамиды)
С Алёной используются
более разнообразные виды конструирования.
Сбор пирамид различной конструкции,
способствует формированию логических
сравнений, развитию математических
понятий – больше,
меньше.
Счетные палочки и пластилин способствует
лучшему запоминанию и написанию букв.
Используя эти
разнообразные виды конструирования,
вырабатывается
усидчивость,
внимание, моторика движения пальцев.
(слайд
№5)
Почти
на всех уроках проводится работа с
пластилином
С Сашей, так же
как и с Алёной на всех уроках проводится
работа с пластилином, но с Сашей более
простой и доступной форме – это
изготовление различных предметов и
фигур.
(слайд
№6) Работа
с пуговицами.
Собирают
по цвету, по размеру
Для развития
моторики используется работа с пуговицами.
Пуговицы ребята собирают по цвету, по
размеру и пытаются, продеть в ушко
проволочу, т.к. работа с иголкой для моих
учеников пока опасный вид работы.
(слайд
№7)
Выполняются
различные виды аппликаций
Выполняются
различные виды аппликаций. Этот вид
работы у меня разнообразный.
Аппликация
выполняется по образцу, который находится
перед учеником. Дома я готовлю сама
заготовки к аппликациям, а ребята сами
все детали определяют, куда надо
разложить и приклеить.
Второй вид, когда
есть готовый рисунок, но не хватает
деталей. И Саша, и
Алёна должны сами определить, куда
необходимо приклеить части деталей.
Здесь определяются разные части тела
и одежды.
(слайд
№8) Работа с аппликацией развивает
мышление и логику.
(слайд
№9)
Любимый
вид работы-создание аппликации
У Саши, это один
из любимых видов работы. После выполнения,
которого он любит долго смотреть на
своё мастерство.
(слайд
№10)
Работа
по обучению грамоте и развитию речи, с
кассой букв
В работе с Алёной
большее внимание уделяется учебному
материалу, а не творческим работам. Одна
из форм это работа с букварём, т.к. цель:
в этом году изучить алфавит и научиться
читать.
(слайд
№11)
Используется
азбука – наклейка для изучения алфавита
Используются
азбука-наклейка, где Алёна находит сама
изученную букву и подбирает картинку
на эту же букву.
(слайд
№12, )
Одна
из форм работы – это работа в тетради
Основная форма
работы – это работа в тетради обычной
школьной и индивидуальной, которую я
сама составляю и готовлю к каждому уроку
математики и обучению грамоте и развитию
речи.
(слайд
№13)
Индивидуальные
тетради –
это творческая работа. Ребята в этих
тетрадях находят нужную букву, цифру.
Собирают элементы и составляют правильно
букву. Элементы уже заготовлены, и работа
учеников, наклеить эти элементы и букву
разукрасить в синий или красный цвет.
Перед этим этапом работы мы определяем,
какой цвет нам нужен и почему.
(слайд
№14)
Обязательным
элементом урока является физминутка
Обязательным
элементом урока является физминутка.
Где не только выполняются различные
физические упражнения, но и составляем
пирамиды, распознаём цвета.
(слайд
№15) В моей
копилке имеется достаточно много
физминуток
для глаз, которые можно найти на портале
«Сеть творческих учителей».
Они так же используются на уроках.
Авторы: Масько Л.Г. и Горячёва Е.А. Одна
из них вам представляется «
И глаза вам скажут спасибо».
Использую тренажёр
«Весёлые стрелочки»
автор
учитель-дефектолог: Малькова Евгения
Александровна. Цель: развитие
пространственных представлений.
(слайд
№16, 17)МОНЕТЫ. Цель
всех занятий: развивать коммуникабельность
учащихся. В жизни моим ученикам будет
сложно, так как рядом не всегда будут
находиться родители. И Алёна, и Саша
должны уметь приобрести необходимые
продукты питания, уметь правильно
оформить документы.
Поэтому на всех
уроках математики включается работа с
МОНЕТАМИ различного наминала. Здесь же
закрепляется состав числа. (Число
и цифра 6.)
(слайд
№ 18) Используются презентации:
«Геометрические
фигуры», «Учимся писать цифры», «Буквы
алфавита», «Осень -моё любимое время
года».На
всех уроках стараюсь использовать
элементы ИКТ. Спасибо всем учителям,
публикующим свои работы на различных
порталах, которые можно использовать
в подготовке к занятиям.
Я не скрываю,
сложности есть, особенно в первые дни
обучения. С Аленой проблем нет, а вот с
Сашей были и есть. С самых первых дней
пыталась найти людей, которые мне могли
бы помочь в работе через интернет. Так
как я состою в группе
«с особыми потребностями» в «Сети
творческих учителей», то откликнулась
Томилова
Елена Анатольевна.
Она является
организатором этой группы. Вот выдержки
из этой переписки:
(слайд
№19)
Томилова
Елена Анатольевна
СИНДРОМ ДАУНА
Ответить.
Если были упущены
педагогические моменты, то занятие
начинается
с телесно-ориентированной терапии, т.е.
познание ребенка своего тела, умение
давать себе команды, слышать себя.
После подключаем занятия дыханием по
Стрельниковой - это основа основ, знание
своего тела. Далее занимаемся микросоциумом,
т.е. развиваем
адекватное
отношение и
проявление себя к близким и родным
людям.
Занимаемся
самообслуживанием.
Обуться,
одеться, умение держаться в обществе.
Самое главное
у таких детей - это адекватно эмоциональный
фон. Дети с синдромом Дауна могут быть
как ласковые и добрые, так и противоположное
проявление. После как
он научился себя контролировать,
прививаем основы безопасности: острое,
горячее, холодное, страх высоты, незнакомая
собака, правила поведения на дороге.
Всё представлять ребенку в игровой
форме.
Например: на листе рисуем нож и
рассказываем, что им можно порезать
яблочко, хлебушек и т.д. А теперь давай
нарисуем маленький нож . Давай уберем
ножечек, чтоб пальчик никто не порезал
в коробочку. Нарисовать коробочку и
предложить ему его разукрасить. А ты
знаешь, на какую букву начинается слово
нож . На букву Н.
(слайд
№20)
Томилова
Елена Анатольевна
Позже была
рекомендована литература,
которая частично была приобретена.
(слайд
№21)
Томилова
Елена Анатольевна
Далее Елена
Анатольевна конкретно указала направление
моей работы: « …очень хочется вас
утешить нормативами обучения детей с
подобным диагнозом. Обучение и развитие
здесь не может быть конкретным, оно
относительно его заболеванию и потенциалу,
заложенному ребенку. Основные учебные
моменты по развитию детей с синдромом
Дауна:
1.Развитие навыков
самообслуживания (их автоматизация)
Развитие коммуникативных навыков.
Сенсомоторики.
2.Основы (навыки)
собственной безопасности. Это является
основным направлением по развитию и
обучению ребенка с синдромом Дауна.
3.Есть программы
сопровождения родителей, воспитывающих
таких детей».
(слайд
№22)
Постоянно
используется ИКТ. Наиболее часто
используемые сайты и порталы
Постоянно
используется ИКТ. Наиболее часто
используемые сайты и порталы при
подготовке к урокам:
Мною выставлен
работа «Правописание приставок на з-;
с- раз-(рас-), без-(бес-), из-(ис-), воз-(вос-)»
в 9 классе вспомогательной программы
VIII
вида на Всероссийском фестивале «Открытый
урок» и на портале «Сеть творческих
учителей», которая используется для
дистанционного образования педагогов.
Имеются специальные сертификаты и
отзывы коллег через «Сеть творческих
учителей» .
Так же использую
элементы уроков коллег, которые выставлены
в «Сети творческих учителей» .
В
работе используются обучающие
интерактивные программы, помогающие
закреплять изученные понятия.
Лунтик.
Подготовка к школе.
Алик скоро
в школу.
(слайд
№24) Диски
«Алик скоро в школу» и «Лунтик подготовка
к школе» очень подходят для закрепления
многих тем урока: цвет, число, размер,
форма. Алена и Саша с удовольствием
играют в эти игры, управляя самостоятельно
мышкой.
(слайд
№25) В
заключение хочу прочитать слова Томиловой
Елены Анатольевны: «Уважаемая
Галина Васильевна, искренне рада за
ваши продвижения и желаю дальнейших
успехов». Такие слова любого человека
окрыляют, и хочется дальше творить,
выдумывать и создавать.