Статья "Развитие исследовательских умений младших школьников при изучении темы «Имя прилагательное»


Развитие исследовательских умений младших школьников

при изучении темы «Имя прилагательное»


заместитель директора по УВР,

учитель высшей категории

МБОУ средняя общеобразовательная

школа №43

Безрукова Елена Ивановна


Последнее время школа стремиться качественно изменить содержание и как следствие - результат обучения. Современные концепции начального образования ориентированы на гуманизацию образования. Гуманистический подход заставляет изменить традиционное педагогическое мировоззрение: главным действующим лицом становиться личность ребенка, развитие и раскрытие его интеллектуально-творческого потенциала.

Исследования последних лет показали, что дети очень пластичны и легкообучаемы, они могут освоить значительно больше, чем считалось прежде. Ребенка этого возраста характеризуют такие возрастные особенности, как эмоциональная чуткость, интерес к жизни, любознательность. Этот факт открывает новые перспективы существенного обогащения познавательного и личностного содержания программы обучения и воспитания младших школьников.

Многие специалисты, изучавшие проблемы развития интеллекта и мышления ребенка в ходе обучения, постоянно подчеркивают мысль о том, что «главным фактором, определяющим это развитие, выступает не содержание, а методы его усвоения. В этом деле не столько важно, то чему мы учим, сколько то, как мы это делаем». (10, с.57)

Такое понимание образования требует развития новых образовательных технологий в противовес широко распространенным репродуктивным технологиям, основанным на простом воспроизводстве информации. Следует понимать, что знания, умения и навыки по словам Мельниковой Е.Л. (8, с.143) «не могут быть единственной педагогической целью: школа должна всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников. Значит, все должно быть по-другому: и психологическая атмосфера занятий, и учебное содержание, и методика преподавания. А в методике в первую очередь следует изменить часть, отвечающую за введение нового материала: ученики должны открывать знания, а не получать их в готовом виде».

Совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта в образовательной работе с детьми требует поиска новых форм и методов обучения, способствующих более эффективному развитию и воспитанию детей.

Одной из наиболее эффективных обучающих и развивающих технологий, на наш взгляд, является исследовательская деятельность. Организацию исследовательской деятельности учащихся можно рассматривать как мощную инновационную образовательную технологию, которая служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития, интеллектуального и социального совершенствования личности.

В последнее время появляется много публикаций в различных журналах («Исследовательская работа школьников», «Начальная школа», «Завуч», «Завуч начальной школы» и др.), выпускаются книги, посвященные проблемам исследовательской деятельности учащихся. Анализ такой литературы позволяет нам не только разобраться в теоретических вопросах, касающихся этого вида деятельности, но и увидеть, как на сегодняшний день эти идеи воплощаются в практике, дает представление о том, как подготовить учащихся к исследовательской деятельности, о проблемах, которые могут встать на этом пути, и, пожалуй, что самое ценное - он показывает возможность их решения.

С нашей точки зрения, наибольший интерес в этом плане представляют работы доктора педагогических наук, профессора кафедры педагогики начального обучения Савенкова А.И. Главной целью исследовательского обучения, по мнению ученого, является формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры (11, с. 6).

Умения и навыки исследовательского поиска, по словам Савенкова А.И., в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. По его мнению, под специальными исследовательскими знаниями следует понимать специфические знания о проведении исследований и действий механизмов исследовательского поиска.

Под общими исследовательскими умениями и навыками мы будем понимать следующие:

  • умение видеть проблемы;

  • умение задавать вопросы;

  • умение выдвигать гипотезы;

  • умение давать определения понятиям;

  • умение классифицировать;

  • умения и навыки наблюдения;

  • умения и навыки проведения экспериментов;

  • умение делать выводы и умозаключения;

  • умения и навыки структурирования материала; умения и навыки работы с текстом;

  • умение доказывать и защищать свои идеи. (11, с.10)


Другую классификацию исследовательских умений предлагает Семенова Н.А.(13, с.46). Она выделяет четыре блока умений, необходимых при организации учебной деятельности:

  1. Умения организовать свою работу.

  2. Умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, умение выстроить структуру исследования, методы исследования, поиск информации).

  3. Умение работать с информацией.

  4. Умение представить результат своей работы.

Кроме знаний о том, какие умения относятся к исследовательским, учитель должен четко представлять себе и условия их формирования. В своей работе Семенова Н.А. (13, с.45) выделила следующие условия:

  • целенаправленность и системность;

  • мотивированность;

  • творческая среда;

  • психологический комфорт;

  • личность педагога;

  • учет возрастных особенностей.

К этой группе условий, с нашей стороны, хочется добавить и такое условие, как значимость информации, получаемой в результате своей исследовательской деятельности. Ребенок должен понимать, что он провел исследование не ради самого исследования, а что полученные знания он может применить в определенной области. За увлекательной формой учащийся должен увидеть глубокое научное содержание работы.


Обучение школьников специальным знаниям, развитие у них умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске – одна из основных практических задач современного образования. Несмотря на это, методическая сторона данной проблемы лишь фрагментарно представлена в современной психолого-педагогической литературе.

В связи с этим, актуальной, на наш взгляд, является проблема изучения развития и формирования исследовательских умений младших школьников в учебной деятельности.


Нами была разработана система упражнений, направленная на развитие умения видеть проблемы, умения задавать вопросы, умения выдвигать гипотезы, умения давать определения понятиям, умения классифицировать у учащихся 1-4 классов. Подбор упражнений осуществлялся с учетом возрастных особенностей учащихся, с уровнем их подготовленности. Так, один и тот же вид упражнений расписан отдельно по каждому классу с учетом имеющихся у младших школьников знаний. Хочется особо подчеркнуть, что данная система направлена и на установление связей с ранее изученными темами («Состав слова», «Орфограммы в корне слова», «Правописание приставок и предлогов» и др.), на обогащение и активизацию словарного запаса ребенка, развитие его орфографического навыка, усвоение грамматических понятий. Основной идеей подбора упражнений явилось определение роли имени прилагательного в русском языке – правильное, уместное и умелое его употребление делает речь точной, яркой, богатой, выразительной.

Определяя место данных упражнений на уроке, следует исходить из темы и целей конкретного урока. Так, упражнения на проведение классификации могут использоваться, как на этапах актуализации знаний, объяснения нового материала, так и на этапе закрепления, упражнения на развитие умений выдвигать гипотезы – не только при «открытии нового знания» (термин Мельниковой Е.Л., 8), но и в ходе проверки домашнего задания.

Формы работы с системой упражнений так же разнообразны: кроме фронтальной и индивидуальной, нами широко используется групповая форма (работа в парах, работа в группах по 4-5 человек).

Итак, представим разработанную систему упражнений, направленную на развитие умения видеть проблемы и умения выдвигать гипотезы при изучении темы «Имя прилагательное», кратко останавливаясь на характеристике умения.


Развитие умений видеть проблемы

Под проблемой обычно понимают явно сформулированный вопрос или комплекс вопросов, возникающих в процессе познания. Однако древнегреческое слово «problema» в буквальном переводе звучит как «задача», «преграда», «трудность». Проблема ­­­– это затруднение, неопределенность. Чтобы устранить проблему необходимо действовать. Действия должны быть направлены на исследование того, что связано с данной проблемой, и в первую очередь, с причинами её появления. Однако, и поиск проблемы – дело нелегкое. Найти, увидеть проблему зачастую труднее, чем её решить. В плане развития исследовательских навыков очень важен вопрос о том, следует ли требовать от ребенка четкой формулировки проблемы во время определенного исследования. По твердому убеждению Савенкова А.И., развивая умение видеть проблемы у младших школьников «не стоит непременно требовать ясного осознания и формулирования проблемы… Вполне достаточно её приблизительной характеристики» (11, с.13). Автор считает, что творческий процесс исследования будет существенно обеднен, если будет преследовать заранее поставленную цель и действовать по алгоритму. «на этапе алгоритма мы теряем все, что имеет отношение к творчеству». (11, с.14 )

Умение видеть проблемы – интегральное свойство, развивающееся длительное время в самых разных видах деятельности. Для его развития существуют специальные методики и упражнения. Опираясь на предложенные Савенковым А.И. задания для развития данного умения (11), нами были разработаны различные варианты заданий и упражнений. Эти упражнения помогут сформировать у учащихся способность к мысленному перемещению, позволяющему иначе смотреть на вещи, изменять собственную точку зрения, смотреть на предметы и явления с разных сторон, открывать в привычном новое, неожиданное. Со стороны учителя должны приветствоваться самые оригинальные, необычные версии выполнения задания.

«Посмотри на мир чужими глазами» - продолжи рассказ, оценив ситуацию с различных точек зрения.

1 класс.

  • К концу лета вся рябина была увешана красными гроздьями ягод.

- рябина - ветки рябины

- синичка

  • Маша захотела попить чаю. Она потянулась за любимой маминой чашкой. Чашка упала и разбилась на мелкие кусочки.

- Маша - Машин брат

- чайный сервиз - один из осколков

2 класс.

  • Дед с внуком отправились на рыбалку. Они захватили с собой наживку, удочки, сели в лодку и поплыли на середину реки.

- удочка - река

- рыба в реке - лодка

  • Осень подкралась незаметно. Она чуть тронула золотой кистью листья березы и клена. Лес стал задумчивым.

- грибы - ель

- дятел - уходящее лето

Придумай сам сюжет и героев миниатюры

3 класс.

  • Утром небо покрылось рваными тучами, и пошел первый в этом году снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, покрывали газоны, тротуары, дороги, поля…

- детвора, гуляющая во дворе - дворник

- зайчик в лесу - фонарный столб

  • И сегодня Мишка опять вбежал в класс со звонком…

- учитель - Мишина парта

- Мишин друг

  • Придумай сам сюжет и героев миниатюры

4 класс.

  • Море слегка заволновалось. Волны стали стремительнее набегать на берег. Появились белые барашки. Начинался шторм…

- капитан судна - одинокая скала на берегу

- пляж - отдыхающие

  • Грибов в этом году уродилось видимо-невидимо. Грибники с кузовками потянулись к лесу.

- кузовок - семейка груздей

- тропинка в лесу - старый пень

  • Придумай сам сюжет и героев миниатюры


Составь рассказ, используя данную концовку. Подумай, что было в начале, и почему все закончилось именно так.

1класс


. Катя подошла к подружке. Они взялись за руки и побежали домой.

. Мама улыбнулась и погладила сына по голове.

Придумай сам аналогичное задание для соседа по парте. Сравните получившиеся рассказы.

2 класс

. Алеша заглянул в кузовок к Анютке. Кузовок был пустой.

. Появилась радуга и все вокруг заулыбались.

  • Придумай сам аналогичное задание для соседа по парте. Сравните получившиеся рассказы.

3 класс

3 класс

. Уже давно прозвенел звонок с урока, а Сережа продолжал стоять у доски.


. Нам так и не удалось выехать в этот день на дачу.


  • Придумай сам аналогичное задание для соседа по парте. Сравните получившиеся рассказы.


4 класс

. Бабушка с грустью посмотрела на внучку и ушла в свою комнату.


. Когда охотник оглянулся еще раз, утка уже подводила свой выводок к камышам .


  • Придумай сам аналогичное задание для соседа по парте. Сравните получившиеся рассказы.





Составь рассказ от имени разных персонажей:

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс


Тема: «Один день из жизни»

- первоклассника

- листочка на дереве

- бездомной собаки

- водителя трамвая

- родной школы

- облака

- камешка на дороге

- директора школы


Тема: «Случай на охоте»

- охотник

- лисица

- охотничья собака

- лесное озеро

- зимний лес

- ружье

- егерь

- тишина в лесу


Тема: «Невыученные уроки»

- ученик

- учитель

- портфель

- мама

- дорога в школу

- классная доска

- дневник нерадивого ученика

- друг


Тема: «После дождя»

- клумба цветов

- радуга

- листва деревьев

- крыша дома

- лужа у дороги

- поливочный шланг

- город

- зонт


Назови как можно больше разных признаков данных предметов:

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Дом

Зима

Друг

Настроение

Заяц

Лес

Море

Характер

Сказка

Дорога

Солнце

Закат

Яблоко

Глаза

Картина

Путешествие

Снег Лук Музыка Жизнь


Подбери к данному прилагательному как можно больше существительных, которые могут иметь такой признак:

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Маленьк- (-ий, -ая, -ое)

ребенок,

Низк- (-ий, -ая, -ое)

стульчик, голос, оценка, поступок..

Кругл – (-ый, -ая, -ое)

год, отличник, дата, сирота, стол ..

Легк- (-ий, -ая, -ое)

мороз, ноша, походка, ткань, пища, работа, слог, ранение, характер..

Тонкий

Верный

Чистый

Крутой

Длинный

Косой

Живой

Жесткий

Красивый

Золотой

Светлый

Медвежий


Нежный

Мягкий

Свободный


Холодный

Прямой

Острый


Пустой

Тяжелый

Железный


«Тема одна – сюжетов много»

  1. Придумать как можно больше сюжетов на одну тему.

Например, предлагается тема «Осень». Раскрывая ее, можно составить рассказ о пожелтевших листьях, улетающих птицах, уборке урожая и т.д.

Можно предложить к данному заданию такие темы как «Лес», «Город», «Отдых», «Спорт», «Школа», «Времена года» и др.

  1. Составить миниатюру по опорным словам.

1 класс – высокая, большое, вкусное;

- пушистый, трусливый, косой.

2 класс – праздничное, голубое, нарядное;

- неуклюжий, косолапый, лохматый.

3 класс – морозный, легкий, пушистое;

- светлая, глубокая, быстрая;

- верный, породистый, служебный.

4 класс – интересная, увлекательная, редкая;

- стремительный, отважный, упорный;

- горная, хрустальная, холодная.


«Увидеть в другом свете» - опиши предмет в разных ситуациях.

на полке магазина на ветке яблони

Игрушка в твоих руках Яблоко в вазе на столе

забытая на улице с откусанным

боком


на полке в библиотеке летом

Книга на твоем столе Дом в деревне

в руках учителя зимой

Ш кольная во время контрольной работы весной

парта после уроков Лесное озеро

во время родительского собрания осенью

в лучах утреннего света

О динокая береза перед весенним пробуждением

в дождливую ночь

Развитие умений выдвигать гипотезы

Каждая проблема имеет решение. Единственная

трудность заключается в том, чтобы его найти.

Эффи Неф, американский журналист


Вслед за выявлением проблемы идет поиск решения, мозг начинает конструировать гипотезы. Новое знание впервые осознается исследователем в форме гипотезы, которая выступает необходимым и кульминационным моментом мыслительного процесса. Следовательно, одним из главных, базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления.

Первый путь к решению учебной проблемы, так же как и в научном творчестве, лежит через гипотезы. Этот путь к новому знанию включает в себя два шага: выдвижение гипотезы и проверка гипотезы.

Выдвинуть гипотезу - значит высказать догадку, предположение, ложность или истинность которого установит проверка. Та гипотеза, которая выдержит проверку и станет решением проблемы – решающая, остальные – ошибочные. Смысл проверки заключается в обосновании, принятии или отвержении гипотезы путем приведения аргумента (на решающую гипотезу) или контраргумента (на ошибочную гипотезу).

Организуя поиск решения определенной проблемы, учитель может использовать такие приемы как побуждающий к гипотезе диалог или подводящий диалог. При побуждающем диалоге в ходе решения выдвигается несколько гипотез (их должно быть не менее двух – ошибочная и решающая). Существует два варианта выдвижения и проверки гипотез – последовательное и одновременное. При последовательном варианте используется фронтальная работа, при одновременном – возможна и групповая форма. Так учащиеся, обсудив в группе проблему, записывают на листе бумаги свои гипотезы и вывешивают на доску. Объединив предложенные разными группами гипотезы, их начинают проверять.

Приведем в качестве примера фрагмент урока русского языка в 4 классе по теме «Склонение имен прилагательных».

Учитель

Учащиеся

(Задание выполняется в 4 группах)

П еред вами словообразовательные модели слов: ая, ой, ого, , ом, ый ое

ую

Можно ли по ним определить часть речи, к которым относятся данные слова?





Да, можно. Это имена прилагательные.


Проведите классификацию данных моделей в зависимости от рода имени прилагательного.

Учащиеся выполняют классификацию, результаты работы (гипотезы) вывешивают на доску:

1 и 3 группы (результаты совпали):

М.р.: ой, ый, ом

Ж.р.: ая, ую

С.р.: ое, ого, ом

(ошибочная гипотеза)

2 группа:

М.р.: ой, ый

Ж.р.: ая, ую, ой

С.р.: ое, ого, ом

(ошибочная гипотеза)

4 группа:

М.р.: ой, ый, ом, ого

Ж.р.: ая, ую, ой

С.р.: ое, ого

(ошибочная гипотеза)

Обсудим ваши гипотезы. 1 и 3 группы предлагают одинаковые варианты классификации. Вы согласны с такой гипотезой? (побуждение к проверке)

Нет. (Учащиеся из 2 группы приводят аргумент в пользу модели ой – ж.р. красной лентой), 4 группы - ого – м.р. большого стола)

Вносим изменения.

Теперь все на месте?

Нет. К прилагательным среднего рода нужно отнести модель ом (в топком болоте)

В ходе проверки гипотез появляется следующая классификация:

М.р. : ой, ый, ом, ого

Ж.р. : ая, ую, ой

С.р. : ое, ого, ом

(решающая гипотеза)

Почему было трудно выполнить задание сразу?

Непонятно в каком роде стоит прилагательное в косвенной форме.

Что помогло сориентироваться?

Подобранное по смыслу существительное.

Что было необходимо знать для выполнения задания?

С каким существительным связано каждое прилагательное.

Для чего это нужно знать?

Род и падеж имени прилагательного определяется по роду и падежу существительного, с которым оно связано.

(открытие нового знания)

Сравните свой вывод с правилом в учебнике.

Обращаются к учебнику.


Кроме специально разработанных проблемных уроков, развивающих умение выдвигать гипотезы, можно использовать и другие виды заданий и упражнений. Приведем примеры некоторых из них.

  • «Что это может быть?»

1 класс: - Звонкий, быстрый, веселый - ……

- Вкусный, алый, сочный - ……

- Желтые, красные, зеленые - ……

- Бурый, косолапый, неуклюжий - ……

- Белое, пушистое, легкое - ……

2 класс: - Задиристый, драчливый, взъерошенный - ……

- Маленькая, серенькая, пугливая - ……

- Ветвистая, зеленая, колючая - ……

- Аккуратная, послушная, веселая - ……

- Чистое, голубое, безоблачное - …..

3 класс: - Белоствольная, высокая, стройная - ……

- Зимнее, раннее, морозное - ……

- Кедровый, мускатный, грецкий - ……

- Холодный, музыкальный, дверной - ……

- Дальняя, асфальтированная, длинная - ……

4 класс: - Беговые, водные, горные - ……

- Зеленый, спортивный, репчатый - ……

- Художественный, мультипликационный, документальный - ……

- Вечерний, хрустальный, малиновый - ……

- Гражданская, Отечественная, священная - ……


  • «Найди возможные причины событий» – назови по 2-3 самых логичных и самых фантастических объяснения событиям.

1 класс: - Мама засмеялась;

- Зайчик спрятался под елку;

- Яблоко упало;

- Алеша сделал кормушку для птиц.

2 класс: - Собака долго лаяла;

- В тетрадке появилась долгожданная пятерка;

- Цветок на окне завял;

- Ребята решили вернуться домой.

3 класс: - Друзья поссорились;

- В лесу раздался странный шум;

- Огонек костра медленно погас;

- С деревьев осыпалась вся листва.

4 класс: - Пожарный вертолет весь день кружил над лесом;

- Медведь всю зиму бродил по лесу;

- Огромный камень упал со скалы в море;

- В кино мы так и не сходили.


  • «Дай объяснение факту» - придумай по 2 самых правдоподобных и самых невероятных объяснения фактам.

- Птицы низко летают над землей.

- В комнате остался ароматный запах.

- Фонтан перестал работать.

- Ворона громко каркнула и улетела с забора.

- Папа рассердился.

- Солнце спряталось за тучу.

- Хлопнула входная дверь.

- Шарик лопнул.

- На столе остались только крошки печенья.

- Большая сосулька упала с крыши.


  • Большие возможности таит в себе работа над сочинением-рассуждением. Этот вид работы очень эффективен в плане тренировки умений выдвигать гипотезы.

В 1 классе это могут быть устные рассуждения на заданную тему, а во 2-3 классах – сочинения – миниатюры. Вот темы некоторых из них:

1 1 класс

2 класс

Почему мама меня любит?

Почему детеныши зверей любят играть?

Почему нельзя обижать младших?

Почему цветы имеют яркую окраску?

Почему арбуз сладкий?

Зачем нужно помогать старшим?

Почему кошка мурлыкает?

Почему я люблю цирк?



3 класс

4 класс

Почему летом снег в горах не тает?

Зачем нужно быть смелым?

Почему я люблю читать сказки?

Что обозначает выражение «медвежья услуга»?

Откуда к нам пришла зима?

Когда у человека руки золотые?

Почему в колодце вода холодная?

Почему Луна не падает на Землю?




Следует отметить, что целенаправленное и систематическое использование разработанной системы упражнений на уроках русского языка позволило добиться достаточно высокого качества обученности учащихся

Кроме того, как уже отмечалось, данная система упражнений направлена и на установление связей с ранее изученными темами («Состав слова», «Орфограммы в корне слова», «Правописание приставок и предлогов» и др.), на обогащение и активизацию словарного запаса ребенка, развитие его орфографического навыка, усвоение грамматических понятий. Поэтому работа с упражнениями оказала положительное влияние и на развитие у большинства учащихся «языкового чутья», навыка грамотного письма. По сравнению с учащимися своей параллели, учащиеся данного класса показывают более высокое качество обученности.





Список литературы

  1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. «Концепция развития исследовательской деятельности учащихся» // Исследовательская работа школьников. – 2001 - №1.

  2. Борзов В.А., Борзов А.А. «Развиваем творческие способности у детей» - Самара. 1994

  3. Винокурова Н.К. «Развиваем способности детей. Рабочая тетрадь» - М. «Росмэн» 2003

  4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Современный урок. Часть III: Проблемные уроки. Научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений». – Ростов на Дону: Изд-во «Учитель», 2006.

  5. Лушина Е.А. «Уроки-исследования» // Начальная школа. - 2001. - №8

  6. Львов М.Р. «Развиваем творческое мышление: Пособие по русскому языку: 1-4класс» - Тула - 2003

  7. Львова С.И. «Русской речи чудеса. Книга для учащихся гимназий и лицеев» - М. 1995

  8. Мельникова Е.Л. «Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя». – М. 2006.

  9. Новиков П.В. «Исследовательское поведение как фактор психологического развития дошкольников» // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей под общей редакцией к.пс.н. А.С. Обухова. - М.: НИИ школьных технологий, 2006

  10. Савенков А.И. «Исследовательское обучение – возможность преодолеть «образовательный предел» // Директор школы.- 2003. №10

  11. Савенков А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников». - Самара: Изд-во «Учебная литература», 2006.

  12. Савенков А.И. «Учебное исследование в начальной школе» // Начальная школа. - 2000. - №12

  13. Семенова Н.А. «Исследовательская деятельность учащихся» // Начальная школа. -2006. - №2


Полный текст материала Статья "Развитие исследовательских умений младших школьников при изучении темы «Имя прилагательное» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Безрукова Елена Ивановна  slavena2007
04.03.2012 0 1841 340

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК