Использование алгоритмов в обучении младших школьников. Методический аспект


Использование алгоритмов в обучении младших школьников. Методический аспект


Автор: Смирнова Анна Дмитриевна

Должность: учитель начальных классов

Место работы: МБОУ средняя общеобразовательная школа №43 г. Нижнего Новгорода














http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-6-html/EMEL-1/emel-1.htm

























Использование алгоритмов в обучении младших школьников. Методический аспект

С сущностью алгоритма как точной, определенной

последовательностью интеллектуальных операций, необходимых и достаточных для решения каких-либо задач, (т. е. правилом) учащиеся начальной школы знакомятся достаточно рано. На вводном уроке информатики в 3-ем классе, ставящим одну из целей - знакомство учащихся с понятием «алгоритм», мы решили познакомить их с происхождением слова, чтобы оставить в памяти учащихся яркий эмоциональный след и подкрепить мотивацию к дальнейшему изучению. Так на уроке учитель сообщает: « У многих слов, пришедших в русский язык из других языков, есть своя история. Это касается и центрального понятия нашего сегодняшнего урока. Оказывается, в средние века жил ученый по имени Мухаммед ибн Мусса ал-Хорезми. Он впервые придумал правила выполнения арифметических действий с числами. Аль -Хорезми жил в 9 веке. Он стремился к тому, чтобы его правила были понятны для всех грамотных людей. Добиться этого было очень трудно, ведь в те времена еще не было придумано математических символов. Но Аль -Хорезми придумал описать действия словами очень четко и подробно, не давая никакой возможности уклониться от этих описаний или пропустить какое-нибудь действие. В переводе на латинский язык книги Аль -Хорезми начинались со слов «Аль - Хорезми сказал…». Постепенно люди забыли, что Аль - Хорезми - это автор правил и стали сами правила называть алгоритмами»

.

Далее, с целью актуализации житейского опыта младших школьников, учитель может просит припомнить, где в жизни они встречаются с теми или иными сводами правил или алгоритмами? Предполагаемые ответы учащихся: « Правила дорожного движения, инструкции к различным приборам, кулинарные книги и т. д.»

Обучение алгоритмам можно производить по-разному. Можно, например, давать учащимся алгоритмы в готовом виде, чтобы они могли их просто заучивать, а затем закреплять во время упражнений. Но можно и так организовать учебный процесс, чтобы алгоритмы «открывались» самими учащимися. Этот способ, наиболее ценный в дидактическом отношении, требует, однако, больших затрат времени.

В «орбиту» алгоритмического подхода могут включаться любые учебные предметы.


Математика.

Мы активно используем алгоритмы на этапе устного счета. На одном из уроков математики, после изучения на уроке информатики графического алгоритма - блок-схемы, мы разбили учащихся на пары и предложили при помощи данного дидактического материала составить алгоритм выполнения вычислений. Каждой паре была предложена блок-схема и карточки со следующим содержанием:




Увеличь данное число на 2


а =15; 18;30 1

х =?

Увеличь полученное число в 2 раза

2

начало

3


да нет 4

Х


5

Уменьши полученное число на 5

5








Ученикам было предложено помочь занять карточке свое место в блок-схеме и найти значение х в каждом случае.

В ходе выполнения задания ученикам предстояло столкнуться с проблемой и предложить свой путь ее решения. У пар стали появляться следующие предположения: « Здесь несколько вариантов составления, ведь карточки 1, 2 и 5 могут располагаться в разных частях алгоритма. » Нашлись ученики, которые стали возражать, аргументируя тем, что в самих карточках есть подсказки-слова «данное» и «полученное» число, поэтому карточка 1 должна стоять раньше.

Мнение ученика о том, что отсутствует одна карточка, где содержится вопрос, позволило ученикам продвинуться далее в своих рассуждениях. Ученики вспомнили, что в блок-схемах в «ромбе» всегда содержится предложение сделать выбор и стали предлагать свои варианты: «круглое число получилось или нет?», «есть ли в полученном числе цифра 2?» , « делится ли полученное число на 3?» и др.

Учитель напомнил, что в алгоритме должна содержаться только одна операция в каждом блоке и помог ребятам определиться с выбором. Затем учащиеся выполнили все действия по составленному алгоритму и нашли значения неизвестного числа х.


Для обобщения способа деления многозначного числа на одно-, двух- и трехзначное число в ходе фронтальной работы на уроке можно предложить составить следующий алгоритм:



г де …. первое неполное делимое и

Запиши выражение

«стобиком»

и число цифр в частном


d- делитель;

....


о- остаток;

х- следующий разряд в делимом;

klmn- частное

В

: d

o > d

ox:d

о > d

....=klmn

ажно заострить внимание учащихся

на том, что полученный алгоритм

представляет собой общий способ деления .


























Литературное чтение.

На уроках литературного чтения учащимся нередко приходится выполнять задания, в которых просят охарактеризовать главного героя или одного из героев произведения, дать оценку его качествам. И часто учитель слышит однозначные ответы типа «он (она) хороший», «плохой» или же «не очень хороший», «не совсем плохой». Учитель осознает, что подход к оценке героя в этом случае был формальным, не всегда учащиеся могут подробно и убедительно обосновать свой ответ, останавливаясь лишь на отдельных самых ярких эпизодах произведения, не учитывая причинно- следственных связей. А учитель понимает, что перед учащимися порой стоит крайне сложная задача. Как быть? Мы предлагаем своим ученикам определенный алгоритм работы с художественным текстом, который позволяет проявлять последовательность, системность в рассуждениях, не давая возможности выпустить что-либо на первый взгляд незначительное и привлекая свой жизненный опыт. Оговоримся только, что задание охарактеризовать героя мы чаще предлагаем в том случае, если в нем сочетаются неоднозначные черты или же нам интересно посмотреть, есть ли в отрицательном, на первый взгляд, герое произведения что-то положительное.

Алгоритм действий, на котором мы подробнее остановимся, реализуется на третьем этапе работы с текстом. Учитель предлагает учащимся разделить страницу в тетради на две колонки. Слева будут фиксироваться пункты плана текста, т. е. анализироваться содержание. Учитель уточняет, что план текста должен быть подробным. А справа учащиеся фиксируют те черты героя или проявления в его поведении, которые были замечены на данном смысловом отрезке. Работа проходит фронтально, задействованы все учащиеся. Учитель фиксирует на доске данные в обеих колонках после того, как заслушаны все предлагаемые варианты для пункта плана, выбран один или несколько наиболее удачных. При этом отмечается, что справа может появиться как одно проявление характера или поведения, так и несколько. Фиксируется все, что было подмечено учащимися. Функцию учителя может выполнять и один из учеников, которому делегируется право самому выбирать наиболее точные формулировки названий пунктов плана (в УМК « Живой родник» собрано достаточное количество текстов, в которых учащиеся знакомятся с героями , требующими неоднозначной оценки, глубокого анализа причинно-следственных отношений для более глубокого понимания внутренней сущности героя).

Приведем пример подобной работы в произведении В. Гаршина «Лягушка-путешественница»(4 класс, 1 четверть).


Деятельность учителя

Предполагаемые ответы учащихся

Комментарии

А теперь мы попробуем себя в роли психологов и попытаемся понять, а какая она, эта «незнакомка», лягушка. Ребята, а как один человек может лучше узнать другого в жизни?



-Хорошо, но что из предложенного вами подходит нам?




-Скажите, а на что еще мы можем обратить внимание при работе с текстом?


-И что она думала. Ведь благодаря автору мы можем узнать и мысли героя.

Итак, ребята, давайте мы снова обратимся к тексту и отыщем поворотные моменты, связанные с появлением новых героев или новых событий в жизни лягушки.




- Итак, у нас появился первый пункт плана. Подберем для него заголовок.



- Теперь посмотрим, а что делала в этот момент лягушка, как себя проявляла?



-Найдем, о чем будет говориться во второй части до того момента, как наша героиня опять не проявит себя по-новому. И как она поведет себя при встрече с утками?




-Давайте обсудим, всегда ли в жизни спрятаться от возможной опасности означает проявить трусость?












- Двигаемся дальше. Настал момент, когда лягушка проявила себя по-новому. Выделим следующий пункт.



























-Ребята, а это качество уже проявлялось у нашей героини.





_- Этот разговор натолкнул лягушку на новые размышления и стал решающим для ее дельнейшей жизни. Определим следующую часть текста.


























- Изобретение лягушки позволило ей осуществить свою мечту. Вспомним, что произошло с нашей героиней дальше. Выделим следующую часть.

Продолжим изучать поведение героини.








- Мы уже встречали проявление такого качества как воспитанность. Это говорит о том, что одно и то же качество или черта характера у человека проявляются в самых разных ситуациях и чем чаще мы его (ее) замечаем, тем сильнее оно (она) развита.












-И эта переполняющая лягушку гордость сыграла с героиней злую шутку. Вспомним дальнейшую историю, выделим границы части, дадим заголовок.











-Не удержалась лягушка и на земле. Чем закончилась эта история, озаглавим последнюю часть.







-Ребята, а теперь попробуем соединить воедино все качества проявления, которые вы вместе выделили.

- На ваш взгляд, мы получили образ положительный или возможны некоторые сомнения?








- Пообщаться, понаблюдать за действиями другого человека.



- Мы можем обратить внимание на то, как лягушка проявляла себя, что делала.




- Что говорила лягушка.








-Жизнь лягушки была спокойной, размеренной до появления уток.






.., в т.ч. «Благополучная жизнь»




-…… наслаждалась жизнью.










-Здесь говорится о том, как прошла встреча с утками. Поэтому вторую часть можно так и назвать «Встреча с утками».

«Спряталась от незнакомцев» , значит оказалась трусливой


или осторожной












-«…Решилась высунуть из воды свою лупоглазую голову: ей было интересно узнать, куда летят утки.»…Значит, любопытная.






- «Прошу извинения за беспокойство»…-так обратилась наша героиня к уткам, это говорит о ее воспитанности ( вежливости).

- «Попросила одну из них, которая казалась ей толще и умнее всех, объяснить ей, что такое юг.»…-значит оказалась думающей, рассудительной, пытающейся понять, любопытной.

- «Лягушка пришла в восторг, но в конце все-таки спросила, потому что была осторожна: «А много ли там мошек и комаров?»

-Да, значит, мы правильно рассуждаем.







- После беседы лягушка задумала сделать особое приспособление для полета. Часть назовем …Изобретение лягушки.


- «Позвольте мне подумать пять минут.- Сказала лягушка.- Я сейчас вернусь, я, наверное, придумаю что-нибудь хорошее». Значит лягушка еще смышленая, изобретательная.

- « Ум ее привел уток в такой восторг, что они единодушно согласились нести ее» и еще « Удивительно умная голова наша лягушка,- говорили они .-Даже между утками мало таких найдется». Значит, лягушка умная и получила за это признание и уважение.







- ... Соответственно событиям следующую часть озаглавим «Первый полет». - «Она едва удержалась, чтобы не поблагодарить их, но, вспомнив, что, открыв рот, она свалится со страшной высоты, еще крепче стиснула челюсти и решилась терпеть»- может собраться в нужную минуту, сосредоточенная и воспитанная.












- « Это было очень страшно: не раз лягушка чуть было не квакнула от страха, но нужно было иметь присутствие духа и она его имела», -значит, маленькая путешественница была сильная духом.

- « Она смотрела назад и немного вверх, но кое-что все-таки видела и радовалась, и гордилась».








-…в т. ч. « Неожиданное падение».

- Слыша голоса с земли, лягушка ,не переставая, думала: « А знают ли они, что это придумала я, а не утки?» Но вскоре она не выдержала и, забыв про осторожность, закричала: « Это я, я!»





- Лягушка стала хвалиться своим изобретением. Здесь проявилось такое качество как хвастовство. Часть назовем… «Маленькая хвастунья».














Подключение личного жизненного опыта.






Задаются ориентиры для работы с текстом.











Аналитическая работа;

Установление причинно-следственных связей.




На доске начинается заполнение таблицы ( см. далее)







Ученики аргументируют, приводя цитаты из текста ( умение работать с текстом)







Ребята высказывают свои мнения, спорят, отстаивают свою позицию, соглашаются, возможно, изменяют прежнюю точку зрения. ( Развитие коммуникативных ОУУН)






















Умение проверить правильность хода своих рассуждений.






















































Обобщение наблюдений учеников.
























































Один ученик выполняет предложение учителя.




Вопрос учителя провоцирует учеников к обсуждению последнего выделенного качества, потому как оно может в данном произведении восприниматься неоднозначно. Задача учителя подвести учащихся к пониманию того, насколько героиня имела право хвалиться. Показать, что такая отрицательная черта как хвастовство в данной ситуации могла и не иметь присущего ей негативного оттенка. И могло сыграть с лягушкой как злую шутку ( потеряла друзей, не долетела до цели), так и открыть перед ней новые возможности: обрести новых друзей, новый дом, где ее могли лучше понимать, заставить ее в очередной раз придумать что-нибудь необычное.



Мы отмечаем, что подобная работа с произведением помогает подготовить учащихся и для дальнейших глубоких рассуждений, в том числе и над основной мыслью, оставляя за учениками право, отстаивать свою, отличную от других, точку зрения, но делать это - аргументировано. А выполнение описанной деятельности поможет им в этом. Выполняя предложенную учителем работу, перед учащимися разворачивается логическая цепь событий, на которую нанизываются черты героя. Он можно сказать постепенно обрастает всеми теми качествами, которыми наделен любой человек, как положительными, так и отрицательными. Учащиеся в ходе соединения небольшого «кусочка» содержания и проявления героя в нем понимают, что одно и то же качество человеческого характера в разных ситуациях может восприниматься как со знаком «+», так и со знаком «__».

Наступает момент, когда содержание текста (план) становится второстепенным. Учащиеся синтезируют все частные характеристики героя, давая наиболее точную оценку его сущности.

После такой работы, дать характеристику героя, добавляя свои оценочные суждения, может даже слабоуспевающий учащийся.

Выполняя подобную деятельность периодически, план работы над образом героя может обрести вид циклического алгоритма, являющегося «канвой» в том числе и для самостоятельной работы на уроке. Алгоритм помогает экономить время на объяснении, дает возможность для самоконтроля учащимся.



Раздели тетрадный лист на 2 колонки



Перечитывая текст, выдели один смысловой отрезок



Занеси в правую колонку все встретившиеся черты характера или

проявления поведения героя





Озаглавь часть




да нет




Собери все наблюдения и дай характеристику герою












Полный текст материала Использование алгоритмов в обучении младших школьников. Методический аспект смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Смирнова Анна Дмитриевна  Алена_Бахтина
15.01.2013 0 3377 457

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК