Статья "Создание комфорта в обучении младших школьников"
Ильина Наталья Николаевна
Учитель начальных классов
МБОУ лицей № 5
Г. Воронеж
Создание комфорта в обучении младших школьников
Первый класс школы – один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.
Первоклассники из привычного мира семьи и детского сада попадают в совершенно новые условия разновозрастной, многоликой школьной среды. Былая гармония с миром у ребёнка нарушается, а новая ещё не налажена. Для успешного включения детей в новый вид деятельности им необходима определённая готовность: физическая, психологическая, познавательная, коммуникативная.
В моём классе 26 человек. На момент поступления в школу семь ребят не достигли ещё семилетнего возраста. По обследованию психолога у 15 детей наблюдалось наличие лишь внешней школьной мотивации, у 7 из них ведущее место занимает игровая деятельность, у 2 детей школьная мотивация отсутствовала совсем.
Активная познавательная деятельность ребенка может состояться только в том случае, если в классе установились добрые, доверительные отношения между учителем и учеником и между самими учениками. Разумеется, учитель не должен терять руководящей роли при ведении урока. В то же время он должен быть предельно внимательным к личности каждого ребенка, его мнению, должен правильно реагировать на ошибки или на проступки ученика, не допуская при этом грубости и унижения достоинства ребенка. Я стараюсь общаться с ребятами спокойным, сдержанным, доверительным тоном, подчеркивая при этом их достижения, хвалить не только за учебные успехи, но и за различные добрые поступки, творчество, старание, помощь. Первое время вызываю к доске детей уверенных в себе, не стеснительных, не боящихся сделать ошибку. Пройдёт время, и даже самый тревожный ребёнок убедится, что «не так страшен чёрт..» и сам поднимет руку, чтобы выйти к доске.
Т.к. актуальным видом деятельности у первоклассников является игра, активно включаю её в процесс обучения. Этому способствует и то, что в сентябре-октябре проводится по три урока, а четвертый урок предлагается проводить в нетрадиционной форме: урок-игра, урок-экскурсия, урок- театрализация, урок-путешествие и т.д.
Зная, что школьники младшего возраста сложно переносят ограничения двигательной активности длительное время, в течение одного урока провожу не менее двух физкультминуток. Включаю в урок игровые моменты типа: «Я сейчас буду называть разные слова. Если слово обозначает цветок, вы наклоняетесь, чтобы его понюхать и поближе рассмотреть. Если слово обозначает название животного, приседаете, чтобы не попасться ему на глаза.» или «Я произношу предложения. Если в предложении есть слово со звуком [у], дети хлопают в ладоши. Если в предложении нет слов с этим звуком, топают ногами.»
Стараюсь формировать у детей желание участвовать в индивидуальной и совместной учебной деятельности. Уроки по системе Занкова ведутся в форме дискуссии. Без этого невозможно ответить на те проблемные вопросы, которыми насыщены учебники. Детям предоставлено право спорить, высказывать и аргументировать свою точку зрения. Я стараюсь дать возможность высказаться каждому ребёнку. При таком подходе возможны ошибочные суждения, поэтому чрезвычайно важно, чтобы учащиеся не боялись допустить ошибки. Если ребенок панически боится ошибиться, он не ищет закономерностей, не пробует, не экспериментирует. Боязнь ошибки порождает трусость мысли. Он перестает думать, размышлять, анализировать, сопоставлять. Я, конечно, должна помочь ученику увидеть ошибки и исправить их, но при этом не очень хочется превращаться в злобного цензора. Ведь моя цель: не уличить в незнании и неумении, а помочь научиться.
Одно из важнейших мест в жизни любого ребёнка занимает общение со сверстниками. Сейчас дети начали выделять среди одноклассников тех, с кем им хотелось бы теснее дружить. А как известно ни что так не объединяет коллектив, как совместная деятельность. Поэтому к празднику «Посвящение в первоклассники» мы готовили номер с участием практически всех детей класса.
В этот сложный период дети особо нуждаются в поддержке родителей: в их заинтересованности его школьной жизнью (учебой, общением со сверстниками, с учителем); в эмоциональной поддержке (особенно когда не все получается); в спокойной доброжелательной обстановке дома; в поощрении (не только за учебные успехи, но и за старание, помощь и т.п.); в продолжении общения с одноклассниками и после школы, поиске единомышленников. Об этом я провожу беседы на родительских собраниях.
Считаю самым важным в своей работе сохранить у первоклассника желание познавать, желание ходить в школу, желание возвращаться домой и делиться с самыми родными людьми своими радостями и горестями, сохранить радость жизни. Он все равно научится читать, писать и считать. Он может что-то не понять или забыть, но если он сохранит желание познавать, все остальное преодолимо.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ильина Наталья Николаевна
→ Наташа-лето 26.01.2013 0 2009 457 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.