Статья "Развитие ценностного отношения к культурному наследию через литературное краеведение"
РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ
К КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ СВОЕГО НАРОДА
ЧЕРЕЗ ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ
Автор: Честнокова Татьяна Павловна,
учитель начальных классов
МОУ «Каслинская СОШ №27»
«Нет ничего краше, чем родина наша» - эта мудрость передавалась в России из поколения в поколение. А могут ли современные дети с такой же гордостью произнести эти слова? Как лучше, доходчивее рассказать им о нашей культуре? Рассказать так, чтобы не вызвать равнодушие, отчужденность, а развить интерес, пробудить мысли, добрые стремления…
Воспитать человека-гражданина, преданного своей родине, стремящегося преумножить славу Отечества - в этом одна из главных задач современной школы. Краеведческий подход в реализации принципа системно-деятельностной организации воспитания позволяет привить школьникам уважение к культуре и памяти предков, стремление усвоить и передать потомкам лучшие общечеловеческие ценности. Литературное краеведение может стать эффективным средством формирования личностно-ценностного отношения к своему краю.
Основываясь на многолетнем опыте работы по использованию регионального компонента содержания образования на уроках чтения, я разработала программу по литературному краеведению для младших школьников «Самоцветное слово Урала». При составлении данной программы ориентировалась на содержание и структуру курса «Чтение и начальное литературное образование» /авт. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева/ и представленную в нем систему чтения. Для меня является обязательным соблюдение общих принципов Образовательной программы «Школа 2100». Прежде всего, это выбор деятельностного подхода в качестве ведущего начала дидактики и методики, а также приобретение нового ценностного смысла краеведческих знаний в плоскости культурно ориентированного образования:
воспитание нравственной позиции российского гражданина по отношению к родному краю: это должен быть не потребитель или пассивный наблюдатель, а хранитель, созидатель природы и культуры, понимающий и любящий свою малую Родину;
именно краеведение может и должно формировать личность с активной жизненной позицией: способной к оптимальной ориентации и продуктивной деятельности в изменчивом социокультурном пространстве региона.
Структура учебников по чтению из серии «Свободный ум» позволяет вводить дополнительные произведения в любые разделы данных книг. Все тексты, включенные мною в круг чтения первоклассников по программе «Самоцветное слово Урала», обладают яркостью сюжета, доступны и привлекательны юному читателю. Это стихи и маленькие рассказы Л.Преображенской, Л.Рахлиса, Р.Дышаленковой, А.Горской и т.д. Во втором классе круг произведений поэтов и писателей Урала расширяется. Учащиеся знакомятся с литературными сказками и характером творчества Е.Пермяка, С.Власовой, Ю.Подкорытова; открывают для себя богатство уральского фольклора. Третьеклассники осознают тематическое многообразие произведений уральских авторов, наслаждаются поэтической палитрой родного края /Л.Татьяничева, В.Машковцев, А.Гольдберг, А.Подогов и др./. В четвертом классе дети получают представление об истории развития детской литературы на Южном Урале; познают самобытный жанр уральской литературы – сказы, открывая для себя новые страницы жизни и творчества Д.Н.Мамина-Сибиряка, П.П.Бажова и других авторов /монографический принцип изучения литературы/.
Для реализации принципа идейно-художественной значимости на уроках, где применяется региональный компонент, я также использую введение «сквозных» персонажей, с помощью которых ребята изучают литературное богатство края. Так, в 1 классе дети знакомятся с маленькой рыбкой уральских водоемов – Чебачком, который вместе с зайчиком Пусом будет учиться чтению, «плавая по литературной реке родного края». Во втором классе у детей появляется новый помощник и друг – юркая Ящерка. Она приглашает побывать в гостях у Даренки и Серебряного копытца, у сказочного человечка Тяп-Ляпа, придуманного известной уральской писательницей Л.Преображенской, встретиться с богатырями Урала и т.д. Такое структурирование учебного материала помогает детям понять, что чтение – это составная часть человеческой жизни, что, читая, они как бы проживают с героями книг четыре года жизни.
Одним из важных этапов моей работы является создание дидактических средств реализации программы «Самоцветное слово Урала». Совместно с детьми, их родителями, а также со старшеклассниками – моими выпускниками сделаны сборники стихов уральских авторов для учащихся 1 классов: «Попрыгать, поиграть», «Наш дом», «Мои открытия», краеведческая тетрадь для 2 класса, видеосборник стихов каслинских поэтов «Родная земля» для 3 класса. В таком совместном творчестве реализуется воспитательный принцип диалогического общения, а также решается задача укрепления семейных связей через проявление заинтересованности содержанием предмета не только учащихся, но и их родителей.
Чтобы сделать уроки чтения с включением регионального компонента запоминающимся звеном в литературной краеведческой работе, активно использую нетрадиционные формы их организации:
- урок-конкурс (конкурс иллюстраторов стихов уральских авторов «Ребятам о зверятах»; семейный конкурс чтецов «Наш дом», 1 класс; «Самое обыкновенное чудо» - защита поделок декоративно-прикладного творчества, 2 класс);
- урок-газета («День смеха» - выпуск юмористического номера классной газеты по произведениям уральских авторов, 3 класс);
- урок-встреча («Стихи любимой бабушки» - знакомство с творчеством каслинских поэтесс Галины Авериной, 2 класс, Людмилы Сурниной, 3 класс; «Наполним музыкой сердца» - встреча с педагогами ДШИ г. Касли, 3 класс);
- урок-превращение («Сказы старого мастера», 4 класс)
- урок-путешествие («Возвращение к истокам» - урок по сказам и сказкам об уральских географических названиях, 4 класс);
- урок-исследование (А.Кочетков «Семь маленьких новелл о минералах», 4 класс);
- урок «Литературное кафе» («Осеннее кафе», «Новогоднее кафе», «Весеннее кафе», 3 класс),
- урок-письмо («Певец Урала», 4 класс).
Самым информативным методом определения уровня достижений в решении задач воспитательного характера, на мой взгляд, является анализ продуктов творческой деятельности учащихся: творческие работы /рисунки, стихи, изделия декоративно-прикладного творчества/; сочинения, «пробы пера» в манере уральских авторов; письма к писателям, отзывы о прочитанных книгах, проведенных уроках («Шкатулка откровений»). Лучшие творческие работы учащихся моего прошлого выпуска мы с родителями оформили в подарочный сборник «Самоцветики» и вручили его детям на выпускном вечере.
Реализация программы по литературному краеведению «Самоцветное слово Урала» в урочной и внеурочной деятельности способствует воспитанию младшего школьника как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его культурных ценностей и традиций.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Честнокова Татьяна Павловна
→ сотрудничество 06.04.2013 0 1595 368 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.