Опыт работы по организации межпредметных связей на основе литературного краеведческого материала в начальной школе


Опыт работы по организации межпредметных связей

на основе литературного краеведческого материала

в начальной школе

Честнокова Татьяна Павловна,

учитель начальных классов

МОУ «Каслинская СОШ №27»





Возможности организации межпредметных связей

на основе литературно краеведческого материала в начальной школе

Традиционно в методике и педагогике использованием межпредметных связей в обучении называется процесс перенесения знаний или действий, которые усвоили дети, из одного предмета в другой с различными целями:

  • для ликвидации утомительных повторных объяснений уже известного;

  • для ускорения процесса обучения;

  • для закрепления и переноса учебных компетенций.

Теснейшая взаимосвязь всех видов искусствоведческого краеведения и школьного краеведения в целом открывает широкие возможности для интеграции учебных занятий и расширения межпредметных связей в начальной школе на краеведческой основе.

Учитывая это, я считаю необходимым активно сочетать краеведческий литературный потенциал с природоведческим и художественным в рамках уроков по Образовательной программе «Школа 2100».

Прежде всего, выделяю те школьные предметы, учебный материал которых приемлем для установления межпредметных связей с литературным чтением на краеведческой основе.

В первую очередь, это курс окружающего мира /авт. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Раутиан А.С., Тырин С.В./. Привлечение произведений художественной литературы к изучению природы родного края значительно обогащает учебный процесс.

Умело включенные в урок фрагменты из рассказов, сказов, стихотворений уральских авторов оживляют впечатления учащихся, поддерживают их познавательный интерес. Образная, яркая речь художественных текстов повышает эмоциональность восприятия, содействует эстетическому воспитанию детей, развивает чувство восхищения родной природой.

В свою очередь, постоянный акцент на богатство художественных и научно-популярных произведений уральских авторов, посвященных теме родной природы, побуждает учащихся к самостоятельному поиску и изучению таких произведений, тем самым, обогащая и совершенствуя читательскую деятельность детей.

Художественные произведения краеведческого характера можно использовать на разных этапах уроков окружающего мира: при актуализации знаний, при постановке учебной проблемы, в ходе «совместного открытия» новых знаний, их первичного применения и расширения.

В качестве примера приведу фрагмент тематического планирования уроков окружающего мира во 2 классе по учебнику «Наша планета Земля» /авт. А.А.Вахрушев, А.С.Раутиан, О.В.Бурский/.


Тема урока

Литературно-краеведческий материал

Реки. Как вода камень точит.

А.Подогов «Савельев ключ»

О.Юлдашев «Ручеек»

Озера.

Г.Кодиненко «Чебачонок»

Г.Аверина «Щучий юбилей»

В.Усольцева «Легенда о Ю-Ояке»

Горы.

Г.Кодиненко «Вид с ручейных гор»

Р.Дышаленкова «Уральские камешки»

Н.Верзаков, В.Черноземцев «Легенда о Таганае»

А.Кочетов «Семь маленьких новелл о минералах»

Моря.

Л.Татьяничева «Малахит»

Особенно масштабно в творчестве уральских поэтов и писателей представлена тема бережного отношения к родной природе:

  • Л.Преображенская «Терем-теремок»

  • Л.Татьяничева «О природе», «Ребята осенней ночью»

  • В.Астафьев «И прахом своим»

  • А.Горская «Будет планета жить»

  • В.Машковцев «Гибель курлыки»

  • Г.Кодиненко «Речка Исток», «Родник»

  • Л.Смирнова «Призыв» и др.

При введении этих произведений в уроки окружающего мира я наблюдаю особое отношение ребят к проблемам природопользования, приобретение их личной значимости.

Аналогично ведется работа по использованию литературно-краеведческих произведений на уроках окружающего мира с историческим содержанием.

Это способствует

  • глубокому осмыслению изучаемого материала,

  • созданию ярких исторических образов,

  • активизации познавательного процесса,

  • вовлечению учащихся в разнообразные виды деятельности на уроке,

  • воспитанию чувства гражданственности и патриотизма,

  • а также развитию широких читательских интересов.

При умелом введении в уроки истории литературного краеведческого материала историческое прошлое как бы приближается к сознанию учащихся, становится для них реальной действительностью.

3 класс, «Мое Отечество»

Раздел

Тема урока

Литературно-краеведческий материал

В потоке времени

С чего начинается Родина?

Г.Кодиненко

«Обретенная Родина»

Времена Древней Руси

«За землю русскую!»

В. Машковцев

«Песнь о земле русской»

Времена Российской империи

Гроза двенадцатого года

Народные уральские песни о войне 1812 года / сост. Бирюков В.П.

Времена Советской России и СССР

«К светлому будущему»

Л.Преображенская

«Мамин галстук»,

Л.Смирнова

«Моя судьба»


Художественно-эстетический принцип, на котором строится любая программа по литературному чтению, предполагает активное установление связей произведений литературы с другими видами искусств. Поэтому особенно полезным и эффективным я считаю использование литературного краеведческого материала на уроках изобразительного искусства. Стихи уральских поэтов, высказывания знаменитых писателей усиливают эстетическое восприятие художественных произведений изобразительного искусства.

Представлю фрагмент из тематического планирования уроков изобразительного искусства в 3 классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» /авт.Б.Н.Неменский/.

Тема четверти

Тема урока

Литературный ряд

«Искусство в твоем доме»

Посуда у тебя дома

Г.Кодиненко

«Каслинская керамика»

«Искусство на улицах твоего города»

Памятники архитектуры

Г.Кодиненко

«Уходят старые черты»

«Искусство на улицах твоего города»

Ажурные ограды

В.Волков

«Я смотрю на родные просторы»

«Художник и музей»

Музей в жизни города

Г.Кодиненко

«Патриотам родного края»

«Художник и музей»

Скульптура в музее и на улице

Л.Смирнова

«Гимн мастерству»


Для более полного раскрытия темы года - «Искусство вокруг нас» - в качестве литературного ряда специально отобраны произведения каслинских поэтов. Такое решение позволило мне обеспечить развитие

  • интереса у учащихся к восприятию памятных мест родного города и произведений искусства в музеях,

  • умения видеть и ценить труд художников, создавших неповторимый облик родного города на протяжении веков,

  • эмоциональной сферы детей.

Примером возможных межпредметных связей литературного чтения, русского языка и риторики могут являться

  • творческие работы по развитию речи на материале художественных произведений уральских авторов, фактов их биографий,

  • пробы пера в манере того или иного писателя,

  • запись собственных сочинений, стихотворений под впечатлением авторских;

  • использование материалов литературно-краеведческого содержания для текстов диктантов, для списывания, в упражнениях на различные виды и типы учебной деятельности.

Основным условием эффективности межпредметных связей в начальной школе на литературно-краеведческой основе я определяю тесную связь литературного материала с изучаемой темой и соблюдение принципа систематичности в данной работе.

Система таких уроков имеет результат: учащиеся отличаются пытливостью, наблюдательностью, широтой познавательных интересов и любовью к родному краю.



Полный текст материала Опыт работы по организации межпредметных связей на основе литературного краеведческого материала в начальной школе смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Честнокова Татьяна Павловна  сотрудничество
06.04.2013 0 2172 367

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК